Социальные изменения. Социальные революции и реформы
Социальные изменения — одно из наиболее общих социологических понятий, В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII—XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители — приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о при роде социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили ш необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.
Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвя на. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал та ким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.
Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифферен циации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, — это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.
Макс Ввбер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические нравственные ценности, создает определенные социальные структуры' облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.
Социальная революция — резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, нациста пыю-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.
Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических пао-тии и организаций.
Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил
революции.
Большинство современных концепций революционных социальных изменении, разрабатываемых в рамках модернистского подхода базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся ч в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального' порядка.
Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка Он выделяет четыре теории революции:
1. бихевиористская, или поведенческая, — теория, предложенная,
в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины ре^
волюций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства
населения и неспособности властей воздействовать на изменяюще
еся поведение масс; ;
2. психологическая — представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что мад-сы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
3. структурная — при анализе революций сосредотачивается на мак-1 роструктурном уровне и отрицает психологические факторы; совре-1 менным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
4. политическая — рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за = управление государством (Чарлз Тили).
В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (геуоКю — лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.
С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.
Социальная реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.
Сегодня великие реформы (т.е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Социальный прогресс
Социальный прогресс — направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.
Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения.
Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:
1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);
2. представление о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;
3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;
4. представление о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;
5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;
6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;
7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.
Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.
Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэропорты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, неуправляемостью и широким распространением масс-культуры.
На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители — от Платона до Томаса Мора и Маркса — верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.
Проявления кризиса идеи прогресса:
1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.
2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.
3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.
4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.
5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.
6. Лейтмотивом конца XX — начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.
Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.