Тема № 4. Общество и его структура. Основные социальные институты.
Задание 1. Сравните между собой понятия: "население", "общество", "социальная система". В чем сходство и различие данных понятий. Заполните таблицу:
Понятие | Определение |
население | совокупность людей, живущих на какой-либо территории, представленная в виде разнообразных групп и общностей. |
общество | Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов. |
социальная система | Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности. |
Задание 2. Назовите важнейшие подсистемы любого общества и прокомментируйте функции, выполняемые каждой из этих подсистем:
1. Экономическая сфера– это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.
2. Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния.
3. Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
4. Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей.
Задание 3. Американский социолог Э. Шилз дал развернутую характеристику понятия "общество", которая, с его точки зрения, применима к любой исторической эпохе и любому объединению людей (независимо от его численности), если:
- оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы;
- браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;
- оно пополняется, прежде всего, за счет естественного прироста, т.е. рождения детей внутри данного объединения;
- оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной;
- у него есть свое собственное название и своя история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Используя данное определение ответьте на вопрос: Являются ли обществами с точки зрения Э. Шилза такие объединения людей как:
а) персонал предприятия: нет
б) жители городского микрорайона: нет
в) племя: да
г) религиозная община: да
д) семья: да
е) личный состав воинской части: нет
Приведите собственные примеры обществ:
- города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
- патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
- исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий.
Задание 4. Объясните, почему в социологии понятие "социальное взаимодействие" считается простейшим (элементарным) социальным явлением и каким образом это обстоятельство используется в ходе социологического анализа общества?
Социальное взаимодействиепредставляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу).
На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами. Каким образом с помощью «социального взаимодействия» можно реконструировать, представить ту или иную социальную систему, социальное явление, и каков алгоритм (набор правил, последовательность шагов) такого представления?
Человеческие действия являются: 1)преднамеренными, т.е. всегда обладают определенным смыслом для того, кто их воспроизводит; 2) зависящими от ранее поставленных задач; 3) зависящими от ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта. Наличие такой внутренней логики означает, что действия и поступки людей поддаются как обыденному истолкованию, так и научному исследованию, в том числе в рамках социологической науки.
Задание 5. Живя в обществе, человек совершает различные действия, но только часть из них социология относит к разряду «социальных действий».
Назовите отличительные признаки «социального действия»?
Важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:
1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;
2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
Приведите примеры социальных действий:
Физическое, вербальное (или словесное), невербальное (мимика, жесты), мысленное, которое выражается только во внутренней речи. Три первых относятся к внешним действиям, четвертое - к внутренним.
Какие еще разновидности действий, помимо «социальных», совершает или может совершать индивид, живущий в обществе?
Нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Самоубийство не будет социальным, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы. Характерен в этом отношении пример, приводимый М. Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы.
Задание 6. Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве. Используя рекомендованную литературу из основного списка, приведите примеры обозначенных в таблице типов социальных контактов.
Типы социальных контактов | Примеры |
пространственные контакты | 1. Предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. 2. Визуальный пространственный контакт, или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием наблюдения других людей. |
контакты заинтересованности | 1. Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. 2. В зависимости от ситуации, желанного качества, необходимого для контакта, объекты могут резко отличаться. 3. Контакты заинтересованности побуждают человека раскрывать свои потенциальные возможности, скрытые в нем до поры до времени. |
контакты обмена | 1. Контакты обмена - это более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. 2. При таком контакте индивиды вступают в кратковременные отношения, обмениваясь какой-либо информацией, предметами, уделяя, друг другу знаки внимания. 3. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, - это отсутствие в действиях цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе. |
Задание 7. Помимо социального контакта социология выделяет и ряд других видов социального взаимодействия. Впишите эти виды в колонку слева и приведите примеры:
Виды социального взаимодействия | Примеры |
социальный контакт | Тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве. |
социальные отношения | Это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами. |
социальные институты. | Устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. |
Задание 8. Кратко опишите структуру социального взаимодействия, дайте определение каждой из четырех ее составляющих: - физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге; - вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение приветствия; - жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие; - мысленное действие выражается только во внутренней речи.
Задание 9. Что понимает социология под субъектом социального взаимодействия?
Субъекты социального взаимодействия — стороны, между которыми возникают отношения.
Какие виды субъектов социального взаимодействия Вы знаете? Приведите примеры: индивид, а может быть и группа, и общность, и организация и т. п.;
Задание 10. Назовите и проиллюстрируйте примерами виды действий, которые субъекты взаимодействия могут совершать по отношению друг к другу. Выделяют следующие типы социального взаимодействия. По видам: - физическое; - вербальное (словесное); - жестовое.
Задание 11. Какие виды проводников социального взаимодействия Вы знаете:
Сорокин выделяет: а) формы взаимодействия в зависимости от природы проводников (звуковое, свето-цветовое, двигательно-мимическое, предметно-символическое, посредством химических реагентов, механическое, тепловое, электрическое); Ь) взаимодействие непосредственное и опосредованное.
На примерах покажите, какую роль играют проводники социального взаимодействия в деятельности ОВД: Важную роль играют звуковые(оповещение , информирование и т.д.), светоцветовые (указание, предупреждение, запрет и т.д.)
Задание 12. Известно, что классификация форм социального взаимодействия возможна по различным основаниям, в качестве которых могут выступать
- количество участников;
- сходство или различия качеств субъектов;
- характер актов взаимодействия;
- в зависимости от продолжительности;
- в зависимости от природы проводников.
Постарайтесь продолжить данный перечень и приведите примеры конкретных форм социального взаимодействия:
- совместная учеба;
- членство в спортивном клубе;
- семья;
- религиозная община.
Задание 13. Любой социальный институт имеет две стороны:
1. внешнюю (формальную)
2. внутреннюю (содержательную)
С формальной стороны любой социальный институт представляет собой совокупность учреждений, зданий, помещений, различного рода приспособлений (аппаратура, столы, средства связи и т.п.), а также людей, ориентированных на выполнение определенных функций и задач.
А что составляет содержательную сторону любого социального института независимо от его типа? Какие системные функции он выполняет?
С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).
Задание 14. Опишите и прокомментируйте функции социальных институтов:
Функции | Их сущность, примеры |
1. Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений | Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения. |
2. Коммуникативная | Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства). |
3. Интегративная (сохранение целостности социального института) | Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников. |
4. Регулятивная | Состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности. |
Задание 15. Дайте характеристику основных этапов институциализации и приведите примеры:
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: 1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных. Организованных действий; Исчезает потребность – отмирает институт. Например институт дворянской дуэли возникает, когда у данного сословия появляется потребность упорядочить отношения внутри сословия и удержать свое место в обществе. Исчезновение сословных привеллегий привело к уничтожению дворянской дуэли. 2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. У дворян целью являлась защита дворянской чести. Ценность чести стояла выше ценности человеческой жизни. 3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. 4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами. 5. Практическое принятие правил и процедур. Спонтанные ссоры и скандалы среди дворян постепенно превратились в высоко формализованные поединки: правило вызова на дуэль и ответа на него, поведение во время и после дуэли. 6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях. Наказание за отказ от поединка, возможность такого отказа в случае явного неравенства в положении дуэлянтов. 7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Роли дуэлянта, секунданта, медика.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание и соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
Задание 16. Назовите и прокомментируйте признаки, которые отличают социальный институт от всех других типов социальных систем: Институты имеют свои отличительные признаки: 1) культурные символы (флаг, герб, гимн); 2) кодексы поведения (присяга, клятва); 3) идеологию, философию (миссия).
Задание 17. Одним из важнейших социальных институтов общества является институт охраны правопорядка.
На каком этапе мировой истории сформировался этот институт? В России первым силовым институтом постоянного характера, выполняющим государственно-охранительные функции, явилась структура под названием «Разбойная изба», учрежденная Иваном IV в середине XVI века. В следующем столетии при Романовых был образован «Приказ тайных дел». Данные институты осуществляли поиск и вели расследования разбойников, беглых крестьян, а также лиц оскорбивших государя, высших государственных чиновников и вообще каким-либо образом принизивших верховную власть, то есть ведали вопросами как уголовного, так и политического характера. Однако непосредственно жандармские функции в этот исторический период выполняли судебные и военные институты. Специализированные полицейские органы были образованы Петром Великим, которые фактически сразу имели две отдельные структуры, одна из которых занималась вопросами общеполицейского характера, другая исполняла сугубо политическую функцию.
Какие системные общественные функции выполняет институт охраны правопорядка? Охрана правопорядка - совокупность мер по достижению целей режима законности, его конечного результата - упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. "Охрана правопорядка" - понятие более узкое, чем общепринятое понятие "охрана общественного порядка". По сути своей охрана правопорядка - это то, что делается для устранения каких бы то ни было препятствий, мешающих воплощению в жизнь велений права: признание законов и других правовых актов не соответствующими Конституции (конституционный контроль); издание законов и других нормативных актов, способствующих успешному преодолению всех разновидностей противоправных действий, в том числе предупреждению, пресечению - и борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; повседневная деятельность уполномоченных государственных органов по применению юридической ответственности и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций и т. д.
Задание 18. Важную роль в структуре общества играют социальные общности (коллективные единства). Охарактеризуйте каждый из видов социальных общностей, заполните таблицу:
Виды социальных общностей | Характерные черты |
Массовая общность | 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с непосредственным качественным и количественным составом, не имеющие четко обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуационный способ образования и существования, так как они функционируют в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общества преодолевают классовые этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей. 1) |
Малая социальная группа | 1) малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); 2) пространственная близость членов группы; 3) устойчивость и длительность существования: 4) высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения; 5) интенсивность межличностных отношений; 6) развитое чувство принадлежности к группе; 7) неформальный контроль и информационная насыщенность в группе. |
Большая социальная группа | 1)сочетание интересов индивида и общества; 2) общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
|
Социальная организация | 1) Она имеет целевую природу, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. 2) Ради достижения цели члены организации вынуждены распределиться по ролям и статусам. 3) Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры. |
Приведите примеры по каждому из видов социальных общностей:
1) Аудитория, толпа, социальные круги.
2) Хиппи, рокеры, байкеры, преступные группы, дворовые объединения, компания собутыльников, производственные группы, трудовые коллективы и т. д
3) Классы, нации, партии, союзы, ассоциации.
4) Политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения, армия, тюрьмы, психлечебницы, предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.
Задание 19. Назовите отличительные признаки некоторых видов массовых общностей:
Виды массовых общностей | Характеристики |
Толпа | Внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. |
Социальные круги | Взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. |
Аудитория | Практически одностороннее взаимодействие, Слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. |
Задание 20. Наряду с реально (объективно) существующими общностями социология выделяет так называемые «номинальные общности». Назовите отличительные признаки номинальных общностей:
В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т.п., но никогда не вступать во взаимодействие друг с другом.
Приведите примеры номинальных общностей:
Например, но всех регионах России (районах Москвы) существуют малолетние преступники. Которые совершили одинаковые проступки. В реальной жизни эти дети никак не взаимодействуют и даже не задумываются о существовании друг друга. Исследователь, специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность.
Задание 21. Понятие "бюрократия" известно нам из обыденной речи. Но оно же широко используется и в общественных науках. Постарайтесь прояснить различия в понимании и признаки бюрократии:
в повседневном употреблении: это чиновники, которые имеют полномочия в подписании и приеме документов, актов. Они присутствуют во всех структурах государственной власти. И без их подписи, документ не будет иметь дальнейшего движения по субстанциям.
в истории: понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии)
в социологии: Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия
Задание 22. Проанализируйте деятельность ОВД сквозь призму пройденного материала и ответьте на вопросы:
1. Какие формы социального взаимодействия определяют сущность деятельности ОВД?
ОВД осуществляют свою деятельность в разнообразных формах: организационных мероприятиях, материально-технических операциях, нормотворческой и правоприменительной (регулятивная и правоохранительная) деятельности
Управленческая деятельность осуществляется как внутри служб, аппаратов и подразделений ОВД, так и во внешней сфере деятельности, взаимоотношениях с гражданами, органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
2. Что представляет собой ОВД как социальный институт? Покажите, какие конкретные формы выражения приобретают общие признаки социальных институтов (система определенных норм и ценностей, определенный набор социальных статусов и ролей и др.) применительно к институту охраны правопорядка:
ОВД осуществляют свою деятельность в разнообразных формах: организационных мероприятиях, материально-технических операциях, нормотворческой и правоприменительной (регулятивная и правоохранительная) деятельности
Управленческая деятельность осуществляется как внутри служб, аппаратов и подразделений ОВД, так и во внешней сфере деятельности, взаимоотношениях с гражданами, органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
3. К какому типу социальных общностей можно отнести ОВД?
- массовой общности?
- большой социальной группе?
- малой социальной группе?
- социальной организации?
К социальной организации и большой социальной группе.
Какие номинальные общности широко используются в деятельности ОВД?
Приведите примеры: наркоманы, бродяги, преступники, беженцы и т.д.
Задание 23. Завершая тему, выясните, что в социологии понимается под «структурой социальной системы» вообще и «социальной структурой общества» в частности? Дайте определения этих понятий. Покажите их связь и различия:
Структура социальной системы – это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальнойструктуры общества выступают социальные общности, социальные институты социальные группы и социальные организации.
Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм.
Задание 24. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах виды социальных структур:
Виды социальных структур | Характерные черты, примеры |
социально-демографическая | Включает в себя совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по признаку пола, возраста, генетических признаков, этнической или расовой принадлежности и месту проживания (город - село). Половая структура общества позволяет увидеть численное соотношение мужчин и женщин в обществе. При исследовании возрастного состава населения обычно исходят из выделения таких возрастных групп: дети (от рождения до 14 лет); молодые люди (14-30 лет); люди зрелого возраста (30-60 лет), старики (люди старше 60 лет). По генетическому признаку (признаку здоровья) выделяют четыре группы населения: абсолютно здоровые люди, относительно здоровые, относительно больные и нетрудоспособные люди (инвалиды). |
территориально-поселенческая | Составляет своеобразную социальную сеть, каждая ячейка которой (тот или иной тип поселения - город, деревня, поселок и проживающая в нем общность) предстает в качестве своеобразного микрокосма общества в целом. каждая территориально-поселенческая структура отличается от простой суммы множества составляющих ее независимых или связанных друг с другом домов и проживающих в них людей. Организуясь в некое целостное образование (деревня, город), эти дома, другие сооружения, транспортные коммуникации, средства связи и т.п., а также пользующиеся всем этим люди, — предстают уже не просто как сумма независимых друг от друга частей, а в качестве своего рода самостоятельногосоциального организма, приобретающего свойства целостности, не сводимой к сумме составляющих ее частей. |
статусно-ролевая | Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место. Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей. Именно эти позиции и являются социальными статусами человека. Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов. Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека. |
национально-этническая | Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляют социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них представляет совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков. |
социально-классовая | Социально - классовая структура определяется на основе экономических признаков и их отражении в остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). Она охватывает, в первую очередь, работоспособное (трудоспособное) население, то есть занятое в общественном производстве, или которое по общественным нормам должно быть занято. Она находится в постоянном развитии. Конкретные люди, социальные группы могут осуществлять перемещения внутри ее, образуя новые социальные группы, например, на основе дальнейшего разделения труда и научно - технического прогресса. |