Общество как социальная система.

Общество как социальная система.

Общество – это организованная по уровням система.

Характерные черты:

1. общество рассматривается в целом, как единая социально целостная система, устойчивая и саморегулирующаяся.

2. Общество разворачивается в пространстве и во времени

3. Общество обладает большим количеством элементов, каждый из которых является системой.

4. Общество обладает особыми интегративными качествами, отсутствующих у входящих в нее элементов.

5. Целостность общества является органической, т.е. ее внутренне взаимодействие сильнее внешних факторов.

6. Любое общество стремится к самостоятельности, т.е. к действию в одном направлении, регулируемости и управляемости.

7. Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений.

Соц.система сложилась и развивается как форма единства: индивидов и соц.групп, кот-е обеспечивают организацию и координацию взаимодействий. Принципы существования и развития общества: 1)материальная основа жизни, как необходимое условие жизни общ-ва и и материальное производство –как конечный результат для создания материальных и духовных ценностей.2) создание человеком средств труда 3) территория как основа, на которой складываются и развиваются отношения между индивидами4) способность воспроизводить, поддерживать внутреннюю взаимосвязь на основе взаимного увлечения, на страхе лешиться помощи и поддержки. 5) автономность и высокий уровень саморегуляции путем создания условий для удовлетворения потребностей индивида, для самоутверждения

Типология общества

Существует деление обществ на:1) простые - нет руководителей, бедных, богатых(например, первобытные племена);2) сложные - существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились возникновением государства.Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Широко распространено деление общества, предложенное Беллом и А. Туреном:1)доиндустриальные (традиционные до 18в.), где главный фактор - сельское хозяйство, главные институты -церковь и армия. Это закрытые общества 2) индустриальные( с 18-20в) - имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;3) постиндустриальные термин введен в 60-е г. 20в.(к 20в), - их главная ценность - информация, достижения научно-технической революции, возрастает роль науки, знаний и труд становится основой успеха как отдельного человека, так и общества.Возрастает тревога, т.к.1) гос-во и правящая элита получают возможность оказывать влияние на сознание людей 2) гос-во полностью подчиняет себе гражданское общество. Существует деление общества по политическим признакам:1) демократические (гражданское общество) 2) тоталитарное (государство подавляет личность);3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Понятие ≪социальное изменение≫ это перемены в социальной сфере общества . Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Социальное развитие как реальный процесс характеризуют три взаимосвязанные черты - необходимость, направленность и закономерность.

Принципиально важная характеристика социального развития - время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом.

Модернизация, ее формы

Модернизация - совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом. Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации.Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. Поскольку современный период человеческой истории отсчитывают с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Различают два вида модернизации.. Неорганическая модернизацияявляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Органическая– путем собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Модернизация как процесс предполагает революционный переход от доиндустриального к индустриальному (капиталистическому) обществу, осуществляемый путем кардинального изменения социальных институтов и образа жизни людей.

8. Мировая система.

В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку.

Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество). Мировая система - концепция современного социального мира, которая рассматривает его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой.Все человечество в той или иной степени интенсив­ности, под давлением в большей степени внешних факторов, втягива­ется в единую финансово-экономическую, идейно-политическую, культурную систему, систему новых связей и отношений. О формировании единой мировой системы говорят социологи. Они отмечают, что различные регионы, государства, народы имеют разительные социально-экономические, культурные и другие контрасты. Технологический переворот приводит к глубоким изменениям, как в производительных силах об­щества, так и в образе жизни людей. Особенность современного технологического переворота в том, что идет процесс массовой инфор­матизации общества. Этот переворот создает принципиально новые предпосылки для универсализации человеческого взаимодействия. Вследствие бурного развития микроэкономики, компьютеризации, средств массовой коммуникации и информатизации происходит ди­намичное разделение труда, углубляется специализация, объективно формируется единая социокультурная целостность, которая диктует свои требования, как к человечеству, так и к отдельной личности. В этом обществе, будет играть важ­нейшую роль установка на информационное обогащение, приобрете­ние нового знания, овладение им в процессе непрерывного образова­ния, его технологическое применение.Чем выше уровень технологического производства, дея­тельности человека, тем выше должен быть уровень развития самого человека. В этой связи будет формироваться новая гума­нистическая культура, в которой развитие человека выступает как самоцель. В личности должны гармонично сочетаться высокая ква­лификация, хорошее знание техники, высокий уровень компетенции в своей специальности. Эти и другие профессиональные качества не­обходимо сочетать с социальной ответственностью и общечеловече­скими нравственными ценностями.

Необходимо изменить социальные установки личности и общества, уйти от идеологии роста производства, вызванного потребительством материальных ценностей, сделать упор на развитие духовных ценностей, их совершенствование. Мировая система делится на 3 составляющих:- ядро - страны западной Европы, северной Америки, Япония - сильные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства, обладаюших наибольшим капиталом, качественными товарами, сложными технологиями и средствами производства. Свою продукцию они экспортируют в страны периферии.

Культура, сущность, функции

Культура - явление многообразное как по характеру, так и по форме. Составляющие культурного наследия могут выступать в форме языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. Каждое человеческое общество имеет собственную, специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. В социологии выделяют два вида культуры: материальную и нематериальную. В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры:1)гуманистическая;2)гносеологическая;3) информационная;4) коммуникативная;5) ценностно-ориентационная;6) нормативно-регулирующая (управленческая).__

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды. Язык - это система знаков и символов, наделенных особым значением. Он возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Основные его функции - создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль распространителя культуры. Социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов .Социальные нормы - это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения называют нормативной культурой. Обычаи - это привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Культура - это освоение, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе и обществе, в себе самом; все созданное разумом и руками человека. Культура не существует без человека. Он осваивает ее через ценности, язык, общение, воспитание. Именно приобщение человека к культуре определяет степень его развития. Человек осваивает нормы, обычаи, но в то же время и изменяет культуру . Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Современное общество пронизано новизной, каждый пытается стать создателем нового, войти в историю и культуру. Россия с ее огромным количеством народов впитала в себя разные религиозные, нормативно-ценностные, культурные образцы. Формируются разные типы людей со своим специфическим мышлением, ценностными ориентациями.Таким образом, культура (ее обновление) является одним из факторов, благодаря которым происходят социальные изменения в обществе. .

Предмет социологии.

Социология – учение об обществе.

Объект социологии – современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности – это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Отличительные черты социологии:

1. системность (все стороны социальной жизни).

2. Социология изучает механизм функционирования системы или общности, т.е. повторяющиеся циклы деятельности.

3. Единство теоретических и эмпирических основ.

4. Социология – осмысляет противоречия современного общества.

5Социология едина и не делима для всего человечества.

6.Социология – начинает с изучения общества и приходит к индивиду через изучение социальных общностей к которой он принадлежат.Предметом- является результат исследовательских действий. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологиисоциальные факты. Предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.Социальное поведение, по М. Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Общество как социальная система.

Общество – это организованная по уровням система.

Характерные черты:

1. общество рассматривается в целом, как единая социально целостная система, устойчивая и саморегулирующаяся.

2. Общество разворачивается в пространстве и во времени

3. Общество обладает большим количеством элементов, каждый из которых является системой.

4. Общество обладает особыми интегративными качествами, отсутствующих у входящих в нее элементов.

5. Целостность общества является органической, т.е. ее внутренне взаимодействие сильнее внешних факторов.

6. Любое общество стремится к самостоятельности, т.е. к действию в одном направлении, регулируемости и управляемости.

7. Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений.

Соц.система сложилась и развивается как форма единства: индивидов и соц.групп, кот-е обеспечивают организацию и координацию взаимодействий. Принципы существования и развития общества: 1)материальная основа жизни, как необходимое условие жизни общ-ва и и материальное производство –как конечный результат для создания материальных и духовных ценностей.2) создание человеком средств труда 3) территория как основа, на которой складываются и развиваются отношения между индивидами4) способность воспроизводить, поддерживать внутреннюю взаимосвязь на основе взаимного увлечения, на страхе лешиться помощи и поддержки. 5) автономность и высокий уровень саморегуляции путем создания условий для удовлетворения потребностей индивида, для самоутверждения

Типология общества

Существует деление обществ на:1) простые - нет руководителей, бедных, богатых(например, первобытные племена);2) сложные - существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились возникновением государства.Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Широко распространено деление общества, предложенное Беллом и А. Туреном:1)доиндустриальные (традиционные до 18в.), где главный фактор - сельское хозяйство, главные институты -церковь и армия. Это закрытые общества 2) индустриальные( с 18-20в) - имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;3) постиндустриальные термин введен в 60-е г. 20в.(к 20в), - их главная ценность - информация, достижения научно-технической революции, возрастает роль науки, знаний и труд становится основой успеха как отдельного человека, так и общества.Возрастает тревога, т.к.1) гос-во и правящая элита получают возможность оказывать влияние на сознание людей 2) гос-во полностью подчиняет себе гражданское общество. Существует деление общества по политическим признакам:1) демократические (гражданское общество) 2) тоталитарное (государство подавляет личность);3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Понятие ≪социальное изменение≫ это перемены в социальной сфере общества . Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Социальное развитие как реальный процесс характеризуют три взаимосвязанные черты - необходимость, направленность и закономерность.

Принципиально важная характеристика социального развития - время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом.

Модернизация, ее формы

Модернизация - совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом. Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации.Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. Поскольку современный период человеческой истории отсчитывают с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Различают два вида модернизации.. Неорганическая модернизацияявляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Органическая– путем собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Модернизация как процесс предполагает революционный переход от доиндустриального к индустриальному (капиталистическому) обществу, осуществляемый путем кардинального изменения социальных институтов и образа жизни людей.

8. Мировая система.

В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку.

Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество). Мировая система - концепция современного социального мира, которая рассматривает его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой.Все человечество в той или иной степени интенсив­ности, под давлением в большей степени внешних факторов, втягива­ется в единую финансово-экономическую, идейно-политическую, культурную систему, систему новых связей и отношений. О формировании единой мировой системы говорят социологи. Они отмечают, что различные регионы, государства, народы имеют разительные социально-экономические, культурные и другие контрасты. Технологический переворот приводит к глубоким изменениям, как в производительных силах об­щества, так и в образе жизни людей. Особенность современного технологического переворота в том, что идет процесс массовой инфор­матизации общества. Этот переворот создает принципиально новые предпосылки для универсализации человеческого взаимодействия. Вследствие бурного развития микроэкономики, компьютеризации, средств массовой коммуникации и информатизации происходит ди­намичное разделение труда, углубляется специализация, объективно формируется единая социокультурная целостность, которая диктует свои требования, как к человечеству, так и к отдельной личности. В этом обществе, будет играть важ­нейшую роль установка на информационное обогащение, приобрете­ние нового знания, овладение им в процессе непрерывного образова­ния, его технологическое применение.Чем выше уровень технологического производства, дея­тельности человека, тем выше должен быть уровень развития самого человека. В этой связи будет формироваться новая гума­нистическая культура, в которой развитие человека выступает как самоцель. В личности должны гармонично сочетаться высокая ква­лификация, хорошее знание техники, высокий уровень компетенции в своей специальности. Эти и другие профессиональные качества не­обходимо сочетать с социальной ответственностью и общечеловече­скими нравственными ценностями.

Необходимо изменить социальные установки личности и общества, уйти от идеологии роста производства, вызванного потребительством материальных ценностей, сделать упор на развитие духовных ценностей, их совершенствование. Мировая система делится на 3 составляющих:- ядро - страны западной Европы, северной Америки, Япония - сильные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства, обладаюших наибольшим капиталом, качественными товарами, сложными технологиями и средствами производства. Свою продукцию они экспортируют в страны периферии.

Наши рекомендации