Средства социальных технологий

Вразных технологиях используются разные средства. В системах управ­ления социальными процессами, например, систематические способы полу­чения информации о людях предстают в виде диагностических процедур, анкетных опросов, способов обработки и предоставления информации. Ска­жем, в работе с новыми работниками такие системы предусматривают стан­дартные способы бесед, контроля, помощи в решении проблем адаптации к предприятию и коллективу. Так же процедурируются и действия разных подразделений и служебных лиц в отношении желающих сменить место рабо­ты. Социальные технологии позволяют с легкостью решать, например, про­блемы социальных перемещений за счет стандартизации и нормирования рутинных, повторяющихся действий, каждое из которых в отдельности тре­бует больших затрат сил и времени. Это можно сравнить с крупносерийным производством, когда за счет упрощения и стандартизации технологических операций по производству массовой продукции удается значительно снизить затраты на каждый отдельный ее экземпляр.

Методы, применяемые в такой социальной технологии, как управленчес­кое консультирование, также тяготеют к унификации и стандартизации. Так,

многими консультантами используются довольно мощные процедуры диаг­ностики, которые позволяют в считанные часы сделать, например, диагноз ключевых проблем крупного производственного объединения. Используются здесь и стандартные методы анализа ситуации, методы поиска решений, методы их разработки или проектирования. Однако в работе консультанта элементов, которые нельзя стандартизировать, гораздо больше, чем в систе­мах управления социальными процессами, поскольку спектр проблем здесь гораздо шире, а сами проблемы неизмеримо сложнее. В используемых сегод­ня технологиях решения сложных проблем задаются как бы этапы и формы движения мысли от задачи к ее полному разрешению. Существует и множе­ство других технологий мыслительной деятельности, вплоть до попыток тех-нологизировать сам творческий процесс. Так, у нас в стране много лет ве­дутся работы по алгоритмизации решения изобретательских задач.

В последние 10—15 лет появились довольно сложные виды социальных технологий в форме различного вида игр. В качестве примера такой техно­логии можно привести модель инновационной игры, разработанной под руководством автора в 1981 г.

Условия предприятий, руководство которых предлагало нам для решения свои проблемы, требовали отказа от исследовательской ориентации (надо было решать, а не изучать), от научно-предметного взгляда на организацию, от позиции «посторонних» и от методов, имеющих узкий спектр воздействия. В единой технологии работы с организацией в целях ее развития надо было объединить такие виды деятельности, как анализ слабоструктурированных проблем, выработка перспективных решений, проектирование желаемого состояния организации, выработка программ внедрения этих инновацион­ных проектов, обучение работников инновационным стратегиям и поведе­нию, технике групповой работы, ряд других. В результате такой сложной деятельности должны были формироваться «команды» руководителей, спо­собные решать сложные нерутинные проблемы и создавать стратегии разви­тия своих организаций, повышаться общий уровень управленческой куль­туры, должны развиваться участники этой работы. Программа инновацион­ной игры (уже второго поколения) состоит из технологии группового решения проблем на предприятии, обслуживающих ее методик групповой работы, организационного тренинга, социально-психологического тренин­га, программ обучения, исследования, рекреации и организации игры, т.е. из восьми блоков, каждый из которых представляет собой довольно слож­ный вид социальной технологии. Все они в процессе игры накладываются друг на друга и осуществляются практически одновременно (за небольшим исключением). Игра рассчитана на 3,5 и более дней интенсивной работы нал определенной проблемой организации. Такие игры мы называем «БИНИ». или «большие инновационные игры». Однако эта технология оказалась на­столько богатой в эвристическом плане, что породила более десятка малы> инновационных игр («МИНИ»), которые проводятся в течение 4— 12 часов

Состав участников — руководители и специалисты предприятий, работ­ники НИИ, предприниматели, политики. Численный состав участнике! колеблется от 20 до 400 человек. Соответственно растет число организаторов

Этот вид социальной технологии создан специально для развития орга^ низаций и участников через решение их проблем. Специфика социально!' технологии выступает здесь наиболее ярко: главный акцент в игре смещает-

ся с вопроса «почему» на вопрос «как», т.е. инновационная игра отвечает на вопросы, как решать проблемы, как снимать отчуждение, как организовы­вать развитие и саморазвитие. Участники, оказываясь в нестандартных си­туациях групповой деятельности, побуждаются к поиску внутренних резер­вов — интеллектуальных, творческих, психологических, профессиональных, организационных и т.д. В этих условиях они имеют возможность испытать себя в новом качестве: взять на себя инициативу, выступить с оригинальной идеей, вступить в игровой конфликт и выиграть его. Одновременная реали­зация нескольких программ требует от участников непрерывных усилий, гиб­кости, требует преодоления границ своих возможностей.

Так формируются новые позиции, умения, взаимодействия. «Поступая» после игры в организацию, такая «команда» несет в себе элементы новых тех­нологий управленческой и профессиональной деятельности и взаимодей­ствий, поскольку каждый вырабатывает в игре программы своей собствен­ной будущей практической деятельности. Это, в свою очередь, влечет за со­бой последующие этапы перестройки и развития всей организации. Всеми формами работы участники ориентируются на развитие своей деятельнос­ти, своих средств, мышления, видения и понимания ситуации. Все это по­зволяет рассмотреть инновационную игру как технологию организации прак­тического опыта саморазвития участникови их групп. И сама игра строится как открытая система, как система самообновляющаяся и саморазвивающа­яся даже за счет помех своему развитию.

Таким образом, инновационная игра выступает как качественно новый вид социальной технологии, а именно как саморазвивающаяся инновацион­ная социальная технология. В принципе, любая социальная технология та­кой и должна быть. В противном случае уже в момент своего создания она безнадежно отстанет от стремительно меняющихся условий нашей жизни.

Источник: Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учеб.-метод, по­собие. М., 1996. С. 7-21, 30-40.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРИМЕР БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ1

В течение ноября 1991 — января 1992 г. группа исследователей под руко­водством автора этих строк проводила маркетинговое исследование по изу­чению рынка свободных денежных средств населения г. Нижнего Новгоро­да, заказанное одним из нижегородских коммерческих банков. Маркетин­говые исследования в тот период были делом сравнительно новым для российской экономики, а участники исследовательской группы — совсем не искушены в маркетинге, поэтому приходилось обучаться по ходу дела. Тем не менее предшествующий опыт проведения прикладных исследований, как нам кажется, оказался полезным для достаточно убедительного обоснования логики программы и проведения исследования. Мы не можем привести здесь полного отчета об итогах исследования, поскольку общий его объем превы­шает 100 страниц, и ограничимся краткой справкой о нем, а также исполь­зовавшимся инструментарием. Эти данные нигде не публиковались, посколь­ку в соответствии с договором соблюдалась коммерческая тайна. Однако, учи­тывая достаточно большой срок давности, а также тот факт, что банк-заказчик постигла судьба множества коммерческих банков в стране (несколько лет на­зад он обанкротился и был ликвидирован), мы сочли возможным привести эти данные здесь.

Наши рекомендации