Специфика социологического подхода к изучению личности

Специфика социологического подхода к изучению личности

Личность является объектом изучения многих наук. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Специфику социологического подхода необходимо видеть также в том, что именно социология попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта, а не умозрительных предположений о человеке, его призвании, смысле бытия и т.д.

“Личность” является емким, многомерным, трудноулавливаемым понятием. Чтобы с ним определиться, необходимо провести прежде всего разграничение категорий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “человек” употребляется тогда, когда можно выделить принадлежность лица к человеческому роду, обладание им всеобщими для всех людей чертами.

Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве, не обо всех людях, а о конкретном человеке, тогда используется понятие “индивид". Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность — это также единичный человек, но здесь речь идет о системе устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни. Поскольку социологию человек интересует прежде всего как продукт общества, а не как продукт природы, то для нее более важное значение имеет категория личность.

Антропоцентризм и антропологизм в трактовке человека

Феномен человека всегда находился в центре внимания «человекознания». Еще в древней Греции выявились идеи антропоцентризма. Антропоцентризм— воззрение, согласно которому человек есть центр и выс­шая цель мироздания. В античной философии идеи ан­тропоцентризма сформулировал Сократ (470—399 в. до н. э.), в средние века они разрабатывались в русле пат­ристики и схоластики. В нашем веке концепции антро­поцентризма придерживался крупный французский уче­ный Тейяр де Шарден (1881—1955). Многие авторы, исследующие человека, склоняются к различным антропологическим теориям. Антрополо­гизм (учение о человеке) — философское направление, представители которого считают понятие «человек» ос­новным, исходя из которого можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении. Наибо­лее значительными представителями материалистиче­ской антропологии были К. Гельвеций (1715—1771), Н. Г. Чернышевский (1828—1889), Л. Фейербах (1804— 1872). Ввел и обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Он считал, что человек должен стоять в центре исследования, рассматривал его как природное, биологически неизменное существо, прида- вал важное значение природной стороне жизни, чувст­венности, любви. Начиная со второй половины XIX в., развиваются идеалистические варианты антропологиз­ма. Наиболее видный представитель — Ф. Ницше (1844—1900), немецкий философ, поэт. Он выделял два начала бытия в человеке; жизненное, созерцательное, ин­теллектуальное, которые должны быть приведены в рав­новесие. Ницше разработал учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Воля — это страсть, инстинкт самосохранения, движу­щая обществом энергия. В мифе о «сверхчеловеке» Ницше прославляет культ сильной личности, преодоле­вающей препятствия, пренебрегающей моралью. Эти идеи развиваются во многих работах, в том числе «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра» и др. Наиболее полное обоснование идеалистической философской антропологии было дано немецким ученым М. Шелером (1874—1928).




Ролевая концепция личности

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе обществен-ных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего, согласно `правилам игры`, ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение -то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось `как надо`. Для этого существует целая система социального контроля -от общественного мнения до правоохранительных органов -и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить друг другу, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные взаимоотношения людей, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений определяется понятием `межличностная роль`. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а сразу на несколько групп.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им.

Сознание и его функции

Сознание — это внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Оно помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно возможно только в условиях существования языка и речи, возникающей одновременно с сознанием в результате деятельности. К функциям сознания относятся:1) познание (обобщенное отражение мира);2) построение отношений к миру, людям;3) переживание;4) регулирование поведения, деятельности.

Таким образом, сознанию свойственны мышление (образ мысли); эмоции (чувства); воля. Формирование самосознания является венцом развития сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом отношения к себе для человека являются другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе. Сознательное поведение человека в большей мере зависит не от того, каков он на самом деле, а от результатов представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Главной функцией самосознания является понимание человеком мотивов и результатов его поступков и оценка себя в этой связи. Если оценка оказывается неудовлетворительной, то человек может либо заняться саморазвитием и самоусовершенствованием, либо включить защитные механизмы и вытеснить причины внутреннего конфликта. Для самосознания необходимо сформировать себя как личность, не взирая на меняющиеся ситуации, оставаться самим собой, уметь поддерживать себя в трудных ситуациях.

Сознание привлекается к какому-либо объекту только на короткий отрезок времени. Типовые задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для каких-либо новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Таким образом, сознание и подсознание человека находятся в гармоничном взаимодействии, обеспечивая регулирование процессов поведения. Как только человек находит способ решения на сознательном уровне вновь возникающей задачи в процессе своей жизни, так управление его поведением передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

З. Фрейд считал, что бессознательными являются не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, против которых сознание выдвигает мощные барьеры и которые подавляются сознанием (например, заболевший человек, отказывающийся от настоятельных требований врачей сделать операцию, на бессознательном уровне будет переживать этот отказ, подавляя своим сознанием факт неизлечимой болезни).

Структурные элементы роли

Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. А стержнем, объединяющим нормы и ожидания, выступают действия. Следовательно, формула содержания социальной роли выглядит так:

Специфика социологического подхода к изучению личности - student2.ru

где Ож – ожидание, Д – действия, Н – нормы.

Таким образом, содержание роли составляют следующие элементы: социальные действия, социальные нормы, социальные ожидания.

Наша культура навязывает нам представление о том, как должен себя вести «хорошие» или «примерные» шеф фирмы, учитель, «образцовые» мать или тренер. Например, представление о «хорошем» отце связано с понятиями крепкой сердечной привязанности, родительской заботы и поддержки. В некоторых обществах статус зятя таков, что его обязанностью является избегать любых контактов с тещей – вплоть до того, чтобы удирать без оглядки при ее приближении. В других же культурах роль зятя состоит в том, чтобы относиться к теще, как к родной матери.

Личность и семья

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

47.Личность и образование

Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Дюркгеим говорил, что основная цель образования -передавать ценности господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается. В Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и гос.деятелей. В средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса основной интерес существовал к культуре, искусству к литературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно содержание образования. Так же образование способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством, и появлению новых.

Одновременно с приобщением детей к ценностям школа становится средством социального контроля над учеником(дети находятся под присмотром в классе и за его пределами).

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами.

Характерной особенностью образования в современных развитых странах является то, что начальное образование становится обязательным и бесплатным. Вразвитых обществах предполагается, что для модернизации общества необходимо грамотное население

Личность и СМИ

Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации, смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

В работах классиков социологии конца XIX - начала XX вв., таких как Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шютц, проблематика СМИ как социального актора специально не поднимается или рассматривается опосредовано. Однако произведения этих социологов, несомненно, имеют большое методологическое значение для понимания характера и природы современных СМИ, их социального фрейма, функций и дисфункций. Так, социологизм Э. Дюркгейма позволяет исследовать СМИ как особые материальные и духовные факты, способствующие воспроизводству или, наоборот, разрушению социальной солидарности.

Специфика социологического подхода к изучению личности

Личность является объектом изучения многих наук. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Специфику социологического подхода необходимо видеть также в том, что именно социология попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта, а не умозрительных предположений о человеке, его призвании, смысле бытия и т.д.

“Личность” является емким, многомерным, трудноулавливаемым понятием. Чтобы с ним определиться, необходимо провести прежде всего разграничение категорий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “человек” употребляется тогда, когда можно выделить принадлежность лица к человеческому роду, обладание им всеобщими для всех людей чертами.

Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве, не обо всех людях, а о конкретном человеке, тогда используется понятие “индивид". Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность — это также единичный человек, но здесь речь идет о системе устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни. Поскольку социологию человек интересует прежде всего как продукт общества, а не как продукт природы, то для нее более важное значение имеет категория личность.


Наши рекомендации