Концепция политической элиты В. Парето
В соответствии с учением В. Парето в обществе существует социальная неоднородность (гетерогенность), определяемая изначально неравенством индивидов. Оно проявляется в физической, интеллектуальной, нравственной, психической сферах жизни. Существующую социальную неоднородность ученый считал естественным и очевидным социальным фактом. В силу этого обстоятельства в каждой сфере есть группа людей, обладающая наиболее высокими показателями деятельности. Это и есть элита.
В обществе все его члены относятся либо к элите, либо к остальному, неэлитарному массиву населения. Сама элита, в свою очередь, делится также на две части - ту, которая управляет обществом ("правящая элита", "правящий класс"), и неуправляющую элиту, занятую преимущественно в науке и художественно-творческой сфере деятельности. Как видно, социальная структура общества выглядит у Парето достаточно просто. Если ее сравнить с пирамидой, то верхушку составит немногочисленная элита, все остальное пространство займет основная масса населения - не-элита.
Элита отличается от остального населения, прежде всего своими качествами: умением убеждать людей, опираясь на человеческие чувства и эмоции; способностью применять при необходимости силу; высокой степенью самообладания; умением использовать для достижения своих целей слабости людей и др. Некоторые из этих качеств противоречат друг другу, например, умение убеждать и способность применять силу. Именно эти два качества Парето считал важнейшими, и если у действующей элиты их нет, она должна уступить место другой элите.
Процесс обновления элиты происходит регулярно, социолог называет его циркуляцией. Без циркуляции ("круговорота") элиты общество не в состоянии поддерживать социальное равновесие, вне которого социальный организм обречен на разрушение. Элита и есть тот слой, а ее циркуляция - тот механизм общества, который поддерживает последнее в нормальном, функционирующем состоянии. Циркуляцию элиты Парето считает одним из основных законов существования человеческого общества.
Согласно концепции итальянского социолога, каждой элите соответствует свой стиль правления, базирующийся на доминировании одного из двух названных выше главных ее качеств - умении убеждать и умении принуждать силой. Первое из этих качеств основывается на "инстинкте комбинаций" ("осадки" первого класса), второе - на "постоянстве агрегатов" ("осадки" второго класса). Тот тип правителей, у которых преобладает умение убеждать, Парето называл "лисицами", ту же часть элиты, которая действует силой, - "львами". Не трудно понять, что "лисицы" - это символ хитрости, коварства, вероломства, "львы" - силы, мужества, непримиримости.
Важно отметить, что концепция элиты у Парето оказывается связанной с теорией нелогического действия, о чем свидетельствует использование им понятия "осадков" и их классификации для обоснования типологии элиты. В начале каждого периода развития того или иного конкретного общества к власти приходит элита первого типа, в основе деятельности которой - "осадки" первого класса. Это означает, что она властвует на основе убеждения, подкупа, обмана, иногда прямого одурачивания масс (власть "лис"). Происходит, следовательно, усиление "осадков" первого класса и ослабление "осадков" второго класса.
Как указывает Парето, на этом этапе господства элиты первого типа материальные интересы довлеют над идеальными, интересы индивида - над интересами социальных групп, интересы ближайшего будущего - над интересами отдаленного будущего. Это означает, что правящая элита первого типа заботится о настоящем больше, чем о будущем. Такая ситуация постепенно вызывает неудовлетворенность ее деятельностью. Эта неудовлетворенность усиливается, доходит до высшей точки и в результате политической революции на смену элите первого типа приходит элита второго типа (власть "львов"), в основе деятельности которой - "осадки" второго класса. Характерными становятся агрессивность, авторитарность, упорство и др. Таким образом, описывая круговорот элит, Парето говорит о постепенной замене "лис" "львами", которые, в свою очередь, в определенных обстоятельствах сами окажутся смещенными с пьедестала власти "лисами".
Основным состоянием общества, как уже отмечалось, итальянский социолог считал равновесие. Его обеспечение - цель властвующей элиты, которая ради этого может и должна использовать любые средства. Чтобы осуществлять успешное управление обществом, правящий класс, по мнению социолога, должен постоянно заботиться` о своем обновлении за счет здоровых сил и лучших представителей низшего класса. Необходима социальная мобильность, которая должна проявляться в изгнании из правящего класса наиболее разложившихся членов и переходе в его состав энергичных и жизнеспособных людей из не-элиты. Только в этом случае действующая элита окажется способной к длительному господству. Иначе ей обеспечена деградация и, как следствие, наступление политической революции.