Основные направления социологии
ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ (термин ввел в научный оборот американский философ и историк Т.Кун) – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному обществу модель постановки проблем и их решений исследователем.
МУЛЬТИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ НАУКИ означает допустимость использования в ней при изучении социальных феноменов различных, подчас противоположных друг другу, теорий и концепций.
Современная социология мультипарадигмальна. Она представлена различными теориями и концепциями, школами и течениями, охватывающими все сферы жизни общества.
ПОЗИТИВИЗМ и современный неопозитивизм – направление в социологии, представители которого пользуются естественнонаучной методологией. Наиболее ярко позитивистскую ориентацию характеризуют следующие принципы:
1) натурализм (признание сходств объектов естественных и социальных наук и потому - общность законов развития природы и общества);
2) сциентизм (единство методов социологии и естественных наук - точных, строгих, объективных: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерения, номотетический метод. Социолог, игнорируя уникальное, открывает повторяющиеся цепи событий, называемые неизменными, статичными общественными законами, что позволяет контролировать людей, как контролируются процессы в физике и химии);
3) бихевиоризм (исследование путем изучения открытого поведения человека, т.е. поведения, которое можно наблюдать);
4) верификация (использование эмпирических, опытных процедур для проверки истинности исследования);
5) квантификация (необходимость и возможность измерения, количественной оценки всех социальных явлений);
6) методологический объективизм (свобода от ценностных суждений и от связи с идеологиями).
ГУМАНИТАРИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ – совокупность непозитивистских течений, отрицающих тождество человека и природы и настаивающих на специфике объекта и метода социологии – науки, призванной помочь человеку преодолеть отчуждение от социальных структур. Их можно сгруппировать в четыре основные категории: понимающую социологию, уходящую своими корнями в немецкую идеологию, философию жизни и неокантианство; герменевтическую теорию социального действия;теорию конфликта и неомарксизм.
Автором термина «понимающая социология» и его первой разработки явился М.Вебер. Социология, по его мнению, «интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты». Под действием он подразумевает человеческое поведение. Основной метод или, точнее, методологию понимающей социологии составляет социокультурный метод, т.е. понимание духовных сдвигов, изменений в культуре, идеально-типическое моделирование общественных процессов.
Следует подчеркнуть ряд постулатов понимающей социологии, характерный для всех течений гуманитаристской социологии:
а) законы развития общества и природы во многом противоположны (это прямое отрицание принципа натурализма);
б) поскольку специфичен объект познания социальных наук, то необходимы и специфические методы познания в социальных науках, отличные от методов естественных наук (отрицание сциентизма).
в) на место позитивистских методов и принципов бихевиоризма, верификационизма, квантификации и методологического объективизма понимающая социология ставит такие методы и принципы, как идиографический и социокультурный методы, качественный анализ, методы понимания, феноменологизма, герменевтики и лингвистический, а также частные методы отдельных версий понимающей социологии, принцип ценностной релевантности.
Идиографический метод – метод исследования индивидуальных, уникальных лиц, событий или предметов. Идиографические методы противоположны номотетическим, целью которых является нахождение общих законов, объединяющих индивидуальные случаи. В обществе все явления неповторимы. Социологические суждения субъективны, они окрашиваются собственным опытом исследователя: нельзя взять объект исследования «в чистом виде», без субъективных привнесений из опыта и позиции исследователя, без его воздействия и изменения.
Лингвистический метод исходит из следующего: в противовес бихевиоризму, понимающая социология придает особое значение не чувствам, ощущениям, наблюдению открытого поведения, а языку. Изучается то, что доступно языку, мышлению. Главное – не как поступил человек, а почему. Чтобы человек среагировал, чужие действия и собственные потребности должны пройти через его голову, мышление, оформиться словесно. Значения же слов у разных людей различается, тем более – у разных сообществ (этносов, классов, эпох). Это и должен изучать социолог, а не «видимость» (наблюдаемое поведение).
Феноменологизм (в одном из значений) представляет собой метод социологической интерпретации, противопоставляемый позитивистской квантификации, склонной останавливаться на подсчете фактов, когда, например, изучение общественного мнения просто фиксирует мнения индивидов, не задаваясь вопросом, почему они придерживаются этих мнений. Этому противопоставляется феноменологизм, дающий возможность познания причин и сущности социальных явлений.
Герменевтикой называется метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Герменевтика возникла с целью восстановления аутентичной версии Библии, в которой за века переписывания от руки было сделано множество ошибок. В XIX в. понятие герменевтики расширилось, включив вопрос об интерпретации любого текста, исходя не только из текста, но и из опыта автора.
Феноменологическая социология – научная школа, исходящая из феноменологической философии, занятая выяснением изначальных истоков социальности. Она рассматривает общество как явление, воссоздаваемое в духовном взаимодействии подвидов, в процессе межиндивидуальной коммуникации. В качестве своей главной цели феноменологическая социология принимает анализ и описание повседневной жизни и связанных с ней состояний сознания. Это исследование осуществляется посредством «выведения за скобки» суждений о социальной структуре, т.е. не связано с допущениями о существовании или причинных силах социальной структуры. Феноменологи утверждают, что хотя люди в целом принимают повседневный мир как нечто само собой разумеющееся, феноменологический анализ должен показывать, как образуется этот мир.
Феноменология критикует позитивистские методы, в частности, возражая против той идеи, что люди формируются социальными силами, а не создают социальный мир сами; против пренебрежения смыслом человеческих действий и использования причинного анализа человеческого действия, ибо это ведет к пренебрежению уникально человеческим характером социального взаимодействия.
Символический интеракционизм занят исследованием взаимодействия, ориентированного на символ. Внимание исследователей концентрируется на языке как главном символическом «медиуме» взаимодействия. Главная задача – понимание, усвоение, присвоение символов. Социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а это принятие роли других зависит от нашей способности к внутреннему диалогу с самими собой. Тем самым символический интеракционизм есть исследование отношения «Я – общество» («Я – другие») как процесса символических коммуникаций между социальными акторами. Эта перспектива внесла существенный вклад в анализ роли, социализации, коммуникации и действия, оказала особое влияние на социологию отклонения, обеспечила теоретическую основу теории «наклеивания ярлыков», исследованиям стереотипов.
Этнометодология («методы людей») – теоретическое и методологическое направление в американской социологии, основанное Г.Гарфинкелем. Этнометодология предлагает исследовать то, как люди строят свой мир. Повседневная жизнь отличается определенной правильностью, и это свойство требует исследования. Одной из важных черт повседневной жизни является индексный характер «разговора». Понимание разговора зависит от способности участников разрабатывать набор вспомогательных допущений, уникальных для каждого взаимодействия. Поэтому людям приходится «восстанавливать» индексность, возможно, посредством толкования.
Социологию действия нельзя однозначно отнести ни к позитивизму, ни к гуманитаристской социологии. В целом теория действия представляет собой анализ действия, отправной точкой которого является индивидуальный деятель. М.Вебер вообще определял социологию как науку, стремящуюся интерпретировать смысл действия, выделял два обязательных признака социального действия: а) его субъективный смысл (мотивация поступков); б) ориентация на другого, других.
Т.Парсонс утверждал, что действие как основная единица социологического анализа включает в себя следующие элементы: агента (деятеля, актора); цель, будущее положение дел, на которое направлено действие; ситуацию, состоящую из условий и средств действия; набор норм, посредством которых направляются действия и отбираются средства.
Дж.Мид выделял в действии его импульс, определение ситуации и завершение. Эта теория тесно связана с доктриной символического интеракционизма и работами М.Вебера, который различал четыре типа действия: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное. Традиционные действия совершаются только по традиции; аффективные действия – для выражения эмоций; в ценностно-рациональном действии актор воспринимает цель ради самой цели, невзирая на средства ее достижения; в целерациональном действии деятель дает оценку и различным средствам достижения цели и полезности самой цели. Поскольку все эти типы созданы методом идеальной типизации, в реальной жизни действие может быть смесью нескольких типов сразу.