Тема№2 Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.
Позитивизмсоциологический - направление в социологии ХIХ века (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), выступавшее против умозрительных, абстрактно-философских рассуждений об обществе, за создание “позитивной” социальной теории, доказательность которой обеспечивается методами исследования сходными с методами естественных наук и дает возможность целесообразно воздействовать на общество.
Социальная статика - один из разделов социологии О.Конта (наряду с социальной динамикой), посвященный рассмотрению природы социальной связи, сохраняющихся при всех исторических условиях взаимоотношений элементов социального организма, которые обеспечивают упорядоченность и стабильность и дают обществу возможность сохранять свою целостность и выживать.
Социальная динамика - один из разделов социологии О.Конта (наряду с социальной статикой), в котором рассматривается механизм функционирования и развития общества. В нем дается трактовка так называемого закона 3-х стадий, который раскрывает идею общей направленности прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества.
Органицизм – методологическое направление в изучении социума (Г.Спенсер и др.), в основе которого положены аналогии общества с живым организмом как неразделяемым целым.
Социологизм - философско-социологическая концепция, созданная Э. Дюркгеймом в конце XIX в., основанная на выяснении сущности социальной реальности специфическими социологическими методами и объясняющая взаимодействие человека и социальной среды.
Марксистская социология (марксизм как социологическая теория) - одно из ведущих направлений теоретической социологии XIX в., основные идеи и подходы которого разработаны в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Основывается на определяющей, в конечном счете, роли материальных отношений в жизни общества, понимании противоречий в качестве источника общественного развития, а классового антагонизма как важнейшей разновидности социального конфликта, приводящего к реализации естественноисторического закона смены общественно-экономических формаций.
Общественно-экономическая формация - исторически определенный тип общества, основанный на свойственном ему способе производства, который обусловливает совокупность идеологических отношений и взглядов (политика, право, искусство, религия и т.п.) и соответствующие им организации и учреждения (государство, суд, церковь и т.д.). Принято выделять первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическуюобщественно-экономические формации.
Антагонизм классовый – непримиримое противоречие между социальными классами на основе противоположности их коренных интересов, которое проявляется в классовой борьбе и ведет к социальной революции.
Классовая борьба – борьба между социальными классами, коренные групповые интересы которых противоположны. В марксизме она характеризуется как движущая сила развития общества, высшая форма проявления которой - социальная революция, обеспечивает переход от одной общественно-экономической формации к другой.
Антипозитивизмсоциологический - направление в социологии, сформировавшееся на рубеже ХIХ и ХХ в.в. (В.Дильтей, М.Вебер и др.) и отрицавшее принципы позитивизма. Исходит из понимания коренных различий естественных и общественных наук, в которых субъект и объект познания один и тот же - общественный человек. Поэтому познание социальных связей должно ориентироваться на изучение внутреннего мира индивидов с помощью особых, не связанных с естествознанием методов.
Бихевиоризм в социологии (от англ. behaviour - поведение) - методологическое направление,согласно которому социология должна заниматься изучением наблюдаемого поведения и его интерпретацией с позиций как субъективного (придаваемого ему человеком), так и социального (придаваемого ему обществом) смыслов.
Понимающая социология (термин впервые употреблен М. Вебером и применяется по отношению к его учению) - социологическая концепция, основанная на понимании социального поведения и объясняющая поступки людей через их мотивацию.
Идеальных типов социального действия концепция - одно из теоретических оснований понимающей социологии М.Вебера, которое помогает анализировать действия людей во всей их сложности. В концепции выделяются четыре идеальных типа действия: а) целерациональное; б) ценностно-рациональное; в) аффективное или эмоциональное действие; г) традиционное действие.
Эти идеальные типы действий не встречаются в «чистом виде» и в реальном действии человека могут сочетаться различным образом.
Целерациональное действие - действие рационально ориентированное на определенную цель.
Ценностно-рациональное действие - действие, имеющее рациональную ориентацию на некую ценность, определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.
Аффективное действие - действие, вызываемое глубокими переживаниями или эмоциональными состояниями действующего лица.
Традиционное действие - действие побуждается усвоенной привычкой, традицией.
Макросоциология - направление теоретических исследований, считающее исходным, определяющим объектом социологического анализа общество, которое первично по отношению к своим составляющим.(См.: Структурный функционализм и Конфликта социального теория)
Структурный функционализм - общесоциологическая теория, созданная в 40-50-х годах XX в. (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) и рассматривающая общество как сложную развивающуюся систему, которая поддерживает динамическое равновесие в отношениях со средой путем преобразования ее для своих целей и изменения своей структуры и функций.
Конфликта социального теория - социологическая концепция (Р.Дарендорф, Л.Козер), оформившаяся в 50-60-е г.г. ХХ века. Исходит из представления о конфликтной природе общества, когда оно пронизано конфликтами от своих глобальных структур, государства до семьи. При этом считается, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не по поводу обладания собственностью, как в социальном учении К.Маркса. Конфликт как бы отрывается от своей материальной основы и превращается в явление социально-психологическое и идеологическое.
Микросоциология - противоположное макросоциологии направление теоретических исследований, ориентированное на изучение межличностного взаимодействия и относительно небольших социальных систем, например, малых групп (семьи), как исходных (первичных, определяющих) элементов социологического анализа. (См.: Обмена социального теория, Символический интеракционизм, Теория коммуникативной деятельности)
Обмена социального теория - концепция, разработанная Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. согласно ей движущим мотивом человеческой деятельности выступает стремление к получению выгоды, увеличению своих частных вознаграждений, а обмен различными типами деятельности является основой всех социальных отношений и процессов. Каждый человек стремится к максимизации вознаграждения своих действий и минимизации затрат.
Символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в современной социологии (Дж.Г.Мид) и социальной психологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Термин «интеракционизм» обозначает взаимодействие, происходящее между акторами, социальное взаимодействие. Усиленное внимание уделяется анализу языка - главному символическому посреднику такого взаимодействия.
Символ - предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.
Акторы - субъекты социального действия, - люди, социальные группы.
Теория коммуникативной деятельности - теория, разработанная Ю. Хабермасом, посвящена выяснению роли коммуникации в отношениях между людьми и окружающим миром во всех формах его проявления. Отношение отдельных субъектов к миру рассматривается как опосредованное возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию.
Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловая и идеально-содержательная сторона социального взаимодействия. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
Коммуникативное действие - взаимодействие, по крайней мере, двух индивидов, сознательно ориентированное на их смысловое восприятие. Понятие коммуникативного действия предполагает, что действующие лица рассматриваются как говорящие и слушающие субъекты, которые, во-первых, связаны какими-либо отношениями с "объективным, социальным или субъективным миром", во-вторых, одновременно выдвигают определенные притязания на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены и в-третьих, сознательно ориентированы на взаимопонимание.