Социальные группы бедных.
Низший класс обычно ассоциируется в социологии с проблемой бедности. Иначе говоря, низший класс - это зона концентрации бедности. Социальный портрет бедности - социально-демографические характеристики населения (семей), живущего ниже порога бедности. Отечественные и зарубежные экономисты используют также понятие структуры бедности.
Структура бедности - это композиция бедных домохозяйств по долям возрастных групп, т.е. расчет уровня бедности по возрастным и социальным группам. Бедные, имеющие наименьшие для данного общества доходы, если эти доходы поступают не от работы в общественном производстве, а от прошения милостыни, должны зачисляться в разряд нищих. В свою очередь, нищие составляют один из отрядов так называемого андеркласса. В социологическом смысле нищие - это люди, которые имеют возможность удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян (бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство). Нищетой называлась крайняя бедность, и нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого среднедушевой доход составляет 2/3 среднего национального дохода. Принята и еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средненационального дохода. Сегодня американские социологи включают в состав бедных следующие группы: безработные; малооплачиваемые рабочие; недавние иммигранты; люди, переехавшие из деревни в город;национальные меньшинства (особенно негры); бродяги и бомжи; люди, не имеющие возможности работать из-за старости, увечья или болезни; неполные семьи во главе с женщиной.
Ученые различают: хронических бедных - маргинальная группа населения, постоянно испытывающая лишения; пограничных бедных - люди, балансирующие на черте бедности и время от времени оказывающиеся ниже нее (сезонные рабочие); новых бедных - прямые жертвы структурных перестроек (уволенные по сокращению штатов). В конце ХХ в. российские социологи и экономисты стали различать два вида бедности: 1) традиционную бедность и 2) <новых бедных>. Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) сегодня появились так называемые <новые бедные> - противоположность <новых русских>. В группу новых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению ранее никогда не относились к низшим слоям. Основную массу <новых бедных> составляют бюджетники - служащие и рабочие, занятые в государственном секторе. Различие между традиционными и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Традиционные бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных - интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Другая отличительная черта новых бедных заключается в том, что субкультура бедности, нормы жизни на <социальном дне>, психология отчаяния не передается по наследству. Социологи понимают под <маргинальностью> промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование. В целом маргинальность понимается как
1) состояние в процессе перемещения (смены статусов) группы или индивида,
2) характеристика социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре. В дореволюционной России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцким хозяйство считалось очень бедное крестьянское хозяйство. Под нищетой понималась крайняя, или глубокая, бедность. Нищим называли человека, живущего подаянием, собирающего милостыню. Нищие занимают последние ступеньки социальной лестницы, ниже которых в социальном пространстве не существует..После революции термин <нищенство> заменяется термином <попрошайничество>. Попрошайничество заключается в систематическом выпрашивании у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды и других материальных ценностей>.