Качественные и количественные методы
Качественные методы – мы изучаем персону, мотивацию, мнения и т.д.
Количественные - изучают тенденцию и направленность
Социометрический опрос
Социометрический опрос – скорее психологическая процедура, тем не менее, мы его используем для исследования структуры межличностных отношений и структуру как таковую в малых социальных группах. Он направлен только на количественное измерение. Ответ «почему?» - дан этим методом быть не может.
----------------------------основатель Морено –измерение дружеских чувств. Есть телечастицы, мы их изучаем. Если мы можем окружить себя людьми со сходными телечастицами – то он будет счастлив.
Этот метод дает изучать межличностные отношения в малых группах, путем фиксации среди членов группы своих предпочтений, связей в ситуации выбора. Результаты же относительны и неустойчивы.
Социометрический опрос – это вид испытания для выявления интенсивности степени к-л психологических реакций человека на окружающих его людей в различных ситуациях. Отличительная особенность социометрического опроса: в отличие от классических методов социологических опросов, здесь имеет место целенаправленная исходная ориентация на ыявление взаимных чувств, симпатий-антипатий в группе людей и в характере полученных данных.
Этот метод используется как средство управления групповой деятельностью оптимизации межличностных отношений, формирования коллективов (особенно для работы в нестандартных условиях). Может использоваться как самостоятельный так и вспомогательный метод.
Социометрический метод – является опросным, т.к. он имеет общие черты опроса:
· -наличие опросника
· -заполнение опрашиваемого
· -контакт с социологом
Социометрический опрос – совокупность приемов и методов, направленных на получение и интерпретацию данных о структуре межличностных отношений в социальной группе
· ====>социометрический тест–техника для выявления симпатий/антипатий в межличн отношениях членов группы. Дает количественную оценку выбора индивидов в отношении друг к другу, впроцессе взаимодействия в к-л одном виде деятельности.
1. Изучает степень сплоченности и разобщенности группы N(U)И
2. Изучает соотносительность авторитетов по принципу симпатий/антипатий
3. Обнаруживает внутригрупповые неформальные подсистемы
4. Кроме описания позиций членов группы, дает возможность выявить напряженные, конфликтные, индифферентные и т.п. участки в группе
Ø ====все это может изучаться на 2-х уровнях:
§ -1)-поведенческом – исследователь непосредственно наблюдает поведение человека в конкретных ситуациях, фиксируя данные наблюдения и анализируя их
§ -2)-на вербально-прожективном уровне – с помощью специальных анкет, выявляем желательный тип отношений в группе. Для более качественного проведения, необходимо соблюдать ряд требований к группе:
· –границы группы должны быть четко определены
· –группа должна быть малая
· –группа должна иметь определенный опыт совместной жизнедеятельности (не менее года)
· –все члены группы должны быть опрошены по одному инструментарию в одно время
· –все члены группы должны отвечать на вопросы теста самостоятельно
· -должны делать неограниченное количество выборов (выбор - выражение желания (не)сотрудничать с каким-либо другим членом группы или игнорирование)
· -вопросы тестов должны быть одинаково значимы для членов всей группы (выбирать значимые критерии)
· ====>социометрическая карточка– вид инструментария, с помощью которого получают первичную информацию при использовании социометрической техники
Этапы измерения:
Ø -определеяем варианты выбора (т.е. величину социометрического ограничения)
Ø -выбираем наиболее эффективные критерии для опроса членов группы
Ø -должны организовать и провести опрос
Ø -должны проинтерпретировать данные
Виды выбора:
1)-неограниченный выбор– каждый индивид в группе выбирает любое количество других индивидов --->это когда интересно найти, например, в группе изолированных; степень интеграции и сплоченности (чем больше положительных выборов, тем сплоченнее) и т.д.
2)-полный ограниченный выбор– каждый определяет свое отношение к каждому члену группы (используется крайне редко, хорошо считаются абсолютные рейтинги)
3)-строго ограниченный выбор- член группы делает строго определенное число выборов ---- = лимит социометрических выборов = социометрическое ограничение ------------величина выборов, установленных исследователем
Вероятность случайного выбора = d/N-1
N – кол-во членов в группе
d- социометрическое ограничение
N-1 – исключая себя
Критерий социометрического выбора- вид социальной жизнедеятельности, по которому предлагается сделать выбор
Эти критерии формируются в виде определенного вопроса социометрической анкеты.
Классификация критериев
По содержанию:
Ø -формальные(официальные=производственные) – выбор, по основному виду деятельности
Ø -неформальные(неофициальные) – выбор партнера для проведения досуга – личностные характеристики
По форме:
Ø -коммуникативные – на кого вы ориентированы (коммуникация) – «с кем бы вы хотели…»
Ø -гностический- используется для выявления степени осознанности каждым индивидом степени осознанности нахождения в группе: «Угадайте, а кто бы с вами захотел сотрудничать…»
По ориентации:
Ø -односторонние позитивные- с кем вы желаете работать
Ø -односторонние негативные– с кем не желаете
Ø -двусторонние – совмещение
Ø -сильные– все что связано с производственными, значимыми отношениями
Ø -слабые –неформальные отношения
ОПРОС не является анонимным – если же неанонимный, то мы не поймем кто какую структуру составляет. Поэтому если 1/3 или 1/4 отказались участвовать, то проводить не имеет смысла. Также совершенно нереферентны, если опрос проводит внутренний социолог – нужен человек со стороны. Руководству все сообщается в обобщенном виде.
Методы интерпретации социометрических тестов:
Ø -графический метод
o – социограммы – графическое изображение структуры межличностных отношений в группе, которая представлены в виде графических символов, где отражены позитивные и негативные выборы, сделанные членами группы
§ ßà - двусторонний позитивный выбор / ß|à - односторонний позитивный/ --- > -негативный выбор (пунктирная линия) / A< ---àB - абсолютно несовместимый выбор (А оцени позитивно B, а B – отвергает А) / A B - ситуция безразличия
· ----------- единых значений символов нет – читать легенду
· - лидер тот, кто получил максимальное количество позитивных выборов в различных позитивных критериях /\ - отвергнутый – наоборот | -ихолированный – не получил ни одного положительного и ни одного отрицательного выбора: 1-сам остался безразличным к остальным; 2-когда человек сам делает выбор, но со стороны окружающих остается безразличным
· -можем рисовать полигон распределений(взаимоотношение членов группы) – каждая точка – член группы
· -мишень – в центре – лидер, остальных располагаем на окружностях, те кто
· -звезда -лидер посередине, а далее -…
Ø -количественный метод
o -индексы
o -факторный анализ
o -статистический анализ
o -др виды анализа
ЛЕКЦИЯ №5
Структура анкеты
Структура
1)-введение (кто, задачи, инструктаж, благодарность )
2)-паспортичка
3)-вступление
4)-основная часть
5)-контактный вопрос
Верстка анкеты (компоновка анкеты в определенную структуру)
· -логическая
Ø Метод воронки:
§ Прямая воронка(от общего вопроса к конкретным)
§ Обратная воронка
Ø Метод пятимерного плана Гэлопа (метод постадийного развертывания пяти блоков вопросов):
§ .вопросы-фильтры
§ .открытые вопросы(определяют наиболее общие взгляды)
§ .специфические (набор конкретных предложений)
§ .причинные
§ .на интенсивность выраженного мнения
· -----------------------30+-5 вопросов; 45 минут
· -типографическая (дизайн)
(!) Запрещается (!)
Ø Разрывать текст вопроса переносом на другую страницу
Ø Разрывать вопросы ответами
Ø Вопросы содержащие, или подталкивающие к ответам
При «Хронометраже»:
-можно предложить шкалу Хронометража – привести от 0..1..2..3.. … ..23..24 ч. И респондент обводит временные части.
ЛЕКЦИЯ №6
Нельзя опрашивать респондентов:
· -знакомых и родственников
· -нельзя идти опрашивать человека, которого посоветовал респондент
· -нельзя, чтобы все опрошенные одним анкетером-интервьюером, были в одном пространстве
· -неэкспертов, в экспертных опросах
· -слишком заинтересованных в вознаграждении
· -тех, кто идет недобровольно
· -тех, кто постоянно участвует в опросах
· -социологов
· -иногда – психологов
Как готовить анкетеров (должен быть):
· -обучен
· -должен пройти инструктаж
· -должен уметь готовить отчетность (можем здесь много инфы почерпнуть: анализ маршрутных листов, таблица недосягаемости и отказов (отказ сразу или в процессе, мотивация отказа или без объяснения причин), заметки и наблюдения, мнения, по поводу обстановки опроса, реакции респондентов, их комментариев)
· -контроль работы анкетеров
Требования к инструментарию (техники построения вопроса):- все предполагают ряд требований
-вопрос не должен внушать респонденту
-формулировка не должна запутывать опрашиваемого
-ограниченность использования профессиональной терминологии
-вслед за ключевыми вопросами нужны вопросы контрольные
Принципы построения инструментария:
· ---принцип последовательности задаваемых вопросов
· ---принцип самодостаточности(вопросы должны быть самодостаточны --- должны быть логически связаны, инструментарий как единое целое)
· ---принцип разнообразия(как можно больше различных видов вопросов, чтобы не бросался в глаза преимущественный перевес отдельных видов вопросов)
Требования к инструментарию:
· -четкая фиксация задач и целей опросника
· -доступность формулировок, предлагаемых респонденту
· -обеспечение принципов социально-психологического общения социологов и респондентов (использовать все технические и организационные приемы)
· -должна быть стандартизация условий проведения респондентов
· -вопрос стимуляции ответа
· -вопросы-утверждения – тезис – и пусть дается респондентом мнение («миграционное законодательство ужесточено – «согласен с правительством, нет, зо»)
· -учитывать, что может быть «протест-ответ»
o –если проведении много вариантов «ЗО» - может быть как форма протестного ответа. В любом случае пересмотреть анкету
· -акцентировать внимание на рейтинг-опроса:
o –когда нужно каждой ценности прописать балл
o –проранжировать ценности
· -источники инфы:
o –кругозор
o –литература
o –эксперты
o –пилотаж
o –опыт предыдущих исследований
=-=-=-=-=-=
· -вопросы должны быть собраны в тематические блоки или даже комплексы
· -учитывать последовательность вопросов, чтобы избежать негативные эффекты (см.ниже)
· -учитывать последовательность самих блоков
· -между различными комплексами вопросов использовать «переходники-фильтры»
· -опрос желательно начать с нейтральных вопросов, не отбивая охоту заполнять инструментарий
· -обязательное наличие контрольных вопросов
· -при пилотаже посмотреть, где возникли затруднения у респондента
o –проведение статистического анализа пилотажа
· -при конструировании инструментария пользоваться методов воронки (прямая-обратная), продумывая негативные эффекты
· -использовать фильтры
· -вопросы тяжелые, интимные, чувственные, эмоциональные - в заключительной части анкеты
· -вопросы должны интерпретироваться однозначно. Ответы – достаточны, информативны (при альтернативах), ибо ничего, в противном случае, нельзя уточнить
· -представляя анкеты респонденту – в анкете название организации, четко выделена тема и т.д. + координаты службы, если надо – заказчика
· -всегда должна быть инструкция
· -благодарность (в инструкции) и после работы… + прощание
Критерии качества инструментария:
· -надежность
· -объективность
· -валидность – мера, в которой инструментарий измеряет то, что должен измерять
o –логическая валидность – содержательная, видимая валидность
o –внешняя валидность - корреляция между разными исследованиями по одной проблеме
o –внутренняя валидность – должны согласовываться с общим знанием об этом объекте (тут - факторный анализ, смотрим, насколько все вписывается в содержательную модель исследования)
Стратегии построения вопросов:
Непрямые стратегии – метод построения вопросов, где задаются вопросы о других людях, где опрашиваемый ставит себя на место других
· -проективные вопросы
· -метод ошибки – попросить выбрать из пары суждений те, которые верны (иногда используют те, где все варианты неверны). В основе – выбор респондента дает инфу о его ценностных ориентациях
· -информационный тест – виды и объемы информации, усваиваемые человеком, есть функция установок человека. Соответственно, если нам интересно что-то узнать – дать тест, смотрим, что выбрал респондент
· -выравнивание альтернатив - «вы и члены вашей семьи относят себя к категории приверженцев открытых или сдержанных чувств семьи при встрече?» - если просто один вариант (без альтернативы – «да/нет» - чрезмерная аккумуляция ответов на одной части шкалы)
· -«когда вы в первый раз «курили» вместо «вы когда-нибудь»
· -использование эффекта попутчика (эффект бегущего рядом, / эффект бегущего следом) – «многие люди считают так, а как считаете вы?» (отчасти наводящий-внушающий)
· -проблема эвфемизмов
Эффекты искажения
· -эффект излучения (гало-эффект) – ситуация, когда каждый вопрос инструментария образует для последующего вопроса «смысловую рамку», представляя собой фон для дальнейшего разговора ===>он излучает дальнейший ход мысли (тогда ни один вопрос респондентом изолированно не воспринимается). А т.к. отвечающий не хочет противоречить сам себе, то предыдущие ответы на вопросы оказывают влияние на последующие ответы.
o -------решение – чтобы не занимался респондент самоконтролем, вопросы с таким взаимовлиянием, нужно располагать максимально далеко друг от друга
· -эффект размещения - тематические блоки и комплексы оказывают друг на друга влияние, создавая «смысловую рамку» для следующего блока.
o --------решение – одна часть инструментария содержит смысловые блоки в определенной последовательности (воронка, Гэллоп..); другая часть – вопросы в иной последовательности (меняем местами блоки и последовательности блоков разными методами)
Прямые стратегии
Негативно может влиять на результаты:
· -сам респондент
· -сам интервьюер
· -ситуация
o -присутствие посторонних лиц
o –время и место опроса
o –несоблюдение принципа анонимности
o –плохая организация самой процедуры опроса
АНКЕТЫ-ОМНИБУСЫ (Omnibus) –это репрезентативный опрос, в котором участвуют несколько заказчиков. Они делят между собой общую сумму затрат на проведение опроса.
Условие – заказчики должны быть в курсе
(-) – бывают совершенно нестыкуемые темы