Предмет истории социологии и ее периодизация
Систематическое изучение человеческого поведения и человеческого общества – его истоки восходят к концу 18 век. Основной для появления нового подхода были радикальные изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, так и природного миров. Возникновение в 19 в. опытной, эмпирической науки об обществе имеет определенные гносеологические и социально-эмпирические предпосылки. Век естествознания, идеал – опытное, «позитивное» знание. Естественному методу подвластно все – мораль, право, общественное устройство (раньше это были предметы метафизики и спекуляций).
Все виды периодизаций истории социологии базируются на одном из трех принципов:
1) Периодизация по географическому принципу: французская школа, британская школа, русская социология.
2) По временным рамкам.
3) Принадлежности к какой-либо парадигме. Довольно часто последние две совпадают, так например, конец 19 века – это, как правило, натурализм. Но стоит, отметить, что действительно творчество выдающихся ученых, как правило, тяжело уложить в рамки какой-то одной теории.
Периодизация по Кравченко:
1) Донаучный (3 тыс. д.н.э. – 18 в. н.э.) – античные философы, новое время (Макиавелли, Гоббс и др, Монтескье).2) Классический (19 в.) – французская школа, марксистская школа, немецкая школа. Характерна борьба школ, в конце 19 в. начинается институционализация.3) Современный (20 в.).
Периодизация по Мартину Элброу:
1) Становление социологии – натуралистический период. Это период Конта и Спенсера, первый из которых рассматривал социологию как «социальную физику», а второй как «социальный организм».2) Формирование национальных научных школ и разработка теорий, ставших сегодня социологической классикой.А) Социокультурный подход Дюркгейма (Франция).Б) Рационализм Вебера (Германия).В) Генетическая социология Ковалевского (Россия).3) Интернационализация социологии. Борьба между школами переросла в обмен научными знаниями. Две противостоящие системы:
А) Конфликтологи (марксисты).
Б) Эволюционисты (структурных функционалистов).
Марксисты заостряли внимание на социальных противоречиях, во многом обусловленных экономической системой, а функционалисты (Парсонс, Мертон и др.) акцентировали значимость духовных, социокультурных факторов в консолидации общества.
4) Период формирования и развития социологического «постмодерна» связан с проникновением социологической культуры Запада в азиатский, южноамериканский и африканский миры, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом культурных традиций и социальной специфики развивающихся стран.
5) Пятый период начинается в 1990-ые гг. и связан с осознанием глобализации (т.е. нерасторжимой связности) современного мира. Социология вновь переживает кризис, корректируя свои представления об «объекте» и «предмете», что вызывает появление новых теорий. Например, «глобальной системы» И. Валлерстайна.
3.Сущность историко-социологического познания
Историко-социологическое знание, будучи самоценным, в то же время играет эвристическую роль, служит средством получения нового знания и способствует формированию науки будущего.
Если исходить из того, что наука - это весь массив научного наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого, в том числе и на наших глазах, то тогда оказывается, что в известном смысле история социологии - это сама социология.
История социологии исследует различные формы изменений научного знания: эволюционные, происходящие в рамках одной и той же парадигмы, и революционные, связанные со сменой парадигм в социологии. Она прослеживает не только инновационные процессы в сфере научного знания, но и процессы традиционализации знания, приводящие к становлению научной классики. Конкуренция и конвергенция социологических теорий недавнего и отдаленного прошлого, их взаимовлияние, характер их распространения и восприятия — все это входит в предмет истории социологии.
История социологии изучает как внутринаучные, так и вненаучные факторы развития социологического знания. Среди вненаучных следует особо выделить разнообразные социальные факторы.
Социально-историческая обстановка, социальные группы, нормы, ценности, институты оказывают прямое и косвенное влияние на процесс социологического познания. Поскольку социология непосредственно включена в объект своего изучения — общество и представляет собой средство, с помощью которого оно познает само себя, исследование социальных факторов социологического познания особенно важно. Отсюда тесная связь и частичное совпадение истории социологии с такими дисциплинами, как социология познания и социология социологии.
Очевидно, что специфика социологического знания определяется не только тем, что оно объективно, проверяемо, достоверно отражает логику развития общественных процессов и явлений, причинно-следственные связи между ними. Речь должна идти о том, что социология дает знание об обществе как целостной социальной системе, элементы структуры которой взаимосвязаны, о тенденциях его функционирования и изменения. При этом социальное знание, представленное в виде законов об обществе, рассматривается как часть более широкого знания о мире в целом, а социология в системе наук занимает свое достойное место, которое определяется ее способностью не только описывать, но и объяснять и предсказывать поведение изучаемых ею социальных объектов.
Понимание специфики социологического знания и предмета социологии как науки, определенность и четкость этой трактовки позволяют выявить начальные, исходные рубежи как ее самой, так и истории социологии. Именно по этому вопросу достаточно долго продолжаются дебаты среди ученых.