Судьбы социологов в сталинскую эпоху (трагичное и удачное).

Марксистская социология (лекция)

Начинается с 40-х гг, в виде переписки Маркса и Энгельса.

1-я работа – Критики полит. Экономии…. Философии и права

1869 г. – Манифест о ком партии (выходит на руском языке)

Все марксистские подходы различны, неекоторые из них мало похожи на марксизм.

Общее – злабодневные проблемы России. Русские оценивают мощь и интелект Маркса, его эрудицию.

Выделяемые аспекты:

· Проблема государства;

· Цена прогресса;

· Справедливость и классовая борьба;

· Что такое «революционизм»?;

· Какой должна быть будущая власть?;

· Собственность;

· Формы собственности;

· Значимость социальных чувств.

Роль идеологии.

Ортодоксальный марксизм – Плеханов:

Историко-филосовские, гносеологические, социологические аспекты материалистическо понимания истории. Пеервые попытки научного социального предвидения. Основы религиозного и эстетического мировоззрения людей. Учение о роли народных масс. Динамико-материалистическая модель истории.

Легальный марксизм – Бердяев, Струве, Франк:

Неприятие насилия и подавления личности обществом. Несогласие с атеизмом.

Большевизм (св. с Лениным).

Меньшивизм – никогда не утверждали революционные идеи как руководство к действию.

Ленин: Диалектика – закон познания, закон объективного мир. Результат – принцип примато-практики над теорией.

<…> (Далее, видимо, о Плеханове):

Психология всегда целесообразна по отношению к экономике. Нецелесообразное осуждено на гибель. Экономика, психология – явления противоположные. Теория факторов экликтична по своей сути. Его подход магниетичен. Нельзя расчленять общество и человека. Эклитизм уравнивает причины исторического процесса. Главное – не факты, сводится, чтобы рассмотреть различные силы.

Производительные силы увязывают все стороны общественной жизни воедино.

Существует 2 типа производственных отношений:

1. Технические – произошли в процессе производства. Не носят классового характера.

2. Имущественные – имеют классовый характер.

Государство – надклассовый аппарат.

! Теория должна господствовать над практикой. Важнее общее,а не конкретное решение.

Крайне отрицательное отношение к октябрьскому перевороту. Критикует вост. деспотизм. Положителен только капитализм – он плох, но деспотизм еще хуже. Захват – великое несчатье.

Особые пути развития России не возможны.

(Лекция кончилась)

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий ученый, философ, экономист и политический деятель. Марксистское учение охватывает большой комплекс научных знаний из различных сторон общественной жизни. Основу этого учения составляет философия Карла Маркса.

Маркс не был социологом и зарождающуюся европейскую социологию считал лженаукой, однако один из разделов марксисткой философии - исторический материализм, лег в основу социальной теории, которая позднее стала марксистской школой социологии.

После революции немарксистские coциологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступили против советской власти.

В 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержания курсов по общественным наукам, в результате чего многим профессорам была запрещена преподавательская деятельность из-за их открытого выступления против советской власти.

Вместо них стали привлекаться новые ученые-марксисты

Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России. Это П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин и многие другие.

Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке. Среди них Н.И. Кареев, Н.А. Гредескул, К.В. Тарле, М.К. Лемке, К.М. Тахтарев, В.В. Святловский, B.C. Серебренников, Н.С. Державин, А.Ф. Кони, Н.Я. Марр. Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России. Это А. Звоницкая, Т. Райнов, К. Пожитков и др.

Ряд марксистов перешли на преподавательскую работу в университет и другие петербургские вузы (М.В. Серебряков, Н.Н. Андреев, В.А. Быстрянский, Э.Э. Эссен, И.С. Плотников, Б.А. Фингерт, А.И. Тюменев и др.), что повлияло на изменение характера и содержания преподавания общественных наук, положило начало разработке новых лекционных курсов и семинаров.

Процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями, которые так или иначе существенно влияли на логику ее развития.

Во-первых, марксистские социологи в значительной степени переориентировались с чисто практических целей анализа общественных процессов на идеологические задачи.

Большее внимание к идеологической функции науки в ущерб ее познавательной и практической функциям неизбежно вело к значительному упрощению социальной реальности и соответственно к упрощению теоретических представлений о ней.

Во-вторых, трудности становления марксистской социологической науки были связаны с острым дефицитом кадров социологов-марксистов. Имеющиеся кадры не всегда обладали достаточно высоким уровнем профессиональной квалификации.

Большое влияние на упадок социологии в 30-е годы оказала искусственная драматизация социально-политической ситуации внутри страны:

· насильственная коллективизация,

· кровавое раскулачивание,

· массовые репрессии

У власти исчезла потребность в объективном анализе социальной действительности. Возникла совершенно другая потребность — доказать несуществующее, провозгласить черное белым, и наоборот

Социологи вынуждены были либо отойти от разработки актуальных проблем развития общества, например, переключиться на область истории философии и социологии, то есть занять позицию пассивной обороны, либо комментировать “непререкаемые истины”, которые, изрекал И.В. Сталин.

Отдельные социологи пытались, несмотря ни на что, отстаивать научный дух марксизма, творчески использовать его при анализе социальных процессов, но их судьба в основном трагична.

Погибли в сталинских репрессиях выдающиеся социологи Ян Эрнестович Стэн, Николай Афанасьевич Карев, Иван Капитонович Луппол, Борис Михайлович Гессен, Григорий Самуилович Тымянский, Алексей Константинович Столяров и десятки других ученых-обществоведов.

Конкретные социологические исследования процессов, явлений социальной жизни были полностью прекращены, как и дальнейшие разработки методов таких исследований.

«Удачные» - исследования, связанные с заказами государства, например, научная организация труда Гастева.

Вопрос 43. Социологическая наука в СССР в 60-80-е годы 20 века (частичная реабилитация социологического знания, развитие исследовательских центров, становление структур социологического образования, направление исследований; источники освоения практики эмпирических исследований; основные вопросы методологических дискуссий…)

В условиях относительного ослабления цензурного гнета после XX съезда КПСС, когда открылась возможность для развития отечественной социологии, на историко-социологических исследованиях все еще продолжал сказываться исторический "перерыв" 30-х гг. С одной стороны, необходимо было рассматривать то, что происходило в западной социологии за последние 30-40 лет, с другой - заниматься более основательным исследованием социологического наследия марксизма. Кроме того, предстояла большая работа по анализу отечественной социологической традиции.

Исследования в области истории марксистской социологии. Всеохватывающее господство марксизма, сложившееся в нем разделение на несколько обособленных областей, как-то: "научный коммунизм", "исторический материализм", "диалектический материализм", "политическая экономия" и др. - и сформировавшиеся на этой базе определенные корпоративные интересы не благоприятствовали становлению социологии в качестве самостоятельной дисциплины. В те годы на страницах периодики развернулась дискуссия о предмете социологии. Однако по своим результатам она была принципиально иной в сравнении с дискуссией 29-30-х гг. Если тогда дискуссия завершилась фактическим запретом в отношении социологии, то теперь привела к своеобразному компромиссу: историческому материализму отводилась роль общей социологической теории; социологии предоставлялось достаточно широкое пространство в области теорий среднего уровня и эмпирических исследований. Подразумевалось, что эмпирические исследования дадут пищу и импульс для развития теории, а это, в свою очередь, позволит преодолеть ее абстрактность и умозрительность. Исторический же материализм был призван дать "методологическое обеспечение" эмпирических исследований. Тем не менее, как показала дальнейшая практика, органичного синтеза не произошло.

Ю.А.Левада предложил определение социологии как "эмпирической социальной дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии", что не совмещалось с пониманием социологии как философской теории общества, революционно развивающегося и проходящего последовательно стадии от первобытного коммунизма до развитой мировой коммунистической формации, преодолевающей социально-экономические противоречия капитализма.

Тем не менее, многие ведущие социологи созданного к тому времени Института конкретных социальных исследований публично отстаивали особый статус эмпирической социологии как своего рода "дополнения" исторического материализма, утверждая за социологией право исследовать не только закономерности общественного развития, но и закономерности функционирования, стабилизации общественных систем и социальных институтов.

Критика лекций Ю.А.Левады на заседании в АОН при ЦК КПСС во многом сводилась к обвинениям автора в том, что он заимствовал свои положения у Т.Парсонса. В этой ситуации было много общего с той, в которой социология начинала делать свои первые шаги в России и была вынуждена бороться с умозрительными, в тот период преимущественно метафизическими, теориями. Новое столкновение позиций в определенном смысле стимулировало развитие обеих сторон: социологи стремились найти в наследии марксизма элементы, отвечавшие их теоретическим и методологическим запросам; истматчики - эмпирические подтверждения методологических принципов исторического материализма.

Одновременно расширялся диапазон эмпирических исследований,формировалось социологическое сообщество, которое пыталось найти общий язык с идеологическими теоретиками. И как бы мы сегодня, исходя из различных идеологических установок, ни оценивали этот процесс и эту борьбу позиций, они в конечном счете сыграли положительную роль в развитии советской социологической науки.

Интерес к истории марксистской социологии развивался и реализовывался в рамках общей проблематики истории марксистской философии. В этом отношении историки были в весьма привилегированном положении, особенно в публикации источников. Помимо собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И Ленина, Г.В.Плеханова, издавались также труды практически всех предшественников марксизма (Г.Гегеля, И.Фихте, И.Канта, А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна) и его последователей (П.Лафарга, Ф.Меринга, К.Каутского, Р.Люксембург и др.), за исключением, пожалуй, работ Э.Бернштейна, но для историков марксизма эти работы были доступны.

В центре внимания в качестве специфического ориентира выступало марксово представление о "формах общения" и "формах жизнедеятельности" людей как сферах исторического развития их социальности. В этом плане рассматривалась собственно социологическая проблематика. Потребность в изучении наследия основоположников марксизма стимулировалась также ренессансом в 60-70-х гг. марксистской социологии на Западе в ее леворадикальной форме.

Собственно история марксистской социологии вычленяется в самостоятельное направление со второй половины 60-х гг. Причем, первоначально внимание было сосредоточено именно на современном состоянии социологии, тогда как работы, посвященные периоду 1917-1930 гг., появились несколько позже, в 70-х гг.

Отметим также, что первые работы не были историческими в точном смысле этого слова, скорее, это были своеобразные отчеты социологов по осуществляемым исследовательским программам. Издания таких работ впоследствии были приурочены к Всемирным социологическим конгрессам (ВСК). Первая из них ("Марксистская и буржуазная социология сегодня") имела идейно-установочную функцию и четко разделяла социологию на марксистскую и буржуазную "с вытекающими отсюда различиями в подходах к определению роли и задач социологии в обществе, к проблемам ее развития, анализу гносеологических проблем в исследовании социальной структуры общества и т.д.

Двухтомник "Социология в СССР" представляет собой уже своеобразный итог развития отечественной социологии за предшествующее десятилетие Чисто теоретические и методологические проблемы здесь представлены в минимальном объеме, основное же поле занимает изложение результатов социологических исследований в стране с конца 50-х и до середины 60-х гг. по проблемам социально-классовой структуры, труда, досуга, социологии города и деревни, личности. Были представлены также первые опыты междисциплинарного подхода (экономико-социологического, социопсихологического). Эта работа, а также целая серия трудов, выходивших по итогам участия советских социологов во Всемирных социологических конгрессах, интересны для историка социологии тем, что позволяют документированно рассматривать динамику ее развития по содержанию и объему проблематики, тематике исследований, их методологическому уровню, по характеру методов сбора и анализа первичной информации, по расширению географии исследований, а также в области освоения и разработки теорий среднего уровня и т.д.

Советские ученые начали участвовать в международных социологических конгрессах с 1956 г., причем, если на III ВСК, где впервые появилась советская делегация, она состояла в основном из представителей официальной и полуофициальной идеологической элиты, то на последующих конгрессах состав участников демократизировался, основной костяк делегации составляли специалисты в области социологии, эмпирических исследований в особенности.

В 70-х гг. появились первые историко-социологические работы, посвященные послеоктябрьскому периоду истории социологии в СССР. В основном это заслуга ленинградских авторов - Б.А.Чагина, В.И.Клушина и В.П.Федотова. В своих исследованиях они исходили из признания за историческим материализмом прерогативы общесоциологической теории марксизма. Поэтому акцентировали внимание именно на проблеме эволюции исторического материализма в качестве ведущей и единственной социологической концепции в СССР, давалась лишь общая канва развития отечественной социологии того периода, определялись этапы ее периодизации, а последние вычленялись на основе традиционной периодизации развития советской истории.

С 70-х гг. историко-социологические исследования становятся заметным направлением.

Как отклик на развитие в 80-х гг. сотрудничества социологов социалистических стран появились работы, сочетавшие в себе проблемный принцип и историко-страноведческий подход. Это было связано и с тем, что социология в этих странах получила статус академической науки и университетской дисциплины. Институт социологических исследований АН СССР выделил в планах своих работ особое направление, вследствие чего явилась серия книг З.Т.Голенковой.

Отметим две работы, подготовленные Институтом социологических исследований совместно с коллегами из Германии. Это справочное издание "Биографии русских и советских социологов", выпущенное в Берлине на немецком и русском языках, а затем, в 1989 г., на английском. В нем есть вводная статья, которая дает хотя и краткий, но целостный обзор развития социологической мысли в России с 60-х гг. прошлого века до наших дней. Вторая работа, также подготовленная в Институте социологии с участием немецких историков, сборник статей "История становления советской социологической науки в 20-30-е годы". В книге содержится общая обзорная статья, анализируются взгляды А.А. Богданова, первый советский учебник по социологии, написанный Е.А. Энгелем, социологические исследования безработицы, труда, преступности, градостроительства, концепции личности в воззрениях фрейдо-марксистов, а также исследования по проблеме социальной активности. Часть этих проблем (рынок труда, безработица, преступность) становится сегодня весьма актуальной, и, возможно, эти исторические экскурсы в чем-то помогут пониманию современности.

Исследования по истории российской дореволюционной социологии. Упомянутые "Биографии русских и советских социологов" - работа, которая в известном смысле перекидывает мост к тому направлению в отечественной истории социологии, которое охватывает ее дореволюционный период. Направление это долгие годы развивалось весьма односторонне. Основное внимание уделялось изучению марксистского течения и работам небольшой группы революционных демократов (В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева). Взгляды же таких представителей русской общественной мысли, как М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, П.Б.Струве, рассматривались лишь в контексте борьбы марксизма с анархизмом, либеральным народничеством и легальным марксизмом. Практически мало известными оставались и концепции П.Л.Лаврова, Е.В. де Роберти, М.М.Ковалевского, Н.И.Кареева, К.М.Тахтарева, Н.Я.Данилевского, П.А. Сорокина и многих других отечественных социологов, работы которых находились на уровне современной им мировой социологической мысли.

Проблемы немарксистской отечественной социологии нашли отражение и в других историко-философских работах.

С середины 70-х гг. резко возросло число публикаций по истории российской социологии в журнале "Социологические исследования", а в последние годы в новых изданиях: "Социологический журнал", "Рубеж" и др. Только за период с 1978 по 1994 гг. "Социологические исследования" опубликовали свыше 30 статей об отечественных социологах и около 40 их оригинальных работ.

Тем не менее, крупных работ по истории отечественной немарксисткой социологии до сегодня немного. Прежде всего, это труды санкт-петербургских историков "Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века". Это первый опыт достаточно полного анализа основных школ и направлений в отечественной истории социологии, и, кроме того, книга интересна постановкой методологических проблем собственно истории российской социологии, в том числе ее периодизации, представленной в первой главе, написанной И.А.Голосенко. С одной стороны, здесь сохраняется традиционная группировка направлений и их относительная историческая хронология, с другой - вводится периодизация, связанная со сменой мировоззренческих ориентации (позитивизм - неокантианство - неопозитивизм). Та и другая схемы достаточно условны в применении к реальному развитию науки, где отдельные представители первого направления, сохраняя свои позиции, переживают и второй, и третий периоды. Тем не менее, автор прав, выявляя кризисные точки в связи с изменениями исследовательской парадигмы. Исторический анализ, по мнению автора, основывается на учете зависимости развития социологии в трех аспектах: от потребностей и запросов эпохи, социального "окружения" идей, от "имманентных" факторов прогресса самого знания (требование логики предыдущего идейного материала) и личных (биографических). Причем, важнейшей из этих детерминант является вторая - имманентное развитие науки.

В принципе, следуя науковедческим схемам анализа, можно было бы говорить и о влияниях внутри- и вненаучных факторов, которые в разное время могут по силе воздействия существенно различаться. Политико-идеологические реалии в истории России, в СССР в особенности, слишком часто выдвигали на первый план именно внешние воздействия в ущерб имманентным потребностям развития социального знания

И.А Голосенко обращает внимание на роль критико-методологической функции русской социологии в формировании различных направлений и школ общественной мысли и предлагает критерии типологизации, основанные на понятиях "фаза" и "тип" исследования. В работе рассматриваются фундаментальные методологические проблемы самой истории социологии.

В последние годы достаточно широко начала возрождаться практика издания лекционных курсов, в том числе и по истории социологии в России. В их числе: Е.И.Кукушкина "Русская социология XIX - начала XX века" и "Социологическое образование в России XIX-XX вв."; А.Н. Медушевский "История русской социологии"; С.С. Новикова "История развития социологии в России", В.П. Култыгин "История российской социологии". Однако в большинстве своем это сугубо историографические работы, ценные, может быть, раскрытием новых исторических фактов, но без серьезного рассмотрения методологических проблем развития социологии и ее истории. Иногда в курс истории социологии попадают работы, которые имеют к ней весьма отдаленное отношение. Приятным исключением может служить работа В.А. Алексеева и М.А. Маслина "Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа", в которой анализируется влиятельное направление русской социологии, в контексте социальной обстановки того времени, во многом объясняющей причины обращения обществоведов к социальной психологии, раскрывается логика эволюции теорий психологистов, их дифференциация. Заслуживает внимания и попытка авторов рассмотреть проблемы, которые поднимало психологическое направление в истории отечественной социологии, в преломлении к нашему времени и их отражению в ряде работ современных авторов.

Особый интерес представляет книга видного философа русского зарубежья С.А Левицкого "Очерки по истории русской философии", впервые изданная в России в 1996 г Это популярное, общедоступное введение в историю русской философии и общественной мысли. По словам самого автора, цель его была педагогическая, что делает книгу хорошим учебным пособием С.А.Левицкий стремился воссоздать историю русской мысли (XIX и XX вв.), имея в центре внимания философские и социальные аспекты творчества славянофилов, западников, народников, марксистов, представителей русского религиозно-философского Ренессанса (Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, Л.Шестова и др.).

В последние годы особенно активно начали переиздаваться работы русских социальных философов и социологов. В частности, изданы труды Н.А. Бердяева, В.В Розанова, ПЯ. Чаадаева и др. Вышли работы П.А. Кропоткина "Хлеб и воля. Современная наука и анархия"; Н.Я. Данилевского "Россия и Европа"; П.Н Милюкова "Очерки по истории русской культуры", М.М Ковалевского, Н И Кареева. Однако до сих пор не переизданы сочинения ведущих русских социологов XIX-XX вв. и, следовательно, недоступны широкому читателю: Н.К Михайловского, Е.В. де Роберти и др. Частично социологические взгляды ММ Ковалевского, С.Н. Трубецкого, С.Ю. Южакова и др. освещаются в работе "Антология русской классической социологии". Творчеству М.М. Ковалевского посвящен сборник статей, вышедший к 145-летию со дня его рождения: "М.М. Ковалевский в истории российской социологии и общественной мысли". Вышла книга Б Г Сафронова "Н.И. Кареев о структуре исторического знания", в которой одна глава посвящена истории социологии. На социологическом факультете МГУ подготовлена трехтомная хрестоматия по истории российской социологии - "Социология в России XIX - начала XX вв. Тексты". (Вып. I-II). Начата работа по созданию справочника "Социологи России XIX-XX вв.".

Исследования по истории зарубежной немарксистской социологии. Особую область представляют исследования зарубежной социологической мысли. По количеству публикаций это направление явно доминирует. Только за 10 лет (с 1956 по 1965 гг.) по этой проблематике было опубликовано свыше 850 статей, книг, брошюр. Правда, работы по социологии стран Азии, Латинской Америки и Африки можно сосчитать по пальцам. Интерес к изучению истории западной социологии был связан не только с ее лидирующим положением, но и с традициями идеологического противостояния, являвшегося следствием противостояния экономического и политического.

Как уже говорилось, акцент на выявлении "социальных корней" (с приданием ему гипертрофированного значения) обернулся резким размежеванием исследования единого исторического процесса в развитии социологии на две "разные истории": историю марксистской и буржуазной социологии. Становление и развитие этой области имело свои подъемы и спады, однако, интерес к ней никогда не исчезал полностью. Особенно резко он возрос во второй половине 50-х гг. и развивался по нарастающей: сначала в форме отчетов о мировых социологических конгрессах, в виде статей и брошюр, изданий выступлений на конгрессах, а затем в публикациях солидных сборников и монографий. Наряду с исследованием состояния и эволюции общетеоретической социологии рассматривались развитие теорий среднего уровня и исследования западными социологами отдельных социальных проблем (теории элит, социологии политики, личности, семьи, молодежной субкультуры, средств массовой коммуникации, проблематики НТР и ее последствий, управления, социодемографии и т.д.).

Среди историков "буржуазной" социологии, в свою очередь, образовалось два направления. Одно из них было озабочено преимущественно выявлением "ошибок" и других "недостатков", а в предельном выражении - сознательного, классово заинтересованного искажения социальной реальности в работах западных социологов. Представители другого направления (например, Ю.Н. Давыдов, Ю.А. Замошкин, И.С. Кон, Н.В. Новиков и др.) стремились к возможно более объективному анализу и нередко использовали его для ознакомления читателя с действительным содержанием теоретических и эмпирических исследований западных социологов. Большинство работ, посвященных исследованию истории и состояния современной западной социологии (особенно в 50-70-х гг.), могло увидеть свет лишь при условии их критического осмысления с позиций марксизма, с непременным наличием в названии работы терминов "критика" или "критический анализ". В качестве иллюстрации можно назвать такие работы, как "Критика современной буржуазной философии и социологии"; Баскин М.П. "Англо-американская социология на службе империализма"; "Критика современной буржуазной социологии"; материалы Всесоюзного совещания по критике современной буржуазной социологии (15-16 декабря 1975 г.), проведенного Институтом социологических исследований АН СССР совместно с другими академическими центрами.

В Институте социологических исследований был создан сектор не по истории западной социологии, а по "критике буржуазной социологии". Тем не менее, используя принятые правила игры, ряд исследователей довольно подробно знакомили читателей с основными направлениями западной социологической мысли. Во время "оттепели" под редакцией Д.И. Чеснокова была издана книга Г. Беккера и А. Бескова "Современная социологическая теория", которая имела большое значение в просвещении советского читателя, и особенно социологического сообщества. Работа знакомила с общими и частными социологическими теориями среднего уровня, что в подлинном смысле открывало советским социологам западный социологический мир. В 1965 г. была переведена работа Н. Смелзера "Социология экономической жизни", стимулировавшая появление нового направления в отечественной социологии. Тогда же вышла книга Г.М.Андреевой "Современная буржуазная эмпирическая социология", в которой подробно описаны процедуры и техники эмпирических исследований, используемые в американской социологии, основные принципы методологии и теории среднего уровня.

В 70-х гг. были изданы "Американская социология", переводы работ Т. Парсонса, к концу 70-х и в 80-х гг. - "Новые направления в социологической теории" (о феноменологической ориентации в социологии), работа Дж. Тернера "Структура социологической теории" и многие другие.

В тот период появились серьезные монографические исследования: "Социология Дюркгейма" Е.В. Осиповой и ее же работы по истории западной социологии, работы Л.Г.Ионина "Георг Зиммель - социолог" и "Понимающая социология", И.С.Кона, Ю.А.Замошкина, Ю.Н.Давыдова и др.

В этих и других работах было показано, что теоретическая ситуация в западной социологии в послевоенное время менялась неоднократно. Возникновение так называемой неопозитивистской волны породило направление, не только оспаривавшее сциентистские притязания академической социологии, но и ставившее под вопрос "научность" социологии вообще. Эти тенденции, возникшие на почве усилившегося влияния феноменологической, экзистенциальной и лингвистической философии, стимулировали появление направлений, основной особенностью которых явилось противопоставление социального и естественнонаучного знания. Повторялась ситуация, сложившаяся в социологии на рубеже XIX и XX вв. под воздействием критики со стороны "неокантианства" и "философии жизни".

Большое внимание советские исследователи уделяли попыткам "неомарксистов" преодолеть антагонизм сциентизма и антисциентизма, а в дальнейшем - стабилизационным тенденциям в западной социологии, новым поискам своей предметной области и задач социологии. Эти аспекты в развитии современной социологической теории наиболее основательно рассматривались в работах Ю.Н. Давыдова. Заметим, что внимание к происходящему в западной теоретической социологии было продиктовано не только чисто познавательными или идеологическими причинами. Оно в известной мере диктовалось и стремлением более полно раскрыть в самом марксизме его эвристические возможности.

В конце 80-х и в 90-х гг. начинается серьезная работа в Институте социологии и других научных учреждениях по переводу и подготовке к изданию работ классиков западной социологической мысли. Был создан "Словарь по современной западной социологии», подготовлены и изданы в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" "Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX вв.", "Очерки по истории теоретической социологии XX столетия", а также "Современная американская социология" и хрестоматия "Американская социологическая мысль", "История социологии в Западной Европе и США", работа И.Громова, А.Мацкевича и В.Семенова "Западная социология" и целый ряд других, позволяющих молодому поколению российских социологов теперь уже более свободно включаться в профессиональный дискурс мирового социологического сообщества.

Вопрос 44. Анализ методики проведения опросов в работе Грушина «4 жизни в зеркале….»

БОРИС АНДРЕЕВИЧ ГРУШИН (1929–2007) -философ, социолог, методолог социологических исследований.один из «отцов-основателей» российской социологии, его роль в признании социологии как научной дисциплины.

1.История изучения общественного мнения.

Начав четыре десятилетияназад опросы общественного мнения в СССР, Он дал возможность высказаться десятилетиями молчавшемуобществу.

Предпосылок для возникновения практики зондирования мнений населения СССР в 1960-е годы не существовало. во времена молодости грушина понятие «социология» еще не употреблялось,оно существовало только в сочетании с прилагательным «буржуазная» .

Грушин изучал массовое мышление, и опросы стали его естественным инструментом. Не зная западного опыта Гэллапа , находясь в принципиально иной политико-экономической и социально-нравственной среде, чем американские отцы-основатели опросов, и оставаясь при этом философом, Грушин пришел к тому же эмпирическому методу познания установок, что и они.

В конце 50-х гг. с приходом к власти Н.С.Хрущева и общим "потеплением" ситуации в стране возрождается интерес к социологии и к использованию ее методов. Спектр социальных проблем, изучаемых с использованием социологических методов сбора и анализа информации, существенно расширился. Практически все органы социального и политического управления пытаются использовать возможности социологии, наступает "ренессанс" массовых опросов общественного мнения.

К изучению общественного мнения Грушина подтолкнула работав «Комсомольской правде».был 1956 год — хорошее для газеты время: поддерживались новые идеи и открывались новые жанры, проводились дискуссии по вопросам, волновавшим молодежь, публиковались письма реабилитированных, вернувшихся из концлагерей. Первые три года были тяжелыми для Грушина от мысли, что он предаллюбимое дело–философию ; но к 1960 году он постепенно перешел от изучения научного сознания к анализу сознания массового. Тогда он и предложил создать при газете Институт общественного мнения.

ИОМ «КП» возник в мае 1960 года, и Грушин стал его руководителем.Первый опрос был проведен 10–14 мая 1960 года в преддверии несостоявшегося Парижского совещания глав правительств СССР, США, Франции иАнглии и всего через две недели после того, как на Урале был сбит американский самолет-разведчик. Тема опроса: «Удастся ли человечеству предотвратить мировую войну?» была весьма актуальной, но напрямую не связанной с первомайским инцидентом. Опрос проходил втех районах страны, жители которых «ближе всего столкнулось с бедствиями» войны. Отбор респондентов производился на основе стратифицированной пропорциональной выборки .ИОМ «КП» просуществовал около восьми лет, были проведены: 20 всесоюзных и один международный опрос.

Большая часть произведенной Институтом информации оказалась «непубликабельной». Все острее обозначалась незаинтересованность органов управления в объективной информации и их настороженность в отношении к выводам социологов.

Между тем оставалось своего рода нормой, что опросы общественного мнения преимущественно ориентировались на читательскую публику. Социологи выполняли социальный заказ: изучение коммуникативного поведения, формирования общественного мнения, включенности людей в систему средств массовой информации и пропаганды, социально-политической активности и ценностных ориентации молодежи. При этом очень часто итоги опросов оставались достоянием заказчика (редакций газет, партийных органов). Не будучи известными публике, они, по существу, утрачивали главное качество социологического исследования мнений - не включались в процесс формирования общественного мнения, но использовались для повышения эффективности официальной пропаганды.Прорыв был сделан в 60-х гг. публикациями работ Б.Грушина, А.Уледова) и других, которые впервые в отечественной социологии сформулировали собственно научную парадигму предмета.

В 1969 году, через два года после закрытия Института «Комсомольскойправды», Грушин организует Центр изучения общественного мнения в Институте конкретных социальных исследований.Работа Центра группировались вокруг «Таганрогского проекта»: 76 исследований, 23 анкетных опроса, почти 11 тысяч личных интервью.была предпринята попытка впервые в стране создать организационную структуру для проведения оперативных опросов общественногомнения по различным проблемам. В 1967 г. был начат фундаментальный проект "Таганрог", в котором участвовали, помимо социологов, демографы, экономисты, этнографы. Авторы проекта выделяют две основные задачи своего исследования: 1) повышение эффективности идеоло

Наши рекомендации