Семейные ценности и матримониальное поведение : сущность понятий, составляющие элементы и их характеристика.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Изучение семейных ценностей и матримониальных установок у детей-сирот и выпускников интернатных учреждений»
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент
_____________И. А. Козырева
«___» _______________2017 г.
Исполнитель:
студентка 731 группы
_________К .А. Ладохина
«____»__________2017 г.
Сыктывкар 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1.Семейные ценности и матримониальное поведение: сущность понятий, составляющие элементы и их характеристика …………..............................................................................................................................9
1.2. Анализ ситуации и причин деформации семейных ценностей у лиц из числа детей-сирот………………………………………………………………………………………….19
1.3. Механизмы формирования семейных ценностей в интернате для детей-сирот…………………………………………………………………………………...............25
Глава 2. Исследование семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений
2.1. Аналитический обзор результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений
2.2.Методика и организация социологического исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений
2.3. Анализ результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интерната.
Заключение…………………………………………………………………………….…….…
Литература………………………………………………………………………..……
Приложение...…………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования семейных установок и матримониальных ценностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности и установок на создание семьи и вступления в брак обуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением воспитанников сиротских учреждений, а также неподготовленностью их к самостоятельной и семейной жизни. Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализации и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Участие в позитивной досуговой и профилактической деятельности изменяет поведение людей, помогает в формировании у них новых личностно - важных качеств, способствующих формированию зрелого подхода к своей жизни и повышению стартовых возможностей при выпуске из интернатного учреждения, нацеливает ребят на создание позитивного образа семьи .
Следствием неадаптивного поведения подростков является их низкий общественный статус, что, негативно влияет на уровень и качество, как их собственной жизни, так и понижению уровня жизни окружающих.
«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году составило 343,334 тыс. человек в Российской Федерации, из них в Республике Коми проживает 3,666 тыс. человек»[1].
Исследований, посвященных теме вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности не много. Но достаточно широко изучаются адаптационные возможности позитивной досуговой деятельности на поведение дезадаптированных подростков в пространстве школ, средних и высших учебных заведений, социальных реабилитационных служб. Изредка появляются научные работы, программы, рассматривающие возможности досуговой деятельности для социализации и адаптации воспитанников интернатных учреждений.
Изучением особенностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящено много научной литературы.При этом, в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Абельбесов В.А., Киселева Л.М., Куракина Т.В. , Егоровой Е. А.[2] и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, разрабатываются различные программы адаптации и сопровождения воспитанников сиротских учреждений В последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Жданова М.А., Г.В. Семья[3]). Ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (Ипатов А.В., Ишматова А.Р., Догадина Л.А., Ефименко Т.В., Костина М.Н.,
Миночкина А.С.[4] и другие). Ряд авторов изучает влияние педагогической и досуговой деятельности развитие личностных качеств и характеристик молодого человека и влияние на его дальнейшую жизнь знаний, полученных в процессе позитивной обучающей и профилактической деятельности. Так, Беганцова И. С., Попова А.С., Белов В.Г., Калимуллина О.А., Бабосова Е.С., Андреева А.А.,Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г., Федоренко В. В.[5] изучали влияние комплексной, многопрофильной помощи специалистов на личностные качества, семейные установки и жизненные ценности молодых людей ,из числа детей-сирот.
В нормативно - правовой литературе проблема воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в таких законодательных актах, как Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.07.1992 г. № 409; и других[6]. В Республике Коми также
функционирует законодательство по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[7].
Цель курсовой работы: изучить вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
- Выявить специфику положения воспитанника интернатного учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Рассмотреть сущности и виды профилактической и обучающей деятельности, которыми заняты воспитанники и лица из числа детей- сирот и влияние позитивной профилактической досуговой деятельности на поведение и семейные установки воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Изучить возможность включения воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую деятельность как фактор повышения уровня интеграции в обществе и ориентации на создание семейных отношений и взаимоотношений с близкими;
- Осуществить обзор отечественных исследований вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности;
- Разработать методику исследования выявления проблем ,касающихся брачных установок и семейных ценностей воспитанников интернатных учреждений г. Сыктывкаре.
Объект курсовой работы: выпускники и воспитанники интернатных учреждений из числа детей-сирот.
Предмет курсовой работы: изучение семейных ценностей и матримониальных установок воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот.
Среди методов теоретического уровня, которые использовались при написании курсовой работы можно выделить: гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, идеализацию, а также общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию). Также использовались общенаучные методы эмпирического уровня, к которым относят: наблюдение, описание.
При написании работы были использованы статистические методы, и проведены беседы и анкетирование выпускников детских домов, осуществлена обработка количественных данных, проведено анкетирование на базе ГБУ РК « Отделение помощи лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и замещающим семьям в г. Сыктывкаре»
[1]Об утверждении стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Республике Коми: Распоряжение Главы РК №309, 20.09.2012 г.// Доступ СПС «Консультант плюс». – 2015.; О дополнительных социальных гарантиях в сфере образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 74-РЗ// СПС Консультант Плюс. -2015.; О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми: Приказ о несовершеннолетних в Республике Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 6 марта 2015 г. N 97// СПС Консультант Плюс. -2015.
Практическая значимость исследования заключается в получении информации о включенности в позитивные и профилактические формы досуговой и обучающей деятельности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот ,и с дальнейшим использованием ее в процессе проектирования специальных программ по социализации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников, формирования у них активной жизненной позиции , желания создать свою семью.
В соответствии с поставленными целями и задачами, курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены особенности матримониального поведения и причин деформации семейных ценностей у воспитанников интернатных учреждений и лиц из числа детей-сирот; понятие семейных ценностей и их формирование у лиц из числа детей-сирот. Во второй главе рассматривается изученность исследований, приводится методика социологического исследования на формирование семейных ценностей у воспитанников и выпускников интернатных учреждений .
[1] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 124-ФЗ, 24 июля 1998 г. // СПС Консультант Плюс. -2015.; Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон N273-ФЗ, 29.12.2012г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС
ГЛАВА 1
У лиц из числа детей-сирот.
Учитывая курс государства на решение демографических проблем, укрепление института семьи и брака, повышение рождаемости, исследование взаимоотношений в семье представляет интерес для современного общества, особенно если семья создается выпускниками детского дома. Такой тип молодых семей является достаточно сложным и малоизученным на сегодняшний день.
Воспитание ребенка должно начинаться в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания
Существует удивительно справедливая пословица: "Если надломлена ветка, то искривится все дерево". Данные слова относятся к воспитанию детей.
Ребенок-сирота лишен возможности воспитываться в благополучной полноценной семье, поэтому свой жизненный опыт он черпает изначально из неблагоприятной среды.
В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. Этими факторами являются:
- опыт социально-профессиональной адаптации родителей, которые усваивает ребенок путем непосредственного подражания образцам их поведения и способов преодоления жизненных ситуаций;
- наличие широких связей и контактов семьи, которые позволяют ребенку включаться в систему дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий. Это позволяет ему получить разные типы отношений к себе и формировать объемный «Я» - образ;
Ганишина И.С. Психологические влияние неблагополучной семьи на социальное поведениедетей-сирот :автореф. дис…канд. психол. наук. – Рязань, 2014. – 16 с.
Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. – С.77-79.
- особенности устройства семьи, которое обеспечивает ребенку опыт совместного проживания, позволяющий сформировать умение учитывать потребности другого и опыт автономного существования.
В детский дом приходят дети, отвергнутые своими родителями, лишенные стабильной, уверенной привязанности к взрослому, не имеющие личного опыта безусловной любви. Коллективное содержание и избыток педагогического воздействия ведут к риску формирования индивидуальности выпускника по негативному типу, что усиливает заложенное родной семьей отчуждение его от взрослых. Это оборачивается тем, что подросток сам отвергает от себя как взрослых, так и их ценности. Последствием этого являются асоциальные формы самоутверждения, равнодушие к своей судьбе, отсутствие чувства своей социальной значимости. За этим стоит отчуждение.
Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы молодых людей в условиях детского дома не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире. В результате у воспитанников не развивается потребность в познании и не развивается социальный интеллект.
При отсутствии интересов не развивается также собственная активность подростка и его самоорганизация . Выпускник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять им и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и после выхода из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.
Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПБ.: Речь, 2013. – 694 с.
Эта ситуация, в которой он не может выбирать и нести реальную персональную ответственность, приводит к тому, что выпускник не осознает объективную необходимость опоры в жизни только на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса сироты.
Все эти факторы, негативно влияющие на личность ребенка, в объективных условиях детского государственного учреждения не удается полностью компенсировать педагогическими приемами. Таким образом, обстоятельства рождения ребенка, ситуация в семье в период раннего детства, жизнь в государственном учреждении в условиях дефицита индивидуального внимания и избытка педагогического воздействия формируют из выпускника детского дома личность, которой свойственен определенный набор психических качеств: отчуждение, неприятие себя (аутонегативизм), неразвитые индивидуальность, социальный интеллект, инфантилизм, которые проявляются в дальнейшем в аномалиях поведения. Совокупность перечисленных качеств составляют социопатический характер выпускника интернатного учреждения, что проявляется в следующем:
- они часто испытывают недоверие к людям;
- их привязанности не стойки;
- с трудом налаживают семейную жизнь;
- не принимают себя как личность;
- не знают своих гражданских прав и прав сироты, а также своих обязанностей перед обществом;
- пассивно относятся к жизненным проблемам и жизненным ситуациям.
Ежегодно во взрослую жизнь вступают тысячи выпускников интернатов, и сразу же по окончании интернатного учреждения они сталкиваются со множеством проблем. Одними из главных являются проблемы социализации и адаптации в обществе.
Вегнер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей-сирот. – М.: Рига, 2014. – 184с.
Каждый человек мечтает о крепкой и счастливой семье, мечтает о детях, планирует свою будущую жизнь. Лишаясь семейного очага , ребенок автоматически теряет возможность реализовывать свое право на свободное развитие личности, на проявление лучших своих качеств.
И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. Воспитанникам интернатов и детских домов свойственно сильное желание создать нормальную семью. Но, несмотря на сильное желание иметь семью, выпускники интернатов испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении.
Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома или интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Многие выпускники детских домов часто начинают свою самостоятельную жизнь, как правило, с гражданского брака. Молодые люди могут многократно сходиться и расходиться. Они постепенно привыкают друг к другу, "притираются" характерами, учатся жить вместе.
Выпускники еще не понимают ценности семьи и иной раз приходят к мысли, что такая "легкость" в человеческих отношениях является нормой.
Воспитательная система детских домов обеспечивает основательную и серьезную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни с практической точки зрения: формируются социально-бытовые, санитарно-гигиенические, нравственные, трудовые навыки. Однако процесс постинтернатной адаптации связан не только с умением организовывать свое жизненное пространство, но и с готовностью умело войти в систему общественных отношений, а это значит, что необходимо учить воспитанников адаптироваться в трудовом коллективе, стремиться постоянно повышать свою квалификацию, уметь выстраивать свои жизненные планы и определять свои социальные роли.
Таким образом, на практике выявлено основное противоречие между системой подготовки выпускников детского дома к самостоятельной семейной жизни и реальной картиной действительности.
Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних . - 2014. - № 3. - С. 15-26.
Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами получения и поиска жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многим другими проблемами. Выпускники испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество, риск стать объектом мошеннических действий. У большинства выпускников не сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, не развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации.
В крайне трудной жизненной ситуации находятся семьи выпускниц с детьми, есть среди них несовершеннолетние матери, матери с двумя, тремя детьми. Мониторинг выявил, что большинство( 60%) выпускниц являются матерями-одиночками, 12% заключили брак, но с супругами не проживают, воспитывают детей без помощи отцов.
Как правило, у выпускниц нет профессии, нет и перспективы трудоустройства, а, следовательно, средства для существования ограничиваются мизерным размером пособий. После достижения ребенком возраста 1,5 лет, мать и малыш имеют около 500 руб. ежемесячного пособия. Некоторые выпускницы находят выход из положения…в рождении второго, третьего ребенка.
У выпускниц низкий уровень психологической готовности к материнству, отсутствуют навыки ухода за детьми, умения и знания по развитию, воспитанию детей. Все это ведет к высокому риску социального сиротства.
Антропова Ю.Ю. Социальная реабилитация детей-сирот , находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях // Вестник ЧГУ. Психология. - 2015. - № 31. – С. 138 – 142.
Ганишина И.С. Психологические влияние неблагополучной семьи на социальное поведениедетей-сирот :автореф. дис…канд. психол. наук. – Рязань, 2014. – 16 с.
Петров А.Б. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. - 2013. - №2. – С. 45 – 51.
Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. – С.77-79.
С точки зрения государственной молодежной политики наиболее важная задача по отношению к выпускникам детских домов стоит их успешная интеграция в общество. Для этого необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, гибкость, дисциплинированность, коммуникабельность, обязательность, ответственность и других, способствующих формированию четких установок для успешной адаптации в социуме, которые формируются, в том числе, в рамках позитивной досуговой деятельности.
Дети– сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% – наркоманами, 10% – заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% – способны к полноценной самостоятельной жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников интернатных учреждений присутствуют психологические проблемы, связанные с выходом в социум. Это влияет на становление личностей воспитанников интернатных учреждений, их психологическое и эмоциональное развитие, их поведение в самостоятельной жизни.
Исследования стиля родительского отношения в семьях, где ребенок находится в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – URL:http://www.academy.edu.by/files/apr_email-1/Mn/sh210Mn.doc.
Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. //Социологическое исследование – СПб., - 2014. – С. 67.
III. Электронные ресурсы
55. Халикова Г.Р. Социальная дезадаптация подростков: факторы, причины, принципы организации воспитательной работы [Электронный ресурс]. - URL: http://student.snauka.ru/2014/06/2228
56. Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения [Электронный ресурс]. - Милосердие.ru: Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. – URL: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=24&id=10259
57. Материал информационно-аналитического центра «СОВА» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sovacenter.ru
58. Исследования стиля родительского отношения в семьях, где ребенок находится в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – URL:http://www.academy.edu.by/files/apr_email-1/Mn/sh210Mn.doc.
59. http://lib.socio.msu.ru/l/library
60. URL: http://www.patriarchia.ru/
61.URL: http://www.nvspb.ru/stories/semya-eto-nacionalnaya-ideya-47872
Нормативно – правовая база
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник документов по курсу международного права / Сост. М.В. Андреева. - М., 1996. - Ч. 1.
2. Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.12.1995 г. // Доступ СПС «Консультант плюс». – 2013.
3. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Доступ СПС «Консультант Плюс». – 2014
4. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р
5. Концепция государственной политики по отношению к молодой семье (08.05. 2007 г.)
6. Концепция реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи, утвержденная распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике от 28 марта 2000 г. № 21
7. О государственных гарантиях семьям, имеющим детей // Закон Республики Коми. Принят Госсоветом РК № 57-РЗ от 28.10.2004
8. Закон о молодежной политике в Республике Коми. Принят Государственным Советом Республики Коми 23 сентября 2010 года
9. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2011 года № 140 «Об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на территории Республики Коми»
10. Концепция семейной политики в республике Коми на период до 2025 года. Правительство Республики Коми. Распоряжение от 3 июня 2015 года №213 - р
Научная литература
1. Абрагимова В.В. Эволюция семьи в России // Научно-популярный журнал "Семья"- М., - 2012. - №8. - С.12.
2. Агинская Т.И. Эволюция представлений о браке в среде студенческой молодежи. – М., - 2013. – № 2 – С.13
3. Александрова В.В. Книга молодой семьи. СПб., - 2013. - С.21-22
4. Алексеева Е.Е Анализ личностных изменений у молодежи в процессе изучения ими психологических проблем семьи // Научно-популярный журнал "Семья России"- М,. - 2014. - №10. – С.12
5. Ангорин А.И. Социология семьи в современной России. - М. - 2013. —С. 65.
6. Антипов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. – М., - 2014. - № 9 - C. 52-58.
7. Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении // Вестник – М., - 2013. - №5. – С.14
8. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М., 2012.- 80с.
9. Аседова Э.М. Семья и ее проблемы // Современные проблемы культуры и воспитания – М., - 2015. - №5 - С.36-38.
10. Афанасьева Т.М. Семья. - М., - 2014. – С. 25-27
11. Ачильдиева Е.Ф. Синельников А.Б. Современная семья в России // Семья в России – СПб., - 2014. - №9. - С. 102-103.
12. Базарова И.Б. Возможности и условия адаптации семей //Социологические исследования.- М., - 2013.- №4.- С. 70
13. Басов Н.Ф. Основные направления социальной работы с молодежью // Отечественный журнал социальной работы. – М., - 2014. - № 1. - С. 56-64
14. Бедный М.С. «Семья-здоровье-общество» - М., - 2013 – С.30-32
15. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. – М., - 2014. - № 9. - С. 85-97.
16. Безрукова О.Н. Отношение к детям, репродуктивные установки и социальный капитал молодой семьи // Социологические исследования. – М., - 2014. - № 12. - С. 84
17. Бережная А.В. Современная молодежь. – М., - 2013. – 169с.
18. Бойков, В.Э. Ценности и ориентации общественного сознания россиян// СОЦИС . – М.,- 2013. -№7. - С.46-52.
19. Боровиков Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. - М., - 2014. – 56с.
20. Боровикова Т.В. Возможность преодоления демографического кризиса в России// Семья, дети и демографическая ситуация в России: сборник материалов конференции. - М., - 2013. – С.12-13
21. Бутенко, А.С. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи и браку // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием – СПб., - 2014. – С. 15-17
22. Власов К. Н. Проблемы супружеского благополучия. – М., - 2013 – с. 255
23. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы. – Спб., - 2014 – С.56-60
24. Говорин С.И. Семья и брак - Спб., - 2014 – С.46-47
25. Горбунов С.А. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. – М., - 2015. - № 1. – С. 11
26. Горелов М.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты. - СПб., - 2013 – С.13
27. Гормин А.В, Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи // Социальное обеспечение. – М., - 2014. - №11.- С.24-30.
28. Госпорьян А.А. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. – М., - 2013. - № 24. - С.4-7.
29. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., - 2015 – с.156
30. Григорьева Н.С. Проект: «Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи». Программа развития ООН
31. Грызулина А., Романова О. Авторитет любви и требовательности. // Социологические исследования – М., - 2015г. - № 4.
32. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2014. – 325 с.
33. Гурко Т. А. Институт семьи в обществе // Ценности и смыслы. – М., - 2014. - № 4. - С. 26-45.
34. Гурко Т. А. Развитие теоретического знания социологии семьи // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2010. Выпуск 9. – М., 2013. – С. 88-107.
35. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.- М., - 2014 – С.11-13
36. Денисенко Н.Б. Сексуальное поведение российской молодежи // Социальные исследования. – М., - 2014. - №2.
37. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости// Социологические исследования. – СПб., - 2015. – №10 - С.45
38. Жуков А.Ю. К чему ведет родительство // Социологическое исследование – М., 2013. – С. 24-27
39. Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор// Социологические исследования. – 2013г. - №12. - С. 98-104.
40. Зацепин В.И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы.- Киев, - 2014. – С.23-30
41. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России – М., - 2015. - 232 с.
42. Иванова Р. Институт семьи для России // Вестник Института экономики РАН – М., 2013 - № 1. - С.63-79.
43. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Социологические исследования – М., - 2015. – № 4
44. Калмыкова Н.М. Социальные факторы дифференциации брачного поведения // Социологические исследования – М., - 2013. - №2.
45. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Половозрастные особенности ценности семьи современной молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета. – М., - 2012. - № 3 - С. 38-47.
46. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже веков – Казань, - 2014. – 48с.
47. Климова А.Л. Исследования проживания в семье // Социологические исследования. – М., - 2015. - №12. – С.70-72
48. Кон И.С. Человек и его ценности. – М., - 2013. – С. 46-50
49. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. – М.,2014. - № 10. - С. 8-12.
50. Кривцова Е.В., Мартынова Т.Н. Семья глазами студенческой молодежи // социологические исследования – М., - 2013. - №4. – С.34
51. Кузнецова Т. Е. Семья как ценность современной молодёжи // Стратегии социализации молодёжи в глобальном мире – М., - 2014. – С. 174-178.
52. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение молодежи: Автореф. Дис. Кан. пед. наук. – СПб., - 2013. - 198с.
53. Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект // Современные научные исследования и инновации. – М., - 2015. - № 10 – С.15
54. Лейбфрейд А.И. Идеальная и реальная семья в представлениях молодежи: поиск противоречий // Социологическое исследование – М., - 2014 – С. 23
55. Лидерс А.Г. Всероссийская научная конференция «Психологические проблемы современной российской семьи». // социологические исследования – М., - 2013г. - № 4. – С. 7-15
56. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. //Социологическое исследование – СПб., - 2014. – С. 67.
57. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи //социологическое исследование – СПб., - 2015. - С. 40-44.
58. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М., - 2013. - 192 с.
59. Маленова А.Ю., Самойленкова А.В. Представления о брачно-семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы // Вестник Омского университета. – Омск, - 2014. - № 1. - С. 43-51.
60. Малимонов И.В. Изменения института семьи в современном обществе // Научный альманах, - М., - 2015. - №7 - С. 1235-1238.
61. Мастикова Н. С. Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик международных исследований ценностей // Социологический журнал. – М., - 2014. - № 1. - С. 36-46.
62. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М., - 2014. – 116 с.
63. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа// Социологические исследования – М., - 2013 – С. 23-36
64. Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. – М., - № 12. - С. 150-155.
65. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. – М., - 2014. - № 5. - С. 65-73.
66. Михайленко Т.Н., Поломошнов А.Ф. Исследование культуры студентов в сфере семейно-брачных отношений // Социологические исследования – М., - 2015. – № 3. – С.74-81
67. Молодая семья: настоящее и будущее России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Улан-Удэ, - 2014. – С. 8.
68. Морозова Е.А., Сорокина Т.Ю. Традиционная семья и ее взаимосвязь с брачно-семейными установками и личностными качествами молодежи. – М., - 2014. – 118с.
69. Нечаев А.М. Система семейных ценностей в молодежной среде современной России // социологические исследования. – М., - 2013. - №8.
70. Ощепкова А.П. Семья: особенности развития и формирования нравственности, культуры личности.- Томск, - 2013 – С. 78-80
71. Пахомов А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики. // Социальные исследования. – М., - 2014г. - № 12. – С.34
72. Попова М.В. Ценности: что к чему?// Социологические исследования – М., - 2012. – 123с.
73. Поспелова Т.Г., Трапезникова Т.М. Состояние и перспективы развития семьи // Социология молодежи. – СПб., - 2014. - С. 8-15.
74. Прохушев Р.Д. Иерархия ценностей среди молодежи – СПб., - 2013. – 31с.
75. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. - М., - 2015г. – с.246
76. Рогозянский А. А. Проблемы семьи сегодня // Социологические исследования – М., 2014. - №6.- С.12-13
77. Романова А.А. Брак : теория – М., - 2014. – 125с.
78. Румак Я.Н. Семья и формирование личности: - М., - 2014. – 34с.
79. Русанова А. А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. – М., - 2013 – 123с.
80. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.
81. Сергеев Р. В. Семейные ценности студенческой молодежи // социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. – Майкоп, - 2013. – С. 29.
82. Сивишкина М.Е Стереотипные представления современной молодежи о «любви» и «семье»: гендерный аспект. – М., - 2014 - №2 – С.16-18
83. Сивишкина М.Е. Проективные методы в изучении стереотипов построения интимно-личных отношений //Социологические исследования - М., - 2013. - № 11. С. 38-39.
84. Солодников В.В. Ценности родительства// Социальные исследования. – М., - 2014г. - № 3. – С.23
85. Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: автореф. дис. канд. психол. наук. – Самара,. – С. 58.
86. Стельмах А. М. Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде: автореф. дис. канд. социол. наук. – Саратов, 2015. – С. 20.
87. Стрельникова Л., Максименко О., Маркина Н. Общество и брак: что изменилось? //Социологич<