Схема основных уровней управления

1 уровень - управление и управленцы высшего звена (институциональный уровень). Принятие решений - президент, директор.

2 уровень - управление среднего звена или управленческий уровень (управление людьми).

3 уровень - технический уровень (подчиненные).

У истоков социологии управления в начале XX в. стояли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Черч, Т. Эмирсон; из отечественных - Афанасьев, Пригожин, Шетель, Гвишиани; из ГУУ - В.Н. Князев, Филлипов, Красовский.

Социология - взаимодействие различных социальных групп.

Социология управления является социальной дисциплиной среднего уровня, т.е. включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.

Социология исследует:

· Социально-экономические институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность.

· Совокупность лиц, связанных с управленческим трудом в сфере экономики, политики, искусства, бизнеса.

· Организационно-технические и социальные аспекты общественного производства.

· Различные управленческие структуры в обществе.

· Системы и механизмы в сфере общественного производства.

· Различные методы и принципы стимулирования и мотивации трудовой деятельности.

Социология управления:

· Тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.

· Анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы.

· Вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах.

· Занимается структурными связями в трудовом коллективе. Трудовой коллектив бывает нескольких видов: первичный (объединение людей, совместное управление производством, личный контакт по поводу производства); промежуточный (из нескольких первичных коллективов, связанных одним типом - технологическое объединение); и единство промежуточных и первичных коллективов, связанных общими задачами.

Задачи социологии управления:

1. Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.

2. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.

3. Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.

Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если гражданевыполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический). Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с развитием общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, индустриальном обществах. В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и авторитетом, осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В рабовладельческом обществе возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления – политических, правовых, нравственных, религиозных, призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер. В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящаяэлита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению различными областями деятельности. Если рассматривать возникновение управления, как области научного исследования, в 1911 году вышла книга Тейлора "Основы научного менеджмента". Усложнение производства требовало высококвалифицированных инженеров-механиков. В связи с этим на производство пришли специально подготовленные, думающие люди. Их интересовали не только технические операции, но и сам процесс организации труда на предприятии. Классическая или административная школа в управлении с 1920 по 1950 г.г. - родоначальником Анри Файоль. Цель - создание универсальных принципов управления. Одним из недостатков классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Стиль управления и кадры.
Среди существующих в современном менеджменте подходов к определению стилей руководства наиболее общей и самой распространенной остается типология, различающая ориентированный на задачу, личностно-ориентированный, авторитарный, демократический, нейтральный стили деятельности руководителя. - Руководитель, ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, критикует малоэффективную работу сотрудников; настоящий подход основывается на стремлении руководителя достичь максимальной производительности с помощью «сверхэффективного» труда всех сотрудников.- Если для руководителя на первом месте находятся сотрудники с их проблемами и ожиданиями, то его стиль можно назвать личностно-ориентированным. - При эксплуататорско-авторитарном стиле управления мотивация людей осуществляется в основном самой угрозой наказания, использование для этого поощрения ограничено. Все решения руководитель принимает сам.- Благожелательно-авторитарный.Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, относятся к ним снисходительно. В качестве мотивации подчиненных они применяют поощрения и не стесняются использовать их идеи.- Консультативно-демократический стиль.Руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними при решений производственных вопросов, а также учитывает их идеи при принятии управленческих решений. Внимательно прислушиваясь к мнению сотрудников, руководитель обобщает существующие точки зрения и вырабатывает общую позицию.- Групповой стильхарактерен тем, что руководитель ведет себя демократично, всецело доверяя своим подчиненным.

Наши рекомендации