Возможности профилирования курса социологии

Переходя от общих вопросов методики преподавания в вузе к ее частным разделам, необходимо прежде всего остановиться на харак­теристике плана курса по социологии и его зависимости от профиля специальности. Разумеется, речь идет о курсе социологии для не со­циологов, то есть об общем курсе социологии в рамках цикла гума­нитарных и социально-экономических дисциплин, читаемых для всех специальностей.

Анализ уже изданных или имеющихся на кафедрах обществен­ных наук программ по социологии, а также анализ учебной литера­туры показывает, что студенты в разных вузах и даже на разных фа­культетах одного и того же вуза изучают совершенно разный мате­риал под общим названием «Социология». И это несмотря на то, что как в России, так и в Беларуси уже имеются государственные стан­дарты высшего образования, в которых конкретно указано, что дол­жен знать любой специалист в области социологии. В частности, в российском стандарте указывается, что объем знаний по социологии специалиста с высшим образованием включает в себя: историю ста­новления и развития социологии; общество как социокультурную систему; социальные общности как источник самодвижения соци­альных изменений; культуру как систему ценностей, смыслов, об­разцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и эко­номические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект;, взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; соци­альный статус личности; социальные связи, действия, взаимодейст­вия между индивидами и группами, групповую динамику; социаль­ное поведение; социальный облик и строение как механизм соци­альных связей; социальную структуру, социальную стратификацию; социальные институты и социальную организацию; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логику их разрешения; соци­альные изменения; глобализацию социальных и культурных процес­сов в современном мире; социально-культурные особенности и про­блемы развития современного общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методологию и методы социологического исследо­вания.

Аналогичные требования к объему социологического знания у специалистов-несоциологов зафиксированы и в белорусском образо­вательном стандарте вузовского обучения.

Именно эти стандартизированные требования и должны опреде­лять структуру учебных программ и содержание учебных пособий по социологии для системы высшего образования. Однако на прак­тике происходит нечто иное. Складывается впечатление, что сколько преподавателей в вузе, столько и читаемых курсов. При этом можно заметить, что крен делается либо в сторону истории социологии, либо в сторону теоретической социологии, либо в сторону так назы­ваемых теорий среднего уровня, или специальных социологических теорий, либо в сторону методологических разделов прикладной со­циологии. Все эти проявления социологического знания важны, и

проблема заключается лишь в том, чтобы их объединить в рамках единого общего курса и в то же время учесть профессиональные ин­тересы студентов разных специальностей, что позволило бы как фи­зикам, так и лирикам с одинаковым интересом относиться к изуче­нию этой дисциплины, приобретая нечто полезное для своей буду­щей профессиональной деятельности.

Анализируя эту проблему и констатируя очевидный факт плюра­листичное™ в изучении социологии, автор практикума по социоло­гии Р.И. Руденко предлагает решение этой задачи за счет выделения пяти основных смысловых блоков (или, как сейчас говорят, моду­лей), которые вполне согласуются с требованиями стандарта по изу­чению социологии:

1. Характеристика социологии как науки и учебного предмета.

2. Основные этапы (вехи) исторического развития социологической

мысли.

3. Общество как система: характеристика ее элементов.

4. Специальные социологические теории.

5. Прикладная социология: методика и техника социологических

исследований.

Соглашаясь в целом с выделением указанных блоков в общем курсе вузовской социологии, хотелось бы сделать ряд методических замечаний. Во-первых, необходимо выделять не только смысловые блоки, но и указать в общих чертах те временные рамки, в пределах которых эти блоки могут изучаться. И, во-вторых, проанализировать содержание каждого блока, выделяя его ключевые моменты и те ва­рианты, которые могли бы привлечь к себе внимание слушателей разных специальностей. При этом необходимо исходить из варианта односеместрового изучения этого предмета, как это и принято сей­час в вузах.

Если в качестве анализа взять схему, предложенную Р.И. Руденко, то можно отметить следующее.

Первые два блока относятся к характеристике самой социологии как науки и учебной дисциплине. Здесь студенты должны получить четкое представление о предмете социологии, ее задачах, функциях и структуре; о месте социологии в системе социального познания; об основных этапах ее становления и развития (включая этап институ-ционализации в качестве научного знания).

Сам по себе этот блок весьма обширен по объему и кроме того отличается острой проблемностью ряда вопросов. Даже вопрос о предмете социологии все ещенаходится в стадии теоретической разработки, нет и нескольких учебных пособий, в которых бы этот вопрос излагался однозначно. Складывается впечатление, что чуть

ли ни каждый автор стремится дать такое определение предмета со­циологии, которое хоть чем-то отличалось от всех предшествующих. То же можно было бы сказать и о структуре социологии, и о времени ее возникновения, и роли в обществе.

Эти вопросы весьма интересны с теоретической точки зрения, особый интерес к ним проявляют специалисты, поэтому для студен­тов-социологов этот блок может читаться в развернутом виде, по-своему преломляясь в различных социологических курсах. Однако для не социологов вся эта проблематика может оказаться малоинте­ресной и даже несколько схоластичной. Для не социологов здесь нужен как бы бесспорный материал, который бы давал некоторое общее представление о социологии как об одной из общественных дисциплин, изучающей свой сектор общественной жизни наряду с социальной философией, историей, социальной психологией, демо­графией и т.д. Поэтому от авторов учебных пособий по социологии для не социологов нужен был бы однозначный подход в освещении этого блока вопросов, своего рода научный конвенционализм для того, чтобы избежать некоторой расплывчатости уже при определе­нии самого предмета социологии. Этот консенсус нужен еще и для того, чтобы не тратить слишком много времени на изучение первых двух блоков. При всей их важности они имеют все же вспомогатель­ное значение для не социологов и вполне могли бы быть прочитаны за одну-две лекции.

Следующий блок («Общество как система») представляет собой ключевое, с теоретической точки зрения, значение в рамках социо­логического курса. На изучение этой части отводится основное вре­мя, предназначенное для этого курса.

Здесь необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, эта тема имеет и философский; и общенаучный смысл. И, видимо, здесь не удастся избежать некоторых общих формулировок о системно-структурной организации общества, о которых студенты уже слышали в рамках социальной философии. Во-вторых, и исто­рик изучает общество как развивающуюся систему. Что также при­водит к некоторому перекрещиванию предметов двух наук. Поэто­му, разобрав некоторые общие вопросы системной организации об­щества, социолог должен сразу же перейти к ее специфической ин­терпретации в рамках своей науки. Эта специфика выражается поня­тиями страты и стратификации, института и институанализации, общности и группы, общества и личности, социализации и десоциа-лизации, социального действия и взаимодействия, нормального и отклоняющегося поведения, культуры и субкультуры, прогресса и регресса и т.д.



В сущности, основной объектный язык социологии (ее категори­альный аппарат) разрабатывается именно в рамках данного блока, чем и определяется его важность, консесуальность и соответствую­щее время изучения.

Следующий блок курса социологии как раз таки и мог бы быть представлен как та часть этого предмета, которая может легко варь­ироваться в зависимости от интереса слушателей тех или иных спе­циальностей. Проанализируем этот блок более подробно.

Прежде всего, хотелось бы сказать о самом названии этого блока. В анализируемом варианте он назван «Специальные социологиче­ские теории». Кроме этого названия в литературе используются и такие как «Социологические теории среднего уровня», «Дисципли­ны отраслевой социологии», «Конкретно-социологические дисцип­лины» и т.д. Мы отдаем предпочтение последнему названию, пола­гая, что иные названия не вполне точно передают суть данного раз­дела социологического знания. Здесь следовало бы провести анало­гию с другими науками, где есть некое ядро и периферийные разде­лы знания, например, биология (или общая биология) и весь набор биологических дисциплин, астрономия (как общая дисциплина) и набор самостоятельных астрономических дисциплин и т.д.

Название же специальных социологических теорий (или теорий среднего уровня) создает иллюзию того, что здесь речь идет о сугубо теоретической отрасли познания, хотя любая частная социологиче­ская дисциплина (например, социология семьи, управления или со­циология культуры и т.д.) имеет как теоретический, так и эмпириче­ский (или прикладной) уровни своей организации.

Второе замечание касается количественного показателя этих дис­циплин. Главный редактор журнала «Социологические исследова­ния» Ж.Т. Тощенко считает, что их количество равно 30, с чем вряд ли можно согласиться. Точное указание отраслевых социологиче­ских дисциплин вряд ли возможно, т.к. отдельных элементов соци­альной структуры, социальных явлений и процессов, которые явля­ются или могли бы стать объектом социологического рассмотрения, бесконечное множество. Имеется, например, социология культуры, но наряду с ней имеется социология искусства, за ней следуют социология музыки, театра, кино, массовых зрелищ и т.д. В настоящее время уже существуют социология библиотечного дела, социология чтения, со­циология детского чтения, социология книги, социология словаря, со­циология массовой коммуникации и т.д. до бесконечности.

Здесь можно было бы провести аналогию с исторической наукой. Когда речь идет об истории, то имеют в виду некую общую науку об историческом прошлом человеческого общества. А далее эта наука может конкретизироваться и детализироваться, когда речь идет об истории отдельно взятого государства, региона, города, истории техники, истории, предположим, самолетостроения или ракето­строения, истории искусства, истории науки, истории книгопечата­ния или даже истории отдельно взятой книги, например, Библии и т.д. Никто эти локальные истории не называет историческими опи­саниями среднего уровня или специальными историческими тео­риями, все они составляют общее тело исторической науки, различа­ясь лишь по предмету исследования, это и есть отраслевые истори­ческие дисциплины. Видимо, и в социологии есть смысл все множест­во социологических дисциплин (количество которых никак не может быть ограничено каким-либо числом) называть именно отраслевыми.

Есть и еще одно важное с методологической точки зрения об­стоятельство, касающееся этого блока вопросов. Суть его состоит в том, что один и тот же материал в разных учебных пособиях подает­ся по-разному: в одних случаях речь идет о характеристике основ­ных социальных институтов (семьи, образования, религии, экономи­ки и политики, как это имеет место, например, в учебнике социоло­гии Н. Смелзера), в других же случаях этот же материал трактуется как разновидность социологических дисциплин (например, социоло­гия семьи, социология образования, социология религии и т.д.). Яс­но, что при таком подходе несколько смещаются ракурсы рассмот­рения казалось бы одного и того же предмета, и эти различия необ­ходимо учитывать в учебном процессе.

Наконец, важной методической проблемой является вопрос о том, какое количество отраслевых дисциплин включать в эту часть курса. Отвечая на этот вопрос, можно заметить, что именно эта часть курса социологии наиболее вариабельна. Если учесть, что наряду с социологией в вузе читаются курсы экономической теории, рели­гиоведения, политологии, культурологии, то вряд ли есть необходи­мость в общем курсе социологии подробно останавливаться на ана­логичных вопросах без риска дублирования материала. Из всего пе­речня отраслевых социологии можно было бы предложить рассмот­реть вопросы о браке, семье и управлении (т.к. эти вопросы имеют жизненно важное значение и нигде кроме как в социологии не раз­бираются) плюс то, что непосредственно связано со специальностью слушателей, предположим, социология медицины и здравоохранения для мединститутов, индустриальная социология и социология труда для технических вузов, социология искусства (с ее подвидами) для вузов



культурологического профиля, социология права для юристов и т.д., что и обеспечило бы профессиональный интерес слушателей.

Вопрос о формировании курса социологии тесно связан с вопро­сом о том, где, как и для чего возможно применение в будущей про­фессиональной деятельности знаний, полученных в процессе изуче­ния этого предмета, какие его разделы являются наиболее значимы­ми для той или иной сферы деятельности. Каждый специалист ищет в этом предмете свой аспект, свои ценностные установки и практи­ческие рекомендации, которые можно использовать в своей профес­сиональной деятельности.

Определяя значимость социологии для специалистов разных профессий, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что любой человек, а тем более специалист постоянно находится в определен­ном социальном окружении. Человек находится в семье, в трудовом коллективе, в политической или общественной организации, в транспорте, на отдыхе, в местах лечения и т.д. И где бы он ни был, он постоянно находится в окружении других людей, ощущая на себе их воздействие. При этом, чем выше социальный статус личности, тем профессиональнее он должен ориентироваться в вопросах соци­ального взаимодействия. Все общественные науки помогают решать эту задачу. Но роль социологии здесь особенно велика. Как совре­менный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о логике, философии, психологии, экологии и т.д., так же он не может успешно действовать, строить свою жизнь и карьеру, не имея основ обществознания. Социология здесь выступа­ет в качестве общего указателя нормального и отклоняющегося по­ведения. Можно сказать, что социологический аспект есть во всех сферах человеческой деятельности, поэтому список спецкурсов и дисциплин по выбору здесь просто неисчерпаем. Производство, эко­номика, политика, власть, управление, наука, искусство, спорт, мар­кетинг, реклама, религия и многое, многое другое содержат свой социологический стержень, знание которого необходимо как про­стому человеку, так и специалисту. Именно поэтому, наряду с об­щим курсом социологии имеются весьма широкие возможности для привлечения внимания студентов к таким разделам социологическо­го знания, которые будут иметь сугубо практический смысл и значе­ние в их будущей профессиональной деятельности.

В этой связи можно порекомендовать следующий набор спецкур­сов, а также отдельных тем, из которых можно было бы скомпоно­вать этот блок общего курса социологии с учетом профессиональ­ных интересов слушателей.

социология управления; социология власти; социология политики;

социология труда;

социология экономики; социология маркетинга; социология техники; социология образования; социология электората; социология массовых коммуникаций; социология библиотечного дела; социология литературы; социология культуры; социология музыки, кино, театра и т.д.; социология образования; социология семьи и брака; социология религии;

социология медицины и здравоохранения; социология рекреации; социология права и правосознания; социология спорта; социология быта; военная социология и т.д.

Четвертый блок вопросов имеет сугубо профессиональный смысл. В общем курсе социологии он имеет скорее всего просвети­тельное значение. Здесь необходимо иметь в виду, что ни врач, ни инженер, ни юрист не будет выступать в качестве профессионально­го добытчика социологической информации. Поэтому вряд ли им понадобится подробное знание о программе исследования, инстру­ментарии, методах социологического познания и отчетных докумен­тах. Однако все эти специалисты, как, впрочем, и все руководители, часто выступают в качестве потребителя социологической информа­ции. А раз так, то им важно знать, как получена эта информация, что определяет ее достоверность, что означает ее репрезентативность, что означает ошибка выборки и т.д. Видимо, этот интерес и должен определять тот круг вопросов, "с которыми должен познакомиться специалист не социолог, изучая методику прикладного социологиче­ского исследования. Учитывая тот факт, что многие из этих вопро­сов требуют практической проработки, их изучение наиболее целе­сообразно проводить в форме семинарских занятий.






РАЗДЕЛ 3

ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. МЕТОДИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СОЦИОЛОГИИ

3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения

На протяжении всей истории высшей школы лекция была и оста­ется ведущей формой обучения (от латинского 1есйо - чтение). С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, она вводит слушателей в науку, знакомит с основным категориальным аппаратом, закладывает основы научных знаний по изучаемому предмету. Ее основная цель - дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и тем самым подготовить студентов к само­стоятельной работе с источниками и научными публикациями. Осо­бенность вузовского обучения определяется тем, что здесь лекции отводится особая роль. Особенность эта.проявляется в том, что лек­тор (он же и научный работник) знакомит слушателей не просто с учебным материалом, а старается дать самые последние сведения из области своей науки, обобщая те данные, которые появляются в на­учной литературе, стремится не только сообщить сведения, но и разъяснить их, донести их смысл до каждого слушателя. Хорошая вузовская лекция - это творческий процесс, как в плане подготовки материала, так и в плане его донесения до слушателей, это творче­ское общение лектора с аудиторией. Эффект такого общения опре­деляется особым эмоциональным сопровождением, который активи­зирует познавательные возможности студентов. От преподавателя зависит, чтобы в лекции с как можно большей полнотой были ис­пользованы все потенциальные возможности этой формы обучения,

чтобы в его деятельности наиболее четко проявлялась как теорети­ческая, так и методическая грамотность. Молодой и зрелый препо­даватели весьма существенно отличаются друг от друга. У первого может быть запас более свежих научных данных, но слабая методи­ческая подготовка, у второго большой опыт устного изложения ма­териала, но несколько закостеневшие научные истины, что в любом случае снижает качество лекции. Ликвидация этих «перегибов» в деятельности преподавателя вуза достигается именно за счет совер­шенствования методической грамотности, ибо литература по мето­дике знакомит не только с технологией обучения, но и на профес­сиональном уровне анализирует наиболее проблемные вопросы чи­таемого курса.

В чем же состоит деятельность вузовского преподавателя по со­вершенствованию своего лекторского мастерства? Опыт вузовской работы показывает, что лекторское мастерство преподавателя скла­дывается из следующих показателей:

• научная эрудиция;

• навыки структурной и содержательной обработки научного и учебного материала по теме лекции;

• овладение содержанием подготовленной лекции, определение смысловых акцентов;

• отработка методов и техники изложения лекционного мате­риала.

Научная эрудиция преподавателя начинает складываться еще в студенческие годы и продолжает совершенствоваться в период всей его активной деятельности. Поговорка: «Век живи, век учись», имея отношение к любому специалисту высшей квалификации, в наи­большей степени относится именно к вузовскому преподавателю.

Опыт обработки материала связан с умением адаптировать сложный материал к учебным целям, с соответствующим его оформлением.

Овладение содержанием предполагает внимательное прочтение текста лекции с его внутренним субъективным анализом, с выделе­нием главных мест, с дополнительным обдумыванием аргументов и доказательств, с формой подачи иллюстративного материала, ис­пользования технических средств обучения и т.д.

Методика и техника изложения представляет собой реальный процесс сообщения слушателям учебного материала. Навыки этого изложения закладываются у будущих преподавателей в процессе педагогической практики и затем совершенствуются практически в период всей творческой деятельности специалиста. Здесь особую роль

играют как обмен опытом между преподавателями (открытые лекции, взаимопосещения занятий, методические конференции и т.д.), так и развитие навыков самоанализа и самооценки преподавателя.

Лекторское мастерство - это то, что характеризует субъективную сторону деятельности преподавателя. Кроме того, имеются и объек­тивные требования, определяющие качество лекционной деятельно­сти. К ним относятся:

• обеспечение идейной направленности преподаваемого курса, гармоничное сочетание познавательной и воспитательной функ­ций;

• научная информативность лекции, ее высокий научный уровень;

• доказательность и убедительность сообщаемых сведений,

• сочетание информационности и проблемности излагаемого мате­риала;

• четкость и логическая стройность изложения;

• активизация внимания слушателей, развитие их мышления: об­щего и профессионального;

• ясность и четкость языка изложения материала, темп чтения лекции;

• методическое обеспечение лекции - выделение основных мыс­лей, положений и определений, формулировка выводов и реко­мендаций, подбор иллюстративного материала, использование технических средств обучения;

• активизация творчества слушателей, развитие навыков конспек­тирования лекций.

В практике вузовской работы в зависимости от курса (первый или заключительный), форм обучения (очное, заочное), периода изучения предмета (начало, середина или конец) сложились различные виды лекций. К таковым относятся:

- вводная;

- лекция систематического курса; -лекция специального курса;

- обзорная;

- установочная.

По форме подачи материала лекции бывают:

-лекция информационно-объяснительного характера;

- проблемная лекция;
-лекция-размышление;
-лекция беседа.

Характеристика каждого вида лекции дается в справочной лите­ратуре и легко обнаруживается в соответствующих словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

Подготовка лекции - важный творческий акт. Даже тогда, когда преподаватель использует уже имеющийся и опубликованный курс лекций по предмету, все равно он вносит в него соответствующие коррективы, диктуемые конкретными условиями преподавания (курс, специальность, объем часов и т.д.). Особое значение в плане подготовки лекции (а затем и всего курса) имеет профессиональный опыт преподавателя, его теоретическая информированность и мето­дическая грамотность. Этот опыт проявляется прежде всего в уме­нии ориентироваться в большом потоке профессиональной инфор­мации, т.е. в той литературе, которая необходима для подготовки читаемого курса. Литература, используемая при подготовке лекций по социологии, может быть подразделена на следующие виды:

• научная (книжная продукция или периодические издания);

• учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций);

• методическая (общая и частная методика, соответствующие пла­ны и программы);

• справочная (словари, справочники, энциклопедии);

• художественная;

• общая периодика (газеты и журналы).

Уже один этот перечень литературы, необходимой для изучения общего курса социологии, показывает сложность этой работы как для педагога, так и для студента. Здесь совершенно не оправдан чис­то механический процесс чтения лекций и их заслушивания, а дей­ствует принцип творческого анализа материала, отбора наиболее важной и актуальной информации. Только при таком подходе можно рассчитывать на внимание слушателей и их заинтересованное отно­шение к изучаемому курсу.

Как курс в целом, так и отдельная лекция по социологии могут иметь свою целевую установку. Цель лекции (даже по одной и той же теме) может определяться как интересами слушателей (их про­фессиональной ориентацией), так и ее социальной значимостью. Цель определяется ориентацией либо на сообщение нового объема информации (познавательный аспект), либо на развитие мышления (когнитивный аспект), либо на формирование оценочных суждений и представлений (воспитательный аспект).

Композиционно лекция подразделяется на три части: вводную часть, главную (или основную) часть и заключение. Все эти части представляют собой не отдельные «кирпичики», механически со-





члененные друг с другом, а органичное целое, определяемое основ­ной идеей рассматриваемой темы.

Главная часть лекции, с методологической точки зрения, распа­дается на теоретический и эмпирический материал. Теоретический материал представляет собой общезначимую часть знания. То, что принято в научном сообществе в виде определенных теоретических положений, принципов, законов и категорий, что не допускает субъ­ективной интерпретации, - это информационное ядро темы.

Знакомство слушателей с этим ядром может быть осуществлено в виде трех различных методик: либо как изложение бесспорных ис­тин, либо как доказательное изложение истин (с соответствующей аргументацией), либо как текущее, изменяющееся знание (которое хотя и имеет в настоящем определенную доказательную основу, тем не менее заключает в себе и ряд проблем, нуждается в своем уточнении).

Какой из этих трех способов изложения учебного материала яв­ляется более эвристичным, а какой менее, сказать трудно, т.к. даже самый догматический способ обучения может стать стимулом к раз­витию мышления хотя бы по принципу отторжения пропагандируе­мых истин. О чем свидетельствует опыт Возрождения, Свободомыс­лия и Просвещения или индивидуальное развитие гениев Средневе­ковья. Можно лишь сказать, что в наш просвещенный век просто не модным стало «вколачивать» прописные истины (что ощущают на себе даже теологи, все чаще апеллирующие не только к чувствам, но и к разуму верующих). Идеалом знания становится его текучесть, изменчивость, относительность, что и определяет современную ме­тодику вузовского преподавания. Свою дидактическую ценность имеет и эмпирический материал, как необходимая аргументирующая часть теоретических положений лекции. Умение подобрать этот ма­териал, органично вписать его в текст лекции является важным по­казателем преподавательского мастерства. А со стороны студента, умение самому определять смысловые блоки с соответствующей их фиксацией.

Четкое изложение лекции (ее исполнение) требует своих навыков и методических приемов. Здесь преподаватель как бы перевоплоща­ется из кабинетного ученого в публичного деятеля, оратора, в лекто­ра в собственном смысле этого слова. Лекция в ее живом воплоще­нии представляет собой непосредственный процесс обучения, в ко­тором предъявляются свои требования к преподавателю, к студентам и к самим условиям, в которых лекция происходит (помещение, мел, доска, размещение студентов, наличие разной аппаратуры или ее отсутствие и т.д.).

От студентов требуется умение слушать, размышлять и писать одновременно. От преподавателя же требуется максимально четкое и ясное изложение материала. Здесь важную роль играют и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое, многое другое, из чего складывается лекторское мастерство.

Особенность подготовки лекций по социологии заключается в том, что преподавателю, с одной стороны, необходимо умело ориен­тироваться в многоликом теоретическом материале, который имеет­ся чуть ли не по каждой теме курса, а с другой стороны, проявить мастерство в его организации и систематизации. Материал лекций по социологии должен быть максимально привязан к местным усло­виям. Например, если читается тема о семейно-брачных отношениях или о девиантном поведении, то, конечно же, необходимо теорети­ческие положения подкреплять местными данными, а не теми, кото­рые приводятся в учебниках, изданиях в дальнем или ближнем зару­бежье. Только в этом случае курс социологии будет восприниматься не как чисто теоретическое, абстрактное построение, а как имеющий большой практический смысл, непосредственно затрагивающий инте­ресы слушателей.

Разобрав общие моменты, характеризующие лекцию как основ­ную форму вузовского обучения, обратимся теперь к рассмотрению методических особенностей лекционного курса по социологии.

План и программа общего курса социологии рассчитана на озна­комление студентов не социологических специальностей с основами современного социологического знания с соответствующими мето­дическими указаниями и пояснениями. Стандартная программа рас­считана на 34 учебных часа, т.е. на изучение социологии в течение одного семестра с зачетом в виде контроля знаний. При этом пред­полагается, что на лекции будет отведено 18 часов, на семинары- 12 часов и на контролируемую самостоятельную работу студентов - 4 часа. Разумеется, в каждом отдельном случае это сочетание может варьироваться вплоть до таких крайних случаев, когда весь объем учебного времени отводится только под лекции. Тогда тематика лекций должна расширяться за счет тем семинарских занятий.

Учитывая то обстоятельство, что в цикле гуманитарных дисцип­лин изучаются такие предметы, как политология, религиоведение, этика, культурология и т.д., то из общего курса социологии можно было бы исключить ряд тем смежных с данными предметами, на­пример, социология политики или социология религии и т.д. Основ­ное внимание в общем курсе социологии уделяется изучению соци­альной структуры, анализу основных социальных институтов и про­блемам социализации и институционализации.

Количество лекционных тем, предлагаемых ниже (если исходить из предположения, что на каждую тему отводится 2 часа), несколько больше, чем предполагает восемнадцатичасовая программа, что по­зволяет преподавателю либо укрупнять указанные темы, либо неко­торые из них сокращать. Кроме того, каждая тема носит комплекс­ный характер и может быть разбита на ряд отдельных вопросов, ко­торые могут стать либо темами для самостоятельной проработки, либо темами семинарских занятий. Именно поэтому предлагаемая программа в целом имеет примерный характер и допускает варьиро­вание в зависимости от профиля специальности и от количества учебных часов, отводимых на изучение социологии в каждом вузе и на каждом факультете.

В конспекте лекций после каждой темы список литературы не указывается, т.к. общий список этой литературы с соответствующи­ми методическими указаниями дается в конце комплекса.

3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии

1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функ­ции.

2. Основные этапы становления и развития социологии.

3. Методология и методы прикладного социологического исследо­вания.

4. Системно-структурная и динамическая характеристика общества.

5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика соци­альной структуры. Проблемы социализации.

6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, измене­ния и социальные функции.

7. Группа как система и элемент социальной структуры. Социомет­рические методы изучения внутригрупповых отношений.

8. Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность.

9. Организационная структура общества. Понятия социальной орга­низации и социального института.

10. Социальные связи, действия и взаимодействия.

11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.

12. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явле­ний. Проблемы его изучения и формирования.

3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии

Тема 1

Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции

Понятие социального, его соотношение с другими характеристи­ками общества (экономической, политической, культурологической, исторической и другими сторонами общественной жизни). Социаль­ность как особый объект научного познания. Определение предмета социологии. Генезис идей о предмете социологии. Основные функ­ции социологии. Разновидности социологического знания: макро- и микросоциология, социология фундаментальная (академическая) и прикладная, теоретическая и эмпирическая. Место социологии в системе общественных наук.

Тема 2

Основные этапы становления и развития социологии

Проблема периодизации истории социологии. Преднаучный этап ста­новления социологии (социально-политические воззрения Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье). Зарождение социологического зна­ния в XIX в. (воззрения Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классические социологические концепции (социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса). Теоретический плюрализм со­временной западной социологии. Понятие институционализации социо­логии. Особенность институционализации отечественной социологии.

Тема 3

Методология и методы прикладного социологического исследования

Структура социологического исследования. Этапы и виды социо­логического исследования. Понятия методологии, методики и тех­ники социологического исследования. Программа исследования и методы сбора социологической информации. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Социальный прогноз, социальная технология и социальная инженерия как разновидности социологического знания и его практического использования.



Тема 4 ___ _ _________________ _______________ 1_____ _______________ _____ ,

Системно-структурная и динамическая характеристика общества

Общество как объект научного познания, проблема определения общества. Общество как система и его основные подсистемы. Типо­логическая характеристика общественных систем. Понятие социаль­ной структуры и ее истолкование в различных концепциях теорети­ческой социологии. Проблемы функционирования, изменения и раз­вития общества. Общественный прогресс и регресс. Случайность и закономерность, стихийность и сознательность, возможность и дей­ствительность в общественном развитии.

Тема 5________ _________ ____ ________ _______ ____________________________

Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации

Человек как исходный элемент социальной системы. Личностные качества человека. Социальная типология личности. Понятие соци­ального статуса и социальной роли. Статусно-ролевая характеристи­ка общества и личности. Социализация, десоциализация и ресоциа-лизация личности. Социальное действие и взаимодействие. Соци­альное поведение в его норме и отклонении. Дисциплина как харак­теристика человеческого поведения.

_^Ге__ма_6___________ ____________ _.___________________ ____,_______ .

Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции

Понятие семьи как группы и социальн<

Наши рекомендации