Возможности профилирования курса социологии
Переходя от общих вопросов методики преподавания в вузе к ее частным разделам, необходимо прежде всего остановиться на характеристике плана курса по социологии и его зависимости от профиля специальности. Разумеется, речь идет о курсе социологии для не социологов, то есть об общем курсе социологии в рамках цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, читаемых для всех специальностей.
Анализ уже изданных или имеющихся на кафедрах общественных наук программ по социологии, а также анализ учебной литературы показывает, что студенты в разных вузах и даже на разных факультетах одного и того же вуза изучают совершенно разный материал под общим названием «Социология». И это несмотря на то, что как в России, так и в Беларуси уже имеются государственные стандарты высшего образования, в которых конкретно указано, что должен знать любой специалист в области социологии. В частности, в российском стандарте указывается, что объем знаний по социологии специалиста с высшим образованием включает в себя: историю становления и развития социологии; общество как социокультурную систему; социальные общности как источник самодвижения социальных изменений; культуру как систему ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект;, взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповую динамику; социальное поведение; социальный облик и строение как механизм социальных связей; социальную структуру, социальную стратификацию; социальные институты и социальную организацию; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логику их разрешения; социальные изменения; глобализацию социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития современного общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методологию и методы социологического исследования.
Аналогичные требования к объему социологического знания у специалистов-несоциологов зафиксированы и в белорусском образовательном стандарте вузовского обучения.
Именно эти стандартизированные требования и должны определять структуру учебных программ и содержание учебных пособий по социологии для системы высшего образования. Однако на практике происходит нечто иное. Складывается впечатление, что сколько преподавателей в вузе, столько и читаемых курсов. При этом можно заметить, что крен делается либо в сторону истории социологии, либо в сторону теоретической социологии, либо в сторону так называемых теорий среднего уровня, или специальных социологических теорий, либо в сторону методологических разделов прикладной социологии. Все эти проявления социологического знания важны, и
проблема заключается лишь в том, чтобы их объединить в рамках единого общего курса и в то же время учесть профессиональные интересы студентов разных специальностей, что позволило бы как физикам, так и лирикам с одинаковым интересом относиться к изучению этой дисциплины, приобретая нечто полезное для своей будущей профессиональной деятельности.
Анализируя эту проблему и констатируя очевидный факт плюралистичное™ в изучении социологии, автор практикума по социологии Р.И. Руденко предлагает решение этой задачи за счет выделения пяти основных смысловых блоков (или, как сейчас говорят, модулей), которые вполне согласуются с требованиями стандарта по изучению социологии:
1. Характеристика социологии как науки и учебного предмета.
2. Основные этапы (вехи) исторического развития социологической
мысли.
3. Общество как система: характеристика ее элементов.
4. Специальные социологические теории.
5. Прикладная социология: методика и техника социологических
исследований.
Соглашаясь в целом с выделением указанных блоков в общем курсе вузовской социологии, хотелось бы сделать ряд методических замечаний. Во-первых, необходимо выделять не только смысловые блоки, но и указать в общих чертах те временные рамки, в пределах которых эти блоки могут изучаться. И, во-вторых, проанализировать содержание каждого блока, выделяя его ключевые моменты и те варианты, которые могли бы привлечь к себе внимание слушателей разных специальностей. При этом необходимо исходить из варианта односеместрового изучения этого предмета, как это и принято сейчас в вузах.
Если в качестве анализа взять схему, предложенную Р.И. Руденко, то можно отметить следующее.
Первые два блока относятся к характеристике самой социологии как науки и учебной дисциплине. Здесь студенты должны получить четкое представление о предмете социологии, ее задачах, функциях и структуре; о месте социологии в системе социального познания; об основных этапах ее становления и развития (включая этап институ-ционализации в качестве научного знания).
Сам по себе этот блок весьма обширен по объему и кроме того отличается острой проблемностью ряда вопросов. Даже вопрос о предмете социологии все ещенаходится в стадии теоретической разработки, нет и нескольких учебных пособий, в которых бы этот вопрос излагался однозначно. Складывается впечатление, что чуть
ли ни каждый автор стремится дать такое определение предмета социологии, которое хоть чем-то отличалось от всех предшествующих. То же можно было бы сказать и о структуре социологии, и о времени ее возникновения, и роли в обществе.
Эти вопросы весьма интересны с теоретической точки зрения, особый интерес к ним проявляют специалисты, поэтому для студентов-социологов этот блок может читаться в развернутом виде, по-своему преломляясь в различных социологических курсах. Однако для не социологов вся эта проблематика может оказаться малоинтересной и даже несколько схоластичной. Для не социологов здесь нужен как бы бесспорный материал, который бы давал некоторое общее представление о социологии как об одной из общественных дисциплин, изучающей свой сектор общественной жизни наряду с социальной философией, историей, социальной психологией, демографией и т.д. Поэтому от авторов учебных пособий по социологии для не социологов нужен был бы однозначный подход в освещении этого блока вопросов, своего рода научный конвенционализм для того, чтобы избежать некоторой расплывчатости уже при определении самого предмета социологии. Этот консенсус нужен еще и для того, чтобы не тратить слишком много времени на изучение первых двух блоков. При всей их важности они имеют все же вспомогательное значение для не социологов и вполне могли бы быть прочитаны за одну-две лекции.
Следующий блок («Общество как система») представляет собой ключевое, с теоретической точки зрения, значение в рамках социологического курса. На изучение этой части отводится основное время, предназначенное для этого курса.
Здесь необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, эта тема имеет и философский; и общенаучный смысл. И, видимо, здесь не удастся избежать некоторых общих формулировок о системно-структурной организации общества, о которых студенты уже слышали в рамках социальной философии. Во-вторых, и историк изучает общество как развивающуюся систему. Что также приводит к некоторому перекрещиванию предметов двух наук. Поэтому, разобрав некоторые общие вопросы системной организации общества, социолог должен сразу же перейти к ее специфической интерпретации в рамках своей науки. Эта специфика выражается понятиями страты и стратификации, института и институанализации, общности и группы, общества и личности, социализации и десоциа-лизации, социального действия и взаимодействия, нормального и отклоняющегося поведения, культуры и субкультуры, прогресса и регресса и т.д.
В сущности, основной объектный язык социологии (ее категориальный аппарат) разрабатывается именно в рамках данного блока, чем и определяется его важность, консесуальность и соответствующее время изучения.
Следующий блок курса социологии как раз таки и мог бы быть представлен как та часть этого предмета, которая может легко варьироваться в зависимости от интереса слушателей тех или иных специальностей. Проанализируем этот блок более подробно.
Прежде всего, хотелось бы сказать о самом названии этого блока. В анализируемом варианте он назван «Специальные социологические теории». Кроме этого названия в литературе используются и такие как «Социологические теории среднего уровня», «Дисциплины отраслевой социологии», «Конкретно-социологические дисциплины» и т.д. Мы отдаем предпочтение последнему названию, полагая, что иные названия не вполне точно передают суть данного раздела социологического знания. Здесь следовало бы провести аналогию с другими науками, где есть некое ядро и периферийные разделы знания, например, биология (или общая биология) и весь набор биологических дисциплин, астрономия (как общая дисциплина) и набор самостоятельных астрономических дисциплин и т.д.
Название же специальных социологических теорий (или теорий среднего уровня) создает иллюзию того, что здесь речь идет о сугубо теоретической отрасли познания, хотя любая частная социологическая дисциплина (например, социология семьи, управления или социология культуры и т.д.) имеет как теоретический, так и эмпирический (или прикладной) уровни своей организации.
Второе замечание касается количественного показателя этих дисциплин. Главный редактор журнала «Социологические исследования» Ж.Т. Тощенко считает, что их количество равно 30, с чем вряд ли можно согласиться. Точное указание отраслевых социологических дисциплин вряд ли возможно, т.к. отдельных элементов социальной структуры, социальных явлений и процессов, которые являются или могли бы стать объектом социологического рассмотрения, бесконечное множество. Имеется, например, социология культуры, но наряду с ней имеется социология искусства, за ней следуют социология музыки, театра, кино, массовых зрелищ и т.д. В настоящее время уже существуют социология библиотечного дела, социология чтения, социология детского чтения, социология книги, социология словаря, социология массовой коммуникации и т.д. до бесконечности.
Здесь можно было бы провести аналогию с исторической наукой. Когда речь идет об истории, то имеют в виду некую общую науку об историческом прошлом человеческого общества. А далее эта наука может конкретизироваться и детализироваться, когда речь идет об истории отдельно взятого государства, региона, города, истории техники, истории, предположим, самолетостроения или ракетостроения, истории искусства, истории науки, истории книгопечатания или даже истории отдельно взятой книги, например, Библии и т.д. Никто эти локальные истории не называет историческими описаниями среднего уровня или специальными историческими теориями, все они составляют общее тело исторической науки, различаясь лишь по предмету исследования, это и есть отраслевые исторические дисциплины. Видимо, и в социологии есть смысл все множество социологических дисциплин (количество которых никак не может быть ограничено каким-либо числом) называть именно отраслевыми.
Есть и еще одно важное с методологической точки зрения обстоятельство, касающееся этого блока вопросов. Суть его состоит в том, что один и тот же материал в разных учебных пособиях подается по-разному: в одних случаях речь идет о характеристике основных социальных институтов (семьи, образования, религии, экономики и политики, как это имеет место, например, в учебнике социологии Н. Смелзера), в других же случаях этот же материал трактуется как разновидность социологических дисциплин (например, социология семьи, социология образования, социология религии и т.д.). Ясно, что при таком подходе несколько смещаются ракурсы рассмотрения казалось бы одного и того же предмета, и эти различия необходимо учитывать в учебном процессе.
Наконец, важной методической проблемой является вопрос о том, какое количество отраслевых дисциплин включать в эту часть курса. Отвечая на этот вопрос, можно заметить, что именно эта часть курса социологии наиболее вариабельна. Если учесть, что наряду с социологией в вузе читаются курсы экономической теории, религиоведения, политологии, культурологии, то вряд ли есть необходимость в общем курсе социологии подробно останавливаться на аналогичных вопросах без риска дублирования материала. Из всего перечня отраслевых социологии можно было бы предложить рассмотреть вопросы о браке, семье и управлении (т.к. эти вопросы имеют жизненно важное значение и нигде кроме как в социологии не разбираются) плюс то, что непосредственно связано со специальностью слушателей, предположим, социология медицины и здравоохранения для мединститутов, индустриальная социология и социология труда для технических вузов, социология искусства (с ее подвидами) для вузов
культурологического профиля, социология права для юристов и т.д., что и обеспечило бы профессиональный интерес слушателей.
Вопрос о формировании курса социологии тесно связан с вопросом о том, где, как и для чего возможно применение в будущей профессиональной деятельности знаний, полученных в процессе изучения этого предмета, какие его разделы являются наиболее значимыми для той или иной сферы деятельности. Каждый специалист ищет в этом предмете свой аспект, свои ценностные установки и практические рекомендации, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.
Определяя значимость социологии для специалистов разных профессий, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что любой человек, а тем более специалист постоянно находится в определенном социальном окружении. Человек находится в семье, в трудовом коллективе, в политической или общественной организации, в транспорте, на отдыхе, в местах лечения и т.д. И где бы он ни был, он постоянно находится в окружении других людей, ощущая на себе их воздействие. При этом, чем выше социальный статус личности, тем профессиональнее он должен ориентироваться в вопросах социального взаимодействия. Все общественные науки помогают решать эту задачу. Но роль социологии здесь особенно велика. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о логике, философии, психологии, экологии и т.д., так же он не может успешно действовать, строить свою жизнь и карьеру, не имея основ обществознания. Социология здесь выступает в качестве общего указателя нормального и отклоняющегося поведения. Можно сказать, что социологический аспект есть во всех сферах человеческой деятельности, поэтому список спецкурсов и дисциплин по выбору здесь просто неисчерпаем. Производство, экономика, политика, власть, управление, наука, искусство, спорт, маркетинг, реклама, религия и многое, многое другое содержат свой социологический стержень, знание которого необходимо как простому человеку, так и специалисту. Именно поэтому, наряду с общим курсом социологии имеются весьма широкие возможности для привлечения внимания студентов к таким разделам социологического знания, которые будут иметь сугубо практический смысл и значение в их будущей профессиональной деятельности.
В этой связи можно порекомендовать следующий набор спецкурсов, а также отдельных тем, из которых можно было бы скомпоновать этот блок общего курса социологии с учетом профессиональных интересов слушателей.
социология управления; социология власти; социология политики;
социология труда;
социология экономики; социология маркетинга; социология техники; социология образования; социология электората; социология массовых коммуникаций; социология библиотечного дела; социология литературы; социология культуры; социология музыки, кино, театра и т.д.; социология образования; социология семьи и брака; социология религии;
социология медицины и здравоохранения; социология рекреации; социология права и правосознания; социология спорта; социология быта; военная социология и т.д.
Четвертый блок вопросов имеет сугубо профессиональный смысл. В общем курсе социологии он имеет скорее всего просветительное значение. Здесь необходимо иметь в виду, что ни врач, ни инженер, ни юрист не будет выступать в качестве профессионального добытчика социологической информации. Поэтому вряд ли им понадобится подробное знание о программе исследования, инструментарии, методах социологического познания и отчетных документах. Однако все эти специалисты, как, впрочем, и все руководители, часто выступают в качестве потребителя социологической информации. А раз так, то им важно знать, как получена эта информация, что определяет ее достоверность, что означает ее репрезентативность, что означает ошибка выборки и т.д. Видимо, этот интерес и должен определять тот круг вопросов, "с которыми должен познакомиться специалист не социолог, изучая методику прикладного социологического исследования. Учитывая тот факт, что многие из этих вопросов требуют практической проработки, их изучение наиболее целесообразно проводить в форме семинарских занятий.
РАЗДЕЛ 3
ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. МЕТОДИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СОЦИОЛОГИИ
3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения
На протяжении всей истории высшей школы лекция была и остается ведущей формой обучения (от латинского 1есйо - чтение). С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, она вводит слушателей в науку, знакомит с основным категориальным аппаратом, закладывает основы научных знаний по изучаемому предмету. Ее основная цель - дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и тем самым подготовить студентов к самостоятельной работе с источниками и научными публикациями. Особенность вузовского обучения определяется тем, что здесь лекции отводится особая роль. Особенность эта.проявляется в том, что лектор (он же и научный работник) знакомит слушателей не просто с учебным материалом, а старается дать самые последние сведения из области своей науки, обобщая те данные, которые появляются в научной литературе, стремится не только сообщить сведения, но и разъяснить их, донести их смысл до каждого слушателя. Хорошая вузовская лекция - это творческий процесс, как в плане подготовки материала, так и в плане его донесения до слушателей, это творческое общение лектора с аудиторией. Эффект такого общения определяется особым эмоциональным сопровождением, который активизирует познавательные возможности студентов. От преподавателя зависит, чтобы в лекции с как можно большей полнотой были использованы все потенциальные возможности этой формы обучения,
чтобы в его деятельности наиболее четко проявлялась как теоретическая, так и методическая грамотность. Молодой и зрелый преподаватели весьма существенно отличаются друг от друга. У первого может быть запас более свежих научных данных, но слабая методическая подготовка, у второго большой опыт устного изложения материала, но несколько закостеневшие научные истины, что в любом случае снижает качество лекции. Ликвидация этих «перегибов» в деятельности преподавателя вуза достигается именно за счет совершенствования методической грамотности, ибо литература по методике знакомит не только с технологией обучения, но и на профессиональном уровне анализирует наиболее проблемные вопросы читаемого курса.
В чем же состоит деятельность вузовского преподавателя по совершенствованию своего лекторского мастерства? Опыт вузовской работы показывает, что лекторское мастерство преподавателя складывается из следующих показателей:
• научная эрудиция;
• навыки структурной и содержательной обработки научного и учебного материала по теме лекции;
• овладение содержанием подготовленной лекции, определение смысловых акцентов;
• отработка методов и техники изложения лекционного материала.
Научная эрудиция преподавателя начинает складываться еще в студенческие годы и продолжает совершенствоваться в период всей его активной деятельности. Поговорка: «Век живи, век учись», имея отношение к любому специалисту высшей квалификации, в наибольшей степени относится именно к вузовскому преподавателю.
Опыт обработки материала связан с умением адаптировать сложный материал к учебным целям, с соответствующим его оформлением.
Овладение содержанием предполагает внимательное прочтение текста лекции с его внутренним субъективным анализом, с выделением главных мест, с дополнительным обдумыванием аргументов и доказательств, с формой подачи иллюстративного материала, использования технических средств обучения и т.д.
Методика и техника изложения представляет собой реальный процесс сообщения слушателям учебного материала. Навыки этого изложения закладываются у будущих преподавателей в процессе педагогической практики и затем совершенствуются практически в период всей творческой деятельности специалиста. Здесь особую роль
играют как обмен опытом между преподавателями (открытые лекции, взаимопосещения занятий, методические конференции и т.д.), так и развитие навыков самоанализа и самооценки преподавателя.
Лекторское мастерство - это то, что характеризует субъективную сторону деятельности преподавателя. Кроме того, имеются и объективные требования, определяющие качество лекционной деятельности. К ним относятся:
• обеспечение идейной направленности преподаваемого курса, гармоничное сочетание познавательной и воспитательной функций;
• научная информативность лекции, ее высокий научный уровень;
• доказательность и убедительность сообщаемых сведений,
• сочетание информационности и проблемности излагаемого материала;
• четкость и логическая стройность изложения;
• активизация внимания слушателей, развитие их мышления: общего и профессионального;
• ясность и четкость языка изложения материала, темп чтения лекции;
• методическое обеспечение лекции - выделение основных мыслей, положений и определений, формулировка выводов и рекомендаций, подбор иллюстративного материала, использование технических средств обучения;
• активизация творчества слушателей, развитие навыков конспектирования лекций.
В практике вузовской работы в зависимости от курса (первый или заключительный), форм обучения (очное, заочное), периода изучения предмета (начало, середина или конец) сложились различные виды лекций. К таковым относятся:
- вводная;
- лекция систематического курса; -лекция специального курса;
- обзорная;
- установочная.
По форме подачи материала лекции бывают:
-лекция информационно-объяснительного характера;
- проблемная лекция;
-лекция-размышление;
-лекция беседа.
Характеристика каждого вида лекции дается в справочной литературе и легко обнаруживается в соответствующих словарях, справочниках и энциклопедиях.
Подготовка лекции - важный творческий акт. Даже тогда, когда преподаватель использует уже имеющийся и опубликованный курс лекций по предмету, все равно он вносит в него соответствующие коррективы, диктуемые конкретными условиями преподавания (курс, специальность, объем часов и т.д.). Особое значение в плане подготовки лекции (а затем и всего курса) имеет профессиональный опыт преподавателя, его теоретическая информированность и методическая грамотность. Этот опыт проявляется прежде всего в умении ориентироваться в большом потоке профессиональной информации, т.е. в той литературе, которая необходима для подготовки читаемого курса. Литература, используемая при подготовке лекций по социологии, может быть подразделена на следующие виды:
• научная (книжная продукция или периодические издания);
• учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций);
• методическая (общая и частная методика, соответствующие планы и программы);
• справочная (словари, справочники, энциклопедии);
• художественная;
• общая периодика (газеты и журналы).
Уже один этот перечень литературы, необходимой для изучения общего курса социологии, показывает сложность этой работы как для педагога, так и для студента. Здесь совершенно не оправдан чисто механический процесс чтения лекций и их заслушивания, а действует принцип творческого анализа материала, отбора наиболее важной и актуальной информации. Только при таком подходе можно рассчитывать на внимание слушателей и их заинтересованное отношение к изучаемому курсу.
Как курс в целом, так и отдельная лекция по социологии могут иметь свою целевую установку. Цель лекции (даже по одной и той же теме) может определяться как интересами слушателей (их профессиональной ориентацией), так и ее социальной значимостью. Цель определяется ориентацией либо на сообщение нового объема информации (познавательный аспект), либо на развитие мышления (когнитивный аспект), либо на формирование оценочных суждений и представлений (воспитательный аспект).
Композиционно лекция подразделяется на три части: вводную часть, главную (или основную) часть и заключение. Все эти части представляют собой не отдельные «кирпичики», механически со-
члененные друг с другом, а органичное целое, определяемое основной идеей рассматриваемой темы.
Главная часть лекции, с методологической точки зрения, распадается на теоретический и эмпирический материал. Теоретический материал представляет собой общезначимую часть знания. То, что принято в научном сообществе в виде определенных теоретических положений, принципов, законов и категорий, что не допускает субъективной интерпретации, - это информационное ядро темы.
Знакомство слушателей с этим ядром может быть осуществлено в виде трех различных методик: либо как изложение бесспорных истин, либо как доказательное изложение истин (с соответствующей аргументацией), либо как текущее, изменяющееся знание (которое хотя и имеет в настоящем определенную доказательную основу, тем не менее заключает в себе и ряд проблем, нуждается в своем уточнении).
Какой из этих трех способов изложения учебного материала является более эвристичным, а какой менее, сказать трудно, т.к. даже самый догматический способ обучения может стать стимулом к развитию мышления хотя бы по принципу отторжения пропагандируемых истин. О чем свидетельствует опыт Возрождения, Свободомыслия и Просвещения или индивидуальное развитие гениев Средневековья. Можно лишь сказать, что в наш просвещенный век просто не модным стало «вколачивать» прописные истины (что ощущают на себе даже теологи, все чаще апеллирующие не только к чувствам, но и к разуму верующих). Идеалом знания становится его текучесть, изменчивость, относительность, что и определяет современную методику вузовского преподавания. Свою дидактическую ценность имеет и эмпирический материал, как необходимая аргументирующая часть теоретических положений лекции. Умение подобрать этот материал, органично вписать его в текст лекции является важным показателем преподавательского мастерства. А со стороны студента, умение самому определять смысловые блоки с соответствующей их фиксацией.
Четкое изложение лекции (ее исполнение) требует своих навыков и методических приемов. Здесь преподаватель как бы перевоплощается из кабинетного ученого в публичного деятеля, оратора, в лектора в собственном смысле этого слова. Лекция в ее живом воплощении представляет собой непосредственный процесс обучения, в котором предъявляются свои требования к преподавателю, к студентам и к самим условиям, в которых лекция происходит (помещение, мел, доска, размещение студентов, наличие разной аппаратуры или ее отсутствие и т.д.).
От студентов требуется умение слушать, размышлять и писать одновременно. От преподавателя же требуется максимально четкое и ясное изложение материала. Здесь важную роль играют и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое, многое другое, из чего складывается лекторское мастерство.
Особенность подготовки лекций по социологии заключается в том, что преподавателю, с одной стороны, необходимо умело ориентироваться в многоликом теоретическом материале, который имеется чуть ли не по каждой теме курса, а с другой стороны, проявить мастерство в его организации и систематизации. Материал лекций по социологии должен быть максимально привязан к местным условиям. Например, если читается тема о семейно-брачных отношениях или о девиантном поведении, то, конечно же, необходимо теоретические положения подкреплять местными данными, а не теми, которые приводятся в учебниках, изданиях в дальнем или ближнем зарубежье. Только в этом случае курс социологии будет восприниматься не как чисто теоретическое, абстрактное построение, а как имеющий большой практический смысл, непосредственно затрагивающий интересы слушателей.
Разобрав общие моменты, характеризующие лекцию как основную форму вузовского обучения, обратимся теперь к рассмотрению методических особенностей лекционного курса по социологии.
План и программа общего курса социологии рассчитана на ознакомление студентов не социологических специальностей с основами современного социологического знания с соответствующими методическими указаниями и пояснениями. Стандартная программа рассчитана на 34 учебных часа, т.е. на изучение социологии в течение одного семестра с зачетом в виде контроля знаний. При этом предполагается, что на лекции будет отведено 18 часов, на семинары- 12 часов и на контролируемую самостоятельную работу студентов - 4 часа. Разумеется, в каждом отдельном случае это сочетание может варьироваться вплоть до таких крайних случаев, когда весь объем учебного времени отводится только под лекции. Тогда тематика лекций должна расширяться за счет тем семинарских занятий.
Учитывая то обстоятельство, что в цикле гуманитарных дисциплин изучаются такие предметы, как политология, религиоведение, этика, культурология и т.д., то из общего курса социологии можно было бы исключить ряд тем смежных с данными предметами, например, социология политики или социология религии и т.д. Основное внимание в общем курсе социологии уделяется изучению социальной структуры, анализу основных социальных институтов и проблемам социализации и институционализации.
Количество лекционных тем, предлагаемых ниже (если исходить из предположения, что на каждую тему отводится 2 часа), несколько больше, чем предполагает восемнадцатичасовая программа, что позволяет преподавателю либо укрупнять указанные темы, либо некоторые из них сокращать. Кроме того, каждая тема носит комплексный характер и может быть разбита на ряд отдельных вопросов, которые могут стать либо темами для самостоятельной проработки, либо темами семинарских занятий. Именно поэтому предлагаемая программа в целом имеет примерный характер и допускает варьирование в зависимости от профиля специальности и от количества учебных часов, отводимых на изучение социологии в каждом вузе и на каждом факультете.
В конспекте лекций после каждой темы список литературы не указывается, т.к. общий список этой литературы с соответствующими методическими указаниями дается в конце комплекса.
3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии
1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции.
2. Основные этапы становления и развития социологии.
3. Методология и методы прикладного социологического исследования.
4. Системно-структурная и динамическая характеристика общества.
5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации.
6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции.
7. Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений.
8. Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность.
9. Организационная структура общества. Понятия социальной организации и социального института.
10. Социальные связи, действия и взаимодействия.
11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.
12. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений. Проблемы его изучения и формирования.
3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии
Тема 1
Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции
Понятие социального, его соотношение с другими характеристиками общества (экономической, политической, культурологической, исторической и другими сторонами общественной жизни). Социальность как особый объект научного познания. Определение предмета социологии. Генезис идей о предмете социологии. Основные функции социологии. Разновидности социологического знания: макро- и микросоциология, социология фундаментальная (академическая) и прикладная, теоретическая и эмпирическая. Место социологии в системе общественных наук.
Тема 2
Основные этапы становления и развития социологии
Проблема периодизации истории социологии. Преднаучный этап становления социологии (социально-политические воззрения Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье). Зарождение социологического знания в XIX в. (воззрения Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классические социологические концепции (социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса). Теоретический плюрализм современной западной социологии. Понятие институционализации социологии. Особенность институционализации отечественной социологии.
Тема 3
Методология и методы прикладного социологического исследования
Структура социологического исследования. Этапы и виды социологического исследования. Понятия методологии, методики и техники социологического исследования. Программа исследования и методы сбора социологической информации. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Социальный прогноз, социальная технология и социальная инженерия как разновидности социологического знания и его практического использования.
Тема 4 ___ _ _________________ _______________ 1_____ _______________ _____ ,
Системно-структурная и динамическая характеристика общества
Общество как объект научного познания, проблема определения общества. Общество как система и его основные подсистемы. Типологическая характеристика общественных систем. Понятие социальной структуры и ее истолкование в различных концепциях теоретической социологии. Проблемы функционирования, изменения и развития общества. Общественный прогресс и регресс. Случайность и закономерность, стихийность и сознательность, возможность и действительность в общественном развитии.
Тема 5________ _________ ____ ________ _______ ____________________________
Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации
Человек как исходный элемент социальной системы. Личностные качества человека. Социальная типология личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Статусно-ролевая характеристика общества и личности. Социализация, десоциализация и ресоциа-лизация личности. Социальное действие и взаимодействие. Социальное поведение в его норме и отклонении. Дисциплина как характеристика человеческого поведения.
_^Ге__ма_6___________ ____________ _.___________________ ____,_______ .
Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции
Понятие семьи как группы и социальн<