Теория социальной и моральной интеграции

Ее предложил Эмиль Дюркгейм, сравнивший условия традиционной сельской общины и крупных городов. Если люди много передвигаются, то ослабляются социальные связи, развивается множество состязающихся религий, которые взаимно ослабляют друг друга и т.п.
Проблема использования этой теории заключается в поиске надежных индикаторов такой интеграции: оседлость населения, религиозность, благотворительная деятельность. Для каждого общества существуют свои индикаторы. У нас членство в комсомоле и партии были индикаторами социальной интеграции в советское общество. Сейчас крупные изменения в общественной организации заставляют социологов снова искать индикаторы, с помощью которых следует прогнозировать преступность. Пока к их числу можно отнести степень подвижности, оседлости. Уровень религиозности как показатель моральной интеграции в российское общество использовать вряд ли стоит - в стране слишком долго декларировался атеизм.
Полезно для социологов в связи с теорией интеграции иметь понятие об импульсивных и намеренных преступлениях. Воровство, разбойные нападения, угон автомобилей, - конечно, намеренные, заранее планируемые преступления. Убийства - чаще всего, импульсивные преступления. Трое из четверых убитых, как правило, родственники преступника. Большинство импульсивных преступлений выпадает из теории интеграции, не коррелируется с показателями интеграции.
Трудности еще и в том, что нет надежной статистики преступности. Официальная статистика многое не показывает по самым различным причинам. И опять выручают социологи. Опросы пострадавших от различных правонарушений дают картину куда более мрачную, чем официальные данные. Сложнее в тех случаях, когда людей спрашивают о совершении ими правонарушений. Опрос в Нью-Йорке показал, что 99% опрошенных хотя бы раз в жизни, да совершали правонарушения.
В нашей стране преступность очень сильно выросла за последние годы. Идеологический вакуум, возникший в результате разрушения традиционной системы ценностей, заполняется у части населения идеями экстремизма, вседозволенности. В криминальной среде сформировалось чувство безнаказанности, что связано с низкой эффективностью деятельности правоохранительных органов.
Если в 1990 г. по России было зарегистрировано 1240 преступлений на 100 000 населения, то в 1998 г. - уже 1758. Тюменская область по этому показателю в стране занимает 12-е место. Серьезной проблемой является незаконный оборот наркотиков. Только в январе 2000 г. зарегистрировано 5,2 тыс. преступлений, связанных с этим видом преступлений.
Опросы показывают: половина населения не надеется на то, что правоохранительные органы смогут обеспечить им защиту от преступных посягательств. Почти все, кто обращался в правоохранительные органы за помощью, были разочарованы их действиями - до 90% опрошенных. Основное влияние на рост преступности оказывают общая нестабильность и разбалансированность экономики, прогрессирующий рост цен, падение жизненного уровня, снижение степени социальной защиты населения. Крайне отрицательно влияет на состояние преступности рост безработицы. Зарубежные социологи отмечают, что рост безработицы на 10% влечет за собой рост преступности на 3-6%. Безработица особенно заметно сказывается на росте краж, грабежей, вымогательств.
Переходное состояние российского общества, процессы первоначального накопления капитала ведут к усилению организованной преступности, преступным посягательствам в финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, способствуют невиданному росту коррупции и взяточничества. Среди отдельных социальных групп самый большой рост преступности наблюдается у частных предпринимателей. Более того, некоторые идеологи и теоретики демократической власти (Г. Попов) оправдывали взяточничество и коррупцию чиновничества как необходимость повышения их заинтересованности в экономическом реформировании общества. К тому же нельзя забывать, какой девиантный потенциал накоплен у нас. В России тюремный и лагерный опыт имеют 10-12 млн. человек. Почти миллион подростков не посещают школу. Число преступлений, совершаемых подростками, может в ближайшие годы увеличиться со 190 до 230 тыс. в год. В результате амнистии на свободу выйдут 400 тыс. человек.
По данным тюменского ученого С.Г. Олькова, максимальный уровень самоубийств был зарегистрирован в Шри-Ланке - 47 на 100 тыс. человек в 1991 г. В России в 1994 г. уровень суицидов приблизился к максимальному и составил 42 случая на 100 тыс. населения. Причем все это происходит на фоне интенсивной депопуляции населения. Условный коэффициент депопуляции - отношение числа умерших к числу родившихся - составил 1,63, а предельное критическое значение в мире на 1990 г. было равно 1. На фоне резкого сокращения средней продолжительности жизни (для мужчин - 58 лет, для женщин - 71) нарастает удельный вес лиц в возрасте старше 65 лет. Этот коэффициент составляет в России 11% (предельное критическое значение в мире - 7%).
Оценивая состояние здоровья населения, следует учитывать, что за годы реформ потребление основных продуктов питания сократилось почти вдвое. Зато потребление алкоголя в России составляет 14-18 л абсолютного алкоголя на человека в год (критическое значение в мировой практике - 8 л). В настоящее время на учете состоят 2,2 млн. алкоголиков и 70 тыс. наркоманов. По мнению С. Олькова, чтобы получить точную информацию, нужно официальные данные увеличить в 3-3,5 раза по алкоголикам и в 10 раз по наркоманам. И тогда число алкоголиков и наркоманов приближается к 10 млн. человек.
Происходит в полном смысле слова взрыв социально обусловленных заболеваний: туберкулезных, венерических, особенно среди детей и подростков. За годы реформ заболеваемость сифилисом возросла в 15 раз, а среди подростков - в 20,6 раза, число смертей от употребления наркотиков - в 12 раз, а среди детей и подростков - в 42 раза.





К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Наши рекомендации