Составляющей делового общения
Коммуникант, владеющий профессиональной этикой, умеет использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.
Тест «Приятно ли с Вами общаться?»
Проверьте себя, ответив на вопросы теста «Приятно ли с Вами общаться?». На каждый из вопросов ответьте однозначно. Варианты ответов: «да», «нет».
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Всегда ли вы можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Всегда ли вы внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли показывать это собеседнику?
6. Раздражаетесь ли, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Ключ (в баллах):
Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 4 и 5 вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы.
Результаты:
От 0 до 3 баллов | – трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами крайне тяжело. |
От 4 до 8 баллов | – Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе. Но вы не требуете в такие минуты особого внимания окружающих к вашей персоне. |
От 9 до 11 баллов | – Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна ваша роль все время или иногда вам все же приходится играть? |
А теперь «соедините теорию с практикой», ответив на вопросы теста по деловому общению, его принципам, жанрам, речевому этикету. Тест проверяет знание максим принципа вежливости (по Дж. Личу[1]), а также умения выбирать и использовать единицы речевого этикета в некоторых типичных ситуациях общения.
Тестовые задания состоят из заданий с выбором одного варианта из четырех или нескольких вариантов из пяти предложенных ответов.
1. К числу основных единиц речевого общения не относится...
а) речевое событие
б) дискурс
в) речевая ситуация
г) речевое взаимодействие
2. Принцип кооперации состоит из нескольких категорий (максим). Укажите, какая из категорий (максим) приведена:
Давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.
а) категория способа выражения
б) категория количества
в) категория качества
г) категория релевалентности
3. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:
а) это чепуха.
б) думаю, что мы все от этого выиграем.
в) я считаю…
г) это абсурдно.
4. Речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта – это речевая (-ое)...
а) поведение
б) событие
в) взаимодействие
г) ситуация
Принцип кооперации состоит из нескольких категорий (максим). Укажите категорию (максиму), не входящую в этот принцип.
а) максима количества
б) максима такта
в) максима качества
г) максима релевалентности
6. Деловая беседа – это…
а) общение двух бизнесменов
б) диалогическое общение людей, связанных отношениями дела
в) монологическое общение в сфере бизнеса
г) диалогическое общение людей, не связанных отношениями дела
7. В ответ на комплимент будет корректнее ответить…
а) «Спасибо»
б) «Спасибо, но я мог бы и лучше»
в) «Благодарю, но я не заслуживаю таких похвал»
г) «Спасибо, но это неправда»
8. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» может быть уместно…
а) если руководитель и подчиненный родственники
б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго деловая
в) если руководитель значительно старше по возрасту
г) если руководитель и подчиненный родственники, а ситуация общения не строго деловая
д) если ситуация общения строго деловая, но руководитель и подчиненный близкие друзья