МОДУЛЬ 2. Общество как социокультурная система
Тема 2.1. Общество как социальная система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение.
Социальная система: понятие, сущность и структура. Уровни социальной реальности. Типы социальных систем. Социальная система и ее структура. Основные компоненты социальной системы. Взаимодействие социальных систем, их целостность, устойчивость и упорядоченность. Типы социальных взаимодействий между подсистемами.
Основные признаки общества. Типология обществ. Цивилизация. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
Тема 2.2. Социальные институты и социальный контроль
Понятие социального института. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Роль социальных институтов в обществе. Структура социальных институтов. Функции социальных институтов.
Социология семьи.Семья как малая социальная группа и социальный институт. Социальная сущность и функции семьи. Демографические аспекты производства и воспроизводства общественной структуры. Личность и семья. Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.
Образование как социальный институт. Образование и воспитание как важнейшие факторы воспроизводства общественных отношений. Структура, формы и функции образования. Проблемы образования в российском обществе.
Социология религии. Религия как общественный институт.
Средства массовой информации (СМИ). Место и роль СМИ в обществе. Информационные системы в обществе. Глобальные сети и Internet.
Понятие и сущность социального контроля.Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Внешний и внутренний контроль. Проблема самоконтроля. Агенты формального и неформального контроля. Общественное мнение как форма социального контроля. Социальный контроль и девиация.
Социология девиантного поведения. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Профессиональная и уголовная преступность. Организованная преступность. Состояние преступности в мире. Рост преступности и криминализация общества в России, причины и формы проявления. Молодежная и подростковая преступность. Проблема коррупции в российском обществе.
Тема 2.3. Культура как система норм и ценностей.
Культура, ее место и роль в обществе. Культура как фактор социальных изменений и как сложная система взаимодействующих между собой субъектов и сфер общественной жизни.
Особенности социологического анализа культуры. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности (народная, элитарная и массовая культура). Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.
Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм.
Тема 2.4. Личность как объект и субъект общественных отношений. Социализация личности.
Человек как предмет социального познания. Социальная сущность человека. Единство природного и социокультурного в человеке. Человек в системе социальных связей, взаимодействий и социальных отношений.
Понятие личности. Социологические концепции личности Личность как социальная система и социальный тип. Личность как деятельный субъект. Личность и социальная среда.
Социальная деятельность и социальное взаимодействие: сущность, структура, формы и виды. Субъекты социального взаимодействия: индивиды, социальные группы, социальные общности.
Социализация личности. Понятие "социализации". Социальный статус, его виды. Социальные роли. Институты социализации личности. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Социальный контроль и девиация. Социальные аспекты отчуждения личности.
МОДУЛЬ 3. Социальная структура общества