И 25, 27. социальная общность
Общность - понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.Общности различного типа - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства, вырастающие на этнической основе, на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов. Люди одновременно являются членами различных общностей. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности). Социальные группы и общности - это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально
понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности.
В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих
суть этих объединений:1) группы и общности - это органически целостный механизм;2) устойчивость и определенность границ таких объединений –стабильность существования; 3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия ≪социальная группа≫ и ≪социальная общность≫. Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования - от нескольких минут и до столетий; по сплоченности - от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения. Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения - кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) - называют квазигруппами. Группы, Р. Мертонвыделял три важных признака
социальной группы: 1) взаимодействие людей в этом объединении; 2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;3) признание принадлежности других людей к этой группе.
Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм
и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.
Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные
группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные - безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.
И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль. По социальному положению различают следующие социальные группы:
1) социально-классовые;2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);
3) этносоциальные (нации, племена);4) социально-территориальные (город, деревня);
5) социально-профессиональные и др. В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.
Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при
взаимодействии с другими элементами общественной структуры - социальными институтами и организациями.__
Лидерство - это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях.Это качество может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции. Лидера в малой группе не назначают, он выявляется благодаря своим личным качествам. Когда лидеров несколько, группа распадается на подгруппы Взаимодействие в малой группе формируется при постоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки и привычки.Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными отношениями.Типология социальных общностей: В зависимости от уровня солидарности: 1) множества, в которых воплощается мнимая. Формы множеств: а) категории: студенты, подростки, женщины, "новые русские" и т.д.; б) агрегации: пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.; в) массы: люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной; люди, стремящиеся носить одинаковую одежду.; 2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность. Их формы: а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные взаимодействия лектора и слушателей; б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей: встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д 3) групповые общности, в которых солидарность По численности: 1) диады (взаимодействие двух человек); 2) малые общности (от 3 до -десятков человек); 3) большие общности (от сотен до тысяч); 4) суперобщности 5) все мировое сообщество. По времени существования: 1); 2) длительные; 3) долговременны По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные; 2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива). По базовому системообразующему признаку: 1) территориальные 2) этнические, 3) демографические, 4) культурные и т.д. В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось еще одно понимание социальных общностей- толпа . типы толп: 1) разнородные, в том числе а) анонимные (уличная толпа) и б) неанонимные (парламентское собрание); 2) однородные, в том числе а) секты (политическая, религиозная) и б) касты (военные, рабочие); 3) классы (буржуазия, купечество).
Типология социальных групп:
а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга); б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов Большие группы нередко называют общностями .По характеру внутригрупповых связей: а) формальные б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных и тд) По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические б) культурные в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д. ё
Вопрос10- 11. личность.
Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.
Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.
Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.
Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении. Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Она может проходить в двух режимах: 1) адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям; 2) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.