Тема № 3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов.

Задание 1. С момента создания социологии О.Контом эмпиризм является одним из фундаментальных принципом этой науки. Ознакомьтесь с рекомендованной литературой и на основе полученных знаний попробуйте кратко сформулировать основные положения эмпирического подхода к познанию социальных явлений. Дополните высказывания или напишите вместо них свои:

1. Социолог должен основывать свои знания на эмпиричечких данных, а не на схоластическом теоретизировании, выведении одних категорий из других.

2. В эмпирической социологии преобладающим способом логического рассуждения является не дедукция, а индукция.

3. В эмпирической социологии используются общенаучные методы, характерные для естественных наук - анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход, а также специфические, социологические методы, такие как опрос, в виде анкетирования и интервьюирования; наблюдение; анализ документов; контент-анализ; эксперимент; социологический тест; социометрический опрос (социометрия)

4. Социолог должен придерживаться принципа «свободы от ценностных суждений», что означает независимость выводасоциолога от каких-либо идеологических или моральных воздействий.

Задание 2. Для того, чтобы понять какую роль играет социологическая информация в деятельности органов государственного управления, обратимся к одному из первых успешных социальных обследований, проведённому английским шерифом Джоном Говардом в 70-х гг. XVIII в. – изучению положения заключённых в тюрьмах Англии и ряда других европейских стран. Прочитайте в начале третьей главы учебного пособия «Социология» (см. список основной литературы) об этом исследовании. Проанализируйте, на каких этапах процесса принятия управленческого решения использовалась социологическая информация? Срисуйте и заполните схему по образцу…

Этапы процесса принятия управленческого решения   Социологическая информация используется…
Постановка проблемы 1. Возникновение проблемной ситуации 2. Сбор необходимой информации 3. Описание проблемной ситуации   да / нет; покажите на примере Джона Говарда ему пришлось посетить местную тюрьму и обратить внимание на «ужасное положение заключенных», а также на обычай не назначать жалованья тюремному персоналу, «а сдавать им тюрьму как бы на откуп».
     
     
Разработка вариантов решения 1. Сбор информации Тема № 3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов. - student2.ru 2. Подготовка вариантов решения проблемной ситуации   Исследование Говардом данного вопроса привело к выводу о том, что подобная негативная практика существует повсеместно. Говард обратился к судьям графства в целях разрешения вопроса о назначении жалованья тюремным смотрителям.
     
     
Выбор решения 1. Определение критериев выбора 2. Выбор решений, отвечающих критериям 3. Оценка возможных последствий 4. Выбор предпочтительного решения   1. Изложенное в его книге положение тюрем представляется вполне объективным материалом. Каждая строка дышит абсолютною правдой, самою действительностью, подмеченную хладнокровным и придирчивым наблюдением 2. Говард поставил перед собой цель актуализации тюремного вопроса, его выдвижения в один ряд с другими важными и насущными государственными проблемами, требующими немедленного решения. 3. После Говарда… впервые открылась возможность создать коренную реформу всей системы наказаний, поставив в центре её лишение свободы и устранив те варварские роды наказаний. 4. Английский парламент принял новое законодательство об исполнении наказания в 1778-1782 гг.
     
     
Организация выполнения решения и его оценка 1. План реализации выбранного решения 2. Контроль хода реализации решения 3. Оценка эффективности решения проблемной ситуации (обратная связь)   Современные исследователи наследия Говарда приходят к научно обоснованному выводу, согласно которого он «стал не только реформатором карательной системы, но и идейным вдохновителем нового направления криминологических исследований, характерного для Британии, где социально-правовые проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний являются неотъемлемой частью предмета криминологии в отличие, например, от других стран, где эти проблемы составляют содержание других наук – уголовного права или пенологии, как в странах Западной Европы, или уголовно-исполнительного права, как в России

Взяв за основу приведённую выше схему, подумайте о том, как используются результаты опросов общественного мнения во время выборов президента России, какую роль играет социологическая информация в ходе референдумов, какое значение для органов управления имеют результаты всероссийских переписей населения, иные статистические данные, например данные об уровне преступности в регионе, в стране в целом и т.д. Сформулируйте Ваше мнение по этим вопросам: Опросы общественного мнения являются неотъемлемой составной частью избирательных кампаний, так как они представляют собой способ эффективной коммуникации между политическими партиями и кандидатами, с одной стороны, и избирателями, – с другой. Опросы общественного мнения позволяют избирателю в сжатые сроки превратиться в субъекта политического действия, осознанно и целенаправленно формируя свою гражданскую позицию. Результаты Всероссийской переписи населения позволят увидеть практические итоги той созидательной работы, которая формировала облик России в последнее десятилетие, включая позитивные итоги национальных проектов. На основе переписи мы можем понять, как повлиял на жизнь страны мировой экономический кризис.





Сбор информации о состоянии преступности, формирование на её основе статистических сведений и расчёт показателей преступности позволяют: населению и государственным органам судить о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; осуществлять эффективное планирование действий государственных органов по обеспечению борьбы с преступностью (например, планировать финансирование правоохранительных органов, выявлять необходимость принятия соответствующих правовых актов и целевых программ); производить научные исследования преступности (например, изучать её зависимость от социальных, экономических и культурных факторов).

Задание 3. В социологических словарях и энциклопедиях, рекомендованных в списке основной литературы, а также в словарике в конце темы прочитайте статьи «социальная инженерия» и «технология социальная». Выберите из списка социальных и социологических исследований (социально-психологическое тестирование перед поступлением в вуз МВД или в военное училище; опрос читателей журнала для собаководов о том, как они содержат своих четвероногих питомцев; исследование телевизионной аудитории для организации рекламной кампании пива «Балтика»; социометрический опрос в учебной группе курсантов с целью предотвращения социально-психологических конфликтов; сбор жалоб и предложений граждан о деятельности ГИБДД г. Москвы) т е, которые можно отнести к социальным технологиям. Кратко обоснуйте свой выбор:

1. Исследование телевизионной аудитории для организации рекламной кампании пива «Балтика».

2. социометрический опрос в учебной группе курсантов с целью предотвращения социально-психологических конфликтов.

Социальная инженерия - это достаточно молодая наука, которая включает в себя знания психологии людей и их поведения в критических ситуациях. Социальную инженерию также можно назвать «копилкой человеческих ошибок», так как эта наука вбирает в себя всё, что связано с человеческим фактором и его использованием. Такие знания позволяют предугадывать возможные варианты поведения человека и конструировать различные ситуации с целью его выведения на определенную реакцию. Социальная технология - это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации. Задание 4. Используя материал рекомендованный в списке основной литературы и схему № 2 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат), приведите примеры социологических исследований, проводимых в системе МВД (по трём основным направлениям). Заполните таблицу…

Основные направления социологических исследований, проводимых в системе МВД
Криминологические исследования Социологические исследования внутри системы МВД (прежде всего в сфере социологии труда, организации и управления) Социологические исследования характера взаимодействия ОВД с социальной средой(населением, средствами массовой информации и т.д.)
1. Исследование социальных причин беспризорности и её влияния на преступность несовершеннолетних 1. Исследование уровня удовлетворённости заработной платой, социально-бытовыми условиями, качеством медицинского обслуживания у различных категорий сотрудников ОВД 1. Исследование публикаций в прессе о деятельности ОВД конкретного района, города, региона
2. Изучение общественного мнения молодёжи об отношении к наркотикам 2.ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ 2. Изучение общественного мнения граждан о деятельности правоохранительных органов.
3. Опрос жертв преступлений в виктимологии 3. ХАРАКТЕРА И УСЛОВИЙ ТРУДА В РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ 3. Программа изучения общественного мнения о деятельности милиции существует начиная с 1988 г.

Задание 5. Представьте, что Вы – начальник областного или городского УМВД. На территории вашей области (города) за последний год резко выросло число наркоманов среди молодёжи. Руководство области (города) предполагает разработать комплексную программу борьбы с наркоманией и прислало Вам в помощь социолога. Какую полезную для УМВД информацию Вы можете получить с помощью социологических методов? Используя схему из задания 2 оцените, какую роль может сыграть социологическая информация при разработке и утверждении названной комплексной программы. Можно ли в данном случае говорить о том, что отработана социальная технология решения сложной общественной проблемы?

Да, можно. Социологическая информация - совокупность знаний, сведений и данных, получаемых социологом из разного рода источников различного характера. Главные требования к первичной социологической информации сводятся, в основном, к ее полноте, достоверности, надежности и обоснованности. Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой для оперативной работы. Это система логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур. Ее целью являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации, принятие решений, разработка мероприятий по борьбе с наркоманией.

Задание 6. Представьте, что Вы назначены заместителем начальника УМВД по кадрам и воспитательной работе. Положение с кадрами в УМВД сложное: высокий уровень текучести персонала, особенно молодых специалистов, низкая исполнительская дисциплина, частые конфликты в коллективах отделов и служб и т.д. У Вас в отделе работают социолог и социальный психолог. Какие исследования, по вашему мнению, им необходимо провести? Какие социальные технологии можно использовать в работе кадровой службы? При подготовке ответов пользуйтесь материалом заданий 2-4 данной темы, схемами № 3, №4, № 5, №6, №7, №8, №9, №10 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат) .

Можно использовать метод анализа документов (в данном случае личных дел) сотрудников. Обязательно использовать метод опроса (причем лучше анонимное анкетирование) для выявления причин и факторов негативною влияющих на служебную деятельность в данном коллективе.

Задание 7. Представьте, что Вы – начальник управления информации, региональных и общественных связей УМВД области. Уровень доверия населения региона к полиции – низкий, в случае совершения против них преступных посягательств до 40% граждан в ОВД не обращаются – не верят, что им помогут. Через год в ваше УМВД приедет проверка из МВД. Уровень доверия населения органам внутренних дел – важный показатель, по которому будет оцениваться работа Вашего управления и УМВД области в целом. Вы обратились за помощью к социологам. Какие социологические исследования по вашему заказу они должны провести? Как Вы собираетесь использовать полученную социологическую информацию?

Социолог должен помочь узнать объективную оценку профессиональной деятельности сотрудников УМВД, чтобы совершенствовать, улучшать ее с учетом мнения народа, эффективного диалога с ним. Социологические опросы также помогают обществу понять, что преступность - проблема серьезная и комплексная, ее не решить без активного участия общественности.

Задание 8. Каким приказом МВД регламентируется изучение общественного мнения населения о деятельности ОВД? Как часто в течение года согласно этому приказу должны проводиться опросы общественного мнения граждан и сотрудников ОВД? В скольких регионах? Сколько человек должно опрашиваться в каждом регионе? В какой орган управления МВД направляется обобщённая информация о результатах опросов общественного мнения?

ПРИКАЗ от 30 декабря 2007 года N 1246

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ОБ
УРОВНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННЫХ
ИСТОЧНИКОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ(в ред. приказов МВД России от 19.01.2010 N 25, от 03.02.2012 N 77). Ежегодно, во всех субъектах РФ, в рамках устанавливаемой выборки. В ГИАЦ МВД России - электронные версии отчетных документов, содержащих описание результатов работ по изучению общественного мнения, для их размещения в банке данных научно-технической информации МВД России.

Задание 9.Изучите «Организационно-процедурные этапы социологического исследования». Объясните, для чего разрабатывается программа социологического исследования? Почему с её разработки начинается подготовительный этап и вся исследовательская деятельность?

Используя материал из списка литературы и схему № 11 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат) дополните схему основных элементов программы социологического исследования…

Основные элементы программы социологического исследования
         
Тема № 3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов. - student2.ru Описание объекта исследования   формулировка проблемы; определение цели и задач исследования;   интерпретация основных понятий;
         
         
    предварительный системный анализ объекта исследования;    
         
    формулировка рабочих гипотез.    
         
         
         
принципиальный (или стратегический) план исследования;   набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.    
         
         
         
  Разработка организационного плана исследования и сетевого графика работ  

Задание 10. В обыденном представлении кажется что, чем больше людей опросит социолог, тем более достоверные данные он получит. Согласны ли Вы с таким утверждением? Обоснуйте свой ответ: Нет в генеральную выборку может войти небольшое количество респондентов, но обязательно из разных категорий.

Назовите способы формирования обследуемой совокупности и приведите примеры…

1. собственно-случайная Пример: отбор единиц из генеральной совокупности наугад без элементов системности.

2. механическая Пример: Для проведения механической выборки устанавливается пропорция отбора, которая определяется соотнесением объемов выборочной и генеральной совокупностей.

3. типическая Пример: когда все единицы генеральной совокупности можно разбить на несколько типических групп. При обследованиях населения такими группами могут быть, например, районы, возрастные или образовательные группы,

4. серийная Пример: когда единицы совокупности объединены в небольшие группы или серии. В качестве таких серий могут рассматриваться партии товара , студенческие группы, бригады и другие объединения. Сущность серийной выборки заключается в собственно-случайном или механическом отборе серий, внутри которых производится сплошное обследование единиц.

Задание 11. Вновь вернёмся к заданиям №5 и №7. В регионах, где Вы будете проводить исследование, проживает несколько миллионов человек, а численность молодёжи в возрасте от 14 до 28 лет составляет несколько сотен тысяч человек. Между тем на проведение социологического исследования Вам дали один месяц и ограниченную сумму денег, так что Вы сможете нанять не более 25-30 помощников. Посчитав монографический метод («анализ случая») недостаточно объективным, Вы решили использовать выборочный метод.

Что такое выборка? При каких условиях выборка в Вашем исследовании будет представительной (репрезентативной)?

1. Выборка или выборочная совокупность - часть генеральной совокупности элементов, которая охватывается экспериментом (наблюдением, опросом).

2. Репрезентативная выборка - группа участников, более или менее точно представляющая состав изучаемой популяции.

Может ли быть представительным опрос по проблемам смертной казни, проведённый тележурналистом в течение 40 минут на улицах г. Москвы? Нет.

Будет ли представительным исследование общественного мнения населения о деятельности ОВД, если опросить только граждан, пострадавших от преступных посягательств или опросить контингент следственных изоляторов? Нет

Можно ли считать представительными телефонные опросы, которые проводятся в течение публичных телевизионных дебатов (ток-шоу)? Да.

Обоснуйте свои ответы: В первых двух случаях будут опрошены только определенные группы респондентов.

Задание 12. Используя материал задания №8 (см. Приказ МВД № 1246 от «30» декабря 2007 года) рассчитайте объём выборки в исследованиях общественного мнения населения о деятельности ОВД (отдельно для опросов, проводимых осень и весной), а также – в исследованиях общественного мнения сотрудников полиции: _____________

Обеспечивают ли такие объёмы выборки представительность данного исследования для всего населения России? Да.

Является ли выборка представительной для отдельного региона, например, для Москвы или Московской области? При каком условии? Да, если в ней учтены все социальные слои населения.

Какой метод формирования выборки используется в данном исследовании? Механическая выборка.

Какие иные методы формирования выборочной совокупности Вы знаете? Случайная, типическая, серийная.

Задание 13. Ещё раз прочитайте задание №5. Социолог предложил Вам провести исследование общественного мнения молодёжи об отношении к наркотикам. При этом в качестве методов сбора первичной информации он избрал наблюдение за группами молодых людей, праздно слоняющихся в общественных местах, а также интервью с подростками, задержанными в состоянии наркотического опьянения.

Вы считаете, что при составлении программы исследования социолог допустил ошибку: он нарушил принцип соответствия методов сбора информации задачам, предмету, концепции исследования. Используя материал из списка литературы и схемы № 3, №4, № 5, №6, №7, №8, №9, №10 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат)) обоснуйте такой вывод: Социолог не опросил и не учел мнение «основной массы здоровой молодежи» не употребляющей наркотики.

А какие методы сбора первичной информации в данном исследовании выбрали бы Вы? Объясните свой выбор: Социометрический и экспертный позволяющие дать более полную картину исследуемого явления.


Наши рекомендации