Символическое доминирование и ситуация исследования
Было бы наивным полагать, что социальные характеристики агентов обнаруживаются немедленно при наблюдении. Агенты всегда воспринимаются в детерминированной социальной ситуации, чье воздействие на них самих, на наблюдателя и затем на отношение к наблюдению должны быть проанализированы как таковые. Если не фиксировать социальные характеристики ситуации наблюдения — заранее назначенное интервью в домашней обстановке, интервью на рабочем месте с согласия дирекции и профсоюзов, непредвиденное наблюдение, вызванное какими-то событиями семейной жизни, соседского окружения..., — то социолог рискует приписать их в качестве едва ли не основных характеристик объекту исследования; такая иллюзия лежит в основе бесчисленных описаний «культур», свойственных группам («народная культура», «культура банд»...). Тот факт, что социология образования и социолингвистика, если ограничиться только этими двумя областями, сумели исключить понятие (скрыто расистское) «культурного дефицита», то это потому, что им удалось сконструировать свой объект, анализируя влияние символического доминирования в отношениях между школьными или лингвистическими «успехами» и социально обусловленными диспозициями.
Безусловно, в ситуации включенного наблюдения соблазн представить доступ к объекту в форме непосредственного контакта наиболее велик. Для разоблачения этой иллюзии полезно еще раз обратиться к поучительным сравнениям, позволяющим различить последствия отношений доминирования и уловить логику практики доминируемых.
[59]
Навязанный язык и стратегия необходимости: пример письменного сочинения
Анализ продукции, девиантной с культурной и школьной точек зрения, предполагает анализ условий ее создания: навязываемый и требуемый школой язык в форме школьных упражнений является хорошей иллюстрацией стратегий необходимости, вырабатываемых культурно обделенными индивидами. Вместо того чтобы видеть в «слабой письменной работе» лишь выражение логически и социологически необъяснимого отклонения от неоспоримой и безусловной нормы, такой как письменная работа (которую профессора философии считают лучшим методом развития «индивидуального мышления» и «способности мыслить»), можно рассмотреть ее как социологически значимый продукт (Pinto, 1983, 1987). То, что называется «слабой работой», в действительности есть не что иное, как попытка ответить любой ценой (что, в отличие от ответа на вопрос зондажа, не будет просто зарегистрировано как чистое «мнение») на навязанный вопрос, подразумеваемая подоплека которого тем более скрыта от индивида, чем менее он близок школьной культуре. И если он не противопоставляет ей простое молчание, то это, безусловно, потому, что молчание вызовет против него санкции более суровые, чем «пустословие», а с другой стороны, потому, что он обладает способностью худо-бедно мобилизовать формальные правила, подогнанные к определению школьной ситуации и воспринимаемой как таковая. Тот, кто ничего не знает, знает по крайней мере одно: что следует вести себя в соответствии с усвоенными в самом общем виде обычаями универсума, отличающегося своей «возвышенностью»: рассуждать— это значит делать вид или принимать позу, соответствующую комплексу, который не имеет никакого отношения к повседневной жизни.
[60]
Автор «плохой работы» не может не обладать каким-то представлением о том, что такое язык, про-изводимый школой и для школы: усвоив за время учебы смысл оппозиции между «низким» и «высоким», он знает, что следует отказаться от общих забот, «материализма», «несерьезности» некоторых «молодых», которые думают только о «деньгах», о «мопедах», о «телевизоре» и уважать великих авторов, общие точки зрения («история нам показывает, что...»), с высоты которых рассматриваются «человек», «мир», «наука», «искусство», «философия» и т. д. За неимением более адекватных средств он демонстрирует свою добрую «философскую волю», доводя отношение критической бдительности до навязчивой проверки каждой запятой в изложении сюжета, превращая усилия по систематике в бесконечное перечисление случаев, вариантов и выражая свою адекватность культурному порядку с помощью беспощадного морализаторского аскетизма по отношению к «эгоизму», «инстинкту», «садизму»... «человеческой природы». В каком-то смысле культурно обездоленный лицеист обладает совокупностью знаний, логически и этически конформных ожиданиям школьной институции. Чего ему «не хватает», так это способности свободно расположиться в универсуме соответствий, подстановок, преемственности и противоречий («чувство» — или «чувствительность» — противопоставляются «рассудочности»: они располагаются на стороне «тела», «природы» и т.д.). Плохой автор беспрестанно перечисляет все формы «желания» и считает правильным вынести в финале целомудренное осуждение «желанию», будучи неспособным уловить, что в зависимости от того или иного случая «желание» определяется через противопоставление «разуму», «культуре»... или через противопоставление «природе», «вещи», «потребности», то есть
[61]
реестр концептов предписывает этому «концепту» переменное место, иногда близкое полю (низшему) «детерминизма», а иногда близкое полю (высшему) «свободы».
Нужно ли говорить, что у него не возникает даже мысли поиграть с этой «двусмысленностью», свободно перемещаясь от одного поля к другому, и что для него безнадежно законсервированные реминисценции курса остаются жестко спаянными с контекстом профессорского дискурса (вопрос программы, идеи автора и т. д.)? Будучи загнан в ситуацию, которой он не хотел, ему необходимо по крайней мере постараться выжить: тянуть время, имитировать интеллектуальные жесты, пользоваться формулами (может быть, имя автора вывезет), стараться не повернуться спиной к авторитетному лицу, проявляя своего рода культурную подобострастность.
Чтобы лучше понять особенность этой школьной ситуации, можно сопоставить ее с другими ситуациями, в которых осуществляются различные формы символического насилия, даже если они не принимают вид формализованной санкции жюри. Социальное осуждение действует всегда, и это хорошо чувствуют те, кто ему подвергаются: крестьяне на пляже, столкнувшиеся с отдыхающими горожанами, занятыми исключительно уходом за своим телом (Champagne, 1975); «бедные родители», испытывающие страдания при приготовлении официального семейного ужина «по правилам» (можно ли подавать колбасу, какие овощи выбрать для гарнира?); ветеран, которому предстоит выступить с речью в честь своего «любимого патрона» (Bourdieu, Boltanski, 1975); «простые люди», «позирующие» для фотографии (Bourdieu, 1965); «скромное» семейство, которому предстоит пройти через все ритуалы в связи с замужеством одного из членов с лицом более высокого и почетного происхождения (Delsaut, 1976).
[62]