Объект и предмет и функции социологии.
2. Внутридисциплинарная структура социологии, ее уровни и категории.
Место социологии в системе современного общественнонаучного знания.
Объект и предмет и функции социологии.
Определение социологии
В науке выделяются три основные сферы научного познания: мир природы, человек и мир социальной действительности, или общество. Мир природы изучают естественные науки: физики, химия, биология и др. Целый комплекс наук изучает природу человека, особенности его физического и психического развития: антропология, физиология, психология, медицинские науки, языкознание и др.
Мир социальной действительности изучают общественные науки - экономические, политические, правовые, культурологические, исторические, социальные. Сам перечень этих дисциплин свидетельствует о том, что познание общества столь же неисчерпаемо, как и познание природы.
У естественнонаучных и общественных дисциплин, несмотря на все их различия, имеется чрезвычайно важная общая черта. Она состоит в том, что, изучая действительность, они исследуют процесс взаимодействия человека, с одной стороны, и природы или общества – с другой. Таким образом, в центре научного познания всегда находится личность человекаи проблемы его взаимоотношений с природной или социальной средой.
Вместе с тем, специфика научного знания требует четкого разграничения сферы исследования естественных и общественных дисциплин. В этой связи фундаментальным понятием обществознания выступает категория социального как особого рода реальности, отличной от мира физических явлений. Социальное – это общее свойство, присущее любым группам индивидов, взаимодействующих в рамках различных социальных организаций и процессов на различных этапах развития общества. Такое определение социального позволяет объединить все элементы и структуры общества в одну целостную систему, функционирование которой изучается методами общественных наук и прежде всего социологии.
Термин «социология» происходит от лат. Societas (общество) и греч. Logos (наука, закон) – т. е. наука об обществе. В современном научном мире существует множество мнений по поводу того, что призвана изучать социология. Несмотря на различия существующих подходов, утвердилось общее представление о том, что социология – это наука о взаимодействии человека, с одной стороны, и общества – с другой. При этом взаимодействие человека и общества рассматривается как двусторонний, чрезвычайно сложный, многогранный и противоречивый процесс.
Главной целью социологического исследования выступает выявление социальных законов – то есть наиболее общих, объективных принципов, связей, закономерностей, определяющих деятельность и поведение людей в обществе.
Социальный закон – это относительно устойчивые и воспроизводимые отношения между отдельными индивидами и общностями людей, а также обществом и социальной организацией, действие которых определено объективными условиями действительности и распространяется на все общество в целом либо на его отдельные элементы независимо от сознания человека.
Социальные законы не создаются сознательно членами общества: люди соблюдают их неосознанно, действуя в соответствии со своими потребностями и вступая при этом во взаимодействия с различными социальными институтами. Наличие социальных законов позволяет ученым исследовать общество, объяснять поведение людей в различных социальных группах и прогнозировать его возможные результаты. Напротив, непредсказуемые, беспорядочные, хаотичные действия людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов социологии, так как они не отражают объективные факторы и условия общественного развития.
Таким образом, социологию можно определить как науку, которая изучает общие законы и закономерности взаимодействия человека, с одной стороны, и общества либо его отдельных элементов – с другой.
Объект социологии
Среди других общественных дисциплин социология выделяется, прежде всего, сложностью своего предмета изучения и огромным объемом изучаемого материала. Дело в том, что все разнообразные общественные дисциплины изучают отдельные стороны, или сферы социальной действительности – политическую, экономическую, духовную и др. Всестороннее, целостное знание об обществе, его возникновении, функционировании и развитии дает только социология. Иными словами, социология изучает общество в целом, и в этом состоит ее главное отличие от других общественных дисциплин. При этом само общество в современной науке принято рассматривать как общность самостоятельных индивидов, социальных групп и взаимосвязей между ними.
Таким образом,объектом социологии выступает все общество как единая, интегративная и постоянно развивающаяся система, функционирующая на основе общих социальных законов, а также специфических закономерностей, присущих отдельным ее элементам.
Предмет социологии
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий.
Предмет науки – это логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события.
Вопрос о предмете социологии всегда являлся дискуссионным, подходы к его пониманию существенно изменялись по мере развития социологического знания. В период возникновения социологии ее основоположник, О.Конт, рассматривал общество как целостный организм, подобный биологическому организму, где каждый орган, или элемент, взаимосвязан с другими и выполняет четко определенные функции. В соответствии с этим подходом предметом социологии Конт считал изучение принципов функционирования социального организма, или социальной системы. Такой взгляд на предмет социологии и сегодня разделяют многие научные школы. Однако по мере развития социологии, возникновения новых научных направлений и школ менялись и взгляды на предмет социологии.
В настоящее время в зарубежной социологии в рамках различных течений в качестве предмета социологии могут рассматриваться социальные системы или структуры, социальное поведение и психология, социальные группы и общности, социальные процессы и взаимодействия и др.
В отечественной социологии также существуют разнообразные мнения о предмете данной дисциплины, что отражает, прежде всего, особенности развития социологического знания в нашей стране. В советский период роль всеобъемлющего учения об обществе играла марксистско-ленинская теория, составными частями которой выступали диалектический и исторический материализм, научный коммунизм и марксистское политэкономическое учение. В рамках этой официальной идеологической доктрины для социологии просто не оставалось места, в связи с чем, она долгое время считалась второстепенной, исключительно прикладной дисциплиной и играла вспомогательную роль. Ее предметом, как прикладной науки, в 60-80гг. XXв. считалось изучение закономерностей функционирования отдельных элементов социалистической общественной системы – например, социальных групп и организаций (семья, трудовой коллективов, общественные организации и т.п.), отдельных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных и др.), а также их влияния на процесс формирования отдельной личности.
С изменением условий развития общественной науки в нашей стране в 90-е гг. XX в. изменились и представления о социологии. Возникли разнообразные трактовки предмета социологии, в соответствие с которыми предметом социологии считается, например:
- изучение различных социальных общностей (профессиональных, территориальных, национальных, религиозных и др.);
- общественное сознание, изменение которого определяет особенности поведения и деятельности людей в различных конкретно-исторических условиях;
Обращение к традициям русской социологии рубежа XIX-XXвв. способствовало тому, что в качестве главного предмета социологического исследования все чаще стали рассматривать личность человека в ее взаимодействии с обществом и различными социальными структурами. Такой подход хорошо сочетается с трактовками предмета социологии, существующими в современной западной социологии. Вместе с тем, необходимо учитывать, что взаимодействие человека и общества осуществляется не напрямую, а опосредованно, через различные социальные организации и институты, в качестве которых могут выступать семья, школа, экономические организации, государственные органы и др. элементы социальной структуры.
В этой связи в науке сформировалось общее мнение о том, что предметом изучения социологии выступает социальная структура, ее элементы, принципы и условия существования, а также социальные процессы и формы участия, посредством которых осуществляются взаимодействия между обществом и личность человека.
Данное определение предмета социологии обеспечивает возможность всестороннего изучения элементов социальной структуры, в качестве которых рассматриваются социальные слои, группы, классы, институты, ассоциации, отдельные индивиды, а также социальных связей между ними, основных принципов социальных отношений и взаимодействий, динамики развития социальных структур и общества в целом.
Выяснение предмета социологии позволяет также сформулировать ее функции. К основным функциям социологии относятся:
- теоретико-познавательная, отражающая способность человека к научному познанию социальной действительности;
- управленческая, то есть функция определения оптимальных способов решения проблем социологического исследования;
- практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч., во взаимном приспособлении индивида и социальной среды;
- мировоззренческая. Подразумевает, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Эти основные функции могут образовывать другие, производные функции, к числу которых относят: мировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую, практическую и др.
2. Внутридисциплинарная структура социологии, ее уровни и категории.
Внутридисциплинарная матрица социологии
С точки зрения своей внутренней структуры социология подразделяется на множество исследовательских областей. Такая исследовательская область образуется, когда на конкретную проблему социологии смотрят с позиций определенного социологического подхода - например, интеракционизма, структурного функционализма и др. В этой связи под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и представляют собой сложную разветвленную систему.
Первая попытка провести классификацию таких областей принадлежит О.Конту, который делил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Позже Э.Дюркгейм выдвинул идею выделения и исследования отдельных областей в социологии. В очередном томе «Социологического ежегодника» за 1902г. Дюркгейм и редколлегия представили классификацию публикаций по социологии, в которой были выделены следующие разделы: социология религии, юридическая и моральная социология, криминальная социология и моральная статистика, экономическая социология, социальная морфология, эстетическая социология и др. Вскоре в отдельных странах появились свои классификации социологического знания, которые отличались от предложенной Дюркгеймом. Так, немцы выделяли социальную историю и социальную юриспруденцию, эстетику, язык, образование, социальную философию и социальную этику; итальянцы – политику, социальную психологию, демографию, и т.д. С появлением социологии как академической дисциплины в Америке здесь также было осуществлено разделение социологии на множество предметных областей в целях организации учебного процесса. В дальнейшем появление новых проблем привело к быстрому росту специальных областей исследования. Сегодня в отечественной социологии насчитывается более 100 таких отраслей, не меньше их в американской социологии и других национальных социологических школах.
Усложнению внутренней структуры социологического знания способствует процесс его специализации. Внутри себя каждая специальность подразделяется на ряд подспециальностей. Так, внутри социальной структуры (морфологии общества) возникла специализация по социальной стратификации и социальной мобильности. Появился целый ряд новых отраслей: экономика и общество, политическая социология, индустриальная социология, социология образования, религии, медицины, закона, досуга и спорта, науки, культуры, массовых коммуникаций и общественного мнения. В рамках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т.д. В рамках экономической социологии различают социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и др.
Отрасли группируются по родственным признакам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария и др. На этой основе постепенно формируются поисковые программы, исследовательские группы, научные школы, новые направления и дисциплины, наконец, познавательные парадигмы, или теоретико-методологические подходы, которые и выступают внутридисциплинарными элементами социологического знания. Совокупность таких парадигм, идей, теорий, концепций и образует инвариантную структуру современного социологического знания.
Таким образом, внутридисциплинарная матрица социологии представляет собой совокупность отраслей (направлений), которые покрывают все тематическое поле, изучаемое социологической наукой. Внутридисциплинарную матрицу социологии составляют соответствующие уровни и типы социологического знания, его структурные элементы, методология и методы исследования.