Тема 1. Введение в социологию
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение в социологию
Общее представление о социологии. Методы социологии. Структура социологического знания. История становления: идеи О.Конта и Г.Спенсера, трехуровневая модель структуры социологического знания. Р.Мертона – уровень частных социологических теорий. Содержательный аспект структуры социологического знания: метасоциология и предметный тип социологического знания. Формальный и функциональный аспекты структуры социологического знания.
Взаимосвязь социологии с общественными науками.
Объективное и субъективное в социальной истине. Общегносеологические установки. Проблема истинности научного знания. Специфика социального познания.
Тема 1.2. Предмет и объект социологии
Понятие предмета и объекта науки. Отличия и сходства в этих понятиях в гуманитарных и естественных науках.
Синтетические трактовки объекта и предмета социологии. Общество как объект исследования - идея, объединяющая все синтетические трактовки. Энциклопедическая трактовка социологии (О.Конт, Г.Спенсер). Формальная трактовка предмета и объекта социологии (Г.Зиммель). Генерализирующая трактовка предмета и объекта социологии (В.Вундт, Р.Вормс, В.Парето, П.Сорокин). Суть кризиса объект-предметных оснований социологии в конце ХIХ века.
Аналитические трактовки объекта и предмета социологии. Идеи, объединяющие все синтетические трактовки: объект социологии – одна из конкретных сторон общественной жизни, понимание термина «социальное» в узком значении. Концепции Э.Дюркгейма, Л.Гумпловича, М.Вебера.
Функциональная трактовка предмета и объекта социологии (Т.Парсонс). Кризис объект-предметных оснований социологии конца ХХ века. Развитие представлений об объекте и предмете социологии в истории отечественной науки. Современные представления об объекте и предмете науки.
Социология как теория социальной сферы общества. Сферный подход к анализу явлений общественной жизни: суть, происхождение. Понятие социальной сферы как сферы ответственной за воспроизводство человека как индивида и личности. Социальная инфраструктура общества. Двойственность социальной сферы общества. Индекс развития человеческого потенциала или индекс человеческого развития (ИРЧП или ИРЧ).
Тема 1.3. История развития социологии
Экономические, социально – политические, теоретические предпосылки возникновения социологии. Формирование классической социологии. О. Конт о предмете и методах социологической науки. Позитивизм в социологии. Основные подходы к определению предмета и метода социологии в рамках основных позитивистских школ кц. 19 – нач. 20 вв. Концепции предмета социологии в трудах Э. Дюркгейма, Л. Гумпловича, М. Вебера.
Социология в России: социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Классический период русской социологии (с 60-х гг. Х1Х в. до 1917 г.). Возрождение социологических исследований в 50-60-е годы. Основные направления социологических исследований в стране. Западная социология в ХХ столетии. Периодизация развития социологии ХХ столетия. Зарождение эмпирической социологии, ее предпосылки. Чикагская школа. Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа.
Современный этап в развитии социологии. Современные социологические парадигмы. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. ХХ в.
Тема 1.4. Структура современного социологического знания
Понятие теоретической и эмпирической социологии. Трехуровневая модель социологического знания Р. Мертона. Содержательный, формальный, функциональный срезы структуры социологического знания.
Тема 1.5. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений
Сущность социального взаимодействия. Структура общественных связей. Связи общения и их фазовая структура. Связи отношения. Исторический спор реализма и номинализма. Концепция взаимодействия в трудах П.А. Сорокина: взаимодействие как основание общностей.
Раздел 2. Методика социологического исследования
Тема 2.3. Семья и брак
Понятие брака. Формы брачных отношений. Разводы, их причины и социальные последствия. Одиночество, как социальное явление. Семья, ее исторические типы и современные формы. Будущее семьи.
Задание №3
Ниже приведены результаты опроса в г. Новосибирске. Были опрошены мужчины и женщины из полных семей на предмет распределения домашних обязанностей (никто из опрошенных мужчин и женщин не являются членами одной семьи). Социолог выдвинул гипотезу: трудовая поддержка других членов семьи снижает степень неравенства между супругами в домашнем труде.
Задание:
1. Проанализируйте данные в таблице.
2. Подтверждают ли они гипотезу социолога? Обоснуйте ответ.
Количество других взрослых в семье | |||
нет | один | два и более | |
Рыночный труд мужчины (часы в неделю, в среднем) | |||
Рыночный труд женщины (часы в неделю, в среднем) | |||
Доля рыночного труда мужчины в семье (в %) | |||
Доля рыночного труда женщины в семье (в %) | |||
Домашний труд мужчины (часы в неделю, в среднем) | |||
Домашний труд женщины (часы в неделю, в средн.) | |||
Доля домашнего труда мужчины (в %) | |||
Доля домашнего труда женщины (в %) |
Примечание: под рыночным трудом понимается такой, за который получают денежное вознаграждение.
Задание №4
Ниже приведены данные исследования, проведенного в 6 городах европейской части России (в том числе и в Самаре) среди разведенных мужчин и разведенных женщин на предмет влияния отца на воспитание детей. Под «фиктивным разводом» имеется в виду такой брак, который либо быстро восстановился после развода, либо супруги развелись только на бумаге ради урегулирования каких-либо экономических вопросов, но отец так и продолжал жить с детьми.
Проанализируйте данные в приведенных ниже таблицах и ответьте на вопросы:
1. Сравните мнения мужчин и женщин.
2. Что происходит в случаях отсутствия контакта отца с его детьми?
3. Оказывает ли он в этом случае какое-либо влияние?
4. Сравните уровень влияния отцов, живущих в семьях (фиктивный брак), с влиянием тех, кто живет отдельно. О чем говорят эти данные? Все ответы должны быть обоснованы.
Мнение матерей,% | |||
Частота встреч отцов с детьми | Влияние отцов на воспитание детей | ||
большое | небольшое | никакого | |
часто | 25,5 | 56,5 | |
редко | 2,4 | 44,8 | 52,8 |
от общего числа опрошенных | 9,9 | 48,6 |
Мнение отцов, %
Частота встреч отцов с детьми | Влияние отцов на воспитание детей | ||
большое | небольшое | никакого | |
часто | 47,6 | 46,4 | |
редко | 8,2 | 44,5 | 47,3 |
от общего числа опрошенных | 24,1 | 45,3 | 30,6 |
фиктивный брак |
Задание №5
1. Дайте определение прирожденного социального статуса.
2. Выпишите из приведенного ниже списка те социальные статусы, которые можно считать прирожденными, в каждом случае укажите причину, по которой Вы включили тот или иной статус в список.
3. Укажите отдельно для каждого статуса - на каком основании его нельзя считать прирожденным.
4. Опишите свои прирожденные статусы.
Женщина, член партии зеленых, немец, король, монгол, свекор, сын, безработный, негр, дочь, муж, садовник, падчерица, кузина, студент, дядя, католик, крестная мать, тридцатилетний, чемпион мира, ребёнок, теща, брахман, князь, маргинал рабыня, сорокалетний инвалид, лишенный дворянства граф, старший сын
Задание № 6
1. Дайте определение социального контроля. Ниже приведены термины, которые относятся к разным сферам жизнедеятельности общества.
2. Выберите те из них, которые относятся к социальному контролю.
3. Укажите рядом с каждым из выбранных вами терминов свое объяснение причин, по которым Вы причислили его к социальному контролю. (Примечание: некоторые термины не так просты, как может показаться на первый взгляд.)
Донос, довод, ученая степень, дозор, приказ, долговое отделение, долговое обязательство, досмотр, доверенность, налоговая декларация, штраф, жалоба, надзор, нонконформизм, обязанность, цензура, слежка, конвой, традиции, медаль, совесть.
Задание №7
Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России. Задание:
1. Проранжируйте ответы опрошенных в таблице по убыванию (к каким методам прибегают чаще, реже и т.д.).
2. Совпадают ли надежды опрошенных на выход из тяжелого экономического положения с традиционной социальной стратификацией общества?
3. По типу ответов распределите опрошенных на несколько групп. О чем говорит выбранный ими метод выхода из экономического кризиса?
4. Дайте характеристику состояния российского общества, в результате которого именно эти способы оказались предпочтительными для населения русской провинции.
Задание №8
Ниже приведены результаты опроса жителей г.Твери на предмет их отношения к гражданскому браку. Все опрошенные были условно разделены на три категории: «дети» - люди от 18 до 24 лет, «родители» - от 40 до 55 лет, «прародители» - от 55 до 70 лет. Были опрошены как мужчины, так и женщины в равных пропорциях. На основании этих данных:
1. Составьте анализ отношения к гражданскому браку в разных возрастных группах, а также отдельно для мужчин и женщин.
2. Сравните данные в таблице 1 с данными в таблице 2 и сделайте вывод о роли ребенка в заключении официального брака.
3. Проанализируйте активность опрошенных: какая категория была наиболее пассивной и как вы думаете - почему?
Таблица 1
Отношение респондентов к гражданскому браку (в % от числа анкет)
Группы опрошенных | Варианты ответов | |||
положительное, скорее положительное | отрицательное, скорее отрицательное | затруднились с ответом | ||
«Дети» «Родители» «Прародители» | муж. | 81,2 | 13,0 | 5,8 |
жен. | 76,9 | 18,5 | 4,6 | |
муж. | 57,4 | 35,1 | 7,5 | |
жен. | 75,4 | 24,5 | 0,1 | |
муж. | 42,1 | 42,1 | 15,8 | |
жен. | 45,2 | 45,2 | 9,6 |
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Возможно лидля Вас рождение ребенка в гражданском браке?»(в % от числа анкет)
Возрастные группы | Возможно | Невозможно | Затруднились с ответом | |||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
«Дети» | 34,8 | 30,8 | 43,5 | 53,8 | 21,7 | 15,4 |
«Родители» j | 40,6 | 34,0 | 48,6 | 47,2 | 10,8 | 18,8 |
«Прародители» | 15,8 | 39,7 | 57,9 | 43,9 | 26,3 | 6,4 |
Задание №9
Ниже приведены результаты опроса в г. Новосибирске. Были опрошены мужчины и женщины из полных семей на предмет распределения домашних обязанностей (никто из опрошенных мужчин и женщин не являются членами одной семьи). Социолог выдвинул гипотезу: с ростом дохода в семейном бюджете основной кормилец (неважно, мужчина или женщина) снижает затраты труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве. Задание:
1. Проанализируйте данные в таблицах. Какие можно сделать выводы о роли мужчины и женщины в домашнем труде?
2. Подтверждают ли они гипотезу социолога? Обоснуйте ответ.
Задание №10
1. Дайте определение среднего класса. В каком обществе состояние среднего класса будет стабильным - с восходящей социальной мобильностью или с нисходящей? Какую роль играет в этом процессе горизонтальная мобильность? Ответы обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
2. Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России.
Задание:
а) Рассмотрите таблицу. Оцените статусные притязания различных групп по шкале «высокие - низкие», проиллюстрируйте примерами и обоснуйте ответ.
б) На основании анализа данных ответьте на вопрос: можно ли говорить о наличии в России к моменту опроса устойчивого среднего класса, почему?
Распределение опрошенных
по степени удовлетворенности общественным положением,%
Оценка общественного положения | Удовлетворенность общественным положением | ||||
полностью удовлетворены | скорее удовлетворены | скорее неудовлетворенны | совершенно неудовлетворенны | затрудняюсь ответить | |
низкое | 3,1 | 4,4 | 24,3 | 54,9 | 13,3 |
ниже среднего | 2,6 | 5,9 | 34,3 | 46,2 | |
среднее | 3,5 | 21,8 | 39,9 | 22,4 | 12,4 |
выше среднего | 21,9 | 65,5 | 6,3 | 6,3 | |
высокое | 62,5 | 12,5 | о |
Задание №11
Рассмотрите таблицу. В ней приведены результаты опроса группы мужчин и женщин о причинах ссор в семье.
1. Расположите причины ссор в семье по степени их важности для мужчин и для женщин отдельно (начиная с самых главных и заканчивая второстепенными).
2. Составьте короткий отчет - чем отличается мнение мужчин и женщин, каковы основные причины, почему именно они стали главными?
Причины ссор и разногласий в молодых семьях, в % от числа опрошенных
Мнение жены | Мнение мужа | |||
часто | редко | часто | редко | |
Распределение домашних обязанностей | 16,9 | 30,7 | 10,3 | 33,3 |
Как проводить свободное время | 7,2 | 30,7 | 5,2 | 29,6 |
Воспитание детей | 12,6 | 27,1 | 8,1 | 25,9 |
Из-за денег | 5,4 | 14,4 | 2,9 | 14,1 |
Разные оценки событий и ситуаций | 6,6 | 22,3 | 4,4 | 25,9 |
Отношения с родителями супруга | 4,2 | 10,8 | 3,7 | 3,9 |
Частые выпивки мужа / жены | 14,5 | 15,6 | 5,9 | 8,8 |
Невнимательность мужа/ жены | 13,2 | 22,3 | 3,7 | 20,7 |
Ревность мужа / жены | 8,4 | 8,4 | 2,2 | 7,4 |
Нет гармонии в интимных отношениях | 4,2 | 7,8 | 3,7 | 9,6 |
Частое отсутствие дома жены / мужа | 6,6 | 18,0 | 4,4 | 37,0 |
Из-за друзей жены / мужа | 4,8 | 8,4 | 4,4 | 8,8 |
Вспыльчивость жены / мужа | 12,0 | 16,3 | 8,1 | 19,5 |
Занятость на работе жены / мужа | 3,0 | 17,5 | 2,9 | 14,8 |
Задание №12
1. Дайте характеристику сущности социальных институтов, назовите их основные виды и функции в обществе. Охарактеризуйте функции вуза в современном российском обществе. Какие дисфункции Вы в нем обнаруживаете?
2. Семья переезжает из крупного города в маленький - это:
а) лишь обозначает географическую мобильность;
б) усиливает нисходящую социальную мобильность;
в) уравнивает стартовые позиции жителей разных городов; Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
3. Раскройте содержание термина «постиндустриальное общество». Кто авторы этой концепции, назовите их основные работы.
Задание №13
1. Выпишите все типы социальных норм, которые вам известны, и напротив каждого типа поставьте виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.
2. Раскройте значение термина «ролевая напряженность» и приведите примеры (не менее 5).
3. Распределите следующие социальные статусы по категориям «прирожденные статусы», «приписываемые статусы», «достигаемые статусы» и дайте объяснение в каждом случае - почему Вы отнесли статус именно к этой категории:
Мать, студент, рабочий, двадцатилетний, пасынок, немец, профессор, кшатрии, раб, инвалид, свекор, жена, сын, мужчина, старший сын, доцент, безработный, пациент, китаец, прохожий.
Задание №14
1. Дайте характеристику понятия «средний класс». Каковы критерии, по которым того или иного человека можно причислить к среднему классу? Можно ли считать, что в современной России сформировался средний класс?
2. Объясните различие содержания понятий девиационное и делин-квентное поведение. Приведите примеры таких действий, которые являются девиацией, но не делинквидны. Ответ обоснуйте.
3. Раскройте содержание термина «мультикультурное» общество. Какие из современных государств можно назвать мультикультурными?
Авраамова КМ. Формирование среднего класса в России // Общественные науки и современность. - 2001. —№ 1)
Задание №15
1. Приведите примеры (не менее 10) допустимых девиаций, имеющих место в современном российском обществе. Дайте объяснение, для каждого случая отдельно, о причинах терпимого отношения к такому поведению.
2. Семья переезжает из крупного города в маленький - это:
а) обозначает географическую мобильность, либо;
б) усиливает нисходящую социальную мобильность;
в) уравнивает стартовые позиции жителей разных городов. Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
3. Раскройте содержание термина «постиндустриальное общество». Кто авторы этой концепции, назовите их основные работы.
Задание №16
1. Приведите примеры, подтверждающие теорию культурного переноса и теорию конфликта. Какая из теорий, по вашему мнению, более подходит для объяснения девиантного поведения в современном российском обществе? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
2. Объясните своими словами, как надо понимать фразу «приемлемые пределы неравенства зависят от состояния общества и его культурных традиций»? Приведите примеры из российской действительности.
3. Раскройте содержание термина: «мультикультурное общество». Какие из современных государств проводят политику мультикультурализма?
Задание №17
1. Охарактеризуйте функции вуза в современном российском обществе. Какие дисфункции Вы в нем обнаруживаете?
2. Чем отличается содержание понятий «прожиточный минимум», «достаток» и «небедность»? Дайте определение всем трем понятиям для современного российского общества.
3. Раскройте значение термина «урбанизация». Какие существуют мнения в социологии о влиянии урбанизации на взаимоотношения индивидов.
Задание №18
1. Приведите примеры (не менее 3), когда бедность является абсолютной и когда - относительной. Каким образом можно провести грань между абсолютной и относительной бедностью?
2. К какому из кругов социального контроля по теории П. Бергера принадлежит:
а) донос одного соседа на другого;
б) то же, но если сосед работает в органах охраны правопорядка? Ответ обоснуйте.
3. Раскройте значение термина «социальная общность». Что отличает этот термин от понятия «социальная группа»?
Задание №19
1. Дайте характеристику понятия «средний класс». Каковы критерии, по которым того или иного человека можно причислить к среднему классу? Можно ли считать, что в современной России сформировался средний класс?
2. Приведите примеры социальных институтов (не менее 10), которые занимают значительное место в вашей жизни. Для каждого из этих институтов выпишите отдельно их функции.
3. Раскройте значение терминов «ролевой набор» и «статусный набор». Ответ проиллюстрируйте примерами.
Задание №20
1. Какая теория, на ваш взгляд, имеет под собой больше оснований в объяснении причин неравного распределения домашних обязанностей в семье, теория «нового домашнего хозяйства» или теория ресурсов?
2. Ответьте на вопросы: в чем заключается цель борьбы с
а) относительной бедностью;
б) абсолютной бедностью. Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
3. Раскройте значение термина «ролевой конфликт». Приведите примеры (не менее 5) такой ситуации, когда может возникнуть ролевое напряжение.
Задание №21
1. Какая теория, на ваш взгляд, имеет под собой больше оснований в объяснении причин социального неравенства подход К. Мура и К. Дэвиса или подход К. Маркса? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
2. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда
а) низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный;
б) личные качества отступали бы на задний план перед национальными.
3. Раскройте значение термина «толерантность». Приведите примеры (не менее 5) проявления толерантности в разных областях общественных отношений.
Задание №22
1. Приведите примеры, подтверждающие теорию стигматизации и теорию конфликта. Какая из теорий, по вашему мнению, более подходит для объяснения девиантного поведения в современном российском обществе? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами (не менее 5).
2. В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения. Как вы думаете, где больше бедных - в богатых или бедных странах? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
3. Раскройте значение термина «депривация». Приведите примеры депривации (не менее 5) в современном российском обществе.
Задание №23
1. Дайте определение понятию «средний класс». Какую роль играет средний класс в развитии общества? Какую роль, по вашему, играет вертикальная мобильность в процессе формирования и поддержания стабильности среднего класса? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами (не менее 5).
2. Могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, телефон? Если да, то для каждого случая приведите не менее 3-х ситуаций, в которых при их помощи осуществляется социальный контроль. К какому кругу по теории Бергера относится социальный контроль в каждом случае?
3. Раскройте значение термина «ранг». Чем социологическое определение ранга расходится с понятием «статус» и «роль»?
Задание №24
1. Дайте определение понятию «социальные нормы». Какова их роль в осуществлении социального контроля? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
2. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
3. Раскройте содержание понятия «этноцентризм». Приведите примеры (не менее 5) проявлений этноцентризма в современном российском обществе.
Задание №25
1. Приведите примеры, подтверждающие теорию стигматизации и теорию конфликта. Какая из теорий, по вашему мнению, более подходит для объяснения девиантного поведения в современном российском обществе? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами (не менее 5).
2. Могут ли выступать средствами социального контроля: проездной билет, блокнот, ученая степень? Если да, то для каждого случая приведите не менее 3-х ситуаций, в которых при их помощи осуществляется социальный контроль. К какому кругу по теории Бергера относится социальный контроль в каждом случае?
3. Раскройте содержание понятия «субкультура». Приведите примеры (не менее 5) субкультур в современном российском обществе.
Задание №26
1. Дайте определение понятию «социальные нормы». Какова их роль в осуществлении социального контроля? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
2. Могут ли выступать средствами социального контроля: паспорт, часы, проездной билет? Если да, то для каждого случая приведите не менее 3-х ситуаций, в которых при их помощи осуществляется социальный контроль. К какому кругу по теории Бергера относится социальный контроль в каждом случае?
3. Раскройте содержание понятия «контркультура». Приведите примеры (не менее 5) контркультур.
Задание №27
1. Какая теория, на ваш взгляд, имеет под собой больше оснований в объяснении причин неравного распределения домашних обязанностей в семье, теория «нового домашнего хозяйства» или теория ресурсов?
2. Попробуйте подобрать примеры из окружающей вас действительности, свидетельствующие о том, как живут представители верхнего, среднего, низшего классов: в какие магазины ходят, где едят, как одеваются, как проводят досуг. Составьте на основании этих примеров «картину» каждого из перечисленных классов.
3. Раскройте содержание термина «культурный релятивизм». Ответ проиллюстрируйте примерами. Какому социологу принадлежит первенство в употреблении этого термина?
Задание №28
1. Дайте определение понятию «средний класс». Какую роль играет средний класс в развитии общества? Какую роль, по вашему, играет вертикальная мобильность в процессе формирования и поддержания стабильности среднего класса? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами (не менее 5).
2. Могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, телефон? Если да, то для каждого случая приведите не менее 3-х ситуаций, в которых при их помощи осуществляется социальный контроль. К какому кругу по теории Бергера относится социальный контроль в каждом случае?
3. Раскройте содержание понятия «контркультура». Приведите примеры (не менее 5).
Задание №29
1. Дайте определение понятию «социальные нормы». Какова их роль в осуществлении социального контроля? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
2. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда
а) низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный;
б) личные качества отступали бы на задний план перед национальными.
3. Раскройте содержание термина: «мультикультурное» общество. Какие из современных государств проводят политику мультикультурализма?
Задание №30
1. Приведите примеры, подтверждающие теорию культурного переноса и теорию конфликта. Какая из теорий, по вашему мнению, более подходит для объяснения девиантного поведения в современном российском обществе? Ответ обоснуйте, проиллюстрируйте примерами.
2. Ответьте на вопросы: в чем заключается цель борьбы с
а) относительной бедностью;
б) абсолютной бедностью. Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
3. Раскройте значение термина «депривация». Приведите примеры депривации (не менее 5) в современном российском обществе.
Основная литература:
- Кравченко А.И.Социология: Учеб. пособие. –М.: Академпроект, 2008. - 432 с.
- Михайлова Л.И. Социология культуры. - М., 2006 – 312 с.
- Добреньков В.И. Фундаментальная социология. – М, 2007. – 1104 с.
- Граждан В.Д. Социология управления. – М., 2009. – 512 с.
- Волков Ю.Г. Социология. – М., 2007. – 288 с.
Дополнительная литература:
1. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
2. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Нижний Новгород, 1996.
3. Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
5. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.
7. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
8. Буржуазная социология на исходе ХХ века. М., 1986.
9. Василькова В.В. Самоорганизация в общественной жизни //Социально-политический журнал. 1993. № 8.
10. Громов И., Мацкевич А., Семенов В.. Западная социология. Спб, 1996.
11. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994 (в 2-х тт.), 1996 (в 1 томе) - часть 1.
13. Ионин Л.Г. Социология повседневности. Ереван, 1986.
14. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону. 1996.
15. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
16. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
17. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.
18. Кон И.С. Социология личности. М., 1980.
19. Кравченко А.И. Социология: хрестоматия. М., 1997.
20. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
21. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
22. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.
23. Культурология (под ред. Н.Г. Багдасарян). М., 1998.
24. Культурология. ХХ век. Словарь (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1998.
25. Культурология. ХХ век. Энциклопедия (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1999.
26. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
27. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
28. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.
29. Монсон П. Современная западная социология. Спб., 1992.
30. Морфология культуры. Структура и динамика (под ред. Э.А.Орловой). М., 1994.
31. Новые направления в социологической теории. М., 1978.
32. Орлова Э.А. Культурология как научная и учебная дисциплина // Наука о культуре: итоги и перспективы, вып. 1. М., 1994.
33. Орлова Э.А.Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
34. Панфилова Г. Формационные и цивилизационные подходы: Возможности и ограниченность. / Общественные науки и современность. 1993. № 6.
35. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
36. Постижение культуры: концепции, диалоги, дискуссии. Вып. 3-4. М., 1995; Вып. 5-6. М., 1996; Вып. 7. М., 1998.
37. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
38. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
39. Сильвестров В.В. Философские обоснования теории и истории культуры. М., 1990.
40. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
41. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
42. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
43. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.
44. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.
45. Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М., 1992.
47. Социологическая мысль в России. Л., 1996.
48. Социология и социальная антропология. М., 1997.
49. Социология. Словарь-справочник (под ред. Г.В.Осипова). Т. 1-4. М., 1990-1991.
50. Теоретические основы культурной политики. М., 1994.
51. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975.
52. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994.
53. Флиер А.Я. Массовая культура в социальном измерении // Общественные науки и современность, 1998, № 6.
54. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность, 1997, № 2.
55. Фролов С.С. Социология. М., 1994.
56. Шляпентох В.Э. Социология для всех. М., 1970.
57. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1998.
58. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1979.
59. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г.В.Осипова). М., 1995.
60. Ядов В.А. Социологическое исследование. Самара, 1995
Вопросы к экзамену.
1. Социальная реальность. Особенности научного знания о социальной реальности.
2. Социология как наука. Объект и предмет социологии.
3. История развития социологии. Этапы античности, Средневековья и Нового времени.
4. Формирование классической социологии в XIX в.
5. Западная социология в XX в. Современный этап в развитии социологии.
6. Развитие русской социологической мысли.
7. Структура современного социологического знания (функционализм, конфликтология, символический интеракиционизм).
8. Социологическое исследование.
9. Понятие общества. Типология обществ. Социальные связи и отношения.
10. Социальные институты и нормы как регуляторы социальных процессов.
11. Социальные общности и организации.
12. Сущность и структура социального управления. Принципы управления социальными процессами.
13. Административный аппарат и бюрократизм.
14. Управленческий труд как особый вид деятельности.
15. Централизм и демократия в управлении обществом.
16. Социальная структура и стратификация.
17. Исторические системы социальной стратификации.
18. Система классов по М. Веберу.
19. Социальные группы. Типология социальных групп.
20. Группобразующие процессы.
21. Маргинальные слои общества.
22. Социальная мобильность. Ее типы и измерения.
23. Социальный статус.
24. Социальная роль как динамический аспект статуса.
25. Статусный портрет человека и ее изменения.
26. Социальные роли. Понятие и формы. Ролевой конфликт, ролевой набор.
27. Половая структура общества. Женский вопрос. Социальные проблемы мужчин.
28. социально-демографическая структура общества.
29. Этнические процессы. Национально-этническая структура общества.
30. Национальные отношения и национальный вопрос. История и современность.
31. Территориально-расселенческая структура общества.
32. Личность. Проблема личности в социологии.
33. Современные теории личности.
34. Социализация как социокультурный процесс.
35. Социальный контроль в обществе.
36. Природа девиации. Социальные теории девиации.
37. Культура как социальное явление.
38. Элементы культурной статики.
39. Элементы культурной динамики.
40. Семья и брак в современной обществе.
41. Исторические типы семейных отношений.
42. Неполная семья и ее проблемы.
43. Социальные изменения и их источники.
44. Социальные движения.
45. Труд как социальное явление.
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение в социологию
Общее представление о социологии. Методы социологии. Структура социологического знания. История становления: идеи О.Конта и Г.Спенсера, трехуровневая модель структуры социологического знания. Р.Мертона – уровень частных социологических теорий. Содержательный аспект структуры социологического знания: метасоциология и предметный тип социологического знания. Формальный и функциональный аспекты структуры социологического знания.
Взаимосвязь социологии с общественными науками.
Объективное и субъективное в социальной истине. Общегносеологические установки. Проблема истинности научного знания. Специфика социального познания.