Идеализация непрерывности и повторяемости
Типизация мира повседневности влечет за собой два ожидания: идеализацию “И-так-далее” и идеализацию “Я-могу-это-снова” (Понятийный аппарат А. Шюца)
Взаимность перспектив
Шюц вводит еще две идеализации, которые определяют наше действие в естественной установке мира повседневности: идеализацию овзаимозаменяемости точек зренияи идеализацию совпадения систем релевантностей. Эти идеализации с точки зрения этнометодологии относятся к так называемым базисным правилам взаимодействия. (Термин Сикуреля).
Предмет всеобщего знания
В социальном взаимодействии полагается, что есть «вещи, известные всем». Гарфинкель обозначает их термином “common-sense knowlege”. Сюда также относятся принципы обращения со всеобщим знанием в конкретном обществе. Например, каждый знает, что некоторые события относятся к событиям определенного класса.
Несомненность мира повседневности
Естественная установка в мире повседневности является свободной от сомнения. Повседневная действительность воспринимается в качестве объективной, так как она подтверждается рутинным течением жизни. Прошлые действия можно повторить, они подтверждаются и реакциями других людей.
Практические теории в мире повседневности
В повседневной жизни мы пользуемся практическими теориями, то есть теориями, направленными на практические действия.
Документальный метод интерпретации
Документальный метод интерпретации является методом, позволяющим создать предпосылки действия в сложной действительности. Понятие документального метода восходит к К. Мангейму и означает поиск типичного примера для моделирования явления. Документальный метод интерпретации относится к фундаментальным методам конструирования реальности и структурирования социального действия.
Проблема индексации
В мире повседневности применяются понятия или обозначения, которые понятны человеку в его индивидуальном, специфическом жизненном контексте. В этнометодологии они называются индексными понятиями. Индексные понятия сокращают путь коммуникации для близких людей, но затрудняют ее для внешнего окружения. В научном языке производится замена индексных понятий на объективные понятия. В повседневной практике этому соответствует задавание вопросов и получение ответов на них.
Неопределенность языка
Несмотря на то, что язык повседневности наполнен контекстовыми понятиями, благодаря своей неопределенности он обеспечивает возможность взаимопонимания. Неопределенность языка позволяет интерпретировать множество ситуаций. Гарфинкель показал в своих “кризисных” экспериментах, что в случае однозначности языка могут возникнуть проблемы коммуникации. Требование однозначности означало быбуквальное понимание сказанного (Например, на вопрос “Как дела?” можно было бы ответить “Мне не хотелось бы рассказывать об этом) и строгое определение понятий (Например: “Я тебя люблю. Посмотри в энциклопедии, что это значит”.) Поэтому неодназначность понятий и высказываний, некоторая расплывчатость понятий в повседневной жизни служит взаимопониманию людей.
Конститутивные и свободные правила
В мире повседневности имеются практические правила. Гарфинкель различает среди них конститутивные и свободные правила. Нарушение свободных правил обычно не вредит социальному действию, однако “кризисные” эксперименты Гарфинкеля показывают, что свободные правила представляют собой весьма хрупкую основу для социального взаимодействия. (Использование языковых выражений, поведение ребенка в роли гостя в собственном доме).
Практическое объяснение: методы нормализации взаимодействия
Необходимость объяснений возникает, когда социальное действие не может осуществиться. Язык мира повседневности всегда обеспечивает нас типичными объяснениями ситуаций. Иначе говоря, типичные объяснения - скорее намерение объяснить, нежели объяснение. В повседневной жизни они вполне приемлемы.
Оправдания и извинения
Американские социологи Скотт и Лаймен отмечают: «Оправдания являются практическими объяснениями, в которых признается ответственность за сомнительные действия, но оспариваются их негативные последствия». Оправдания являются техникой нейтрализации ситуации. «Извинения являются практическими объяснениями, в которых признается ошибочность, вредность или безрезультатность сомнительных действий, но оспаривается полная ответственность за них».