Методика «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Данный инструментарий предполагает проведение индивидуального анкетирования взрослых членов семьи, а также детей подросткового и юношеского возраста. Пять групп (1 — 5) показателей семейных ценностей предназначены для всех членов семьи, а показатели группы 6 — только для супругов.

Сравнение результатов индивидуального анкети­рования позволяет выявить сходство семейных цен­ностей в изучаемой семье или среди отдельных ее членов. Кроме того, данный инструментарий помогает определить уровни сходства семейных ценностей в каждой из обозначенных основных функций жизне­деятельности семьи. Анкета дает возможность полу­чить данные о полярных оценках реально существу­ющих ценностях в исследуемой семье, а также срав­нить желанные и реально существующие семейные ценности [57, 21-30].

Анкета «Семейные ценности»

Уважаемый товарищ, Вашему вниманию представ­ляется перечень семейных ценностей, соответствую­щих основным функциям жизнедеятельности семьи. Определите, пожалуйста, в каждой группе отдельно ранг желанных лично для Вас семейных ценностей и ранг реально существующих в Вашей семье.

№ п/п Семейные ценности в основных функциях жизнедеятельности семьи Ранг семейных ценностей
        Желанных Реальных
Воспитательная функция семьи (ВФ)    
  1 . Личный пример — основа коррекции поведения 2. Диктат — ... 3. Опека — ... 4. Невмешательство — ... 5. Сотрудничество — ...    
    Другие    
Функции хозяйственно-бытовых отношений (ХБФ)    
  1 .Семейные обеды (ужины) 2. Благоустройство жилья 3. Бережное отношение к одежде, обуви 4. Новая покупка 5. Забота о близких    
  Другие    
Функция социального контроля (ФСК)    
  1. Ответственность за свои поступки, дела 2.Взаимный контроль 3. Аккуратность и пунктуальность 4. Самоконтроль и самооценка 5.Подчинение мнению большинства    
  Другие    
Функция интеллектуального общения (ФИО)    
  1. Интерес к собеседнику 2. Уважение мнения другого 3. Компромисс 4. Информативность общения 5. Стремление понять другого    
  Другие    
Функция психологической разрядки (ФПР)    
  1 . Чувство юмора 2. Психологическая поддержка 3.Эмоциональная удовлетворительность 4. Совместный семейный отдых 5. Любовь к животным    
  Другие    
Сексуально-эротическая функция (Функция деторождения) (СЭФ)    
  1.Эмоциональная уравновешенность 2. Равная любовь 3 . Привлекательность 4. Дети, любовь к ним 5. Супружеская верность    
  Другие    
             


Анализ результатов исследования

Анализ результатов методики«Кинестетический рисуноксемьи»

В ходе исследования были установлены следующие тенденции изображения ребенком своей семьи:

> Исключение в процессе рисования отдельных чле­нов семьи, что отражает не включены ость данных лиц в совместную жизнедеятельность с ребенком.

> Лица, входящие в состав семьи, как правило, не объединены совместной деятельностью, далеко от­стоят друг от друга. Это подчеркивает отсутствие тесной близости между членами семьи.

> В редких случаях в выражении лиц, изображен­ных на рисунке ребенка, преобладают положи­тельные эмоции. Обычно вместо улыбок — тонкие складки или выгнутые дуги, опущенные концами вниз. Подобная закономерность позволяет судить о превалировании негативного эмоционального самочувствия ребенка в кругу семьи.

> Наличие сильной штриховки, маленькие размеры, отсутствие ярких цветовых оттенков, свидетель­ствуют о неблагоприятном физическом состоянии многих детей во время рисования.

В процессе беседы с детьми после выполнения рисунка выявились исключительно позитивные чув­ства к членам семьи. В ответах на предложенные ис­следователем вопросы были определены предпочте­ния детей в общении с родителями, братьями и сес­трами, дедушками и бабушками: стремление к под­чинению собственных интересов потребностям дру­гих членов семьи; представления о своей семье как о дружной, сплоченной группе.

> Обнаруженное противоречие между идеальным представлением детей о своей семье и реальной кар­тиной внутрисемейных отношений, выявленное в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что семья ребенка с отклонениями в развитии остро нуждается в психолого-педагогической помощи.

> Как правило, такие дети воспитываются в семь­ях, имеющих неблагополучные социальные и психолого-псдагогические условия (эмоциональ­но-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания де­тей, жестокое обращение с детьми и т. д.). Обычно воспитанием аномального ребенка занимается одна мать, отец покинул семью после рождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием или отстранился от его воспитания, считая достаточ­ной заботой материальную поддержку семьи. Близким окружением ребенка с особыми нужда­ми являются его братья и сестры, оказывающие ре­бенку помощь и поддержку. Среди сверстников, не имеющих интеллектуальных нарушений, у аномально­го ребенка почти нет друзей, крут его общения огра­ничивается близкими родственниками и одноклассни­ками, обучающимися с ним в коррекционно-образовательном учреждении VIII вида.

Особенностями самого ребенка с отклонениями в развитии можно назвать такие, как повышенная конф­ликтность, агрессивность, стремление к доминированию. Поэтому актуальность создания комплексной меж­ведомственной службы, включающей в себя меры по организации психолого-педагогической помощи семь­ям, имеющим детей с отклонениями в развитии, не вызывает никаких сомнений.

Анализрезультатов методики Рене ЖиляВ ходе исследования было установлено, что воспри­ятие ребенком с отклонениями в развитии внутрисе­мейных отношений характеризуется следующими особенностями:

> В отношениях с родителями более близкую при­вязанность дети проявляют к матери. В предло­женных заданиях упоминания об отце встречают­ся редко или вообще не фигурируют.

> Восприятие ребенком отца и матери как роди­тельской четы крайне неопределенно.

Использование «Социального паспорта»в каче­стве методики, диагностирующей состояние внутри­семейных отношений и социальный статус семьи, вос­питывающей ребенка с проблемами в развитии, по­зволило выделить ряд аспектов в характеристике се­мьи:

1. Среди семей, имеющих аномальных детей, часто встречаются многодетные семьи. Этот факт подтверждают данные результатов обследования, вы­явившего 5 многодетных семей из общего числа ис­следуемых семей.

2. Уровень жилищно-бытовых условий семей, име­ющих детей с отклонениями в развитии, характе­ризуется следующей ситуацией: из 10 семей 5 проживают в помещениях, требующих ремонта; размеры жилой площади квартир не соответству­ют количеству проживающих в ней людей.

3. Материальное состояние семей с аномальным ре­бенком в 4-х случаях оказалось в пределах нормы; 6 семей имеют низкие доходы, 2 находятся за чер­той бедности.

4. Социальное окружение семей данной категории лишь в 3-х случаях оценивается как положитель­ное, у 7 семей обнаруживается аморально-марги­нальное окружение.

5. Государственные структуры, с которыми контак­тируют члены семей, ограничены, в основном, кругом образовательных учреждений, в которых обучаются дети, и органами собеса.

6. В качестве травмирующего фактора для развития и жизни ребенка с особыми нуждами в семье ча­сто выступает раздельное проживание родителей после развода (в 5 семьях), алкоголизм одного из членов семьи (в 4 семьях), а иногда и совокупность нескольких факторов (например, алкоголизм ма­тери и проживание с отчимом).

7. При анализе психологической характеристики семьи только в 4-х семьях с детьми, имеющими от­клонения в развитии, обнаруживается благопри­ятный внутрисемейный климат, в 6 остальных присутствуют неровные, конфликтные отношения между членами семьи.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что актуальными потребности семьи, имеющей ре­бенка с отклонениями в развитии, являются следующие:

— улучшение материальной базы семей, воспитыва­ющих ребенка с особыми нуждами;

— приведение жилищно-бытовых условий данных семей к уровню, необходимому для нормального развития и жизнедеятельности детей с отклоне­ниями в развитии; стабилизация социального окружения семьи ано­мального ребенка за счет лекционно-просветителъской работы с детьми и родителями;

— расширение сферы контактов членов семей с раз­ного рода учреждениями, способными оказать по­сильную помощь данным семьям (служба ранней педагогической помощи, служба семейного пат­ронажа, служба социально-правовых консульта­ций и др.);

— коррекция родительско-детских отношений для создания комфортного психологического клима­та в семье с аномальным ребенком. Реализация выявленных социальных запросов со

стороны семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, возможна при условии создания комплекс­ной межведомственной службы, которая бы обеспе­чивала государственно-общественную помощь таким семьям.

Анализ результатов методики

«Матрица определения комплексного социального благополучия семьи как института воспитания»

По результатам проведенного исследования (было изучено 10 семей учащихся школы-интерната № 12) к первой группе семей были отнесены 7 семей (2 из них характеризуются очень высокой степенью риска); ко второй группе — 3 семьи; благополучных семей в дан­ной выборке не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство семей учащихся коррекционно-образо-вательных учреждений VIII типа характеризуются низким показателем уровня социального благополу­чия семьи как института воспитания. Подобная ситу­ация подчеркивает необходимость создания социаль­но-педагогической системы комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.

Анализ результатов методики «Семейные ценности»

В результате проведенного исследования была выявлена очень низкая степень совпадения семейных ценностей между членами семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.

При анализе уровня сходства семейных ценностей в основных функциях жизнедеятельности семьи обна­ружились некоторые закономерности:

> В характеристике воспитательной функции семьи наиболее часто выбираемой стратегией поведения родителей по отношению к своим детям являлся диктат. В редких случаях основой коррекции по­ведения детей родители избирали сотрудничество или личный пример. Высказывания детей подтвер­ждали предпочтения родителей.

> В плане хозяйственно-бытовых отношений от­мечалось стремление родителей к привлечению детей к выполнению поручений, связанных с жизнью в семье. Детьми возлагаемые на них обязанности воспринимались не как способ помочь родителям и обеспечить здоровые условия семей­ного быта, а как вынужденная необходимость.

> Функция социального контроля проявлялась в вы­боре желанным вариантом поведения членов се­мьи подчинение мнению большинства, а также от­ветственность каждого за свои поступки, дела. Такой взгляд на социальный контроль характерен для родителей. Дети же склонны к переложению ответственности за свои поступки целиком на ро­дителей при сохранении свободы в принятии ре­шений.

> При анализе функции интеллектуального общения обнаружилось желание членов семьи прийти к ком­промиссу в решении спорных вопросов. При этом необходимым условием общения считалось уваже­ние мнения другого и интерес к собеседнику. Такого мнения придерживались взрослые члены семьи. Среди детей отмечалось настаивание на своем мнении без стремления понять собеседника.

> Функция психологической разрядки проявлялась в организации совместного отдыха, ухода за жи­вотными, что, по мнению родителей, позволяло сглаживать конфликтные ситуации, неизбежно воз­никающие в семье. Со стороны детей выявилась по­требность в психологической поддержке родителей.

> В сексуально-эротической функции в качестве важ­нейших ценностей супругами назывались следу­ющие: любовь к детям и супружеская верность. В ответах отдельных членов семьи часто совпадал ранг желанных и реально существующих ценностей, что подчеркивало некоторую необъективность испытуемых.

Итак, проведенное исследование показало, что обнаруженное несовпадение семейных ценностей сре­ди отдельных членов говорит о низком уровне психо­логического здоровья семьи аномального ребенка.

Результаты методики «Семейные ценности» сви­детельствуют о необходимости организации психосо­циальной и психолого-педагогической помощи данным семьям.

Комплексный подход в решении указанных направ­лений помощи семьям, имеющим детей с отклонения­ми в развитии, будет обеспечен в случае создания го­сударственно-общественной помощи таким семьям.

Литература

Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология. 1999. № 3. С. 69 - 71.

Аксенова Л.И. Модель комплексного образовательного уч­реждения // Дефектология. 2001. № 4. С. 15 — 23.

Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детой с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1. С. 3- 10.

Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образо­вании. М.: Академия, 2001. 191с.

Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организа­ции комплексной помощи семьям, имеющим детей с от­клонениями в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 18с.

Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 325 — 329.

Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро В.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностя­ми//Детский практический психолог. 1995. №7. С. 35 — 39.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 199с.

Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формиро­вания личности школьника. М., 1991.120с.

Голубева А.В. Социальная защита детей-инвалидов и их ро­дителей. Владимир, 2001. С. 3.

Гурко Т.А. Особенности развития личности подростов в раз­личных типах семей // СОЦИС. 1996. №3. С. 81.

Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в се­мье». Обнинск: Принтер, 1993.32с.

Дементьева И.Ф. Российская семья: Проблемы воспитания: Руководство для педагогов. М.: Гос, НИИ семьи и воспи­тания, 2000, С. 35 - 37.

Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 1998. №4. С. 28 — 39.

Зайцев Д.В, Социологический анализ современной семьи Рос­сии //Дефектология. 2001. № 6. С. 3 - 10.

Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их развития и обучения с древних времен до середины XX века. М.; НПО «Образование», 1995. 400 с.

Зимняя И.А. Социальный работник: проблема формирования новой профессии в плане подготовки специалистов // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. С. 27-31.

Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среде здоровых сверстников как метод социальной адаптации //Дефекто­логия. 1997. №6. С. 21 -25.

История социальной работы в России. М.: Владос, 1999. 247 с.

Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы органи­зации социальной работы в семьях детей-инвалидов // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992. С. 15-27.

Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограни­ченными возможностями // Мир психологии. 2001. № 2. С. 243-253.

Князев ЕЛ. Педагогика и психология социальной деприва-ции // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 5-12.

Кожаном Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. 2000. № 7. С. 33.

Концепция развития социальной службы в РФ. М„ 1993. С. 59 — 62.

ЛовцоваН.И. Три понятия системной теории семьи по Дэвиду Олсону // Семья. Дети. Общество. Анализ отношений и образовательных программ. Саратов, 1994. С. 12 — 21.

Ляшенко А.И. Состояние и перспективы становления государ­ственной службы социальной помощи семье в России // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992. С. 15-16.

Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок.: Дис. канд. пед. наук. М., 1976.187с.

Молдер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида //Дефекто­логия. 1995. №5. С. 12-15. Мамайчук И.И., Киреева П.А. Психолого-педагогическая по­мощь семье. Л., 1986.176с.

Мастюкова Е.М. Московшш А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. 160с.

Мигелева П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнойработы. 2001. №3. С. 18 — 31.

Мишина ГЛ. Формы организации коррекционно-педагоги-ческой работы специалиста-дефектоло га с семьей, вос­питывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития//Дефектология. 2001. № 1. С. 60-64.

Мотина О.А. Становление образования детей с отклонения­ми в развитии в России конца XIX — первой трети XX в.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2002. 21 с.

Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образова­ния, организации социального опыта и индивидуальной помощи //Новые ценности. М., 1995. № 3. С. 56.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 117с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.191 с.

Никитина А.П. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. 2000. №9. С. 13-15.

Никитина А.П. Технологии социально-педагогической рабо­ты: краткий анализ // Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 14-15.

Никитина Л.Я. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. 2000. № 7. С. 20-21.

Овчарова Р.В., Жданов А.Ю. Работа школьного психолога с семьей. Архангельск, 1997. 78 с.

Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальных работников с семьей и детьми РФ // Теорети­ческая и практическая деятельность социальных работников и их подготовка в системе высших школ. М., 1992.137с.

Проблемы инвалидов и их решение на региональном уровне и уровне местного самоуправления // ВООО ВОЙ. Влади­мир, 2002. 89 с.

Прикладная социальная психология. М., Воронеж, 1998. 688с.

Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Владос, 2001. Т. 2, С. 153 - 169.

Реан АА., Коломинский Б.В. Социальная педагогическая пси­хология: Учебное пособие. СПБ: Питер, 1999. 416с.

Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 992. 214 с.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бода-лева, В.В. Столика. М., 1989. 208 с.

Словарь-справочник по отечественной социальной педагоги­ке / Под ред. С.А. Завражина. Владимир, 2000. 254 с.

Смирнова Е.А. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996. С. 55.

Сноу Д.-Д. Семейная терапия как метод социальной работы. В кн.: Теория и практика социальной работы: отечествен­ный и зарубежный опыт: В 2т. Т. 1. М., 1993. 324с.

Танюхтш Э.И. Комплексная реабилитация детей с основны­ми инвалидизирующими заболеваниями в условиях цент­ра реабилитации // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. 1996. № 4. С. 45 — 53.

Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994. 339с.

Теория социальной работы.: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Хо-лостовой. М.: Юристъ, 2001. 334с.

Гингей-Михаалис К. Дети с недостатками развития; Книга в помощь родителям. М.: Пед., 1988. 232 с.

Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педаго­гической помощи семье, воспитывающей ребенка с откло­нениями в развитии//Дефектология. 1999. №3. С. 30 — 36.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. № 4. С. 3-9.

Торохтий В.С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестник психосо­циальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №4. С. 21-30.

Философские проблемы теории адаптации/Под ред. В.В. Царе-городцева. М., 1975. С. 232.

Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.-Воронеж, 1997.192с.

Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Вла­дос, 1997.247с.

Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. В кн.: Теория и прак­тика социальной работы: проблемы, прогнозы, техноло­гии. М., 1992. С. 72-86.

Шуржунов Е.В. Опыты работы социально-реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социально­му патронажу семей //Вестник психосоциальной и коррек­ционно-реабилитационной работы. 2002. № 1. С. 51 — 64.

Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. С. 108-109.

Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ-РАН, 1995. С. 315. Юртсшкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с «особыми нуждами». Школьное здоровье; 1996. Т. 3.

Лрская-Смирнова Е.Р, Социокультурный анализ нетипично­сти. Саратов,1997. 95 с.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте состояние типичной российской семьи, воспитывающей аномального ребенка.

2. Каковы функции семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

3. Чем отличаются зарубежные и отечественные модели помощи семьям, воспитывающим аномаль­ных детей?

4. Раскройте основные направления по реализации социально-педагогической помощи семьям, имею­щим детей с отклонениями в развитии.

5. Проведите исследование личностных особенностей матерей (отцов), воспитывающих умственно отста­лых детей.

Темы для докладов и рефератов

1. Типы семей, воспитывающих аномальных детей.

2. Детс ко-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей.

3. Стратегии защитного поведения родителей детей-инвалидов.

4. Социальная адаптация родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии.

5. Страхи и фобии родителей, воспитывающих ум­ственно отсталого ребенка.

6. Типы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих здорового и аномального ребенка.

7. Содержание и формы оказания помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями.

8. Организация комплексной социально-педагоги­ческой работы с семьями, имеющими детей с от­клонениями в развитии.

9. Особенности личности матерей (отцов), воспиты­вающих детей с умственной отсталостью.

Наши рекомендации