Средства социальных технологий
Вразных технологиях используются разные средства. В системах управления социальными процессами, например, систематические способы получения информации о людях предстают в виде диагностических процедур, анкетных опросов, способов обработки и предоставления информации. Скажем, в работе с новыми работниками такие системы предусматривают стандартные способы бесед, контроля, помощи в решении проблем адаптации к предприятию и коллективу. Так же процедурируются и действия разных подразделений и служебных лиц в отношении желающих сменить место работы. Социальные технологии позволяют с легкостью решать, например, проблемы социальных перемещений за счет стандартизации и нормирования рутинных, повторяющихся действий, каждое из которых в отдельности требует больших затрат сил и времени. Это можно сравнить с крупносерийным производством, когда за счет упрощения и стандартизации технологических операций по производству массовой продукции удается значительно снизить затраты на каждый отдельный ее экземпляр.
Методы, применяемые в такой социальной технологии, как управленческое консультирование, также тяготеют к унификации и стандартизации. Так,
многими консультантами используются довольно мощные процедуры диагностики, которые позволяют в считанные часы сделать, например, диагноз ключевых проблем крупного производственного объединения. Используются здесь и стандартные методы анализа ситуации, методы поиска решений, методы их разработки или проектирования. Однако в работе консультанта элементов, которые нельзя стандартизировать, гораздо больше, чем в системах управления социальными процессами, поскольку спектр проблем здесь гораздо шире, а сами проблемы неизмеримо сложнее. В используемых сегодня технологиях решения сложных проблем задаются как бы этапы и формы движения мысли от задачи к ее полному разрешению. Существует и множество других технологий мыслительной деятельности, вплоть до попыток тех-нологизировать сам творческий процесс. Так, у нас в стране много лет ведутся работы по алгоритмизации решения изобретательских задач.
В последние 10—15 лет появились довольно сложные виды социальных технологий в форме различного вида игр. В качестве примера такой технологии можно привести модель инновационной игры, разработанной под руководством автора в 1981 г.
Условия предприятий, руководство которых предлагало нам для решения свои проблемы, требовали отказа от исследовательской ориентации (надо было решать, а не изучать), от научно-предметного взгляда на организацию, от позиции «посторонних» и от методов, имеющих узкий спектр воздействия. В единой технологии работы с организацией в целях ее развития надо было объединить такие виды деятельности, как анализ слабоструктурированных проблем, выработка перспективных решений, проектирование желаемого состояния организации, выработка программ внедрения этих инновационных проектов, обучение работников инновационным стратегиям и поведению, технике групповой работы, ряд других. В результате такой сложной деятельности должны были формироваться «команды» руководителей, способные решать сложные нерутинные проблемы и создавать стратегии развития своих организаций, повышаться общий уровень управленческой культуры, должны развиваться участники этой работы. Программа инновационной игры (уже второго поколения) состоит из технологии группового решения проблем на предприятии, обслуживающих ее методик групповой работы, организационного тренинга, социально-психологического тренинга, программ обучения, исследования, рекреации и организации игры, т.е. из восьми блоков, каждый из которых представляет собой довольно сложный вид социальной технологии. Все они в процессе игры накладываются друг на друга и осуществляются практически одновременно (за небольшим исключением). Игра рассчитана на 3,5 и более дней интенсивной работы нал определенной проблемой организации. Такие игры мы называем «БИНИ». или «большие инновационные игры». Однако эта технология оказалась настолько богатой в эвристическом плане, что породила более десятка малы> инновационных игр («МИНИ»), которые проводятся в течение 4— 12 часов
Состав участников — руководители и специалисты предприятий, работники НИИ, предприниматели, политики. Численный состав участнике! колеблется от 20 до 400 человек. Соответственно растет число организаторов
Этот вид социальной технологии создан специально для развития орга^ низаций и участников через решение их проблем. Специфика социально!' технологии выступает здесь наиболее ярко: главный акцент в игре смещает-
ся с вопроса «почему» на вопрос «как», т.е. инновационная игра отвечает на вопросы, как решать проблемы, как снимать отчуждение, как организовывать развитие и саморазвитие. Участники, оказываясь в нестандартных ситуациях групповой деятельности, побуждаются к поиску внутренних резервов — интеллектуальных, творческих, психологических, профессиональных, организационных и т.д. В этих условиях они имеют возможность испытать себя в новом качестве: взять на себя инициативу, выступить с оригинальной идеей, вступить в игровой конфликт и выиграть его. Одновременная реализация нескольких программ требует от участников непрерывных усилий, гибкости, требует преодоления границ своих возможностей.
Так формируются новые позиции, умения, взаимодействия. «Поступая» после игры в организацию, такая «команда» несет в себе элементы новых технологий управленческой и профессиональной деятельности и взаимодействий, поскольку каждый вырабатывает в игре программы своей собственной будущей практической деятельности. Это, в свою очередь, влечет за собой последующие этапы перестройки и развития всей организации. Всеми формами работы участники ориентируются на развитие своей деятельности, своих средств, мышления, видения и понимания ситуации. Все это позволяет рассмотреть инновационную игру как технологию организации практического опыта саморазвития участникови их групп. И сама игра строится как открытая система, как система самообновляющаяся и саморазвивающаяся даже за счет помех своему развитию.
Таким образом, инновационная игра выступает как качественно новый вид социальной технологии, а именно как саморазвивающаяся инновационная социальная технология. В принципе, любая социальная технология такой и должна быть. В противном случае уже в момент своего создания она безнадежно отстанет от стремительно меняющихся условий нашей жизни.
Источник: Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учеб.-метод, пособие. М., 1996. С. 7-21, 30-40.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПРИМЕР БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ1
В течение ноября 1991 — января 1992 г. группа исследователей под руководством автора этих строк проводила маркетинговое исследование по изучению рынка свободных денежных средств населения г. Нижнего Новгорода, заказанное одним из нижегородских коммерческих банков. Маркетинговые исследования в тот период были делом сравнительно новым для российской экономики, а участники исследовательской группы — совсем не искушены в маркетинге, поэтому приходилось обучаться по ходу дела. Тем не менее предшествующий опыт проведения прикладных исследований, как нам кажется, оказался полезным для достаточно убедительного обоснования логики программы и проведения исследования. Мы не можем привести здесь полного отчета об итогах исследования, поскольку общий его объем превышает 100 страниц, и ограничимся краткой справкой о нем, а также использовавшимся инструментарием. Эти данные нигде не публиковались, поскольку в соответствии с договором соблюдалась коммерческая тайна. Однако, учитывая достаточно большой срок давности, а также тот факт, что банк-заказчик постигла судьба множества коммерческих банков в стране (несколько лет назад он обанкротился и был ликвидирован), мы сочли возможным привести эти данные здесь.