Вклад в социологию к. маркса

Карл Маркс(1818-1883 гг, деятель середины и конца 19 века)- немецкий философ, экономист, деятель коммунистического движения, основоположник социологической концепции материалистического понимания истории. (относится к историческому материализму) Его взгляды формировались под влиянием немецкой классической философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха, английской политической экономии А. Смита и Д. Риккардо и французского утопического социализма К. Сен-Симона и Ш. Фурье.

Основные труды: «Экономико-философические рукописи», «Манифест о коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

Занимался изучением общества (Общество по Марксу это - класс угнетателей и класс угнетаемых и их общественно-экономические противоречия; совокупность общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм), социального неравенства и социальных конфликтов (противоречия между предпринимателем (буржуазия) и рабочим (пролетариат) в условиях индустриального общества являются основными и выступают в качестве двигателя социальных изменений).

Выделил три степени человеческого отчуждения (присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других; продукт отношений собственности), которые ведут к стадии присвоения (присвоение «прибавочного продукта» индивидом или классом). Чтобы не погубило само себя, нужно достичь равенства.

3 Ступени человеческого отчуждения:

· Традиционные общества.

· Современные общества индустриального типа.

· Стадия «присвоения» человеком всех накопленных сил и потенций.

Описал общественно -экономические формации человечества, механизмы смены общественных форм:

  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую;
  • коммунистическую.

Также выделяет понятие праксис — активность преследующего свои цели человека. Праксис положительно влияет на развитие отношений в обществе до определенной стадии, дальше нужно его преодолеть и перейти к бесклассовому обществу.

2) Социологизм Дюркгейма и его учение о социальных фактах

С целью понимания Дюркгеймовского "социологизма" в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта "социологизма" можно выделить несколько исходных теоретических позиций или постулатов.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное "реальна", как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

Речь в данном случае идет о безусловном признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается (выражается) разнородность этих реальностей. Например, "индивидуальные факты", "индивидуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" и др.

Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе, базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:

а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые характеристики человеческой природы;

б) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;

в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой и т. д.


Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Отсюда можно дать определение социальным фактам – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Билет 5

Наши рекомендации