Ощущаете ли Вы потребность в повышении своей квалификации?
1 — определенно нет
2 — вроде нет
3 — пожалуй, да
4 — да, очень остро
5 — не знаю, не думал(а) об этом
40. Если Вы будете напряженнее работать, отразится ли это на Вашей заработной плате?
1 — определенно нет
2 — вероятно, нет
3 — зарплата увеличится, но незначительно
4 — да, зарплата может значительно возрасти
5 — не знаю, не думал(а) об этом
41. Существует ли связь между прибылями банка и Вашими личными доходами?
1— определенно нет
2 — связь малосущественная
3 — пожалуй, есть
4 — да, связь определенно есть
5 — не знаю, не думал(а) об этом
42. Оцените общие перспективы работы Вашего банка:
1—неблагоприятные
2 — проблематичные
3 — благоприятные
4 — затрудняюсь ответить
43. В какой степени Вы удовлетворены существующей системой информационного обеспечения тех направлений работы, которыми Вы непосредственнозанимаетесь?
1 — совершенно не удовлетворен(а)
2 — удовлетворен(а) в недостаточной степени
3 — в целом удовлетворен(а) => к вопросу 57
4 — вполне удовлетворен(а) => к вопросу 57
Если ответ был отрицательным, то каковы основные причины неудовлетворенности(укажите 1—2 наиболее важные)
44— сбор информации отнимает много времени
45 — не обеспечивается необходимой оперативности информации
46 — не обеспечивается необходимой полноты информации
47 — не обеспечивается необходимой достоверности информации
48 — имеющаяся информация не позволяет оценить события в динамике
49 — информация несистематизированная и требует дополнительного
времени на ее упорядочивание
50 — не исключается субъективизм информации
51 — не используется современная оргтехника
52 — излишне ограничен доступ к информации Возможно, что-то другое? Напишите:
53545556__________ _________________________ ~
Каким образом, по Вашему мнению, могло бы сказаться применение ЭВМнепосредственно на Вашем рабочем месте?
1 — отрицательно
2 — скорее, отрицательно
3 — никак
4 — скорее, положительно
5 — положительно
6 — затрудняюсь ответить
Испытываете ли Вы личную потребность в приобретении практическихнавыков работы с персональным компьютером?
1 —нет
2 — в принципе, нет
3 — трудно сказать
4 — пожалуй, да
5 — определенно да
6 — таким навыком уже владею
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ за работой филиала Сберегательного банка с клиентами
Наблюдатель
Банк
Филиал, отделение
Дата наблюдения____________ День недели______
Начало____________ Конец_______
4. Площадь рабочего места:
1— достаточная и с резервом
2 — достаточная, но без резерва
3 — недостаточная
4 — крайне недостаточная
Оснащенность помещения:
Есть в достатке | Недостаточно | Отсутствуют | |
5. Столы | |||
6. Стулья | |||
7.Кресла,диваны | |||
8. Пишущие ручки | |||
9.Бланки |
10. Дизайн помещения:
1 — высокий
2 — средний
3 — низкий
4 — затрудняюсь ответить
11. Наличие и количество рекламно-информационного материала:
1 — отсутствует
2 — есть в недостаточном количестве
3 — есть в ограниченном количестве
4 — есть в полном объеме
12. Качество рекламно-информационного материала:
1 — низкое
2 — на среднем уровне
3 — высокое
13. Возникновение очередей у рабочего места(фиксировать во временныхинтервалах)
Время функционирования
9—10 | 10—11 | 11 — 12 | 12—13 | 13—14 | 14—15 | 15—16 | 16—17 | 17—18 | 18-19 | Г"19-20 |
Источники образования очереди: 14. оператор:
10—11 | 11—12 | 12—13 | 13—14 | 14—15 | 15—16 | 16—17 | 17—18 | 18—19 | 19—20 | |
15. кассир:
-10 | 10—11 | 11 — 12 | 12—13 | 13—14 | 14—15 | 15—16 | 16—17 | 17—18 | 18—19 | 19—20 |
Причины образования очереди:
16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
льшой объем | Медлительность | Длительное | Отказ | Другие |
работы | сотрудников | отсутствие сотрудников | технических средств | причины |
Время обслуживания клиента:
. До 3 минут | |
I. 3—5 минут | |
I. 5—7 минут | |
1.7—10 минут | |
>. Более 10 минут |
Размер совершаемой операции:
5. До 100 руб. | |
7. 101-500 руб. | |
8. 501-2000 руб. | |
9. 2001-5000 руб. | |
0.5001 —10 000 руб. | |
1. Свыше 10 000 руб. |
Задаваемые вопросы:
(2. Об услугах банка | |
33. О порядке оформления документов | |
34. Другие |
Источники конфликтных ситуаций:
35. Невыдержанность служащих | |
36. Невыдержанность клиентов | |
37. Нерасторопность служащих | |
38. Некомпетентность служащих |
Приложение 2
ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБРАБОТКИ
И АНАЛИЗА ДАННЫХ
Мы приводим здесь пример логической схемы обработки и анализа данных, использованных в реальном социологическом исследовании, проведенном в марте 1999 г. в ходе подготовки к телевизионному ток-шоу «Можно ли стать богатым с чистыми руками?». Опрос носил пилотажный характер (число опрошенных составило 200 человек).
Составить блок-схему расчетов, а затем табулировать полученные результаты (т.е. перевести в табличные данные) можно лишь в том случае, когда имеешь перед глазами словарь переменных, или — что то же самое — анкету, где каждый из пронумерованных вопросов обычно и представляет собою отдельную переменную. Используемая в данном исследовании анкета приведена в конце этого приложения3.
Последовательность математических операций, которые предстоит проделать с первичными социологическими данными, лучше всего еще до начала обработки изложить на языке команд того программного пакета, который заложен в вашем компьютере. В нашем примере мы делаем это на языке широко известного пакета SPSS/PC+4. В приводимой ниже блок-схеме слева приведены команды, используемые в программе SPSS+ (версия 4.0), а справа — пояснения и комментарии. Мы не будем разъяснять значения каждой из команд, учитывая, что информация об этом содержится в соответствующей методической литературе5, а также то, что смысл их фактически разъясняется напротив — в соответствующей клетке правого столбца.
Блок-схема обработки данных
№ | КомандаSPSS+ | Содержание операции |
FREQUENCIES/VARIABLESV1 TOV64V84TOV94 | Расчеты линейного частотного распределения всех переменных, за исключением переменныхс 65 по 83, данные по которым нагляднее представить в средних величинах | |
MISSING VALUE V65 ТО V83 | Исключение всех единиц анализа, где переменные с 65 по 83 равны нулю. Если этого не сделать, средняя величина каждой из переменных будет неоправданно занижена | |
DESCRIPTIVES/VARIABLES V65 TO V83/STATISTICS 13. | Расчетсреднихзначений переменныхс 65 по 83 | |
CROSSTABS/TAB LES= V85 TO V92V93BYV25TOV44 /CELLS=COUNT ROW COLUMN | Расчет кросстабов | |
CORRELATIONS/VARIABLES V85 WITHV65TOV83 | Расчет коэффициентов корреляции переменной 85 (пол) с переменными с 65 по 83 | |
CORRELATIONS/VARIABLES V86 WITHV65TOV83 | Расчет коэффициентов корреляции переменной 86 (возраст) с переменными с 65 по 83 |
3 Нумерация переменных в анкете произведена с помощью выделения жирным шрифтом (не путать скодировкой — нумерацией значений отдельных переменных без выделения жирным шрифтом).
4 SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) — наиболее широко используемая при анализе данных социологических исследований стандартная компьютерная программа; здесь мы приводим команды версии 4.0, хотя сегодня все чаще используется шестая версия, совместимая с Windows.
5 См. например: Бодров A.J1. Методическое руководство по применению прикладной программы обработки социологической информации SPSS+. Н. Новгород: Изд-во НКИ, 1996.
В п. 3 таблицы опция «STATISTICS 13» в четвертой версии SPSS предусматривает расчет среднего значения переменной одновременно со среднеквадратичным отклонением, а также минимального и максимального значений переменной и числа респондентов, откликнувшихся на данный вопрос. Такой набор команд в четвертой версии SPSS (п. 4 таблицы) означает, что в полученных кросстабах будут содержаться как абсолютные значения соответствующих переменных (COUNT), так и проценты по строкам (ROW) и колонкам (COLUMN).