Поведение и социальное действие
Поведением называется присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к окружающей среде.
Понятия поведения и действия в социологии
Изучение социального поведения является одной из важнейших предметных областей социологии. В социологии Макса Вебера проводится различие между поведением и социальным действием:
· Понятие социального действия охватывает только часть поведения, а именно: только ту часть поведения, которая является осмысленным и направлено на другого человека.
· Поведение носит реактивный характер, является ответом на раздражители окружающей среды, в то время как социальное действие является человеческим феноменом, основанным на активности личности в социальной ситуации. Понятие поведения применяется как к человеку, так к живым и неживым системам.
Темпоральная структура поведения в общем виде связана с последовательностью «стимул — поведенческий организм — реакция», в которой будущее состояние детерминировано прошлым.
Темпоральная структура социального действия включает проект (по А. Шюцу), т. е. представление о свершившемся поступке (модель осуществившегося будущего), которая управляет действующим лицом как бы из будущего.
Понятийный аппарат теории социального действия и теоретико-поведенческой социологии
Теория социального действия: социальное действие, ситуация, ориентация, цель, смысл и символ, мотив, выбор альтернатив.
Типы социальных действий (по м. Веберу): целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Лучше всего мы понимаем целерациональное действие, аффективное действие почти не поддается пониманию.
Теоретико-поведенческая социология: поведение, индивид, социальная среда и ее условия, социальное научение, стимул и реакция, адаптация.
Действие – осмысленно. Поведение – пассивно, может быть и не осмысленным. Для того чтобы предсказывать действия создал теорию идеальных типов (конструкция целерационального действия. По Веберу это не обобщение увиденного, это то, что в принципе должно быть в данном явлении) – 1 особенность гипертрофируем и смотрим на поведение, сравнивая с тем, что имеем на самом деле перед собой. Считал что в ходе истории действие человека всё больше рационально.
Диспозиционная регуляция поведения. Модель В. А. Ядова
Диспозиции личности — закрепившиеся предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности и действовать в условиях ситуации определенным образом. Диспозиции складываются в результате накопления социального опыта.
Структура диспозиционной системы
Структура отношений личности и условий деятельности
· потребности,
· условия деятельности и
· собственно диспозиционные образования, формирующиеся на стыке потребностей и условий их реализации.
Структура отношений личности и социальной среды представляет собой иерархию.
Иерархия потребностей
· На низшем уровне — витальные потребности;
· далее — потребность включения в ближайшее социальное (напр., в семью) окружение;
· затем — включенность в различные социальные группы;
· наконец — включенность в социальную систему (общество).
Структура условий ситуации
Условия ситуации, в которых реализуются потребности личности, образуют иерархию по степени стабильности.
· Низший уровень — наименее устойчивые, постоянно меняющиеся предметные ситуации.
· Средний уровень — условия группового общения, которые длительное время не меняются (семья, студенческая группа, трудовой коллектив)
· Общие условия общественной жизни — экономические, политические, культурные являются наиболее стабильными (в стабильном обществе)
Иерархия диспозиций
· Низший уровень — элементарные, фиксированные социальные установки. Складываются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Часто не осознаются. Поведение носит практический (прагматический) характер.
· Средний уровень — система социальных установок (аттитюды). Обладают сложной трехкомпонентной структурой, включающей:
· эмоциональный (оценочный),
· когнитивный (рассудочный) и
· собственно поведенческий (поведенческая готовность) аспекты.
Этот уровень формируется, как материальными потребностями, связанными с принадлежностью к первичным и другим группам, так и социальными ситуациями.
· Высший уровень образует общая направленность личности, которая находит выражение в системе ценностных ориентаций, что проявляется в определенных сферах социальной деятельности (напр. труд, досуг, политика). Этот уровень обеспечивает удовлетворения высших социальные потребностей человека, его самореализацию. Общая направленность личности, связанная с общими социальными условиями жизни человека, его понимаем смысла жизни обеспечивает координирующую роль для всех регуляторов поведения.