Исследовательские практики теоретико-фундаментального уровня комплексных исследований молодежи.
8. Исследовательские практики инструментально-эмпирического уровня комплексных исследований молодежи.
9. Исследовательские практики практически-прикладного уровня комплексных исследований молодежи.
10. Структура и функции социологического исследования
11. Типы и формы социологического исследования.
12. Понятие и основные структурные компоненты программы прикладного социологического исследования.
13. Основные требования к организации прикладных социологических исследований молодежи.
14. Организация социологических исследований молодежи в различных организационных структурах.
15. Основные этапы анализа проблемных ситуаций в молодежной сфере.
16. Социологическое измерение характеристик молодежи. Уровни измерения. Шкалы измерения.
17. Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи.
18. Специфика научного наблюдения, возможности и практика его использования в изучении положения молодежи в обществе.
19. Документальный метод в изучении молодежи.
20. Сущность контент-анализа и его общая характеристика. Контент-анализ в комплексных исследованиях молодежи.
21. Понятие социологического опроса и его возможности в изучении проблем молодежи.
22. Сущность интервью. Его особенности, преимущества и недостатки.
23. Метод фокус-групп и практика его использования в изучении положения молодежи в обществе.
24. Анкетирование как разновидность опроса, его достоинства и недостатки. Главные принципы построения анкеты. Композиция вопросника, понятие блока вопросов.
25. Проблема качества социологической информации о положении молодежи. Достоверность и надежность данных.
26. Аналитический отчет о положении молодежи в обществе. Структура отчета.
27. Экспертные методы исследования положения молодежи в обществе.
28. Аналитические методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе.
29. Методика решения молодежных проблем и ее структура. Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив развития молодежи.
30. Становление метода имитационных игр изучения и оценки положения молодежи в обществе. Структура имитационной игры: программа, сценарий, инструкции.
31. Инновационная игра как метод исследования и оценки положения молодежи в обществе.
32. Социально-психологические методы исследования положения и оценки положения молодежи в обществе.
33. Формирование системы комплексных показателей в молодежной сфере.
34. Международные стандарты показателей оценки положения молодежи. Индекс развития молодежи.
35. Роль интегральных показателей развития и оценки положения молодежи на формировании стратегии государственной молодежной политики в РФ.
36. Эффективность решений молодежных проблем как предмет комплексных исследований
37. Методы определения эффективности молодежных проектов и программ (SWOT-анализ, методы сравнения альтернатив, матричные методы, методы проектирования)
38. Методы оценивания программ, реализуемых в молодежной сфере. Процесс оценки программ.
39. Основные направления комплексных исследований положения молодежи в обществе в России и за рубежом.
40. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных экономических факторов.
41. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных производственных факторов.
42. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных социальных фактов.
43. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных национальных и культурных факторов.
44. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных психологических и личностных факторов.
45. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных территориальных факторов.
46. Возможности комплексных исследований молодежи в различных организационных структурах.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
В процессе преподавания дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» предполагается использование следующих средств ТСО: видеоматериалы, мультимедийный проектор, компьютер.
7. Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. – 236 с.
2. Добреньков В.И. Фундаментальная социология. Возрасты человеческой жизни / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Наука, 2005. – 290 с.
3. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 2008. – 156 с.
4. Лисовский В. Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУ, 2006.- 190 с.
5. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Е.Г. Слуцкий. - СПб.: «БИС-принт», 2002. – 278 с.
6. Тощенко Ж.Т. Социологические исследования / Ж.Т. Тощенко. - М.: Наука, №4 (264), 2006.
7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.
б) дополнительная литература:
1. Бабосов Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – М.: Наука, 2000. – 345 с.
2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для гуманитарных вузов / Г.С. Батыгин. - М.: АСПЕКТ - ПРЕСС, 2005. – 245 с.
3. Богомолова Н. Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования: учеб. пособие / Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. - М.: Наука, 2007. – 345 с.
4. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М.: Логос, 2003.
5. Григорьев С.И. Представления о социальной справедливости в обыденном сознании молодежи / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. / Регион: экономика и социология. 2002. №4.
6. Данилин П.Л. Новая молодежная политика 2003-2005 / П.Л. Данилин. М.: Наука, 2006. – 240 с.
7. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М.: АСТ, 2006. – 256 с.
8. Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. 4.I / Государственная молодежная политика в Российской Федерации. - М.: Наука, 2006.
9. Захарова Е.М. Формирование гражданственности молодежи России. В кн.: Молодежь: Тенденции социальных изменений: Сб. статей / Е.М. Захарова, В.Т.Лисовский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
10. Зобов Р.А. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные. В кн.: Молодежь: Тенденции социальных изменений: Сб. статей / Р.А. Зобов, В.Т.Лисовский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
11. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика / И.М. Ильинский. М.: Наука, 2009. – 345 с.
12. Истон Д. Категории системного анализа политики// Антология мировой политической мысли/ Отв. ред. Т.А. Алексеева. – М.: Новости, 2007. – 289 с.
13. Капитонов Э. А. Социология ХХ века: История и технологии: учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.
14. Каплан А. Принцип методологической автономии исследования: от реконструированной логики к реально используемой логике / А. Каплан, Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М., 2006. С. 109-116.
15. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса / А.А. Козлов. В кн.: Молодежь: Тенденции социальных изменений: Сб. статей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. – 267 с.
16. Луке Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике: научное издание / Г.А. Луке. Самара.: Изд-во «Самарский университет», 2007. -289 с.
17. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / В.А. Луков. Социологические исследования. М.: Наука, 2008. № 5.
18. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. М.: Флинта, 2009.
19. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в практику демоскопии / Э. Ноэль. – М., 2007. – 267 с.
20. Омельченко Е.Л. Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Е.Л. Омельченко. М.: Наука, 2008. – 324 с.
21. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология / В.В. Павловский. Социологические исследования. М.: Вестник, 2005. № 5.
22. Пелевина Т.В. Пелевина. В кн.: Молодежь: Тенденции социальных изменений: СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
23. Попов В.Г. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов. Методические материалы к курсу. Екатеринбург, 2001.
24. Рациональный выбор в политике и управлении/ Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб., 2008.
25. Рорти Р. Метод, общественные науки и общественные надежды/ Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М., 2006. С. 158-172.
26. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Г.Г. Татарова. – М.: Наука, 2009. – 234 с.
27. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. - М.: Логос, 2006. – 278 с.
28. Экспертные оценки в социологических исследованиях /С.Б.Крымский, Б.Б.Жилин, В.И.Паниотто и др.; Отв. ред. С.Б.Крымский; АН УССР. Ин-т философии. – Киев: Наук. думка, 2009.
в)Интернет-ресурсы:
Сайты аналитических организаций:
1. Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
2. «Левада-центр» (www.levada.ru)
3. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)
4. Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)
5. Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)
Сайты базовых академических организаций
1. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)
2. Институт социально-политических исследований (http://www.ispr.ras.ru)
Сайты факультетов социологии ведущих вузов:
1. Московский государственный университет им. Ломоносова (http://www.socio.msu.ru)
2. Санкт-Петербургский государственный университет (http://www.soc.pu.ru)
Сайты профессиональных социологических журналов:
1. Социологические исследования (Социс) (http://www.isras.rssi.ru/R_SocIs.htm)
2. Социологический журнал http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm
Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту www.ecsocman.edu.ru
Социологический форум http://www.sociology.ru/forum/index.html
Составитель:
Доцент кафедры социологии организаций Русанова А.А. __
(Должность, ФИО, подпись)
«____» _______________________ 201__г.
Визирование рабочей программы дисциплины для использования в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена
для исполнения в 201_-201_ учебном году на заседании
кафедры_________________________________________
(кафедра-разработчик)
Протокол от ___ __________201_ г. № ____
Зав.кафедрой __________________________
( Подпись, ФИО)
Визирование рабочей программы дисциплины для использования в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена
для исполнения в 201_-201_ учебном году на заседании
кафедры_________________________________________
(кафедра-разработчик)
Протокол от ___ __________201_ г. № ____
Зав.кафедрой __________________________
( Подпись, ФИО)
Визирование рабочей программы дисциплины для использования в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена
для исполнения в 201_-201_ учебном году на заседании
кафедры_________________________________________
(кафедра-разработчик)
Протокол от ___ __________201_ г. № ____
Зав.кафедрой __________________________
( Подпись, ФИО)