И циклического развития общества и культуры

В социологии и культурологии существуют две теоретические па­радигмы исторического процесса: первая предполагает существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации, вторая — су­ществование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл. В соответствии с этим выделяются теории линейно-стадиального (прогрессивного) и циклического развития культуры.

Теории линейного развития культуры

Огюст Конт (1798—1857) предложил «Позитивную теорию обще­ственного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие лю­дей. Важнейшими показателями развития разума являются наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития обществ мож­но судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответ­ствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и обще­ственного устройства.

Согласно Конту, прогресс культуры носит кумулятивный характер. Он ускоряется с каждым веком и поколением. Чем больше достигнуто к сегодняшнему дню, тем легче и быстрее можно двигаться дальше. Конт утверждал, что наука не может разрешить вопроса о том, является ли про­гресс общественный также прогрессом моральным, хотя сам был убеж­ден, что это так.

Положив закон трех стадий в основу своей социальной динамики, Конт отказался от анализа многообразия форм исторического развития народов. Теория общественного развития Конта предельно схематична и не объясняет истинной специфики общественной жизни, движущих сил истории.

Жан-Антуан Кондорсе (1743—1794) выделял десять основных этапов исторического процесса, или, по его определению, десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха, согласно Кондорсе, открывается Французской революцией и должна характеризоваться пре­одолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека.

Кондорсе обратил внимание на взаимосвязь материально-хозяйствен­ных, социальных и интеллектуально-моральных явлений, образующих особого рода систему — культуру, основу развития которой он видел в коллективном разуме. По Кондорсе, прогресс разума необратим и ве­дет к равномерному развитию всех сторон культуры, к рациональному, управляемому, гуманному обществу. Но в силу сложности разума, кон­серватизма человеческой природы прогресс разума протекает неравно­мерно и противоречиво.

Теории циклического развития культуры

И. Я. Данилевский (1822—1885) отрицал эволюционный принцип объяснения истории и не считал возможным говорить об общей истории человечества. В качестве истинных участников исторического процесса Данилевский выделил несколько обособленных «естественных групп» и обозначил их термином «культурно-исторические типы». Всякое пле­мя или семейство народов, говорящее на собственном языке или группе языков, достаточно близких между собой, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, является самобытным культурно-историческим типом. Данилевский насчитывает 10 таких типов: египетский, китайский, асси-ро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (евро­пейский). Данилевский также предположил зарождение в России нового типа цивилизации — славянского.

По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-историчес­кого типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип фор­мируется самостоятельно, при большем или меньшем влиянии предше­ствовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Данилевский допускает лишь в смысле «почвенного удобрения», безусловно отрицая возможность определяющего воздействия одних культур на другие.

Освальд Шпенглер (1880—1936) отвергал традиционное представле­ние об историческом процессе как поступательном развитии человече­ского общества в масштабе всего мира. Шпенглер полагал, что концепция «всемирной истории» основана на европоцентризме в понимании иных культур и что в действительности каждая культура имеет свою собствен­ную историю. К числу «великих культур», полностью реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». На основе этой биологической ритмики в пределах общего «цикла» эволюции каж­дой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения куль­туры (собственно «культура» — органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» — механический тип эволюции). Процесс «омассовления», означающий развитие «цивилизации» на основе коли­чественного принципа, заменившего качественный принцип «культуры», находит свое дополнение в «глобализации» форм и способов человече­ского существования — хозяйства, политики, техники, науки и т.д.

В основе историософской концепции Арнольда Топнби (1889—1975) лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него — группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. С точки зрения Тойнби, ци­вилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта дина­мика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каж­дый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения чело­веком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуаль­ные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоци­ален или его социальность сводится к потребности в общении. Считает­ся, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации — охватывает промежуток време­ни от рождения человека до начала подросткового периода, характеризу­ется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптирует­ся, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации — соответствует подростковому и юно­шескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и харак­тер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18—25 лет), когда вырабатывают­ся устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание вы­делить себя среди других, формируется критическое отношение к обще­ственным нормам поведения

3. Стадия интеграции — характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свой­ства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

— индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаи­модействие с окружающими людьми, обществом;

— индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;

— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия — охватывает весь период зрелости, когда че­ловек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятель­ности.

5. Послетрудовая стадия — соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверж­дал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректиру­ет базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрос­лым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д..

5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь челове­ку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыбле­мыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Основные теории социализации:

Наши рекомендации