Социальная организация, ее структура и динамика.
Социальная организация -этотакой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия. Слово <организация> пришло в Россию из французского языка, куда в свою очередь попало из латинского: organizo значит <придаю стройный вид, устраиваю>. Социальная организация- это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, недостижимых для отдельного индивида. Социальная организация - структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден). Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она предстает четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. У организации имеется свое название, устав, цели, определенная сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно организациями считаются учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации могут служить, например, семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей. Организации присуща также иерархия -вертикальное расположение людей по рангам, и управление -механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой. Целевая структура - система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя: 1) распределение функций(горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами; 2) субординацию должностей (вертикальная специализация) - объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях; 3) систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется <сверху вниз> (передача распоряжений, указаний, заданий), <снизу вверх> и по горизонтали. Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации перечислены в должностной инструкции.
Таким образом, социальная организация представляет собой совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации основной единицей выступает не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация - это и целевая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом. Понятие <социальный институт> не только абстрактное понятие. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это и вполне реальные объекты - здания, мосты, заводы, персонал, жилые дома, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. Дж. Бизанц и М. Бизанц считают, что структура института как социальной организации включает следующие составные части: персонал; инструменты, или оборудование; нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользоваться. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения, б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и преодоление дисфункций, в) эволюция института - изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отличаются друг от друга. Первая фаза - зарождение организации. На этой фазе появляются устав, определение задач, распределение функций, ролей, устанавливаются порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители. Вторая фаза - период эффективности, когда институт достигает полной зрелости. Третья фаза - период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием. Правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью. Эволюцию социальных институтов можно проследить на примере института семьи, который прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряды бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие <динамика институтов> необходимо включать взаимодействие институтов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества между родственными институтами.
Билет 5