Процедурный раздел программы социологического исследования
Процедурный раздел программы социологического исследования состоит из следующих частей:
- описание и обоснование системы выбора единиц наблюдения;
- описание методов и техники сбора данных. Перечень эмпирических индикаторов;
- указание основных процедур анализа данных;
- рабочий (организационный) план исследования.
Данный раздел программы содержит описание и обоснование методов, которые позволят реализовать концепцию исследования и проверить выдвинутые в ее рамках гипотезы.
Выбор единиц наблюдения. Описание и обоснование выборки должно включать в себя ответы на следующие вопросы:
- планируемый объем выборки;
- какими методическими соображениями и принципами вы руководствовались при его определении? Покажите, что это оптимальный объем, необходимый для реализации задач вашего исследования.
Методы и инструменты сбора данных. В этом разделе вы должны описать, какой способ сбора первичной информации вы выбираете и почему.
Инструментарий. Разрабатывая анкету (вопросник для проведения интервью), необходимо обращать внимание на два обстоятельства.
Первое: анкета должна быть интересна не сама по себе - она должна быть инструментальна с точки зрения намеченной программы исследования.
Второе: анкета - это конечный результат интерпретации понятий и категорий, с которыми работает исследователь, это уровень операциональных определений. На этом уровне большое значение имеют как содержание операции измерения, так и ее форма. Конструкция вопроса, его язык, стиль, логика и даже внешний вид вопросника - все это важно, от этого, в конечном счете, зависит успех исследования.
Пробные исследования. Существует два принципиальных вида пробных исследований: поисковое (разведывательное) и пилотажное.
Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез.
Поисковое исследование может включать в себя:
- интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами;
- наблюдение;
- фокус-группу по центральной проблеме исследования;
- опрос экспертов - специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области;
- изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.
Анализ данных. Существует два принципиальных подхода к анализу социологических данных - анализ линейного распределения и структурно-типологический анализ объекта.
1. Анализ линейного распределения. В рамках этого подхода социолог работает с нерасчлененным массивом данных. Задача этого этапа анализа - увидеть общие черты и тенденции, характерные для изучаемого объекта в целом.
2. Условное распределение «по усмотрению социолога». Прежде чем «препарировать» массив с помощью методов многомерного статистического анализа, попытайтесь выделить типологические группировки самостоятельно.
3. Многомерный статистический анализ. В разделе, посвященном изложению результатов исследования, необходимо дать краткую характеристику тех методов математической статистики, которыми воспользовались.
Формы представления результатов исследования. Существуют три основные группы форм представления результатов социологического исследования.
Статистические формы. Непосредственные, «сырые» данные статистической обработки. Это могут быть таблицы, графики и даже распечатки.
Научные формы. К ним относятся следующие:
1. Отчет по результатам социологического исследования во всех своих разновидностях, а именно:
- полный отчет, документирующий содержательную и методическую части исследования;
- краткий отчет, включающий в себя важнейшие результаты исследования и допускающий ограниченное количество таблиц и статистического материала (в пределах, необходимых для раскрытия и доказательства основных выводов);
- отчет-резюме, не нагруженный цифровым материалом и содержащий только четко и лаконично сформулированные выводы исследования.
2. Научные публикации. Научная публикация, по сравнению с отчетом, более концептуальна, носит авторский характер, не имеет обязательной и единой структуры изложения
Литературные формы:
- социологическое эссе;
- публикация в СМИ.