Семинар «социальные изменения»
(форма обучения очная)
1. Социальные изменения: понятие и виды.
2. Источники и факторы социальных изменений.
3. Социальное развитие. Социальный прогресс и его критерии.
Задания для самостоятельной работы
1. Покажите всеобщий характер и многообразие социальных изменений.
2. Рассмотрите соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие», «социальная стабильность».
3. Покажите, что означает нелинейность социальных изменений и социального развития.
4. Изучите тенденции современного мирового развития.
5. Охарактеризуйте многообразие теорий социальных изменений.
6. Покажите возрастающую роль социальных наук в решении проблем современного общества, осуществлении социальных изменений.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к семинару
При выяснении социологического содержания понятия «социальное изменение» необходимо показать его всеобщий характер и многообразие. Следует обратить внимание на возросшую озабоченность ученых и мировой общественности по поводу направленности и ускоряющихся темпов изменения современного общества. Покажите, что идея кризиса современной цивилизации, исчерпанности традиционных ресурсов ее развития требует от социологии особого внимания к проблеме социальных изменений, их особенностям, источникам и последствиям. Рассмотрев содержание и соотношение основных понятий, целесообразно подробнее охарактеризовать нелинейность социального развития. Необходимо также изучить тенденции современного мирового развития, рассмотреть процессы глобализации, развертывания информационной революции, усиления неравномерности развития стран и регионов, экологическую угрозу, кризис традиционных методов хозяйствования, другие проблемы.
При подготовке первого вопроса семинара следует иметь в виду, что понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. Показав многообразие этих перемен, происходящих на всех уровнях социальной системы, целесообразно перейти к характеристике видов социальных изменений. Рассматривая структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения, важно понимать, что все они тесно связаны межу собой. На конкретных примерах следует показать, как изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Кроме того, при обсуждении вопроса важно выявить многообразие теорий социальных изменений, особо выделив среди них эволюционистские, органические, структурно-функциональные теории, а также синтетические концепции социально-исторических изменений (социокультурные, индустриально-технологические, социально-экономические), которые хотя и выходят за пределы непосредственно социологической проблематики, но традиционно играют существенную роль в научном социологическом мышлении.
При подготовке второго вопроса важно усвоить, что источниками социальных изменений могут быть экономические и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений. Эти источники весьма сложны, многообразны и не всегда поддаются строгому детерминистскому объяснению. Далее следует остановиться на характеристике технологических факторов социальных изменений, имея в виду, что в современной литературе имеются разные варианты классификации способов и форм воздействия научно-технических достижений на изменения общественной жизни. Рассматривая идеологические факторы, следует уяснить, что все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер, поскольку любая идеология выражает интересы общественных групп, всего общества и, объясняя сквозь призму этих интересов социальную реальность, побуждает к действию. Необходимо также показать возрастающую роль социальных наук в решении конкретных общественных проблем, функционировании государственных, хозяйственных и иных структур, осуществлении социальных изменений.
Изучение третьего вопроса необходимо начать с уточнения содержания понятий «социальное изменение» и «социальное развитие», обратив внимание на то, что последнее применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения. Переходя к изучению социального прогресса, рассмотрите две точки зрения на проблему прогресса в истории общества: одна утверждает абсолютность и неизбежность прогрессивного развития, другая выносит проблему за пределы науки в связи с оценочным субъективным характером самого понятия «прогресс». При этом следует помнить, что вопрос о допустимости в научной социологии оценочных суждений является дискуссионным. Дав определение социального прогресса, необходимо обратить внимание на трудности перевода этого общетеоретического понятия на язык социологии, имеющей дело с конкретными социальными явлениями. Раскройте противоречивый характер социального прогресса, рассмотрите его критерии. Важно понять, что в имеющих давнюю традицию дискуссиях о критериях социального прогресса наиболее предпочтительны позиции авторов, стремящихся наполнить эти критерии человеческим смыслом, выявить их гуманистическую направленность.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое социальное развитие? Как соотносятся понятия «социальное изменение» и «социальное развитие»?
2. В чем смысл и значение теории социальной эволюции?
3. Как решается в социологии проблема источников и факторов социальных изменений?
4. В каких основных формах происходят социальные изменения?
5. Можно ли говорить об общей направленности социальных изменений в мире?
6. Есть ли объективный критерий общественного прогресса? Если есть, то каков он?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература
И иные источники
8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3