Тема №1 Введение в социологию
В наиболее общем виде, социология - наука, исследующая общество, общественные процессы, социальную жизнь. Хотя такое определение выглядит неконкретным и даже размытым, остановимся пока на нем. В дальнейшем мы увидим, что относительно социологии и ее предмета существует множество точек зрения и в их многообразии практически невозможно выделить единственную, общепринятую и в то же время строго-научную, корректную позицию. Еще в начале XX века выдающийся русский социолог Питирим Сорокин говорил: «Сколько социологов, столько и социологий». Пожалуй, это положение сохраняется до сих пор.
Что такое социология?
Социология как самостоятельная наука возникла в XIX веке, когда бурное развитие капитализма в Европе, сопровождавшие этот процесс политические революции выдвинули на первый план такие свойства общественной жизни, как ее противоречивость, интенсивность, изменчивость. Структура общества усложнилась, былая слитность социума и индивида распалась, общество стало восприниматься человеком как чуждая и неподвластная сила, к изменениям и эволюции которой трудно приспособиться.
В этих условиях возникает потребность в достоверном знании об этой запутанной и непонятной социальной реальности, знании не абстрактном, а конкретном, не умозрительном, а рациональном, и, может быть главное - практически применимом. Ведь для того, чтобы ориентироваться в чрезвычайно сложном и быстроменяющемся мире, выдерживать конкуренцию в экономике и политике, добиваться успеха нужно иметь реалистические знания о социальной среде и уметь их использовать. Из необходимости в таких знаниях и рождалась социология.
Благодаря этой практической потребности круг интересов социологии чрезвычайно широк. Собственно, нет такого общественного явления, мимо которого могла бы пройти эта наука. Она изучает такие важные для существования общества институты как семья, экономика, труд, образование, политика, религия. В поле ее зрения постоянно находятся социальные группы и общности, этносы, классы, возрастные и профессиональные группы. Само их существование рождает ряд проблем, осмыслением которых занимается социология. Это, например, безработица, социальное иэкономическое неравенство, преступность, миграция, индустриализация, урбанизация и т.д. и т.п. Социологи пытаются выявить их причины, факторы, влияющие на их развитие, рост или уменьшение, изучить их воздействие на непосредственную жизнь людей, состояние и эволюцию общества в целом. Вообще, надо сказать, проблема устойчивости и изменчивости общества, порядка и беспорядка в нем, сама возможность его существования в качестве подвижного и меняющегося, но единого и целого - эта проблема проходит сквозь всю историю социологии, пронизывает многие социологические работы различных школ и разной тематики.
Было бы ошибочно считать, что социология концентрирует свое внимание исключительно на «крупных» общественных процессах макроуровня, оставляя в стороне личность и ее проблемы. Напротив, работая вместе с психологами, философами, историками, социологи анализируют, например, проблему социализации, т.е. интеграции человека в общество, особенности жизненного пути личности при разных культурах и в разные эпохи, взаимоотношения между людьми в малых социальных группах (например, в трудовом коллективе), межличностные конфликты, жизненные ориентации людей. Предметом социологического исследования становятся такие, казалось бы, сугубо субъективные и «неуловимые» теоретическими конструкциями явления, как любовь и дружба, представления людей о счастье и т.п. Надо сказать, что большинство общественных проблем, которые исследуют социологи, «замыкается» на личности. Поэтому любое социологическое исследование так или иначе сводится к изучению жизни людей в рамках общественных структур и условий. Другими словами, оно имеет смысл только тогда, когда в центр внимания поставлен человек.
Особенностью социологии является ее непосредственная связь прежде всего с современностью, современным обществом и его проблемами. Используя выражение выдающегося социолога начала XX века М. Вебера, можно сказать, что ею движет «интерес эпохи». Хотя развитие социологии, как и всякой другой науки, подчинено собственной логике, хотя социологический анализ уходит порой далеко в глубь веков, порой в заоблачные теоретические выси, все-таки центр притяжения, фокус внимания, мотив и стимул исследования - современность, те острейшие проблемы, которые встают перед современными поколениями. Например, отечественные социологи активно исследуют криминализацию страны, изучают изменение трудовой мотивации, связанные с нынешним экономическим положением Украины, проблему наркомании, исследуют конфликты самого широкого спектра - национальные, политические, конфессиональные и т.п., анализируют процессы разрушения прежней социальной структуры, возникновение новых социальных групп и слоев, рост социального и экономического неравенства, «утечку мозгов» и т.п.
Как правило, все мы имеем некоторые представления о социальных явлениях и проблемах, руководствуемся ими в нашей повседневной жизни и считаем их правильными. Но достаточно ли таких знаний для эффективного функционирования общественного организма, для разрешения многочисленных конфликтов, неизбежно и постоянно возникающих в жизни людей? Вопрос явно риторический. Иллюзии и заблуждения, пренебрежение к объективному знанию зачастую сами становятся источником конфликтов, создают проблемы, которых можно было избежать.
Коротко сравним научные и обыденные (ненаучные) знания о социальных явлениях. Оба вида знания опираются на факты. Однако для обыденного сознания характерен случайный их отбор, неполный охват, субъективное к ним отношение (принимаются во внимание главным образом те, которые «работают» на уже имеющуюся точку зрения), отождествление фактов и «мнений» о них (здесь большую «помощь» оказывают средства массовой информации). Основным же требованием науки является использование определенной методологии для выявления объективных фактов, их максимальный охват, специальные способы обработки (например, классификация) и проверки достоверности фактов. Особенностью социологии является использование особых процедур сбора фактов социальной действительности, направленных на ее измерение. Они включают анкетирование, интервью, наблюдение, полевое исследование, контент-анализ, использование данных официальной статистики и т.п.
Обобщая факты, обыденное сознание часто конструирует мнимые причинно-следственные связи (Горбачев разрушил Советский Союз), псевдотеории (западное общество как совершенство, цивилизация, «рай»), стереотипные представления (власть=принуждению, насилию), мифы и т.п. Наука вырабатывает достаточно разветвленную систему обобщений, включающую понятия и категории (например, личность, социальное действие, мобильность), теории и концепции, которые аккумулируют знания о социальных явлениях, их свойствах, закономерностях, описывают и объясняют эти явления. Так, наркомания рассматривается социологией как общественное явление, вызванное к жизни и получившее распространение главным образом под влиянием социальных факторов. В таком виде наркоманию исследуют как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения. Причины существования, распространения, механизмы девиантного поведения и его преодоления описываются в теориях аномии Э. Дюркгейма, теориях конфликта, теории «навешивания ярлыков» и т.д.
Обыденные знания выполняют очень важную функцию - они служат приспособлению людей к социальному миру, интеграции в него. Без таких знаний человек не может успешно взаимодействовать с другими, достигать своих целей, жить в согласии с окружающими. Задача же социологии как науки заключается в поиске объективного и достоверного знания, которое расширяет и углубляет наши представления о том обществе, в котором мы живем, о социуме вообще.
Научные знания ориентированы, в отличие от обыденных, на совершенствование, изменение, преобразование общественных отношений. Например, толчком к борьбе с бедностью в США стала книга видного социолога М. Харрингтона «Другая Америка», изданная в 1963 году и получившая широкую популярность. Администрацией США была объявлена «война с бедностью», вложения в социальную сферу увеличились с 1965 по 1975 годы почти в 4 раза, число людей, живущих за чертой бедности, снизилось с 40 до 23 млн. человек.
Итак, можно сказать, что социология - особый, научный способ самопознания общества, которое хочет больше знать о себе, разбираться в своих проблемах, избавляться от «социальных болезней», гармонизировать свои отношения.