Законы и категории социологической науки

Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки - это основной вопрос ее утверждения, статуса, так как именно в категориях (понятиях) концентрируется, накапливается выработанное знание.
Непосредственный объект социологии - социальное в процессе его развития, преобразования, использования, управления на разных уровнях общественной системы. Поэтому для социологии самой первой предельно широкой категорией является понятие "социальное".
К числу важных понятий, категорий социологии относятся такие, как социальные отношения, социальные институты, социальные группы, социальные процессы, социальная структура.
В социологии много категорий, которые отражают качественное состояние социальных процессов. Например, коллективность и коллективизм, псевдоколлективизм и даже общинность, соборность, социальная однородность и социальные различия, социальные интересы, социальная защищенность. Более подробно с категориями мы будем знакомиться по мере изучения курса.
Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон, как известно, есть отражение существенных, устойчивых и необходимых связей как внутри какого-то процесса, системы или явления, так и между ними. Законы выражаются, как правило, в категориях. Так возникает у каждой науки собственный язык. Когда специалисты говорят на своем языке, то человек непосвященный, непрофессионал вряд ли их поймет. Видимо, отсюда родилась шутка, что наука - это когда о понятных вещах, явлениях говорят непонятным языком.
Важно уточнить, что социология имеет дело с социальными законами, которые действуют во всех сферах человеческой деятельности и различаются по форме своего влияния, распространения. К примеру, одни охватывают только малую группу, класс, поселенческую общность, а другие - общество в целом.

  • Как и все научные законы, социальные законы характеризуются следующими основными признаками:
    • во-первых, закон действует только при наличии определенных условий;
    • во-вторых, при этих условиях закон проявляется всегда без каких-либо исключений;
    • в-третьих, условия, при которых действует социальный закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

К примеру, основной фактор определяет место работы, человека, размер вознаграждения. Но в реальной жизни этот социальный закон влияет на поведение мужчин молодого возраста и может не влиять на поведение семейной женщины, человека творческой профессии.
Социальные законы можно разделить на две основные группы: законы функционирования, или организации, и законы развития.
Социальное явление в его конкретном состоянии есть прежде всего осуществление социального, то есть действие социального закона в определенном виде, месте, времени. Соответственно, на первое место выдвигаются законы целостности организации и развития всего общества, всей цивилизации. Такие социальные законы являются общесоциологическими. Например, зависимость любого социального явления от соотношения базиса и надстройки, закон возвышения и облагораживания потребностей, закон экономии времени.
Специфика функционирования большинства законов определяется рамками конкретной общественной формации, ибо любое социальное явление зависит от уровня развития общества, способа производства материальных и духовных благ. Первобытнообщинный строй, а также рабовладельческий, феодальный, капиталистический, имея общесоциологические законы, различаются спецификой их функционирования. Так, экономический или политический кризис развивается в обществе вне зависимости от позиций политических лидеров, партий и даже воли большинства населения. Типичный пример: развал СССР вопреки позиции большинства населения. Общесоциологические законы действуют почти так же, как физические, их можно использовать в своих интересах, но отменить нельзя. Следовательно, ими нельзя пренебрегать.
Конечно, есть еще законы трудового коллектива, семьи, личности той или иной социальной группы. Именно они образуют каркас специальных социологических теорий.
Социологическое видение общества, реализация социологического подхода к обществу - это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с обществом как целым.
Социология позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явления и общества в целом. Социологический анализ процесса в динамике позволяет определять и прогнозировать тенденции изменений и формулировать перспективы относительно будущего. Райт Миллс говорил, что только социологическое воображение может дать понимание сложных отношений человека и общества.
В заключение хотелось бы привести мысль, которую высказали Джейн Томпсон и Джудит Пристли - ученые Оксфорда. Она звучит так: в самой простой формулировке социология - это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество и как общество формирует поведение людей и их представления о себе. Конечно, есть и более сложные определения, но после того, как вы прочтете курс лекций, вы поймете, что отношения между людьми и обществом никоим образом не являются чем-то элементарным.
Социология - это интересная наука, с которой нам и предстоит познакомиться в курсе "Социология".





К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Контрольные вопросы

  1. Что такое социология? Ее сущность?
  2. Объясните, в чем отличие объекта от предмета социологии.
  3. Что такое теоретическая социология?
  4. Что такое прикладная социология?
  5. В чем различие теоретической и прикладной социологии?
  6. Назовите функции социологии и охарактеризуйте их.
  7. Что такое теории среднего уровня?
  8. Когда возникла социология?
  9. Кто является родоначальником социологии как науки?
  10. Сущность макросоциологии.
  11. Сущность микросоциологии.
  12. Назовите основные признаки социальных законов.
  13. В чем значение социологии?

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

  1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 1998.
  3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.
  4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.
  5. Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 1998.
  6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.
  7. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994.
  9. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
  10. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999.
  11. Социология: Курс лекций / Под. ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 1996.
  12. Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 1996.
  13. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995.
  14. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.
  15. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 1994.
  16. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994
  17. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // СоцИС. 1995. №11

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Темы рефератов

  1. Специфика социологического анализа социальных явлений.
  2. Значение социологии для развития общества.
  3. Профессиональная этика социолога.
  4. Социология в современной России: проблемы и перспективы.
  5. Материализм и субъективизм в социологии.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Наши рекомендации