Проблемная ситуация, проблема исследования

Тема: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнил(а)

студент(ка) 2 курса

инженерного факультета

группы

Ф.И.

Барановичи, 2013

Тема: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели: знакомство с теоретическими основами прикладной социологии; овладение практическими и методическими навыками социологической работы; освоение логики социологического анализа.

План:

1. Социологическое исследование в структуре социологического познания. Его основные виды и типы

2. Отображение логики социологического исследования в его программе

3. Методы сбора социологической информации

4. Обработка и анализ социологических данных

Задание:

1. Разделитесь на подгруппы и выберите из предложенного списка либо сформулируйте самостоятельно тему СИ.

2. Составьте учебную программу СИ по следующей схеме:

a. Теоретико-методологический раздел:

· описание проблемной ситуации и постановка проблемы (актуальность, разработанность);

· объект и предмет исследования;

· цель и задачи исследования (2-3 задачи);

· гипотезы (в соответствии с задачами);

· интерпретация основных понятий.

b. Методико-процедурный раздел:

· описание выборочной совокупности.

3. Соберите любым методом первичные социологические данные, обобщите и проанализируйте полученные результаты.

4. Оформите отчет о проделанной работе. Примерная структура отчета:

· титульный лист с указанием темы, списка исполнителей, номера группы;

· содержание (учебная программа, образец использованного инструментария анкеты, бланки интервью, полученные результаты);

· приложения (первичная информация – заполненные анкеты, бланки интервью и др.).

Готовые задания можно прислать на e-mail: [email protected]

ВНИМАНИЕ! Задание выполняется в подгруппах! СРОК выполнения – последняя неделя перед зачетом (ориентировочно – начало мая).

ПРИМЕР УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ СИ

«Масштабы распространения криминальной субкультуры в студенческой среде»

Теоретико-методологический раздел:

Проблемная ситуация, проблема исследования

Кризисные явления в общественной жизни, сопровождающиеся ростом бездуховности, потерей нравственных ориентиров и ценностей, особенно негативно сказываются на процессе социализации современной молодежи. Нежелание молодых людей работать, учиться, служить в армии является следствием крушения прежних общественных идеалов и ценностей, ростом потребительско-эгоистического отношения к жизни (проблемная ситуация).

Чем заполняется духовный вакуум, в котором оказалось сегодня наше общество? Уже самое поверхностное наблюдение за неформальным общением молодых людей позволяет зафиксировать наличие элементов криминальной субкультуры в их действиях и разговорном языке. Но насколько распространена в действительности данная субкультура? Насколько велико ее влияние? Эти вопросы нуждаются, по нашему мнению, в более подробном исследовании (проблема исследования).

Объект – студенты N курса УО «Барановичский Государственный Университет».

Предмет – ценностные ориентации, мировоззренческие установки, модели поведения студенческой молодежи, студенческий сленг, ритуалы и традиции.

Цель – получение информации о масштабах распространения криминальной субкультуры в студенческой среде.

Задачи:

1. Выявить наличие и степень распространенности среди студентов элементов криминальной субкультуры.

2. Выявить степень распространенности криминального жаргона в студенческой среде.

3. Выявить основные каналы и пути усвоения студентами криминальной субкультуры.

Гипотезы:

  1. Элементы криминальной субкультуры значительно распространены среди студенческой молодежи.
  2. Студенты используют в своей речи криминальный жаргон.
  3. Распространение криминальной субкультуры в студенческой среде стимулируется «криминальной пропагандой» средств массовой информации.

Наши рекомендации