Ощущаете ли Вы потребность в повышении своей квалификации?

1 — определенно нет

2 — вроде нет

3 — пожалуй, да

4 — да, очень остро

5 — не знаю, не думал(а) об этом

40. Если Вы будете напряженнее работать, отразится ли это на Вашей за­работной плате?

1 — определенно нет

2 — вероятно, нет

3 — зарплата увеличится, но незначительно

4 — да, зарплата может значительно возрасти

5 — не знаю, не думал(а) об этом

41. Существует ли связь между прибылями банка и Вашими личными до­ходами?

1— определенно нет

2 — связь малосущественная

3 — пожалуй, есть

4 — да, связь определенно есть

5 — не знаю, не думал(а) об этом

Ощущаете ли Вы потребность в повышении своей квалификации? - student2.ru 42. Оцените общие перспективы работы Вашего банка:

1—неблагоприятные

2 — проблематичные

3 — благоприятные

4 — затрудняюсь ответить

43. В какой степени Вы удовлетворены существующей системой информа­ционного обеспечения тех направлений работы, которыми Вы непосредственнозанимаетесь?

1 — совершенно не удовлетворен(а)

2 — удовлетворен(а) в недостаточной степени

3 — в целом удовлетворен(а) => к вопросу 57

4 — вполне удовлетворен(а) => к вопросу 57

Если ответ был отрицательным, то каковы основные причины неудовлетво­ренности(укажите 1—2 наиболее важные)

44— сбор информации отнимает много времени

45 — не обеспечивается необходимой оперативности информации

46 — не обеспечивается необходимой полноты информации

47 — не обеспечивается необходимой достоверности информации

48 — имеющаяся информация не позволяет оценить события в динамике

49 — информация несистематизированная и требует дополнительного

времени на ее упорядочивание

50 — не исключается субъективизм информации

51 — не используется современная оргтехника

52 — излишне ограничен доступ к информации Возможно, что-то другое? Напишите:

53545556__________ _________________________ ~

Каким образом, по Вашему мнению, могло бы сказаться применение ЭВМнепосредственно на Вашем рабочем месте?

1 — отрицательно

2 — скорее, отрицательно

3 — никак

4 — скорее, положительно

5 — положительно

6 — затрудняюсь ответить

Испытываете ли Вы личную потребность в приобретении практическихнавыков работы с персональным компьютером?

1 —нет

2 — в принципе, нет

3 — трудно сказать

4 — пожалуй, да

5 — определенно да

6 — таким навыком уже владею

КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ за работой филиала Сберегательного банка с клиентами

Наблюдатель

Банк

Филиал, отделение

Дата наблюдения____________ День недели______

Начало____________ Конец_______

4. Площадь рабочего места:

1— достаточная и с резервом

2 — достаточная, но без резерва

3 — недостаточная

4 — крайне недостаточная

Оснащенность помещения:

  Есть в достатке Недостаточно Отсутствуют
5. Столы  
6. Стулья  
7.Кресла,диваны  
8. Пишущие ручки  
9.Бланки  

10. Дизайн помещения:

1 — высокий

2 — средний

3 — низкий

4 — затрудняюсь ответить

11. Наличие и количество рекламно-информационного материала:

1 — отсутствует

2 — есть в недостаточном количестве

3 — есть в ограниченном количестве

4 — есть в полном объеме

12. Качество рекламно-информационного материала:

1 — низкое

2 — на среднем уровне

3 — высокое

13. Возникновение очередей у рабочего места(фиксировать во временныхинтервалах)

Время функционирования

9—10 10—11 11 — 12 12—13 13—14 14—15 15—16 16—17 17—18 18-19 Г"19-20
                     

Источники образования очереди: 14. оператор:

10—11 11—12 12—13 13—14 14—15 15—16 16—17 17—18 18—19 19—20
                     

15. кассир:

-10 10—11 11 — 12 12—13 13—14 14—15 15—16 16—17 17—18 18—19 19—20
                     

Причины образования очереди:

16. 17. 18. 19. 20.
льшой объем Медлительность Длительное Отказ Другие
работы сотрудников отсутствие сотрудников технических средств причины
         

Время обслуживания клиента:

. До 3 минут  
I. 3—5 минут  
I. 5—7 минут  
1.7—10 минут  
>. Более 10 минут  

Размер совершаемой операции:

5. До 100 руб.  
7. 101-500 руб.  
8. 501-2000 руб.  
9. 2001-5000 руб.  
0.5001 —10 000 руб.  
1. Свыше 10 000 руб.  

Задаваемые вопросы:

(2. Об услугах банка  
33. О порядке оформления документов  
34. Другие  

Источники конфликтных ситуаций:



35. Невыдержанность служащих  
36. Невыдержанность клиентов  
37. Нерасторопность служащих  
38. Некомпетентность служащих  

Приложение 2

ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБРАБОТКИ

И АНАЛИЗА ДАННЫХ

Мы приводим здесь пример логической схемы обработки и анализа дан­ных, использованных в реальном социологическом исследовании, проведен­ном в марте 1999 г. в ходе подготовки к телевизионному ток-шоу «Можно ли стать богатым с чистыми руками?». Опрос носил пилотажный характер (число опрошенных составило 200 человек).

Составить блок-схему расчетов, а затем табулировать полученные резуль­таты (т.е. перевести в табличные данные) можно лишь в том случае, когда имеешь перед глазами словарь переменных, или — что то же самое — анкету, где каждый из пронумерованных вопросов обычно и представляет собою отдельную переменную. Используемая в данном исследовании анкета при­ведена в конце этого приложения3.

Последовательность математических операций, которые предстоит про­делать с первичными социологическими данными, лучше всего еще до на­чала обработки изложить на языке команд того программного пакета, кото­рый заложен в вашем компьютере. В нашем примере мы делаем это на язы­ке широко известного пакета SPSS/PC+4. В приводимой ниже блок-схеме слева приведены команды, используемые в программе SPSS+ (версия 4.0), а справа — пояснения и комментарии. Мы не будем разъяснять значения каж­дой из команд, учитывая, что информация об этом содержится в соответству­ющей методической литературе5, а также то, что смысл их фактически разъяс­няется напротив — в соответствующей клетке правого столбца.

Блок-схема обработки данных

КомандаSPSS+ Содержание операции
FREQUENCIES/VARIABLESV1 TOV64V84TOV94 Расчеты линейного частотного распределения всех пере­менных, за исключением переменныхс 65 по 83, данные по которым нагляднее представить в средних величинах
MISSING VALUE V65 ТО V83 Исключение всех единиц анализа, где переменные с 65 по 83 равны нулю. Если этого не сделать, средняя величина каждой из переменных будет неоправданно занижена
DESCRIPTIVES/VARIABLES V65 TO V83/STATISTICS 13. Расчетсреднихзначений переменныхс 65 по 83
CROSSTABS/TAB LES= V85 TO V92V93BYV25TOV44 /CELLS=COUNT ROW COLUMN Расчет кросстабов
CORRELATIONS/VARIABLES V85 WITHV65TOV83 Расчет коэффициентов корреляции переменной 85 (пол) с переменными с 65 по 83
CORRELATIONS/VARIABLES V86 WITHV65TOV83 Расчет коэффициентов корреляции переменной 86 (воз­раст) с переменными с 65 по 83

3 Нумерация переменных в анкете произведена с помощью выделения жирным шрифтом (не путать скодировкой — нумерацией значений отдельных переменных без выделения жирным шрифтом).

4 SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) — наиболее широко используемая при анализе дан­ных социологических исследований стандартная компьютерная программа; здесь мы приводим ко­манды версии 4.0, хотя сегодня все чаще используется шестая версия, совместимая с Windows.

5 См. например: Бодров A.J1. Методическое руководство по применению прикладной программы об­работки социологической информации SPSS+. Н. Новгород: Изд-во НКИ, 1996.

В п. 3 таблицы опция «STATISTICS 13» в четвертой версии SPSS предусмат­ривает расчет среднего значения переменной одновременно со среднеквадратич­ным отклонением, а также минимального и максимального значений перемен­ной и числа респондентов, откликнувшихся на данный вопрос. Такой набор ко­манд в четвертой версии SPSS (п. 4 таблицы) означает, что в полученных кросстабах будут содержаться как абсолютные значения соответствующих пере­менных (COUNT), так и проценты по строкам (ROW) и колонкам (COLUMN).

Наши рекомендации