Культурологическое пронимание наций
На́ция - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного гос-ва и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов (группа людей, объединённая общими признаками), кот свела историческая судьба. Полиэтничны, например, вьетнамская нации; американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица.
Личность
Личность- социальное свойство индивида, устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных качеств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.
Под «Л» понимают: 1) индивида как субъекта отношений и сознательной дея-сти; 2) устойчивую сис-му социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Атрибуты личности
Воля ( способность чела управлять своим поведением, направлять силы на достижение поставленных целей)
Свобода(наличие возможности выбора варианта исхода события)
Разум
Чувства (отражают субъективное отношение к материальным или абстрактным объектам.
Элементы структуры личности:
1. Социальный статус. Этот элемент по преимуществу свзяан с объектинвыми условиями существования личнсоти.
2. Самосознание, личностно «Я» (ядро личности). Этот элемент фикисрует субъектинвый внутренний мир человека, но имеет ярко выраженный социалогический аспект изучения.
3. Направленность поведения и детяельности личности. Этот элемент представляет собой определенный резултатт взаимодействия объективного статутса личнсоит и ее представлений о смамйо себе и социуме.
Компоненты личности
· Характер
· Способности
· Мотивация
Идивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)
Социальная стратификация
Социальная стратификация – сис-ма признаков и критериев соц расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; описание соц неравенства, его деления на соц слои по доходам, наличию/ отсутствию привилегий, образу жизни.
Различают "одномерную с", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую с", определяемую совокупностью признаков.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил 3 группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой дея-сти;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.
По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
Социология права.
Социология права — отрасль социологии изучающая взаимодействии института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также роль в обществе
Предмет СП и предмет правоведения соприкасаются, но имеют разные подходы к изучению правовых отношений. Правовую науку интересует правовая форма общественных отношений, а социологию - соц фун-ии этих отношений.
В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество.
Кроме исследований правотворческой дея-сти, СП изучает социальные аспекты правоприменительной дея-сти. Одной из важных задач исследования правоприменительной дея-сти, является выявление и определение эффективности соц фун-ий права.
26) Социальный интерес - элемент мотивационно-потребностной сферы. Автор А. Адлер. По его представлениям, СИ выступает основой интеграции (объединение) в обществе и устранения чувства неполноценности.
СИ можно рассматривать как внутреннюю побудительную причину, направляющую дея-сть субъекта на удовлетворение потребности. Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной потребности посредством объективного включения субъекта в общественные отношения.
СИ содержит след элементы: потребность и осознание субъектом необходимости ее удовлетворения, общественные условия жизни и выбор конкретных практических действий, позволяющий субъекту реализовать потребность.
Интересы можно классифицировать по следу группам:
- в зависимости от социальной структуры: индивидуальные, групповые, классовые, общенациональные;
- от сфер общественной жизни - экономические, политические, духовные;
- от отражения - реальные, абстрактные, мнимые, стихийные и осознанные;
- от тенденций общественного развития - прогрессивные, консервативные, реакционные.
Культура и ее структура
Культура - обл человеческой дея-сти, связанная с самовыражением чела, проявлением его субъектности (хар-ра, навыков, умения, знаний); созданное и полученное в наследство мат и духовное богатство, кот служит дальнейшему развитию, приумножению творческих возможностей, способностей личности и общества – служит социальному, полит и эконом прогрессу.
К везде. Понятие К вкл в себя религию, мораль, язык, науку, искусство, мифологию, политику, правовое сознание.
Всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана с творчеством чела, повседневной практикой, жизнью. Культура является основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий.
Структура вкл: мат и духовная. Духовная отрасль – основа существования культуры. В структуре можна выделить 2 уровня – личный и общественный (чел и общество). На личном в структуру входят знания, убеждения, мировоззрение.
В материальную культуру входят:
1. культура труда и материального производства;
2. культура быта;
3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);
4. культура отношения к собственному телу;
5. физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:
1. познавательную (интеллектуальную) культуру;
2. нравственную;
3. художественную;
4. правовую;
5. педагогическую;
6. религиозную;
Программа соц исследования
Программа соц исследования - это научный док, в кот содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования соц объекта. ПСИ - теория и методология конкретного исследования отдельного объекта или явления.
Каждое соц. исслед. Начинается с выяснения намерений и цели заказчика, уточнением темы, определением терминов и затрат. После этого начинается исследовательская дея-сть, кот начинается с ПСИ.
Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Потребность
Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, кот выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Чел декодирует ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, кот требуют квалификации для их декодировании (потребность в витаминах осознается лишь при наличии мед эрудиции).
Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Чел имеет 2 группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, природная потребность в воде; общество сформировало в людях чувство брезгливости и возникает осознанная потребность в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще.
Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Они лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные СП фиксируются в таких суждениях: «автомобиль не соответствует моему положению» и т.д. (статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату).
Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Так, многие виды дея-сти требуют переработки большого количества инфы, что порождает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди кот сейчас ключевое место занимает персональный компьютер. Потребность в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом, для обслуживания которого необходим компьютер.
Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьтеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней. Так, если индивид попал в среду хакеров, компьютерных фанатов, то влиться в нее, не имея компьютера, он не сможет. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.
Различают потребности: материальные, духовные, эстетические, физические, естественные, групповые, индивидуальные.