Человек может иметь несколько социальных статусов. Различают предписанные и приобретенные, а также естественные и профессионально-должностные статусы личности.
Выравнивание статусов - доведение до общего уровня проявлений различных составляющих статуса индивида в отношении различных параметров статуса: переезд в более престижный район, покупка дорогой машины и т.д.
Аскрипция - получение человеком социального и личного статуса за счет родственных связей, пола, возраста и/или других внешних, не контролируемых человеком факторов.
17. Социальные общности. Типы социальных общностей.Соц. Общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью. Выступает как объект историческогодействия или поведения. Выполняет ne общественную деятельность.
Типы: Соц. Слои, классы, этнические группы, трудовые коллективы.
Конвергенция – процесс постепенного сближения противоположных социальных систем или общностей.
Дивергенция – разъединение….
Меньшинство – социальнозначимая часть населения, отлич. расовым и культурным самосознанием.Наследственный принцип членства.Высокий процент внутригрупповых браков.
Отличаются по национальным, религиозным и другим признакам. Подвергается дискриминации со стороны большинства.
Различают соц.-территориальные общности. (совокупность людей, имеющих одинаковое отношение к определённой территории), соц.-этнические (племя, народность, нация), религиозная общность.
18. Социальная группа.Совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе ожиданий каждого члена группы.
Признаки принадлежности индивида к группе: ингруппа (семья), аутгруппа (не такие, как мы), референдная группа (ориентация на эталон), стереотип.
По характеру взаимодействия: первичные (каждый член группы видит других как индивидов), вторичные (связи носят безличностный характер), малые (общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов)
19. Социальная организация. Система, созданная для достижения ими некоммерческих целей.Термин организацияприменительно к соц. объектам подразумевает: 1Некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций. 2Некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект. 3Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.
С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.
Свойства Признаки | Общественный инструмент | Человеческая общность | Безличная структура | |
Цель | цели-задания (например, заказ на специалистов) | цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива) | системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации | |
Иерархия | централизация (связана с координацией и интеграцией усилий) | личная зависимость | власть = подчинение определенным формальными правилам | |
Управление | целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование) | Самоорганизация (спонтанное регулирование) | Организационный порядок | |
Социальные свойства организаций. Их признаки.Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.
Иерархия- разноуровневое распределение частей в связи с их функциональными назначениями.
Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший ее признак - договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.Формализация - важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников.Развитие организаций пронизано внутренними противоречиями. Они возникают в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.
20 Понятие социальной структуры Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: количество составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные общности социальные институты.
1. Социальные общности
Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.Общности бывают:
- Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
- Реальные
- Массовые (агрегаты)
- Групповые
- Малая социальная группа
- Большая социальная группа
Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.
21. Понятие социальной инфраструктуры Инфраструктура - внутренняя структура социальной сферы. Различные центры социального обеспечения. Различный набор социальных служб, служащих для того, чтобы оказывать это социальное обеспечение населению. Все это - социальная инфраструктура. Понятие «социальная инфраструктура» впервые получило углубленную характеристику в 1980 г. в монографии Ж. Т. Тощенко «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития». Она представлена как совокупность общих, особых и специфических условий, обеспечивающих рациональную организацию жизни людей как в трудовых коллективах, так и на определенной территории.
Основа социальной инфраструктуры — «материально-вещественные элементы, которые призваны обеспечить общие условия деятельности человека в сфере труда, общественно-политической и духовной жизни.
Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всестороннее развитие человека путем удовлетворения широкого круга его разнообразных потребностей.
Население имеет определенную структуру, и в ней выделяют такие слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, совсем не могут, или могут частично решать свои социальные и прочие проблемы. В теории социальной работы существует классификация типологии клиентов: по возрасту — дети, молодежь, люди преклонного возраста; по половому признаку — мужчины, женщины; по социальному статусу — инвалиды, безработные, пенсионеры, эмигранты, беженцы; по типичным проблемам — люди с проблемами со здоровьем; с отклонениями в поведении; проблемы трудоустройства и т. П