Социализация как становление личности
Известно, что биологически и генетически человеческий индивид не запрограммирован на жизнь в обществе, среди людей, – этому он должен научиться в ходе особого процесса, который называется социализацией. Он может быть сравнительно длительным или коротким, успешным или неудачным, но он необходим и неизбежен, – это обязательная предпосылка интеграции индивида в общество. Если всё же по каким-то причинам индивид лишён социализации, особенно ранних её этапов, то в человека он не превращается. Это убедительно доказывается примерами так называемых «детей маугли». В 1920 году в Индии английский миссионер обнаружил в волчьем логове двух девочек восьми и полутора лет. Они, разумеется, имели физический облик людей, но по своим повадкам напоминали маленьких волчат. Полуторалетняя Амала вскоре умерла, а Камала прожила ещё девять лет. Несмотря на все усилия воспитателей и учёных, за этот срок она научилась понимать лишь простейшие команды и освоила только 30 слов. Нормального психического развития и удовлетворительного приспособления к человеческой жизни добиться уже не удалось, социализацию ранних периодов не смогли заменить все усилия опытных специалистов.
Итак, человек не обладает врождёнными образцами и моделями поведения, он должен постепенно овладевать навыками и знаниями, необходимыми для взаимодействий с другими людьми, воспитывать и развивать в себе определённые свойства и качества. Этим люди отличаются от других живых существ, чьё поведение обусловлено генетически. Но здесь и кроется громадное преимущество человека: генетически не запрограммированный, он обладает поразительной способностью к обучаемости самым разным, самым сложным и изощрённым способам деятельности, причём реализация этой способности во многом определяется той социальной средой и культурой, в рамках которой индивид вырастает. Эта способность человеческой натуры к бесконечному разнообразию и изменчивости, пластичности и усложнению является залогом и условием развития и изменчивости общества, того, что люди способны жить в самых разных и непохожих друг на друга сообществах, овладевать самой разной по содержанию деятельностью.
Социализация, таким образом, это прежде всего процесс овладения навыками, образцами поведения, моделями действий, знаниями. Ребёнка учат, например, одеваться, держать ложку в руке, отзываться на своё имя, ходить – и это лишь самые первичные и элементарные навыки. В более широком плане, он в ходе социализации разучивает многочисленные социальные роли, с помощью которых постепенно интегрируется в общество, устанавливает контакты со сверстниками и взрослыми, научается реагировать на ожидания со стороны других людей воспринимать систему социального контроля и культуру в целом.
Однако социализация не сводится только к овладению навыками поведения. В ее ходе формируется комплекс устойчивых личностных черт человека. Уже само разучивание социальных ролей активизирует его способности, формирует его интеллектуальные, психические и социальные качества, например, самостоятельность, сообразительность, волю, настойчивость, мужественность/женственность. Вместе с тем человек усваивает господствующие в обществе ценности и нормы, которые превращаются в его собственные ценностные и мировоззренческие установки. Другими словами, в процессе социализации человек усваивает содержание культуры (социализацию иногда называют аккультурацией) и превращается в самостоятельную личность. Оттого, какая культура будет освоена человеком – скажем, культура Индии или Голландии, мусульманского или православного общества – зависит и личность человека.
Собственно, у социализации есть два измерения. Одно из них непосредственно связано с индивидом, другое – с обществом.
На индивидуальном уровне социализация проявляется как процесс становления личности и человека; начало этого процесса относят к младенческому возрасту, а завершением обычно считают момент вступления молодого человека во взрослую жизнь. В результате социализации индивид адаптируется, приспосабливается к той социальной среде, в которой ему предстоит жить.
Ориентация на адаптацию отчётливо видна уже с первых месяцев жизни ребёнка, когда воспитатели и родители внушают ему представления о нормах, которые царят в обществе, о том, что можно и что нельзя, что следует делать, а что запрещается, что хорошо и что плохо. Адаптация, разумеется, предполагает, прежде всего, приспособление индивида к жизни в той социальной среде, которая его формирует. Среда эта может быть узкой или широкой, бедной или разнообразной; в предельном (хотя и наиболее абстрактном) виде это глобальное общество, но различные уровни (например, семья или учебный коллектив) и различные сегменты (например, подростковая субкультура или профессиональное обучение) по-разному влияют на индивида. Однако, в любом случае этот вектор социализации нацелен на приведение индивида в соответствие со стандартами общества, с типичной для него моделью личности. Несколько заостряя, можно сказать, что такая социализация проходит под лозунгом «Будь как все», т.е. делай и поступай, как поступают окружающие, мысли и чувствуй, как мыслят и чувствуют другие, люби и ненавидь то, что любят и ненавидят все.
Некоторые психологи сводят социализацию к этому ее адаптивному и стандартизирующему аспекту и противопоставляют ей процесс индивидуализации. Однако на деле социализация включает формирование индивидуальности в качестве своего неотъемлемого аспекта, который даже аналитически трудно вычленить и тем более противопоставить социализации. Даже тоталитарные общества, детально регламентирующие поведение индивидов, жёстко предписывающие им способы и методы действия и мышления, не в состоянии конвейерным образом «штамповать» стандартных индивидов. Ведь социализирующее воздействие общества отнюдь не непосредственно «отражается» в структурах личности, индивид и в самом раннем возрасте обладает способностями и сопротивляться воздействию внешней среды, и «просеивать» его сквозь свой личный опыт, и формировать, воспитывать, развивать себя самостоятельно. Надо также иметь в виду, что смысл социализации заключается, в конечном счете, в формировании способности личности действовать самостоятельно, т.е. без постоянной, каждодневной и мелочной опеки, руководства и контроля со стороны других людей. Иначе говоря, индивид может быть признан социализированным тогда, когда он способен, ориентируясь на социальные нормы и стандарты, самостоятельно выбирать и определять свои цели и достигать их, самостоятельно строить свою жизнь.
С точки зрения общества, социализация более масштабный процесс. Он может быть представлен как транслирование, или передача социального опыта от старшего поколения к молодому, в результате чего накопленные знания, навыки, умения, ценности, идеалы и т.п., словом, всё содержание культуры переходит в опыт нового поколения. Т. Парсонс писал, что приход каждого нового поколения можно сравнить с нашествием варваров, и только социализация может обеспечить усвоение норм общежития этими «пришельцами».
Социализация потому в определённой мере консервативный процесс, – это воспроизводство в новых условиях и в новом поколении того, что сложилось в прошлом. Отсюда и противоречия между «отцами» и «детьми», поколениями. Как саркастически писал ещё М. Штирнер, «самых юных толпами гонят учиться, с тем, чтобы они смогли выучить наизусть старые ритуалы, и когда они усваивают многословие старших, их объявляют взрослыми».
Главное, однако, в том, что социализация обеспечивает столь необходимую для социальной стабильности преемственность в функционировании общества. Оно, с выходом на общественную сцену молодого поколения, не разрушается и не восстанавливается заново, а продолжает жить и развиваться, его развитие носит прогрессирующий, кумулятивный характер. Здесь можно провести аналогию с театром: одни актёры «сошли со сцены», но спектакль продолжает жить, ибо новые, молодые артисты научились играть роли этой пьесы.
Итак, благодаря социализации обеспечивается преемственность в функционировании общества, а это в свою очередь поддерживает стабильность и устойчивость общества в целом и каждого из его компонентов в отдельности. Понятно, что, с другой стороны, сбои в социализации и её дефекты непосредственно отражаются на стабильности и развитии общества. Бесспорно, они являются одной из причин того, что основное ядро радикальных движений (как прогрессивного, так и, особенно, реакционного характера) составляют подростки и молодежь, того, что самый опасный в криминальном отношении возраст – от 14 до 22 лет. В нашей стране эти проблемы усугубляются «плохой» медицинской статистикой. Количество умственно отсталых детей (в возрасте до 14 лет) возросло с 69 в 1993 г. до 75 человек в 1996 г. (на 100 тыс. детей); 147 из 10 тыс. детей состоят на учёте в психдиспансере; двое из каждой тысячи детей абсолютно не способны к обучению в школе; 43 из 10 тыс. детей плохо адаптируются к социальной среде. Масштабы превращают эти «медицинские факты» в социальные проблемы. При таких предпосылках трудно надеяться на успешную социализацию молодого поколения и её благотворное влияние на украинское общество.
Прежде всего, надо провести различия между несколькими сходными понятиями. Это «социализация», «обучение» и «воспитание». Очевидно, что социализация по своему объёму шире остальных понятий. Воспитание – целенаправленный процесс воздействия одних людей на других с целью формирования у последних определённых свойств. Обучение – это привитие человеку определённых навыков и умений. Включая в себя воспитание и обучение, т.е. сознательные и целенаправленные усилия со стороны воспитателя, социализация подразумевает и стихийный процесс воздействия различных факторов на формирующуюся личность. Социализация подразумевает также и процессы самостоятельного активного усвоения человеком культуры, хотя эти аспекты в ходе именно социализации не выходят на первый план. Другими словами, социализация в широком смысле слова – формирование личности под определяющим воздействием социокультурной среды.
В этом масштабном процессе можно выделить несколько наиболее активных и эффективных каналов и факторов социализации, которые обычно обладают наиболее сильным воздействием на формирование личности.
Среди них на первом месте, разумеется, семья. Она имеет большое значение практически при любой культуре, хотя степень её влияния на личность неодинакова. Например, в Древней Спарте государство организовывало детей с шести лет в возрастные группы и воспитывало их вне семьи под наблюдением особых наставников. Современная семья в силу многих причин также сузила рамки своего влияния на детей. Тем не менее, её воздействие на формирование личности громадно и в полной мере не может быть восполнено или компенсировано никем.
Влияние семьи обусловлено несколькими факторами. Во-первых, для семьи характерны тесные эмоционально-чувственные связи, что делает членов семьи исключительно восприимчивыми к взаимному влиянию и, в частности, детей к воспитанию. Во-вторых, авторитет семьи и родителей для ребёнка чрезвычайно высок. В-третьих, именно в семье проходят первые этапы социализации человека, которые считаются наиболее значимыми для становления личности и характера человека.
Семья и родители во многом предопределяют судьбу человека; они, например, дают ему образование определённого типа, обусловливают его первоначальный социальный статус. Жизнь в семье, роли, которыми в семье овладевает человек – это его первый социальный опыт. Во взрослой жизни сознательно или бессознательно он воспроизводит отношения и социальные роли, усвоенные им в первые годы жизни, на этом факте построены многие теории личности и психологические интерпретации социализации и жизненного пути человека. Например, с точки зрения известного американского психоаналитика Э. Берна, в структуру личности входят три компонента: родительские роли, модели действий, поведения; роли, которые мы играли в детстве и которые нам предписывали родители (мальчик был сорванцом и задирой, а родители хотели, чтобы он был дисциплинированным и послушным). И, наконец, третий компонент – взрослые роли, разыгрываемые под влиянием «взрослой» жизни [9, с. 16-20].
По мнению Э. Берна, люди реализуют в своей жизни сценарий – постепенно разворачивающийся в жизни план, который в значительной мере предопределен родителями, разученными под их влиянием ролями. Он пишет, что родители программируют жизнь своих детей, ибо передают им свой опыт и его интерпретацию, всё то, чему они когда-то научились и не научились. Неудачники программируют неудачников, победители – победителей.
Семья — незаменимый участник социализации, но, разумеется, речь идёт о благополучной семье. Между тем, согласно экспертным оценкам, в четверти украинских семьях женщины и дети регулярно подвергаются побоям. Летом и осенью 1997 г. по инициативе ЮНИСЕФ и при участии общественных и государственных организаций Украины в Одессе и Киеве был проведён опрос бездомных детей. Выяснилось, что более половины из них попали на улицу из так называемых полных семей (т.е. тех, где есть и отец, и мать); 38% детей были попросту выгнаны на улицу своими родителями; 6% сбежали от царящего в семье насилия, а 10% – от того, что взрослые не в состоянии их содержать.
Число бездомных детей возрастает, хотя трудно привести достоверную цифру: различные источники говорят о 60-90 тысячах, но эти данные считаются заниженными, – в России, по свидетельствам экспертов, 2 млн. бездомных детей. Естественно, что лишённые нормальной социализации, они могут пополнять лишь уголовный мир, предрасположены обстоятельствами к криминальной социализации. Причём такие средства заботы общества о брошенных детях, как детдома, мало поправляют ситуацию. Их помощь неполноценна даже в социальном отношении: дети, вышедшие из детдома, по свидетельству психологов, обладают пониженным чувством ответственности и самостоятельности; они мало приспособлены к жизни во «взрослом» мире и постоянно нуждаются в опеке, которую этот мир дать не может; они с трудом создают семьи, а процент разводов среди них значительно выше, чем в среднем по стране; многие из бывших детдомовцев кончают жизнь самоубийством.
Второй важный канал социализации – группы сверстников, или группы равных. Они обладают большой социализирующей силой за счет того, что отношения в них более демократичны, чем между взрослыми и детьми, в них дети усваивают роли, которые не могут быть разучены в семье, в отношениях с взрослыми. Через них ребята начинают входить в общество в качестве самостоятельных личностей. Недаром Дж. Мид выделяет стадию коллективных игр, в ходе которой ребёнок научается смотреть на себя глазами других; именно под влиянием общения со сверстниками у него вырабатывается образ «обобщённого Другого», без которого, по Дж. Миду, адаптироваться к жизни в обществе человек не может.
Наибольшее значение для человека группы сверстников имеют в подростковом и юношеском возрасте. Общность своеобразных возрастных переживаний, интересов, проблем превращает эти группы в крайне влиятельные и авторитетные объединения, на которые подросток ориентируется в первую очередь. Именно такие группы и формируют, и распространяют в масштабах всего общества молодёжную субкультуру. Принадлежность к таким группам и объективно, и субъективно становится необходимым звеном перехода от первоначальной зависимой роли в семье к полноправному членству человека в обществе взрослых.
Если семья и группы сверстников не создаются именно и исключительно для социализации, то школа специально предназначена для воспитания и социализации детей. С её помощью общество внедряет в сознание людей понятия, принципы, ценности, идеалы, на которых основана её культура, стремится сформировать личностные качества и установки, которые ценятся в обществе, приучить детей к формальным правилам и нормам, иногда стараясь «исправить» при этом социализирующее воздействие семьи и групп равных. Цель школы – воспитать будущих благоразумных граждан, готовых и желающих поддерживать ценности общества.
И, разумеется, школа отражает противоречивость общества, его проблем – недаром её называют зеркалом общества. Вот как, например, описывает систему образования один из учащихся привилегированной школы Нью-Йорка: «Мы вынуждены конкурировать друг с другом, когда дело касается отметок, почестей, отличий, поступления в колледж и спортивные команды, а также социального признания. В ходе этой конкуренции совершенствуется не наша порядочность, понимание жизни и интеллектуальные способности, а скорее умение носить маску, неискренность, приспособленчество и стремление идти по безопасному и проторенному пути, готовность предать своих товарищей ради собственной выгоды. Но всё это усваивается учащимися непроизвольно. Они просто приспосабливаются к школьной обстановке, усваивают нормальный способ достижения «успехов» в мрачном, обезличенном мире средней школы. Эта конкуренция сопряжена со многими унижениями для всех, даже для тех, кто добивается успеха. Главная цель школы – воспитание приспособленцев, подчиняющихся власти школьной системы» [70, с. 427].
В последнее время чрезвычайно выросло значение в процессе социализации средств массовой коммуникации и особенно телевидения, которое в западном мире по своему влиянию вышло на второе место после родителей. По подсчётом американских социологов дети в возрасте от 2-х до 11-ти лет проводят у экрана телевизора в среднем 27 часов в неделю. Аналогичная ситуация наблюдается и в странах Западной Европы.
Социализирующее влияние средств массовой коммуникации многопланово.
Во-первых, они – источник обильной информации о различных сферах жизни, которую люди не могут получить из своего непосредственного опыта.
Во-вторых, с помощью телепередач дети воспринимают ролевые модели, стандарты поведения, сложившиеся в незнакомой им среде, характерные для тех или иных житейских ситуаций.
В-третьих, намерено или стихийно телевидение формирует представления о предпочтительных образцах и моделях поведения, тем самым, способствуя усвоению ценностей и приоритетов, идеалов и ориентиров, господствующих в обществе.
Вообще, по подсчётам американских социологов, стиль и образ жизни современных американцев на одну четверть зависит от той информации, которую они получают с помощью телевизора.
Особая тема – телевидение и насилие, его воздействие на сознание и поведение ребёнка, подростка. По подсчётам американских социологов, средний выпускник школы просмотрел за свою недолгую жизнь 15 тысяч часов телепрограмм и видел на экране около 18 тысяч убийств. Споры вокруг вопроса о том, оказывает ли насилие на экране вредное воздействие на сознание и поведение детей не прекращаются. Английский социолог Ф. Андерсен, обобщив данные шестидесяти исследований, проведённых с 1956 по 1976 годы, выявил тенденцию повышения агрессивности детей в результате влияния телевидения. Передачи, в которых содержатся элементы насилия, вызвали рост агрессивности детей по данным 3/4 обследований; 20% обследований не выявили столь чёткой картины и лишь 3% исследований показали, что телепрограммы снижают агрессивность детей.
В принципе человека можно сформировать каким угодно: ведь он рождается с незначительным набором генетически предопределенного поведения, обладает высокой способностью к обучению и пластичностью поведения. Однако в каждом конкретном случае человек усваивает весьма ограниченный объём культуры, овладевает конечным количеством социальных ролей, развивает лишь некоторые из своих задатков. Другими словами, хотя потенциально проявления личности бесконечны, в результате социализации формируется довольно определённая, а значит и ограниченная личность. Социализация не только развивает человека, но и заключает его в жёсткие рамки определённых культурных стандартов и моделей.
Остановимся на нескольких факторах, которые придают социализации качественную определённость.
Культура. Через механизмы социализации каждая национальная культура воспроизводит себя в молодом, новом поколении, закрепляет в сознании и поведении молодёжи свои ценности, принципы, установки. Тем самым она как бы закрывает или, по крайней мере, ограничивает возможности усвоения человеком содержания других культур. Нельзя, например, быть одновременно мусульманином и православным.
Отчётливо влияние культуры и культурных различий в социализации проявляется на уровне субкультур. Жители разных регионов страны, например, Запада и Востока Украины, представители разных поколений, профессиональных и социальных групп, сторонники различных конфессий отличаются друг от друга языком, манерой и стилем поведения, ориентациями, образом жизни и т.п. Поскольку они находятся в рамках общенациональной культуры, различия в субкультурах на этом фоне бросаются в глаза сразу.
Классы и социальные группы. Каждая социальная группа стремится воспитать подрастающее поколение в своём духе, передать ему то, что знает и умеет, чему сама поклоняется, и тем самым воспроизвести себя в потомстве. Но, вероятно, существуют и более тонкие аспекты социализации, связанные с классами и социальными группами. Исследования, проведённые западными социологами, выявили, например, что представители среднего класса приучают своих детей к самоконтролю в то время, как рабочие – к конформизму. Средний класс поощряет детей к поиску взаимопонимания и оригинальности, а рабочие нацеливают своих детей на исполнительность и дисциплинированность.
Разумеется, эти установки и ориентиры отражают условия жизни и труда разных классов. И довольно своеобразно они сказываются уже на первых самостоятельных шагах молодёжи. Дети бедняков и представителей рабочего класса больше, чем выходцы из средних классов, стремятся к самостоятельности и свободе, уходу из-под родительского контроля, они раньше «встают на ноги», обзаводятся семьёй.
Эти и подобные различия делают социализацию противоречивым процессом, особенно зримо они проявляются как противоречия между агентами социализации, например, отец и мать расходятся между собой во взглядах на средства и способы воспитания ребёнка. Их личные представления об этом часто не что иное, как взгляды на воспитание тех социальных групп, той социальной среды, где они сами были воспитаны.
Нередко подобные противоречия возникают между семьёй и школой. Скажем, дети из разных социальных слоев имеют различные языковые коды, или способы передачи речи, что влияет на их успехи в школе. Речь детей-представителей низших классов включает жаргонные словечки, выражения, которыми дети пользуются в общении друг с другом. Это простейшие и ограниченные коды, которые приемлемы для общения в обыденной жизни. Язык, на котором говорят дети-представители среднего класса, состоит из более сложных кодов. Это – стиль речи, в котором значение слов имеет индивидуальный смысл и подходит для адекватного описания различных ситуаций. Дети среднего класса более способны к обобщениям и выражению абстрактных идей именно потому, что для этого у них есть соответствующие языковые средства. Низкая успеваемость детей из низших классов по сравнению с их ровесниками из средних классов обусловлена часто тем, что этим детям трудно говорить на слишком абстрактном для них языке при изучении школьных предметов, многое из того, что говорит учитель, что написано в учебнике, оказывается недоступным или трудным для их понимания. Им приходится переводить язык учителя на тот, на котором говорят в семье и в повседневной жизни.
Надо обратить внимание и на то, что проблемы социализации оказывают так сказать обратное влияние на общество и культуру, модифицируя их. Примером здесь может служить проблема инвалидов. Современные культуры, их нормы и ценности, модели поведения и идеалы ориентированы, как правило, на здоровых людей, находящихся в расцвете сил. Они как бы не «учитывают», что в обществе всегда есть некоторый процент инвалидов, остающихся в результате практически один на один со своими бедами, тяжело переживающих невольную изоляцию от общества и свою «неполноценность». Увеличение этого процента, особенно среди детей, обострило проблему интеграции инвалидов в общество. Решение этой проблемы специалисты видят в изменении самого отношения здоровых людей к инвалидам, в преодолении стереотипного взгляда на них как на неполноценных людей, которым «не повезло в жизни», которым потому уготовано жалкое прозябание и которые в силу этого должны довольствоваться малым. Также необходимо, считают специалисты, вернуть веру в себя самим инвалидам.
Всему этому служат предпринимаемые сейчас в западных странах меры экономического и социального характера. Например, введены гарантированные квоты на рабочие места для инвалидов на всех предприятиях, в общественных местах и на транспорте оборудуются специальные приспособления для облегчения передвижения инвалидов, организуются спортивные состязания и конкурсы самого разнообразного содержания среди инвалидов, они участвуют в рекламе всевозможных продуктов и товаров. Наконец, недавно в продажу поступила новая модификация знаменитой куклы Барби – Барби-инвалид. Несмотря на высокую цену, первая партия куклы была раскуплена за несколько дней.