ОПРОС как метод сбора социологической информации

ЛЕКЦИЯ № 1

ОПРОС как метод сбора социологической информации

Характеристики:

1. -массовость

2. -репрезентативность

3. -универсальность (почти ко всем проблемам могут быть использованы)

4. -оперативность

+++ (спорные) +++

5. –легко организуется

6. –дешевизна

+++(общее дополнительное)

-выясняем потребности, побуждения, ценности, мотивы и т.п.

Проблемы:

1. –проблема достоверности и надежности полученной инфы – (может ли респондент ответить на вопросы – достаточно ли знаний и желания) ===> мастерство в том чтобы знать: «Как спрашивать? Насколько доверять ответам?»

Опрос –метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации, путем регистрации ответов респондентов, на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования

Компоненты опроса:

1. Социолог

2. Респондент (или их группа)

3. Инструментарий

Метод может применяться как:

1- сугубо самостоятельный (тогда респонденты единственный источник),

2- во-вторых –какдополнительный метод (получаем инфу, которая может быть получена и из других источников). Тогда вопрос либо уточняет, дополняет инфу, собранную предыдущим методом, либо ее проверять.

Цель – информация о состоянии общественного мнения, выраженного в форме высказывания респондентов, как ответов относительно эмпирически зафиксированных в виде вопросов исследовательских задач.

Т.к. метод контактный встает проблема понимания вопросов респондентом и ответов социологом.

На качество инфы, полученной опросным методом, влияют факты

1) Связанные с личностью самого респондента:

· -уровень образования

· -объем памяти

· -отношение к исследуемой проблемы

· -отношение к организации социологов и т.п.

· -защитные механизмы психики

· -и т.п.

2) Факторы, связанные с деятельностью самого исследователя, влияющие на инфу:

· -от мастерства составления инструментария

· -до работы интервьюеров с респондентами

3) На результаты влияют негативно также:

· -присутствие посторонних лиц

· -неудачно выбранное время и место опроса

· -несоблюдение принципов анонимности

· -плохая организация самой процедуры опроса

------------------для нейтрализации этих факторов нужно следить за строгим соблюдением нормативных требований

Нормативные требования:

· -программа СИ с уточнением проблемы, цели, задач, объекта, субъекта, операционализации и т.п.

· -доступность формулировок респонденту

· -необходимость обеспечивать этико-психологическую атмосферу получения инфы

· -соблюдение этических норм

· -точность фиксации ответов

· -стандартизация условий проведения опроса (!) (все респонденты должны быть опрошены в одинаковых условиях)

· -стимуляция (возможные подарки либо что либо еще)

ВИДЫ ОПРОСОВ

Всего 4 основных видов.

По способу получения и интерпретации инфы

1)- анкетный опрос –(не анкета, анкетирование, а именно опрос; анкетирование – лишь процедура заполнения ответов)

2)-социологическое интервью (не интервьюирование) – наиболее гибкий метод. В основе – личная беседа (очная, заочная (телефон)) социолога и респондента по заданной проблеме

3)-экспертный опрос – сбор мнений от высоко квалифицированных специалистов

4)-социометрический опрос – (измерение дружеских чувств J) – скорее психологический, лишь формальные признаки совпадают с социологическими – позволяет изучать межличностные отношения в малых социальных группах

По степени охвата генеральной совокупности

1)-Сплошные – ситуация, когда анкетным опросом охвачена вся ГС

2)-Выборочные – часть ГС, по определенной выборке

По процедуре проведения опроса

1)-Индивидуальные –индивидуально-личная форма, непосредственная или опосредованная, но всегда конфеденциальная (1 на 1)

2)-Групповые – социолог работает с группой респондентов

По форме проведения

1)-Устные

2)-Письменные

По способы коммуникации социолога и респондента

1)-Контактные – интервью, некоторые виды анкетных опросов, основанных на очном общении

2)-Бесконтактные – почтовые опросы, прессовые. Там, где непосрдественный контакт социолога и респондента отсутствует

По частоте проведения

1)-Одноразовые

2)-Многоразовые (мониторинг) – по разной выборке но одни и те же вопросы

3)-Лонгитюдные - единая выборка – неоднократные повторные замеры общественного мнения на протяжении к-л периода

АНКЕТНЫЙ ОПРОС

.до начала 90-х был очень популярный у нас, с 90-х годов, основа - это интервью. В процессе проведения анкетного опроса, респонденты письменно отвечают на вопросы, которые в анкете предложены и взаимодействие исследователя и респондента ограничивается только раздачей или рассылкой анкет.

А.О. –метод сбора соц инфы, характеризующийся письменной формой ответа респондентов, на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы, при непосредственно личном, прямом, или опосредованном, заочном способе взаимодействия социолога и респондента

Преимущества

· -высокая степень конфиденциальности

· -оперативность сбора информации (особенно в случае групповых опросов)

· -сокращение опросов на опросную сеть

Недостатки:

· -интенция (ориентация) на преобладание количественных методов ===>часто ограничивает инфу о качественных характеристиках изучаемого явления

· -необходимость ограничивать количество задаваемых вопросов

· -пропуски в ответах 9которые зачастую присутствуют)

· -есть некоторые виды опросов, где процент возврата крайне низок (например почтовые опросы – возврат 3-5%)

· -(!) проблема понимания

Виды анкетных опросов:

По составу аудитории, с которой работает анкетер:

· -индивидуальный – основан на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента социологом (1 на 1)

· -групповой – социолог проводит анкетирование целой группы в одно и то же время, в одном и том же месте (экономя время, но сложны в проведении (трудности с аудиториями), особенностями рассадки) – чаще всего по вопросам производственной деятельности или изучается срез определенного трудового коллектива

По масштабу исследуемых проблем:

· -опросы молния – касается только небольшое количество проблем (выделяется центральная, узловая проблема и т.п. на 5-7 вопросов)

· -широкие опросы – широкий круг вопросов

В зависимости от темы СИ:

· -событийного характера – цель здесь есть сбор инфы о текущих или прошлых событиях

· -по ценностным ориентациям, установкам и мнениям

· -по типу хронометраж – изучение бюджетов времени. Сбор инфы по фактам жизни респондентов (разнесение деятельности респондентов по времени)

По месту проведения:

· -по месту жительства (!) – все без исключения, кроме производственных

· -по месту работы – только (!) когда мы исследуем проблемы производственные. Надо обеспечить доступность объекта (--->прямиком к руководителю) + в присутствии должностных и ответственных лиц – НЕ опрашивать, НЕ опрашивать даже в кабинете этих должностных лиц

По способу распространения анкет:

· -почтовые – рассылка анкет по почте и получение на них ответов (тоже по почте). Соответственно, анкета рассылается как почтовое отправление по выборочным адресам.

o +++ нет проблем даже в географически труднодоступных регионах и масштабности (выигрываем финансово) + простота организации (отказываемся от труда анкетеров); дешевизна, даже при переотсылках и напоминаниях; + предоставляем нашим респондентам возможность по своему усмотрению выбрать удобное время для заполнения анкеты + анкета заполняется без контакта с анкетером (снимает ряд проблем)

o --- низкий процент возврата анкет (3-5%) _ надежность информации слабая _ специфика пола, возраста и профессии (откликнуться только пенсионеры) -------- он скорее вспомогательный, не основной +++ замечательный метод, если вопросы затрагивают интимные, деликатные темы (вопросы, касающиеся здоровья, материального благополучия, соучастия в ч-л, особенности интимной жизни) (если отозвался, то отвечает весьма откровенно)

o --- в некоторых случаях анонимным не является: «Откуда адрес?» … (в действительности – идем в паспортные столы; по выборке отбираем N-е количество потенциальных респондентов (потенциальные - т.к. могут отказаться от вопроса). Мы пишем персональное обращение по имени-обществу: «Социологическая служба проводит опрос. Можете ли Вы принять участие?» Через некоторое время высылаем анкету. Но на данный момент наиболее эффективно – позвонить и контактировать. Через телефон (+) – сразу понятно, что «да\нет». Даже если «да» - не факт, что отошлет. -------------------- только после такого объяснения, что «Вы просто попали в выборку» - отсылаем. Анонимность же делается так – в конвертик вкладываем на адрес респондента анкету и вкладываем инструкцию еще раз (кто проводит опрос и какая организация со всеми реквизитами), обращаем внимание, что именно он должен отвечать, а никто иной ---->инструкция (желательно адресная). Туда же вкладываю замаркированный конверт на адрес социологической службы (то есть, чтобы он не потратился) + адрес заполняем сами. Обратного адреса на адрес социологической службы адреса респондента нету – «получив обратно конверт мы не можем идентифицировать отправившего». Нужно, чтобы осталось только одно – дошел до почты.

o НО! – дабы не мучить респондента перезвонами – «отошлите анкету, а он уже отослал» - вкладываем карточку\открыточку с символом социологической службы. С обратной стороны открыточка имеет марку, адрес социологической службы и адрес и фамилия респондента. Карточка отправляется вместе с анкетой , как отдельное почтовое отправление. - открытка – СИГНАЛЬНАЯ КАРТОЧКА (суть – обеспечить анонимность). Дальше – неуправляемо (что он отослал, карточку или конкерт или то и другое … )

o предворительный контакт –задача: сформировать чувство социальной полезности (Самого респондента и исследования). Тут акцентируют особую роль, уникальность и важность самого респондента (именно ВАШЕ мнение). Варианты предварительного контакта:

§ -телефон, - личная встреча, -упреждающий лист

o если с сигнальной карточкой не получилось, то можно идентификацию респондента проводитьтак: шифруется либо конверт, либо анкета (с номера вопроса или что либо еще (по конверту или еще чему-либо)). – не совсем корректный, но его можно применять. ---- т.к. слишком большой пакет документов (карточка более запутывает, человеку трудно разобраться)

§ -главная организационная задача на этапе программирования – «повышение возврата анкет». ДВЕ группы факторов

· 1) –включает различные виды контакта исследователя с респондентом (например – приглашение на анкеты, напоминание респондентов (обеспечивается этой коммуникацией – можно и позвонить))

· 2) –психологические факторы: все контакты должны быть персонифицированы (нет «абстрактного респондента» - обращаемся по ФИО, +++ сложнее тогда отказать и работать некачественно) +++ при этом поднимать престиж можно вписывая ФИО не компьютером, но от руки + желательно, чтобы было подписано (подпись)

· 3) -важный фактор – анонимность, насколько человек в ней уверен

· 4) –оформление инструментария – на хорошей бумаге, нормальным щрифтом

· 5) –вознаграждение за участие в опросах – от прямого вознаграждения (принято платить за участие), до косвенных (приглашение на презентации, призы и т.п.)

· 6)-дополнительный фактор – интересность темы (до 70%) + тематика + сложность

· 7)- целесообразно сокращать пакет документов + красочные почтовые ярки, конверты… - визуальный фактор.

---------------------Отдельное внимание уделить уведомлению: рассказываем как получаем адрес респондента, содержится приглашение, подчеркивается важность, указывается адрес и телефон организации, название, дату отправления анкеты и желательную дату получения нами, уведомление – за несколько дней до начала опроса + одновременно с рассылкой анкет отсылаем сопроводительное письмо(там же ФИО, акцентирование, анонимность и т.п. ).

------------------3 напоминания: через 1, через 3, через 7 (Петербуржцы довели возвратность до 70% через напоминания)

1-е – через письмо

2-е – сигнальную карточку

3-е – …

-------------------Особенности обработки – почерк, незаполненность и прочее, могли не разобраться в заполнении и т.п. ---- > желательно давать комментарии, рисунки и т.п.

· -прессовые – анкета для заполнения передается через печать

o –метод сбора социологической информации посредством публикации анкет в периодической печати.

o –опосредованный контакт социолога и респондента в процессе опроса. При этом сам процесс опроса с момента публикации до возврата – мало потдается контролю

o –низкий процент возврата – (3-5%) + совершенно (хуже чем почтовый) не гарантирует получение репрезентативной инфы (не только по социально-демографическим характеристикам участников) но еще и потому, что отвечающие на прессовые анкеты, как правило отличаются от «пассивной» аудитории иным отношением к печатному органу (отвечают те, кто постоянно выписывает) или особое (эксклюзивное) отношение и понимание проблемы, или та аудитория, которая отвечает, может быть лично заинтересована (например, надеясь на резонанс)

o –зачастую необходим Ремонт выборки – контролируемый параметр ГС надо будет перепроверять

o –сложны для интерпретации суммарный анализ ответов, но обычно распределяют на некие демографические группы и в итоге получают мнения разных групп

o –нужно учитывать ряд факторов, определяющих уровень репрезентативности исследования и степень активности их потенциальных респондентов по участию в опросе. Соответственно решающие факторы :

§ -время публикации анкеты в прессе

§ -тип прессового издания

§ -оформление анкеты (желательно делать броский заголовок, определенный шрифт, выделение всякого) – стараться выигрышно размещать анкету на страницах газет-журналов. Желательно размещение на 1-й полосе или хотя бы(!) анонс (те-то и те-то проводят то-то и то-то)

§ -Анкета должна располагаться в зеркальном отражении (на обеих сторонах страницы) дабы вырезать анкету, не повредив материал, либо отрывной лист, либо (в журналах) вкладыш

§ !!! – текст анкеты всегда предваряется вступительным текстом редакции и адрес(!), куда отправить

§ Существенно повышает возвратность - информация о полученных предыдущих опросах (!!!) – нужно знать МОЖЕМ ли мы обсуждать вопрос ДО анкетирования, чтобы обсуждение не могло повлиять на респондента и его мнение. --------------------- если думаем, что проблема будет изучаться в несколько туров, то первый – обязательно (!) – простой опрос.

§ -обсуждение результатов опросов имеет значение, даже если не по этой теме, но по другой (мол, не просто опросили, но результаты опубликовали и все приняли к сведению) ------- такая информация реализует принцип обратной связи

§ Требования к конструированию прессового опроса:

· -1)-количество вопросов – обусловлено пространством, отведенным для ее публикации (как правило – 10, но чем больше – тем меньше возврат)

· -2)-закрытые вопросы, формулировки четкие и ясные

· -3)-если возникает необходимость в получении дополнительной инфы, мы можем предложить фиксировать свой ответ респондентам на отдельных листах, который мы будем отдельно обрабатывать

· -4)-сам публикуемый опросник, традиционно по форме содержит введение, обращение к читателю, инструкция по заполнению\возврату, а далее – основная часть и паспортичка (демографический блок о характеристиках респондента)

· -5)-тема, как самостоятельный фактор повышения\понижения возвратности

· -6)-важно время публикации анкеты (и сезон, и время года, и день недели) – замечено, что активность респондентов и возвратность снижается к периоду летних отпусков, сельско-хозяйственные работы, лучше накануне выходных

======================================> Прессовый опрос дает возможность широкого территориального охвата, добровольность участия в опросе (можно подумать о мотивации), дешевизна и простота организации --------------- НО! – для эффективного анализа все-таки тут более правильно изучать вопросы непосредственно по читательской аудитории конкретного печатного органа, а не социальные проблемы……………..как самостоятельный метод использовать не стоит, лишь вспомогательный, сочетательный

o Виды:

§ 1)-когда редакция издания обращается к анкетному опросу, с целью изучения своей читательской аудитории и получения мнения о работе конкретного печатного органа

§ 2)-когда через периодическую печать изучается общественное мнение по какой-либо проблеме: социальной, злободневной или иной.

· -интернет-опросы

o –А)-специфика аудитории – специфика репрезентативности, Б)-ограничения со стороны желания респондентов (их времени, желании, финансах), В)-ограничение со стороны распространения анкеты (спам и прочее)

o ----------------стадия разработки – НО! – коллеги во Франции ведут исследования по специфике участников таких опросов

o ======================================

o СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

o -------------------------------------обсудить проблемы методики техники (самостоятельное изучение)

§ Сбор инфы как количественной, так и качество.

· Преимущества:

o 1)-экономия ресурсов (деньги)

o 2)-комфортные условия для респондента

o 3)-в меньшей степени сказывается влияние интервьюера на респондента

o 4)-проще задавать деликатные вопросы

o 5)-оперативность (время)

o 6)-по статистике, по интернету – более развернутые и полные ответы

o 7)-возможность больших чисел респондентов

o 8)-автоматически избегаются ошибки пропуска заполнения и некоторые иные, отпадает проблема неразборчивости почерка

o 9)-предоставление более широкого демонстрационного материала (видеоматериал, например)

· Недостатки:

o 1)-ограниченность доступа

o 2)-у интервьюера нет возможности верифицировать даже демографический блок

o 3)-респонденты могут отвечать неоднократно

o 4)-…

§ Три вида выборки в интернете:

o –стихийная – все пользователи сайта

o –отобранная выборка – методики

§ -могут рассылать приглашения

§ -каждому, заходящему на сайт – предложения в участии

§ -панельная (у службы есть панель. У каждого респондента – наличие инфы о социально-демографических характеристиках). Построение панели – в США фирма – панель в 7 млн человек

· 1-й этап– почтовый\телефонный опрос

· 2-й этап –рассылка анкет

§ Факторы качества информации интернет-опроса:

o 1)-тема и ее интерес (больше всего волнуют местные и региональные опросы, социальные установки, электоральные предпочтения, специфика аудитории сайта)

o 2)-сезонные и дневные колебания активности ИТ-пользователей

o 3)-дизайн и структура анкеты (необходима: а)-вводная часть, б)-инструкция, в)-каждый вопрос желательно в отдельном окне, г)-возможность возврата к предыдущему вопросу, д)-не должна быть анкета слишком длинной, е)-в конце заполнения анкеты – благодарность + промежуточная инфа об этом опросе + предложение высказать мнение о анкете: оформлении, содержании и т.п.

o 4)-типы и формулировки вопросов

o 5)-важно обратиться (при уведомлении) по ФИО, если известно

o 6)-тип и размер вознаграждения

· -телеграфно-телетайпные

–мы связываемся с исследовательским центром, который находится на определенном расстоянии (дочерний исследовательский центр) – отправляем всю информацию по исследованию (весь пакет документов по исследованию: 1)-сопроводительное письмо о тематике и сроках, + выборка + форма представления результатов, 2)-макет инструментария, ------------------------- анкетеры отвечают этой службе, там, на местах, анализ результатов и итоговое распределение отправляют в Центр J

----------------там лучше понимают специфику и структуру региона и т.п.

· -раздаточные анкетные опросы

o -социолог лично анкету вручает и лично забирает – наиболее эффективный, т.к. больший процент возврата анкет

o -есть возможность повлиять на полноту информации (нет ли пропусков в ответах)

§ Виды раздаточного опроса:

· Прямой - респонденты заполняют анкеты в присутствии интервьюера

o –индивидуальный - с одним респондентом

o –групповой – с группой (следовательно – прямой раздаточный групповой). Особое внимание, т.к. опрос группы более 15-20 чел – крайне сложный процесс (в т.ч. вопрос анонимности)

§ 1)-сложен процесс заполнения и контроля (шумы, разговоры и т.п.),

§ 2)-НО! – можно много людей и одновременно

§ 3)-в экспресс опросах (до 5 вопросов) можно легко использовать бОльшие группы

· Заочный - заполнение анкеты в отсутствие анкетера

§ 1)-проблема возврата анкеты: А)-потеря инструментария, Б)-длительность времени (===>неоперативность), В)-возможность несамостоятельности заполнения и возможность слабой репрезентативности

Инструментарий при проведении опроса – анкета

Анкетный опрос –метод сбора

Анкетирование –процесс заполнения анкеты

Анкета –совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования

ОБОБЩЕНИЕ ПО ОПРОСАМ

Условия опроса:

1)-наличие инструментария

2)-комфортная обстановка опроса

3)-подготовка социолога

Деление опросов по месту жительства: -большинство задач для изучения потребителей.

Методика опроса – территория населенного пункта разбивается на участки одинаковой точки, на каждом участке – стартовая точка, далее – маршрут …

Достоинства

· – возможность проведения продолжительных интервью (до 40 мин)

· -возможность демонстрации стимульных материалов (образцов продукции)

· -простота проведения контроля работы интервьюера

Недостатки

· -высокие требования в квалификации интервьюера

· -относительно высокая стоимость проведения опроса

· -проблемы, связанные с недоверчивостью и подозрительностью респондентов

Холлтест –для тестирования вкуса продуктов (например предпочтения на рынке шоколада – человек пробует и респондент делает оценку)

Достоинства

· -возможность проведения продолжительных интервью

· -возможность использования стимульных материалов

· -простота контроля работы интервьюера

Недостатки

· -недостаточная репрезентативность

· -сложность рекрутирования отдельных групп респондентов

Уличный опрос -широкий круг задач. Интервью – в местах скопления потребителей.

Достоинства

· -высокая скорость проведения опроса

· -относительно низкая стоимость проведения опроса

· -позволяет опросить некоторые специфические группы респондентов

Недостатки

· -ограниченность во времени

· -ограниченность в объемах вопросов

· -относительная сложность контроля

· -сильное влияние погодных условий

Телефонный опрос –применяется в случае сильной географической разрозненности исследования

Методика - на первом этапе – полная база данных телефонных номеров. На втором этапе – из базы случайным образом выбираются номера

Достоинства

· -высокая скорость проведения опроса

· -относительно низкая стоимость проведения опроса

· -возможность широкого географического охвата

· -возможность исследования труднодостижимых групп респондентов

· -легкость контроля качества контроля интервьюеров

Недостатки

-серьезные ограничения в продолжительности интервью (до 7 мин)

-невозможность использования стимульных материалов

Анкетный опрос –

1-й случай – собираем анкеты сразу после заполнения

2-й случай – несколько позже (почтовые переводы)

Достоинства

· -низкая стоимость

· -отсутствие эффекта интервьюера

· -более высокая откровенность респондентов

Недостатки

· -недостаточная скорость сбора данных (проблема возврата анкет)

· -проблема репрезентативности выборки

Интернет опрос –применяется для изучения мнений интернет-пользователей

Достоинства

· -оперативность получения результатов

Недостатки

· -время опроса, стоимость опроса и т.п. – зависит от посещаемость площадок

· -стихийность выборки

· -нерепрезентативность выборки


ЛЕКЦИЯ № 2

Классификация вопросов в социологическом исследовании:

По психологическим функциям:

1) -контактные - служат для установления контакта с респондентом. Цель – создать интерес, мотивировать к участию. Один из первых опросов анкеты. Первый вопрос должен быть прост. Часто используются вопросы чисто событийного характера (как долго вы работаете и т.п.). ---- цель проста – облегчить взаимодействие с респондентами и побудить на полное и искреннее представление своего мнения по существу исследуемой проблемы. ===> не должны создавать негативного психологического состояния, неуверенности и т.п.

2) –буферные вопросы – целью является смягчение взаимовлияние вопросов, при переходе от одного тематического типа вопросов к другому – чаще всего это своеобразное объяснение-предложение переключения на другую тему. Если не сделать этой оговорки, то слишком сильный контраст тем – соответственно задача : связать вопросы, которые логически трудно сопоставимы. Показываем значимость для нас\респондента и т.д. Это лишь переход от темы к теме и в полном смысле вопросом не является

3) -вопросы-глушители – создают наиболее комфортное условие, чтобы не было стереотипного восприятия под впечатлением

Вопросы по форме:

1) –открытые - проблема искажения информации при интерпретации

2) –закрытые – предполагает вопрос и варианты ответов к нему. Минус – в возможной ограниченности вариантов (респондент вынужден делать выбор из того, что ему предложено (опасность навязать свои ответы респонденты, при предоставлении неполного реестра ответов)).

a. –вопрос меню - есть варианты ответов, а выбирать можем не одно, а сколь угодно много-мало из предложенных вариантов +++++++++ есть специальное социлогическое ограничение («выберите не более 3-7…»)

b. .могут существовать в виде «Альтернативных»вопросов:

i. –дихотомический вопрос - ответы носят взаимоисключающий характер (некоторые выделяют их как отдельный тип вопросов). ----------- главный вопрос – «можно ли измерить ситуацию этим вопросом?»

ii. –шкальные - шкала, по оценке ценности вопроса. В качестве шкалы:

1. –да\скорее да, чем нет\ ЗО\скорее нет, чем да\ нет - слова

2. – 0%_______50%_______100% - цифры – надо пояснить, где полностью согласен -несогласен и т.п. (обязательно рассказать «как с этим работать» - легенду вопроса) --- отображаем интенсивность мнения (можно от 0-10, от 0-5 и т.п.)

3. –идеосинкразийная шкала - (-10)------------------------U(ЗО)--------------------(+10) – ошибка в том, что респондента пугает минус(-) J - затрудняет работу с респондентом +++ начинают путаться, какая отметка отрицательная – ближе к нулю или ближе к -10?...

iii. –собственно альтернативный – веер вариантов ответов. Нужно выбрать один (хороший вопрос для построения рейтингов, НО! – заключены большие трудности, т.к. весь веер должен быть

1. -альтернативы ДОЛЖНЫ быть перемешаны – из списка жизненных ценностей выберите ту, которая важна, .НУЖНО, чтобы ценности были и позитивного и негативного характера . Не давать упорядочно, а перемешать (дабы не было дифференциации «тут хорошие, там – плохие»)

2. -они ДОЛЖНЫ быть уравновешены – количество позитивных единиц должно быть равно количеству негативных

3. -должны быть Достаточны и необходимы по своему количеству – ответ на вопрос «сколько их (альтернатив) должно быть?» --- _!!!_ - надо, чтобы понятия не дублировались и чтобы «редко\часто\иногда…» - нужна четко, а не индивидуально понимаемая информация, НО! – не должны быть слишком абстрактны.

3) -сочетание – сочетает оба типа (открытые и закрытые) – вместе с набором ответов – предлагается еще и открытая форма (НО! – свободную строку заполняют 3-5%)

-----------------обработка таких вопросов – смешанная. Свободная строка – всегда «процедура кодировки»

Вопросы по отношению к респонденту:

1) –прямые – (лобовые) – социологи не любят – вопросы направлены на выражение отношения по поводу поставленной проблемы с собственной позиции респондента (получение информации от собственного имени, от 1-го лица) – часто оставляют без ответа («как Вы оцениваете качество лекций такого-то человека…?»). Проблема особенно с деликатными вопросами. ОСОБЕННО – вопросы о доходах

2) –косвенные – ответ на эти вопросы предполагает последующую интерпретацию в скрытой для респондента форме и полностью смысл этого вопроса респонденту не ясен и при ответе на этот вопрос, респондент высказывается оп существу проблемы с позиций группы, от имени 3-го лица, что резко снимает остроту критических суждений (например при исследовании частных, личных сфер).

-----------------------особенность, мы должны вопрос задавать так, чтобы респондент не стал «передумывать жизнь», меняя свои позиции

Вопрос о мотивах

Прожективные вопросы – приложение к конкретной ситуации и позволяет судить о его конкретных поступках, действиях в виртуально созданных ситуациях («вы видите, что хулиганы пристают к девушке - ваши действия»)

По синтаксическим признакам:

· -повествовательная форма

· -вопросительная форма

По графическому оформлению:

· -текстовые

· -вопросы-таблицы

· -графики

· -диаграммы

· -схемы

Особые виды вопросов:

· -контрольные

· -зондажные (направлены на осознание уровня понимания респондентом смысла вопросов)

· -ловушки

· Трудные(см. в КСРе)

· Острые(касаются специфических сведений о личной жизни респондента)

· Внушающие(«насколько Вас удовлетворяет заниматься творчеством»)

· Нейтральные

ЛЕКЦИЯ № 3

Пилотажное исследование (пилотаж) –цель: оценить качество инструментария и произвести его коррекцию. Проводится обязательно (исключение – иногда в ОСИ (оперативные СИ)).

· -проводится на микровыборке (30-40 человек)

· -проводится опытным социологом (анкетеры же – несоциологи)

· -проводится по классическим правилам методом интервью (должна быть обратная связь, в отличие от основного исследования, ибо необходимы комментарии анкетеров)

· -регистрируем:

o –затраченное время

o –все комментарии

o –реакции на вопросы

o –дополнения к вопросам

· ИТОГ: пилотажное исследование

o А)-делает инструментарий валидным(узнаем то, что нам нужно узнать)

o Б)-повышает надежность

ЛЕКЦИЯ № 4

Социологическое интервью

Интервью –метод сбора социологической информации (у нас метод практикуется с начала 90-х, хотя на Западе – с 67(8)-гг)

· -всегда используем в пилотаже

Специфика интервью

Преимущества

· -самостоятельный метод

· -способ контроля надежности инфы, полученной другими методами СИ

· наиболее гибкий (можем уточнить ответ, потребовать добавочной инфы и наличие обратной связи (респондент может попросить пояснить смысл какого-либо вопроса)) метод сбора социологической инфы, предполагающий проведение беседы по определенному плану, основанному на непосредственном личном контакте социолога и респондента

· –анкетный вопрос – количественный метод, интервью - качественный метод

Недостатки

· -способ общения с респондентом: анкетер активен (сам направляет интервью, фиксирует ответы и т.п.), а не пассивен, как при анкетировании. Таким образом интервьюер

· -времязатратность (в отдельных интервью – порядка 2 часов) – «Как им работать в ОСИ?» - за счет увеличения количества интервьюеров (===>более дорогой)

o –наличие специального, пожалуй, даже более подготовленного штата интервьюеров

· -меньший уровень анонимности

Виды интервью

1. -по степени формализации интервью:

a. –нестандарти

Наши рекомендации