Понимающее объяснение (М. Вебер)

Понимающее объяснение (М. Вебер)

Понимающее объяснение(М. Вебер социология — наука, «которая пытается истолковывающее понять и социальное действие и тем самым причинно объяснить его протекание и последствия»):

· анализ мотивов, имеющих место в ситуации (понимание)

· объяснение выбора альтернатив действия из имеющихся альтернатив (объяснение)

· Объяснение или предсказание социальных последствий действия.

Предмет изучения теоретической социологии - логика теоретического познания общества и ее результаты. Они содержатся в понятийном аппарате социологии, в теоретических направлениях фундаментального уровня и в теориях среднего уровня.

Логическая структура

Социологическая теория направлена на углубление понимания структуры и функционирования общества, места и поведения человека в обществе, его институтах, организациях, социальных группах.

Для более глубокого понимания общества и его фундаментальных проблем теоретик сначала углубляет объяснительные принципы социальной теории, а затем на этой основе дает панораму общественных явлений и процессов, то есть более глубокую теорию общества и человека в обществе.

Общество и социальная система. Исторические типы общества. Теории и концепции общества.

Общество и теории общества

Обществом в широком смысле называются исторически сложившиеся формы совместной жизни людей, существующие в качестве совокупности социальных институтов, организаций и социальных групп, основанных на социальном взаимодействии и коммуникации людей.

В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы.

В определениях и в научных представлениях об обществе до сих пор большую роль играет организменная аналогия, исторический пример подробной разработки которой представляет собой социология Г. Спенсера.

Истоки социологического понятия общества связаны с различением общества и государства, они развиты в трудах Сен-Симона, Конта и особенно К. Маркса. Понятие общества отделилось от понятия государства.

Системно-теоретические исследования общества

Понятие социальной системы

Особый типом систем наряду с механическими, биологическими, психическими и представляет собой смысловые системы социального взаимодействия и коммуникации.

К социальным системам относятся:

- Социальное взаимодействие Микроуровень

- Социальные группы

- Организация

- Общество Макроуровень

Общество представляет собой эмпирическую систему взаимодействующих людей.

Системные исследования общества

Анализобщества как системы включает в себя изучения следующие вопросы:

1. первичные элементы системы их характеристики;

2. структура социальной системы, то есть регулярные связи между элементами и характер этих связей;

3. окружающая среда системы и взаимодействие с ней

На стадии синтеза дается описание

4. системных свойств общества (стабильность, равновесие, адаптивность, выживаемость)

5. эффектов системы, то есть качества общества, которые возникают вследствие функционирования как целостности, (например, преимущества и недостатки общественных институтов)

6. условий сохранения социальных систем;

Исторические типы обществ

Основания типологии обществ

1. Наличие письменности: дописьменные общества и общества с письменностью

2. Степень функциональной дифференциации общества: простые и сложные

3. Уровень развития культуры: примитивное общество, общество с развитой культурой, современное общество (модерн)

4. Способ производства и форма собственности: пять общественно-экономических формаций (марксизм)

5. Технологический критерий (по способу получения продуктов питания, обработки земли, источнику энергии, материалам инструментов)

6. Интегральная типология (Д. Белл), ее стадии: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная

Теории и концепции общества

Социальные изменения и модернизация общества. Формационный и цивилизационный подходы к модернизации.

Социальные изменения и модернизация общества

Идеологический фактор

Реформация и кальвинизм.

Реформация Лютера - новое толкование важнейшего мировоззренческого вопроса ― догмата о предопределении: хотя жизнь человека предопределена судьбой, он должен не пассивно ждать событий, а идти навстречу своей судьбе.

Модернизация общества

Модернизация — переход от стабильного традиционного общества к современному, постоянно меняющемуся, устроенному по европейскому образцу.

Глубокие изменения во всей культуре общества, связанные с распространением рыночных отношений, рациональных ценностей, ориентации на успех и пр.

Социальная структура

Понятие структуры

Общее понятие структуры (от лат. structura — строение, расположение, порядок), означает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура обеспечивает:

· упорядоченность и принудительность в противоположность хаосу и произволу;

· стабильность в противоположность изменчивости;

· детерминирующее влияние на элементы.

Таким образом, структура - это нечто объективное, определяющее, исходное, детерминирующее, это независимая переменная.

Социальная структура

Институциональное понятие социальной структуры (Дюркгейм, Радклифф-Браун, Парсонс, Мертон, микросоциологический подход).

Основано на описании поведения людей.Основными элементами социальной системы являются люди, их социальные позиции и роли. Устойчивые поведенческие комплексы (социальные институты), возникающие между ними и регулируемые нормативно-ценностной системой общества, образуют его структуру.

Субстанциональное понятие социальной структуры (К. Маркс, российский марксизм. макросоциологический подход)

В субстанциональном смысле слова социальная структура означает совокупность отношений между различными социальными группами (классами, общностями, организациями). Субстанциональный подход означает направленностьпознавательного интереса на состав общества как целого.

Теоретические концепции

описывают и анализируют социальную структуру, исходя из определенных теоретических допущений о функционировании и развитии общества. Две основные модели:

· нормативно-ценностная (структурный функционализм, элементы структуры — нормативно-ценностные образования, статусы, роли, социальные институты, определяющие поведение)

· категориальная (основана на теории классов и стратификации).

Эмпирические концепции

Основаны на изучении только наблюдаемых форм социального взаимодействия людей, которые и определяют социальную структуру.

Эмпирические концепции делятся на:

· дистрибутивные (работающие с критериями социального неравенства и их сочетанием)

сетевые (наборы связей, в которые включен индивид)

6. Функция и функциональный анализ в социологии. Теоретическое содержание работы Марселя Мосса «Очерк о даре».

Предмет

1. Какие элементы социальной системы (институты, роли и пр.) важны для существования общества?

2. Какие функции должны выполняться, чтобы было обеспечить существование общества?

Основные понятия функционализма

· Явные и неявные функции

· Дисфункция

· Функциональные требования

Социология организаций

Понятие

Объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, имеет соответствующую структуру, функциональное распределение обязанностей, регламент деятельности, систему социального контроля каналы связи с окружающим миром. Организация является воплощением рациональности:

· организация основывается ради длительного достижения рациональной цели;

· организация основана на рационально организованном внутреннем порядке;

· члены организации действуют в соответствие с рационально распределенными ролями.

Структура:

· Вертикальная: различные уровни полномочий.

· Горизонтальная: различные области деятельности.

Направления исследования организаций:

· исследования бюрократии (основоположник Макс Вебер);

· менеджмент (основоположники из родоначальников которого является американский ученый Фредерик Тейлор (1856-1915);

Модели организаций

· Рациональный модель (организация — «инструмент» для достижения четко поставленных целей)

· Естественная модель (организация «естественное целое», которому присуще стремление к само сохранению)

· С современной точки зрения исследование организаций должно осуществляться с учетом как формализованным, так и неформальным отношениям в организации, связанным с особенностями культуры определенного общества (неорациональная модель, принцип айсберга в исследовании организаций)

Социология институтов

Анализ институтов

Предметом социологического анализа институтов являются функции институтов в связи с различными аспектами:

· личностным (влияние институтов на личность, напр. на социализацию)

· общественным (вклад института в функционирование общества)

· социокультурным (место и роль института в нормативно-ценностной системе общества)

Теории институтов

Предмет теории институтов: происхождение и функционирование институтов. В социологии существует две теории возникновения институтов.

Теоретический подход П. Бергера и Т. Лукмана - Институты возникают посредством опривычивания действий (хабитуализации).

Теория институтов М. Оурио - Институты возникают благодаря воплощению идеи в жизнь (институционализации идеи).

Философия институтов А. Гелена

Отвечает на вопрос, зачем вообще нужны институты. Согласно Гелену, поведение человека не определено инстинктами, как у животных. Поэтому необходимость институтов следует из биологической природы человека. Они выполняют функцию поддержки поведения, внешних опор морали.

Теория общественных институтов Гелена - Социальные институты, по Гелену, имеют экзистенциальное значение. Их основными функциями являются:

· компенсировать дефицит инстинктивной регуляции поведения

· придавать действию квазиавтоматизм, ритуальный характер

· стабилизировать общественные отношения

· исключать смысловые альтернативы (сомнение)

· интегрировать общество

Понятие

Объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, имеет соответствующую структуру, функциональное распределение обязанностей, регламент деятельности, систему социального контроля каналы связи с окружающим миром. Организация является воплощением рациональности:

· организация основывается ради длительного достижения рациональной цели;

· организация основана на рационально организованном внутреннем порядке;

· члены организации действуют в соответствие с рационально распределенными ролями.

Структура:

· Вертикальная: различные уровни полномочий.

· Горизонтальная: различные области деятельности.

Направления исследования организаций:

· исследования бюрократии (основоположник Макс Вебер);

· менеджмент (основоположники из родоначальников которого является американский ученый Фредерик Тейлор (1856-1915);

Модели организаций

· Рациональный модель (организация — «инструмент» для достижения четко поставленных целей)

· Естественная модель (организация «естественное целое», которому присуще стремление к само сохранению)

· С современной точки зрения исследование организаций должно осуществляться с учетом как формализованным, так и неформальным отношениям в организации, связанным с особенностями культуры определенного общества (неорациональная модель, принцип айсберга в исследовании организаций)

Общее понятие культуры

множество значений:

а) исторически определенный уровень развития общества и человека;

б) характеристика определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ

в) характеристика специфических сфер жизни и деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура)

г) в узком смысле — сфера духовной жизни людей.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, знания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.

В обыденном словоупотреблении

культура имеет оценочный смысл и означает совокупность достижений людей.

Научное

включает в культурные начала повседневной жизни.

На основе обыденного понятия культуры можно выделить ее некоторые формы, которые могут быть предметом социологического интереса:

· Элитарная культура

· Народная культура

· Массовая культура

· Суперкультура

Функции культуры

· Смысловая функция

· Инструментальная функция

· Проективная функция

· Коммуникативная функция

· Регулятивная функция

Типы культур

Культура традиционного типа

Представляет собой сложную модель, в которой действия всех людей тщательно продуманы в деталях, соотнесены друг с другом, закреплены в эталонах. Человек должен добросовестно следовать наличным моделям поведения (не вникая в их смысл). Если он делает все правильно, то в результате его поведение окажется удачным, приводящим к успешным результатам.

Современная культура

Является продуктом рационализации общества, расширения возможностей поведения, необходимостью выбора из разных альтернатив. Современная культура указывает человеку цели деятельности, но весьма абстрактно, в форме ценностей.

Современная культура ориентирована на будущее. (В постфигуративной культуре дети учатся у своих предков, в кофигуративной культуре взрослые учатся у равных по возрасту, а в префигуративной культуре взрослые учатся также и у детей. Распространение префигуративной культуры связано с ускорением научно-технического прогресса, хода истории. )

Социальная стратификация

Социальная стратификация — это система социального неравенства в данном обществе, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и иерархически организованных социальных групп, выделенных на основе вышеназванных критериев (собственность и доход, власть, престиж профессии и образование).

Теоретические основы теории социальной стратификации разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, М. Вебер, представители американской социологии.

Классы и классовое общество

Значение легитимности

"Господством" называется возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам... Господство ("авторитет") в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально)... К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.

...Каждое господство старается возбудить веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.

Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.

Традиционное господство

Господство называется традиционным, если его легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий — это не "начальник", а господин собственной персоной; его штаб управления — в основном не "чиновники", а личные "слуги", подчиненные — это не "члены" союза, а:

1. либо "традиционные товарищи",

2. либо "подданные". Не объективный служебный долг, а личная преданность

слуги определяет отношение штаба управления к господину. Подчиняются не уставу, а личности, призванной для этого по традиции.., приказы которой легитимны по двум причинам:

а) отчасти в силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);

б) отчасти в силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.

Т. о., существует две области действия господина:

а) материально связанная с традицией,

б) материально свободная от традиции.

В рамках последней господин может оказывать "благосклонность" в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола, нуждающегося, в частности, в оплате подарками... Так как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой ("традиционалистическая революция").

Господин правит без или со штабом управления. Типичный штаб управления может быть набран из:

a) "патримониально набранных" людей, связанных с господином традиционно, узами почитания: из членов рода, из невольников, из зависимых домашних служащих (Hausbeamte), в особенности из "министериалов" ("слуг господина"), из людей, зависимых от господина (клиентелла), из колонов, из вольноотпущенных; и

б) "экстрапатримониально набранных":

1) в силу личных отношений доверия (свободные "фавориты" всех видов), или

2) из законно подчиненного господину союза (вассалы), наконец,

3) из свободных чиновников, почитающих господина.

"Бюрократия" возникла впервые в патримониальных государствах как чиновничество, призванное экстрапатримониально. Но эти чиновники (как вскоре будет сказано) были прежде всего личными слугами господина.

В штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:

a)объективно распределенная устойчивая "компетенция";

б) устойчивая рациональная иерархия;

в) упорядоченное определение на службу по свободному контракту и упорядоченное продвижение по службе;

д) профессиональное обучение (как норма);

e) постоянное и выплачиваемое в деньгах содержание...

[ Комментарии ]

К a):

Вместо прочной деловой компетенции существует конкуренция между действующими поручениями и полномочиями, данными господином сначала произвольно, а затем делающимися постоянными, наконец, часто традиционно стереотипными.

К б): Отсутствует определение того, как и кем должно быть исполнено решение дела или жалобы:

либо 1) урегулировано традиционными нормами..,

либо 2) полностью оставлено на усмотрение господина...

Наряду с традиционалистской системой "высшего двора" существует принцип немецкого права, согласно которому в присутствии господина вся юриспруденция работает в холостую...

К c):

Продвижение осуществляется... только по произволу и милости господина.

К д):

У всех домашних чиновников и фаворитов господина в как правило отсутствует квалификация на основе рационального профессионального обучения. Начало профессионального обучения служащих...означает повсеместно новую эпоху в управлении, несмотря на то, что эмпирическая выучка некоторых чиновников возникла довольно рано...

К e):

Домашние чиновники и фавориты кормятся в основном за столом господина и экипируются из его кладовой.

1. К основным типам традиционного господства при отсутствии личного штаба управления господина относятся:

a) геронтократия и

b) ранний патриархализм.

Геронтократией называется такое положение, при котором господство в союзе и священную традицию исполняют старейшие (первоначально, в буквальном смысле, по возрасту) как лучшие ее знатоки. На традиции часто основаны непервичные экономические или семейные союзы.

Патриархализмом называется положение, когда внутри первичного (в большинстве случаев) экономического и семейного (домашнего) союза господство осуществляет один человек, согласно непоколебимому праву наследования. Геронтократия и патриархализм нередко стоят рядом... При этом типе господства полное отсутствие чисто личного ("патримониального") штаба управления господина является определяющим.., поэтому товарищи — все еще "товарищи", а не "подданные". Они являются "товарищами" в силу традиции, а не "членами" в силу устава. Они должны повиноваться господину, а не установленному правилу, правда, и господину только согласно традиции. Господин, со своей стороны, также строго связан традицией.

2. Вместе с созданием чисто личного управленческого (и военного) штаба господина каждое традиционное господство имеет склонность к патримониализму, а в случае наивысшей власти господина — к султанизму:

"Товарищи" впервые становятся теперь "подданными", право господина, толковавшееся до сих пор как преимущественное право товарища, становится его личным правом, захваченным им точно также, как какой-либо объект собственности, который можно...использовать как угодно (продать, заложить, передать как долю в наследстве). Внешне патримониальная власть господина опирается на подданных-невольников (часто заклейменных), или подданных-колонов, или подданных, находящихся под гнетом, или... на личную охрану и армию (патримониальная армия), получающюю денежное довольствие. Благодаря этой власти господин...увеличивает долю произвола, благосклонности и милости, свободную от традиции.

Патримониальным следует считать всякое султанистское господство, ориентированное в основном на традицию, но осуществляемое благодаря полному личному праву и правящее в основном с помощью свободного, не связанного традицией произвола. Это различение совершенно нечеткое. От раннего патриархализма патримониализм и султанизм отличает существование личного штаба управления...

3. Сословным господством следует называть такую форму патримониального господства, при которой господином апроприируется власть, определенная штабом управления и соответствующие экономические возможности. Присвоение может осуществляться (как и во всех подобных случаях):

a) со стороны союза или категории лиц, имеющих свои отличительные черты, или

б) лично (и в действительности только пожизненно), или по наследству, или в качестве свободной собственности.

Сословный обладатель господской власти покрывает издержки управления из собственных и присвоенных им средств управления. Обладатель военной господской власти или сословный член рода — военный экипируют себя сами и при случае экипируют контингенты, набранные ими патримониально или сословно (сословная армия). Или же средства управления и штаб управления присваиваются просто как попытка заработать помимо общего дохода со склада или кассы господина, как это происходило главным образом (но не только) в армии XVI и XVII веков в Европе (капиталистическая армия), находящейся на денежном довольствии. Общая власть в случаях полного сословного присвоения закономерно разделена между господином и членами штаба управления по их личному праву, или каждый обладает собственной властью, отрегулированной господином лично или особыми договорами с апроприаторами... Традиционное господство влияет на экономику, как правило, путем укрепления традиционных взглядов, причем сильнее всего — геронтократическое и чисто патриархальное господство... При этом типично:

a) правление господина с полным или преимущественно натуральным обеспечением (оброки и барщины). В этом случае экономические отношения строго связаны традициями, развитие рынка замедлено, денежное обращение в основном натуральное и ориентировано на потребление, возникновение капитализма невозможно. Наряду с этим имеется возможность:

б) сословно привилегированного обеспечения. Развитие рынка и здесь... ограничено таким обеспечением, "покупательной способностью" ...господствующего союза.

Однако патримониализм может быть и: c) монополистическим с частично экономически-трудовым обеспечением, частично — с налоговым обеспечением. В этом случае развитие рынка ограничено сильнее монополией, но слабее — иррационально. У господина и его штаба управления, больше шансов трудиться, но капитализм в своем развитии

либо 1. замедлен,

либо 2. в случае налоговой аренды, аренды или покупки служебного места и капиталистической армии или управления, существует как финансовое хозяйство и отклонен в направлении политически ориентированного капитализма.

Финансовое хозяйство патримониализма, и в честности, султанизма, даже там, где оно является денежно-экономическим, действует иррационально... Для рационализации экономики не хватает не только расчета, но и личной свободы трудиться.

Харизматическое господство

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу, совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, "приверженцами".

1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных — изначально всегда посредством чуда. Это подтверждаемое доказательством свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. Но такое признание (при настоящей харизме) не является основой легитимности, оно — долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое "признание" психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения масс о нем, ни один венценосный король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе, как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и, в первую очередь, если его руководство не приносит облегчения подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической "божественной благодати".

3. Господствующий союз — эмоциональная общность. Управленческий штаб харизматических лидеров — это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирается не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: "пророку" соответствуют "ученики", "военному князю" — "свита", "вождю" вообще — "доверенные люди". Не существует ни "устройства на службу" или "смещения с должности", ни "карьеры", ни "продвижения". Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого. Не существует никакой "иерархии", но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточность управленческого штаба для задачи, к решению которой он призван. Не существует не только никакой "служебной епархии" и "компетенции", но также никакой апроприации должностной власти посредством "привилегии". Но есть (по возможности) местные или предметные границы харизмы и "послания". Нет никакого "содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных "ведомств", а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первоначально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано — но я говорю вам".

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности патриархальному и патримониальному или сословному. Два последних — специфические формы обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности.

4. Чистая харизма специфически чужда экономике. Там, где она выступает, она организует "призвание" в эмоционально-напряженном смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу". Она отвергает в чистом типе использование материальных пожертвований как источника дохода — что, правда, нередко остается скорее требованием, чем фактом. Это не означает, что харизма всегда отказывалась от собственности и приобретения, как это делают в известных обстоятельствах пророки и ученики. Военный герой и его свита ищут добычи, плебисцитарный лидер или харизматический партийный вождь ищут материальные средства для своей власти. Первый, кроме того, ищет материального блеска своего господства для утверждения престижа власти. То, чем они все пренебрегают, — это традиционная или обыденная рациональная экономика, получение регулярных "доходов" с помощью направленной на эту цель последовательной экономической деятельности. Меценатское в больших размерах (дары, взятки, крупные подачки) или нищенское снабжение, с одной стороны, добыча, насильственное или (формально) мирное вымогательство, с другой стороны, — типичные формы покрытия потребностей в харизматическом господстве. С точки зрения рациональной экономики, такое удовлетворение потребностей есть типическая власть "неэкономичности", ибо она отклоняет любое втягивание в будни. Она может только, в состоянии полного внутреннего безразличия, "прихватывать", так сказать, случайные доходы. "Рента" как форма освобождения от экономики может в ряде случаев быть экономической основой существования харизмы. Но для нормальных харизматических "революционеров" эта форма обыкновенно не имеет значения.

5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы "ratio", которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным формам и к "миру" вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяли между собой общность ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: "община" единоверцев, воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится т

Наши рекомендации