Основные институты социализации

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых струк-

тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усво­ивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудо­вом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами пози­тивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоня­ются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.

Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы об­гоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), техниче­ские изобретения и новации в искусстве, это проявление свободо­мыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжни­чество) и преступными действиями, направленными против лично­сти и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исто­рических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить дея­тельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Пол Пота.

Социология личности как раз таки и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения.

Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, по­стоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объеди-

С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу, типичные условия создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес

для социологии.

Если речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традици­ей, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Как и любой организм семья зарождается, развивается и распада­ется, исторически меняются формы семьи и брака. В своем истори­ческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядочен­ных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утвер­ждение патриархата на стадии разложения первобытного строя - к моногамии при зарождении частной собственности и государства.

Как наиболее важные события в жизни человека и общества же­нитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться тради­цией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но это еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и даль­ними родственниками.

Лишь наличие этого триединого отношения (супружество - ро-дительство - родство) позволяет говорить о семье в строгом значе­нии этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и непол­ные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим об­разом: семья это основанное на браке и родстве объединение лю­дей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой.Основой семьи являются брак, супружество, родство.

Основными этапами исторического развития семьи и брака явля­ются:

- первобытная орда(господство промискуитета - неупорядо­ченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);

- групповая семья(первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности меж­ду родителями и детьми);

- пуналуальная семья(матриархат, групповой брак, но с за­претом брачных связей между братьями и сестрами);

- парная семья(при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности);

- патриархальная семья(лидирующее положение в семье за­нимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется рели­гией);

- моногамная семья(парный брак, который сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней,-имея свою собственную историю и множество вариантов заключе­ния брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви).

Имеются свои стадии развития семьи и в онтогенезе. К ним отно­сятся:

• предбрачные отношения между потенциальными супругами (лю­бовь, сватовство, помолвка);

• вступление в брак;

• стадия молодой семьи;

• появление детей, формирование полной семьи;

'• стадия зрелой семьи (взросление детей, их выращивание и воспи­тание);

• стадия распада семьи (развод; гибель одного из родителей; старение
родителей, их болезнь и смерть; отделение детей от родителей).

В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; ро­дители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи^ ее гармоничное существование и функционирование.

Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также инди­видуальными особенностями характера, воспитанностью и культу­рой каждого члена семьи.





По выбору места жительства семьи подразделяются на:

• патрилокальную (молодожены живут с родителями мужа);

• матрилокальную (молодожены живут с родителями жены);

• неолокальную (молодожены живут отдельно от родителей).

Функции семьи

Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях. Последние регулируют отношение членов семьи друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функциониро­ванию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции:

• сексуально-репродуктивная(регулирует сексуальные потребно­сти родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

• воспитательно-регулятивная(первичная социализация и пер­вичный социальный контроль);

• рекреативно-досуговая(обеспечение отдыха, укрепление, вос­становление здоровья, организация рационального досуга);

• эмоционально-коммуникативная_(общениена основе родст­венных чувств, культивирование спокойного приятного миро­ощущения, забота о ближних, гордость за успехи каждого члена семьи и т.д.);

• хозяйственно-экономическая(ведение домашнего хозяйства и
обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами суще­
ствования).

Наличие этих функций помогает понять, что семья это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и са­мо место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия существования. Поэтому материально-пространственная характеристика семьи выражается такими поня­тиями, как дом, двор, усадьба, хутор, квартира. А место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустри-альных обществах хозяйственная деятельность семьи имела общесо­циальный смысл, т.к. двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно были и местом проживания семьи. Такие традиции сохраняются в ряде тра­диционных обществ или в сельской местности. В индустриальных обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно

отделяются друг от друга. Дом становится лишь сферой быта, мно­гие стороны которой также подвергаются индустриализации (сти­ральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, фабричное консервирование продуктов, радиоаппаратура и т.д.).

Таким образом, семья это не только люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражает­ся в зарплате (доходе) дееспособных членов семьи или пенсий (сти­пендий) у ее недееспособных членов.

3. На основе указанных теоретических положений в соединении с демографическими данными и социально-экономической статисти­кой строится социология семьи, которая стремится типизировать процессы изменения и развития современной семьи в каждом кон­кретном обществе. Для этого используется анализ документов, ста­тистические данные, опросы населения по различным вопросам се­мейной жизни.

Особое значение здесь имеют мотивы заключения браков, причи­ны разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел относительно числа детей в семье, об изменении функций мужчины и женщины в семье и т.д.

Средняя величина семей в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси - 3,3, в республиках Средней Азии - 6. Причем просле­живается общая тенденция снижения числа детей в семье. Дело до­ходит до критической отметки, когда естественный прирост населе­ния не перекрывает его смертность. За период с 1959 по 1966 г. доля небольших семей в Беларуси возросла в 2 раза, а доля многодетных семей, состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1%.

Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. \ По данным переписи населения 1989 г., в возрасте 45 - 49 лет в рес­публике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состо­явших в браке. Но только 1/3 семей считается благополучной. О чем свидетельствует количество разводов.

Если сравнивать количество заключенных в течение года браков с количеством разводов, то оказывается, что ежегодно распадается каждый 3 - 4-й брак. Правда, картина представляется не столь мрач­ной, если сравнивать количество разводов по отношению ко всем существующим семьям - всего лишь 1,4%.




В большинстве случаев в Беларуси инициаторами разводов явля­ются женщины, хотя они и понимают, что возможности заключения нового брака при наличии детей весьма ограничены.

Среди основных причин разводов, по данным социологических ис­следований, выступают:

• пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов, что в семье может складываться постепенно и приводить к разводу после долгих лет совместной жизни;

• супружеская неверность;

• психологическая и сексуальная несовместимость, что чаще всего проявляется в молодежной семье;

• завышенные притязания друг к другу;

• невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семеино-бытовых функций;

• бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно, при совместном проживании) и ряд других.

Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства:

• снижение рождаемости;

• увеличение разводов и образование неполных семей; снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.;

• ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болез­ней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении слу­жебных обязанностей и т.д.

Во все времена семейно-брачные отношения были и остаются в центре внимания общественности и основных социальных институ­тов, каковыми являются религия и государство. Однако в обществе происходят кризисные ситуации, снижающие положительное воз­действие этих институтов. Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда оставалась основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От здоровья общества во многом зависит и здоровье семьи, благополучие семейно-брачных отношений.

Тема 7

Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений

План лекции:

1. Понятие группы и ее роль в образовании социальной структу­ры.

2. Типология социальных групп.

3. Социометрия малых групп.

1. Как уже отмечалось, человек постоянно находится в окруже­нии других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на улице и в транспорте он член трансмиссионной сети (пешеход, пассажир), на производстве он член производственного коллектива и по многим другим параметрам он действительно является членом того или ино­го социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Правда, граница между ними редко четко обозначается. Дело в том, что в теории различают малую, среднюю и большую группу. Последняя чаще всего и олицетворяет общность. Но иногда понятие общности переносится и на другие масштабы групповых объединений. Тогда общность выступает как общее по­нятие, включающее в себя все объединения людей, в том числе се­мью и даже малую группу.

А между тем, эти понятия имеют строгий терминологический смысл и нуждаются в более строгом определении и употреблении. Так, основным критерием группы является такой признак, как непо­средственное общение ее членов друг с другом. Общность же обо­значает большое количество людей, выделяемых по какому-либо признаку, например, этнос, нация, гражданство, профессия, класс, сословие, слой, конфессия и т.д. Ясно, что социологический смысл этих понятий и их социообразующая роль будут различными, и это различие необходимо учитывать в теории.

Под группой следует понимать первичное социальное объедине­ние людей, вступающих друг с другом в непосредственный контакт при выполнении определенных социальных функций, объединенных общими целями и интересами.

В социологической теории различают понятия «группы», «пер­вичной группы» и «малой группы». С тем, чтобы не путаться в тер­минологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные





Основные институты социализации - student2.ru группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) ус­тойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и ста­бильности их существования; 2) высокой степенью сплоченности; 3) выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем членам группы; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие потоки и груп­пы, группа соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразде­лов министерств и государственных органов управления, мелкое подразделение силовых структур и т.д.

Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру, где есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются как бы вторичными по сравне­нию с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отно­шения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, фор­мальная и неформальная структуры совпадают.

Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода пре­ступные объединения типа банды, мафии, клана.

Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей. Слаженное функционирование групп определяет гармонич­ное функционирование коллектива предприятия, организации, уч­реждения и общества в целом.

Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, а приводит их к новому интегральному единству (то, что мо­жет сделать группа из 10 человек, не делает 10 человек в отдельно­сти). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченно­сти и взаимодействия членов группы. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т.е. дисцип­линированность и согласованность действий каждого члена группы.

Подчеркивая этот момент групповых объединений, Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» приводит следующие слова Наполео­на: «Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100

мамлюк были равны 100 французам; 300 французов обычно одержи­вали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч., т. 20, с. 131). Это превосходство определялось именно организованностью французов.

Мнение членов группы и ближайших руководителей оказывает решающее воздействие на поведение ее отдельных членов. Во фран­цузском учебнике по социологии А. Мендера приводится следующий пример: «Война позволила провести эксперименты в характерных обстоятельствах. Американское Министерство обороны обратилось к социальным психологам с просьбой определить, в каких условиях американские солдаты воюют лучше. Укрепляет ли их дух понима­ние того, что они защищают вечные ценности западной цивилиза­ции. Социальные психологи пришли к тем же выводам, что и Мэйо в индустриальной социологии: важнее всего личные отношения сол­дат, унтер-офицеров и офицеров. Именно человеческий и групповой факторы определяют дисциплину и мораль, воодушевляют солдат хорошо исполнять свой воинский долг» (Мендера А. Основы социоло­гии. - М., 2000, С. 64).

Таким образом, социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов, к ним относятся:

• интегрирующая роль;

• повышение уровня индивидуальной мотивации;

• авторитет коллективного мнения;

• защитная роль коллектива.

Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и структурные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы, вторая - эмоциональное (экспрессивное) отношение членов группы друг к другу.

В теории малых групп выделяют разные типы взаимоотношений между ее членами. Эти типы определяются понятиями: «круг», «цепь», «У» и «крест». Для выполнения одних социальных целей предпочтительней отношения типа «У» или «креста», для других -«круга» или «цепи». Например, в воинском коллективе или на про­изводстве важна строгая централизация коллективных действий, где все расписано строго по функциям и где реализуются схемы «У» или «креста». В научном же или творческом коллективе такая организа­ция может иметь негативные последствия, поэтому здесь предпочти­тельней отношения типа «круга» или «цепи».

Структура группы определяется ролевым поведением. Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основ-





ных блока: достижение основной задачи, стоящей перед группой; консолидирующее воздействие, выполняемое формальными или не­формальными лидерами; дисгармонические действия, предприни­маемые какой-то частью группы или отдельными ее членами. На этой основе можно выделить следующие роли.

Роли консолидации группы:

• информатора(четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы):

• гармонизатора(руководитель или член группы выступает по­средником между конфликтующими участниками группы);

• привратника(активизатора более пассивных членов группы, раскрытие их внутренних потенций).

Роли дисгармонизации группы:

• блокирование(члены группы не согласны с теми задачами, ко­торые ставятся перед ними);

• агрессивность(постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы);

• неадекватное стремление к признанию(болезненное стремле­ние все время находиться в центре внимания);

• абсентизм(демонстративное безразличие ко всему происходя­щему в группе, устраненность от коллективных мероприятий);

• доминирование(стремление занять лидирующее положение в группе при отсутствии на это необходимых качеств);

• беспомощность(культивирование своей слабости, стремление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оп­равдать свою лень и недееспособность).

Выполнение этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, т.е. любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсе­гда данное. В силу изменения состава или начала функционирования нового коллектива группа формируется, достигает стадии своей зре­лости и может распадаться из-за возникших в ней конфликтных си­туаций или вновь поставленных задач. Таковы структура, функцио­нирование и динамика группы.

Из сказанного ясно, что, наряду с выполнением своих основных социально-производственных функций, группа, как и семья, выпол­няет социализирующую роль, прививая навыки коллективного твор­чества, взаимоуважения и взаимоподдержки, дух престижности профессии, чувство гордости за деятельность фирмы (предприятия), коллектива и т.д.

Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям).

По степени сплоченности различают группы первичныеи вто­ричные.

По масштабу - малыеи большие. (Вкачестве больших групп выступают коллективы. Например, коллектив предприятия, учреж­дения, вуза, театра, министерства и т.д.).

По производственному признаку выделяются группы в сфере ма­териального производства, культуры, образования, науки, искусства, спорта, армии, системы управления и т.д.

По формам образования выделяются формальные и нефор­мальныегруппы. Формальная группа - это такое объединение лю­дей, состав и функции которого регулируются официальными доку­ментами: юридическими нормами, уставами, служебными инструк­циями, профессиональными требованиями и т.д. Поэтому формаль­ная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. По времени такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Формальная структура такой группы представля­ет собой исходное звено социальной структуры общества в целом. Неформальная группа возникает стихийно. Для нее характерны дружеские, доверительные отношения между ее членами. В рамках неформальных групповых объединений при их стихийном созда­нии следует различать неформальные и вполне формальные отно­шения, которые постепенно в ней устанавливаются. Например, не­формальные объединения в рамках преступного мира, которые создаются снизу по принципу личного доверия постепенно приоб­ретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан.

Неформальные объединения дружеского типа могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе, как официальном объединении, всегда существуют и небольшие микро­группы приятельского или дружеского характера. Это личностные групповые объединения. Фактором сплочения здесь выступают сим­патии, привычки, общие интересы и т.д. Порядок и связь в такой группе основаны на традиции, авторитете, уважении, альтруизме, ярко выраженном чувстве взаимопомощи и поддержки.

Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой». Кроме то­го, он может наблюдать и за деятельностью других «чужих» групп, каждая из которых оценивается как своеобразный идеал. Первые из



этих групп называются группами присутствия,вторые - идеаль­ными,т.е. носителями неких идеальных качеств.

Кроме реально существующих человек может моделировать в своем сознании и такие группы, которые реально не существуют, но представляются человеку наиболее идеальными. Такие группы на­зываются воображаемыми.Обычно они создаются из кумирных образцов сферы политики, искусства, спорта, бизнеса.

Группа (присутствия или идеальная, реальная или воображаемая), которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, цен­ности и мнения которой он ориентируется, называется референт­ной.Большую роль в формировании референтных стереотипов иг­рают средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, поли­тических групп и т.д.

Таковы основные типы социальных групп.

3. Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений в раз­личных сферах материальной и общественной жизни имеет большой социальный смысл. Изучение этих отношений является одной из основных задач социальной психологии и социологии. Теоретико-методической основой изучения этих отношений являются социо­метрия, основоположником которой является американский иссле­дователь Якоб Морено.

Социометрия - это одновременно и теория социальной структуры и методы ее изучения. Морено трактовал структуру общества как иерархию групповых отношений, т.е. пространственного размеще­ния людей относительно друг друга в различных сферах их жизне­деятельности. Любая группа характеризуется как внешними (объек­тивными), так и внутренними (субъективными) связями и отноше­ниями. Внешние связи он определил как выражение макроструктуры общества, а внутренние - как микроструктуру. Если внешние и внутренние связи не соответствуют друг другу, то возникают проти­воречия и социальные конфликты. Целью социометрии является изучение эмоциональных предпочтений в рамках групповых органи­заций. Суть общей теории социометрии состоит в том, что отноше­ния в группе строятся по принципу притяжения, отталкивания или нейтралитета (безразличия). Из заданной исследователем конкрет­ной ситуации фиксируется установка испытуемых на взаимодейст­вие друг с другом. В ситуации социометрического выбора основным содержанием социальной межличностной установки является по­требность в общении с объектом выбора.

Процедура проведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев, определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометриче­ских измерений. Данные социометрического опроса обычно выра­жаются с помощью социограмми социоматриц,помогающих в формальной форме выявить неформальные отношения в группе.

Особым методом социометрического исследования являются со­циометрический театр,имеющий две разновидности: социодрама(проигрывание различных социальных ситуаций, моделирующих те или иные роли в рамках групповых отношений, помогающих членам группы находить пути урегулирования проблем и разрешения кон­фликтов) и психодрама(моделирование и проигрывание ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмо­циональных ситуаций и снятия нервных напряжений).

Социометрическое изучение позволяет широко использовать средства математического анализа и машинной обработки данных, что придает ему особую научную ценность и респектабельность.

Тема 8

Социальная общность как макроэлемент структуры общества. Социальная стратификация и мобильность

План лекции:

1. Понятие социальной общности.

2. Типологическая характеристика социальных общностей и проблемы их изучения.

3. Социальная стратификация и социальная мобильность.

1. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем (с равным правом называемых и системами) с различными системообразующими качествами и свойствами. Мы уже разобрали такие системы, как человек, семья, группа. Следующей по структурообразующему значению выступает такая система, как социальная общность.

Общность - это макросоциальное объединение людей, выделяе­мое по одному или нескольким признакам, локализированное в про­странстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и дей­ствующее как единый социальный субъект; это реально существую­щая совокупность людей, отличающаяся своей масштабностью и определенной целостностью, представляющая собой самостоятель­ный элемент социальной структуры, особый субъект социального действия, взаимодействия и поведения.

Основные институты социализации - student2.ru Необходимо различать два значения понятия «общность». В од­ном случае оно выступает как общее понятие для обозначения любо­го объединения людей. Тогда такие объединения, как семья, группа, коллектив, население, класс, слой и т.д. - все будут подходить под понятие общности. В другом случае это понятие обозначает особый социальный объект, отличающийся от группы, семьи, коллектива своей масштабностью, особенностями структурной организации, т.е. имеет собственный онтологический смысл. Не различение этих зна­чений часто приводит к бесплодным теоретическим дискуссиям по поводу того, что считать группой, а что общностью. На самом же деле это яркий пример словесной омонимии, когда одно и то же сло­во обозначает два разных предмета. Поэтому правы и те авторы, ко­торые любое объединение людей, даже диаду, называют общностью, и те, которые рассматривают в качестве самостоятельной структур­ной единицы общества, что легко устанавливается из контекста. В данном случае это понятие используется для обозначения именно макроструктурной подсистемы общества.

Конечно, и группа, и общность представляют собой некоторые объединения людей. Но это качественно различные формы объеди­нения, имеющие свои отличительные признаки. Группа - это все же не очень крупное по количественному составу объединение людей (в пределах 100 человек), общность же может включать сотни тысяч и даже миллионы людей. Группа локализована во времени и в про­странстве, в то время как общность может иметь диффузный харак­тер и не иметь четких пространственно-временных границ. Называ­ют, например, три мировые религии, подчеркивая их безграничный характер. Представители же этих религий живут в тесном соседстве друг с другом, и даже перемешиваясь друг с другом, примерно так же, как растворяется одна жидкость в другой.

Члены группы находятся в непосредственном контакте друг с другом, в то время как члены общности, выделяемые по какому-то одному общему признаку, в большинстве своем не имеют непосред­ственных контактов друг с другом, могут даже ничего не знать друг о друге. Наконец, общность сама состоит из групп, последние вы­ступают в качестве исходных элементов ее структуры.

Таким образом, с точки зрения анализа социальной структуры, теоретически важно выделять малые и крупные объединения людей, которые весьма существенно различаются между собой и структур­но, и функционально - это группы и общности.

2. Природа и сущность общности уточняется в ее типологической характеристике. Итак, если общность - это массовое объединение людей, выделяемое на основе какого-либо общего признака, то сами

эти признаки можно увязать с основными подсистемами общества, каковыми являются экономическая, политическая и социокультур­ная сферы.

На этом основании можно выделить следующие типы общностей:

• племена, народности, нации, расы (этнические общности);

• мужчины и женщины (половые общности);

• дети, юноши, взрослые, старики (возрастные общности с последующим их делением на более мелкие возрастные группы);

• сословия, классы, слои (социально-экономические общности);

• машиностроители, строители, нефтяники, транспортники, связисты, юристы, работники сельского хозяйства, образования, культуры, управления, силовых структур и т.д. (отраслевые общности);

• каменщики, плотники, слесари, токари, животноводы, механиза­торы, врачи, преподаватели, банкиры, бизнесмены, предпринима­тели и т.д. (профессиональные общности);

• члены крупных политических партий, социальных объединений и движений (политические общности);

• православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты и т.д. (конфессиональные общности);

• жители (население) деревни, города, района, области, государст­ва (поселенчески-территориальные общности).

Каждая из этих общностей имеет собственную структуру, опре­деляемую входящими в нее группами и их объединениями, свои функциональные особенности, свои традиционные и новаторские способы коллективного поведения. Каждая общность предполагает свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного (этнического, религиозного, служебного и т.д.) по­ведения. В монообществе или в унитарном государстве все эти типы культур сливаются в единую общую культуру с общепринятыми нормами, ценностями и традициями. В многонациональном, много­конфессиональном обществе и в государстве федерального типа, наряду с общими ценностями, могут существовать и локальные культуры, определяющие разные типы поведен<

Наши рекомендации