Методы практической работы на предприятии
Практика показывает, что нормативные требования к научному исследованию, изложенные в учебниках или пособиях, нередко отличаются от реальной деятельности социолога и психолога на предприятии. Диктуется это конкретными условиями, сроками, заказом, практическим внедрением. Об этом и пойдет речь.
Методические основы работы социолога были разработаны усилиями крупных исследовательских коллективов, находящихся либо в составе академических учреждений, либо при кафедрах общественных наук вузов1. В конце 60-х—начале 70-х гг. социологические службы промышленных предприятий переживали начальный этап своего становления и эталоны оценки исследовательской деятельности еще не сложились. Более того, первые социологические службы работали под методическим руководством академических институтов или вузов, усваивали принятые там нормативы и пытались действовать в соответствии с ними.
Как осуществляется, согласно этим эталонам, социологическое исследование? Берется соответствующая научная концепция (или строится, если ее не удается найти в литературе); конструируется, а затем операционализиру-ется теоретическая схема объекта исследования, приемлемая для данных конкретных условий: разрабатывается инструментарий, чаще всего анкетный; определяется выборка, позволяющая получить репрезентативные данные; иногда задается схема обработки данных. Затем проводится исследование, строятся одномерные и парные, простые и сложные группировки, коррели-руются и выделяются «наиболее значимые» факторы. И далее предлагаются методы (пути) управления этими факторами. Именно такая схема (с некоторыми отклонениями) предлагается в руководствах по программированию социологических исследований, именно ей пытаются следовать большинство социологов предприятий. А то, что для выполнения такой программы нужен достаточно крупный исследовательский коллектив и три-четыре года работы (в то время как одному-двум заводским социологам нужно провести за год несколько различных исследований), воспринимается как «трудности работы заводского социолога».
См.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1972: Заславская Т.И., Рыки-на Р.В. О принципах и основных элементах программирования исследования трудовой мобильности // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1974.
Аналогично строилась и исследовательская работа социологических организаций, с которыми предприятия заключали хозяйственные договоры. Если выполненные работы не давали (и достаточно часто) требуемого эффекта, а разработанные рекомендации слабо реализовывались на практике, то это объяснялось незаинтересованностью руководителей, неподготовленностью кадров, отсутствием капитальных вложений и т.п. Конечно, эти причины имели место и нередко приводили к слабой результативности хоздоговорных исследований. Но с ростом социологической грамотности руководителей предприятий и повышением квалификации кадров социологических служб становилось все более ясным, что нуждается в пересмотре сама методология исследовательской работы.
В чем же особенности этих задач и условий? Их много, отметим только принципиальные моменты. Прежде всего, исследование, выполняемое заводской службой, должно носить не описательный, а социоинженерный характер, т.е. давать «на выходе» решение определенной социальной проблемы. Как правило, эти проблемы достаточно конкретны, локализованы в рамках отдельных подразделений или категорий работников.
Как всякие реальные проблемы, они носят комплексный характер и должны изучаться в рамках междисциплинарного исследования. Так, например, для того чтобы решить проблему дефицита кадров, необходимо совершенствовать технологию и организацию производства, улучшать условия труда, систему оплаты и стимулирования, развивать непроизводственную сферу предприятия, совершенствовать различные направления кадровой работы. И если для академической или вузовской социологии проведение такого комплексного исследования — чрезвычайно сложная в организационном отношении задача, требующая объединения различных научных коллективов, то для заводской службы она облегчается тем, что на предприятии работают специалисты различного профиля, которые могут быть достаточно легко объединены для исследования и решения какой-либо проблемы.
В отношении постановки задач перед заводской социологической службой также можно выделить ряд характерных моментов:
1. Примерно в 70% случаев заводской социолог (психолог) не сам выбирает проблему, а получает ее от конкретного заказчика: в одном случае это на-чальникцеха, в другом —зам. директора по кадрам или начальник отдела труда, в третьем — секретарь парткома или председатель профсоюзного комитета.
2. Тематика заданий службы предприятия отличается большим разнообразием. Так, «средний заводской социолог» в Новосибирске разрабатывал в 1982 г. 6—8 различных тем: 2—3 крупных и 4—5 мелких. Будучи штатным работником предприятия, он не может отказаться ни от одной из них под предлогом, что не знает этой проблемы, иными словами, он должен постоянно выступать в роли специалиста очень широкого профиля.
3. Заводской социолог или психолог работает в условиях постоянного дефицита времени, когда счет ведется не на годы, а на месяцы, недели и даже дни. Так, по опрошенным нами в 1984— 1985 гг. службам социального разви -тия предприятий доля разработок длительностью более года составила 7,4%, от полугода до года — 31,8, от трех до шести месяцев — 24,9%. Доля кратковременных (до 3 мес.) работ составила в среднем по массиву 35,9%.
4. Особо важную роль играет высокая информационная доступность объекта, проявляющаяся в том, что социолог находится в постоянном и непосредственном контакте с объектом (производственным коллективом), для его
изучения не надо «выезжать в поле», с респондентами можно встречаться по много раз и с любой периодичностью.
Особенности задач и условий деятельности заводской службы порождают и своеобразие в методике исследовательской работы. Ограниченность времени, возможность использования ранее полученной информации, конкретность и относительно высокая локализация решаемых задач, близость к объекту — все это делает целесообразным для заводского социолога поэтапное проведение исследования с постепенным расширением и углублением проблемы. Поэтому первый (хотя и достаточно грубый) вариант программы действий по решению изучаемой проблемы может быть получен в относительно короткие сроки, а разработка более комплексных, развернутых вариантов может проводиться параллельно с экспериментальной отработкой первого.
Для получения первого варианта решения проблемы необходимо прежде всего выделить те группы работающих, для которых данная проблема наиболее актуальна, т.е. максимально локализовать объект исследования. Ка* показывает опыт, это целесообразнее всего делать по результатам специаль ного проблемного исследования, которое проводится в конце календарной года и служит базой для составления плана работы социолого-психологичес кой службы на следующий год.
Затем конструируется исходная, относительно «грубая» теоретическа: схема, в которую включаются достаточно очевидные факторы и которая по зволяет сравнивать между собой «лучшие» и «худшие» с точки зрения иссле дуемой проблемы объекты: нарушителей трудовой дисциплины и высокодис циплинированных работников, передовые и отстающие участки, «активных и «пассивных», «текучих» и «стабильных» и т.п. Как правило, это сравнени объектов проводится только на базе имеющейся объективной информаци и результатов предыдущих исследований.
Для того чтобы эти результаты можно было использовать, они должш быть представительными по отношению к той части коллектива, котора изучается в данном исследовании. Поскольку при проведении исследовани заранее неизвестно, для изучения каких именно других проблем могут пс надобиться впоследствии его данные, при построении выборки целесообра: но учитывать два вида оснований: специальные — характерные для данно исследуемой проблемы и общие — по типам подразделений и базовым соцг альным группам в структуре коллектива. Последнее дает возможность отнс сить результаты различных исследований к единой, общей выборке, а аш довательно, и использовать их в других исследованиях.
Аналитическая часть работы заводского социолога не ограничиваете выявлением факторов, по которым существуют значимые различия межд рассматриваемыми полярными объектами — группами работников или по; разделениями предприятия. Поскольку многие проблемы для предприятр не новы и имеют свою историю, необходимо проанализировать, что ран< предпринималось по решению данной проблемы, к каким результатам Э" привело и почему, изменилась ли и как ситуация. При этом часто выясняе ся, что некоторые из намеченных мероприятий не реализованы, а другие i дали ожидаемого эффекта. Эти факты также подвергаются особому рассмо рению, которое уже представляет собой переходный этап от анализа к выр ботке проекта решения проблемы.
Основной метод аналитической работы на этом этапе — интервью с экспертами, в качестве которых выступают руководители и наиболее квалифицированные работники функциональных служб предприятия (ответственные за те или иные факторы, включенные в исходную теоретическую схему), а также представители общественных организаций. Здесь следует отметить вторую особенность методики исследовательской работы заводского социолога — в его деятельности значительно уменьшается использование анкетного инструментария и основным методом исследования становится интервью и анализ объективных данных. Это объясняется высокой информационной доступностью объекта для прикладного социолога, его преимущественной ориентацией на разработку решений конкретных социальных проблем и тем, что проведение репрезентативных анкетных опросов требует значительных затрат времени. В условиях предприятия есть полная возможность реализовать принцип «спрашивать только то, о чем нет объективной информации», использовать анкетные опросы в основном только для получения оценок и нормативных представлений работающих, а также для сбора предложений, что можно рассматривать как один из каналов участия членов коллектива в управлении (в этом случае репрезентативность опроса, очевидно, роли не играет).
Реальное положение дел в практике работы заводских социологов и психологов пока далеко от этих требований. Основным методом по-прежнему остается анкетирование — его используют почти все обследованные нами службы в 75,5% исследований. На втором месте — изучение текущей производственной документации (95,6% служб в 72,7% исследований). На третьем месте — интервью (91% служб в 53,2% исследований). Слабее всего используются специализированные методики, требующие приборного оснащения и высокой квалификации специалистов: социометрические (40% служб в 9,3% исследований), психофизиологические (20% в 5,6%), приборные методики и тесты (8,9% в 4,2%).
Неоднократное обращение к объекту и использование интервью вместо анкетирования исключают традиционно понимаемую анонимность опроса (когда опрашиваемый не идентифицируется анкетером). В связи с этим, с одной стороны, возрастает требовательность к социологу в вопросах сохранения профессиональной тайны, а с другой — возникает проблема получения и сохранения доверия респондентов. Практика показала, что доверие поддерживается только принципиальной позицией социолога и результативностью его работы. Если после проведенного исследования в цехе, отделе или на участке мало что изменилось к лучшему, этот объект становится надолго «испорченным» для интервью или для анкетирования. Следует также отметить, что в последние годы на социологически развитых предприятиях анонимность опросов вызывает некоторое недовольство. Усиливается требование фиксирования авторства предложений, содержащихся в ответах на открытые вопросы, а также ожидание обратной связи — получения респондентом информации о судьбе высказанных замечаний и предложений.
Анализ состояния проблемы представляет собой только первую, далеко не самую значимую и трудоемкую часть деятельности заводского социолога. Основная стадия — разработка конкретной программы действий, обеспечивающей эффективное решение проблемы и реализуемой в конкретных условиях предприятия. Как мы уже отмечали, к разработке этой программы социолог фактически переходит еще на стадии анализа, когда рассматрива-
ем
ет историю возникновения и развития проблемы на предприятии, а также результаты принимавшихся ранее мер. При этом исходная теоретическая схема объекта расширяется, и в нее включаются новые факторы, выявленные в процессе экспертного анализа проблемы. После сбора дополнительной информации по этим факторам начинается уже непосредственная разработка проекта решения проблемы.
Недовольство анонимностью опросов
В условиях предприятия она может проводиться параллельно несколькими способами: целенаправленным поиском передового опыта комплексного решения проблемы или воздействия на отдельные управляющие факторы; путем обобщения и доработки предложений, полученных в процессе исследований проблемы; методами целевых интервью с экспертами. Если первый вид работы социолог как ответственный за разработку темы делает самостоятельно, то для второго и третьего больше подходят методы коллективного экспертного анализа по типу «групп исследования операций». Именно на этом этапе заводской социолог может воспользоваться тем, что на предприятии работают различные специалисты, функционально ответственные за определенные направления деятельности коллектива.
Разработка проекта решения в условиях предприятия также обладает определенной спецификой.
Во-первых, рекомендации и мероприятия, которые предлагает заводской социолог, должны быть адресными и конкретными, представлены в форме определенных процедур деятельности органов управления, подразделений, служб и общественных организаций предприятия. Это значит, что для каждого пункта решения необходимо разработать четкую технологию его реализации в форме методик, положений, инструкций, управленческих процедур,
форм документов, определить ответственных исполнителей и соисполнителей, их права и обязанности в решении данного вопроса. Эти процедуры должны обеспечивать реализацию предлагаемых мер в необходимом управленческом ритме, использование таких способов получения информации в процессе работы, которые позволяли бы своевременно принимать решения, с нужной периодичностью отчитываться и т.д. Поскольку своевременность чаще всего связана с численностью занятых данной работой людей, то на многих предприятиях отказываются от использования психодиагностических тестов и методик, хотя они хорошо зарекомендовали себя в лабораторно-исследовательских условиях.
Во-вторых, многие интересные решения не реализуются, как показывает практика, из-за того, что для них не найдена соответствующая организационная форма. Так, методика оценки деловых и личностных качеств руководителей «сверху—снизу—сбоку» успешно реализуется на ряде предприятий при аттестации ИТР и представляет собой внесение нового содержания в традиционную форму. В этом случае процесс внедрения решения обычно встречает меньше трудностей, но необходима специальная работа по преодолению негативного отношения коллектива к ранее действовавшей и плохо зарекомендовавшей себя организационной форме.
Есть свои преимущества и в создании новой организационной формы — нет предвзятого отношения коллектива, ничто не мешает ее отработке строго под решаемую задачу, само ее появление подчеркивает, что данной проблеме придается большое значение, создает соответствующий настрой у исполнителей. Именно по этому пути пошли пермские социологи при создании системы стабилизации трудового коллектива (СТК), организовав группу СТК в подчинении заместителя директора предприятия по кадрам. Аналогичное решение принято в днепропетровской системе «Ваше настроение», уфимской «Внимание» и др.
В этих случаях основным исполнителем вновь вводимой организационной формы является социолого-психологическая служба предприятия. Вообще предлагаемое решение встречает тем большее сопротивление при внедрении, чем шире круг служб, подразделений и отдельных работников, чью деятельность оно затрагивает. Так, например, одна из главных причин довольно активного сопротивления различных служб предприятий введению гибких графиков работы состоит в том, что такой режим затрагивает вопросы пропускной системы, технологии и организации производства, ремонта и обслуживания оборудования, деятельности линейного руководящего персонала и т.д., а не только отдела труда, отвечающего за проблему сокращения потерь рабочего времени. По названным причинам, а также поскольку создание новых организационных форм — процесс очень длительный и требует постоянного внимания организаторов, это целесообразно делать только при наличии у социологической службы достаточных штатов и квалификации работников.
Выше отмечалось, что заводской психолог очень часто имеет конкретного заказчика. Это позволяет ему разрабатывать проект решения проблемы с ориентацией на данного заказчика как на реального субъекта внедрения. Как известно, на предприятии существует несколько управляющих структур (административная, партийная, профсоюзная и т.д.), а в рамках административной — несколько управляющих подсистем: техническая, экономичес-
кая, кадровая, трудовая и т.д. В то же время любая социальная проблема многоаспектна и может решаться экономическими методами (изменением системы оценочных показателей, нормативов, форм планирования, стимулирования и т.п.), технико-организационными (например, изменением условий, технологии или организации труда), путем реорганизации работы кадровой службы, изменения системы оплаты труда, воздействия на стиль поведения линейных руководителей, активизации различных форм воспитательной работы и др. И хотя для полного и эффективного решения с позиций системного подхода требуется использование всех адекватных существу данной проблемы методов (а следовательно, участие всех или большинства управляющих подсистем), с целью облегчения внедрения проекта решения лучше опираться на ту подсистему, которую представляет на предприятии орган, активно заинтересованный в решении данной проблемы. Поскольку большинство управляющих систем пересекается между собой, эта «управленческая избыточность» и создает возможность ориентировать решение на реального субъекта, мало потеряв при этом в полноте.
В содержании разрабатываемых социологом проектов можно отметить два принципиальных момента:
1.Основное внимание разработчиков, как правило, закономерно концентрируется на проектировании перспективных предложений, дающих фундаментальное решение проблемы. Таковы, скажем, в проблеме снижения текучести кадров меры по улучшению условий труда, развитию сферы соцкульт-быта и т.п. Однако их осуществление требует значительных капитальных вложений и даст ожидаемый результат только через достаточно большой период времени. Поэтому наряду с перспективными в проект закладываются и оперативные мероприятия, позволяющие получить быстрый эффект на локальной части объекта и создать в коллективе необходимый настрой на реализацию долговременных мероприятий.
2.Поскольку предлагаемая программа должна быть успешно реализована на практике, помимо основной (целевой, решающей) ее части необходимо разрабатывать и обеспечивающую подпрограмму. В нее включаются меры по созданию организационных форм, повышению заинтересованности различных служб и подразделений в реализации основной части программы, по формированию общественного мнения и нейтрализации ожидаемых помех.
В числе наиболее распространенных помех — сопротивление реализации предлагаемых решений. Оно объясняется рядом причин: сформировавшейся (под влиянием недостатков действующих форм организации труда и хозяйственного механизма) установкой у некоторых работников на минимизацию своих собственных функций и стремлением переложить большую часть работы на других; слабой информированностью и психологической неподготовленностью к предлагаемым нововведениям; реальным опасением, что предлагаемые меры так или иначе ущемят их интересы: для одних — это ограничение их прав, для других — существенное увеличение объема работы без соответствующего увеличения заработка, для некоторых — опасность оказаться неспособным к работе в новых условиях и т.д. Все эти вопросы должны быть подробно рассмотрены и учтены в обеспечивающей части решения.
Когда основная часть проекта решения разработана, выделены перепек тивные и оперативные направления, снова уточняется теоретическая схем;
объекта, в нее включаются имеющиеся варианты решения и их предполагаемые последствия для различных категорий работающих. Фактически только теперь появляется необходимость в разработке анкетного инструментария для выборочного исследования отношения и ожидаемых реакций коллектива на предлагаемые пути решения. Материалы этого исследования и их обсуждение в группе экспертов позволяют разработать обеспечивающую часть программы.
Источник: Служба социального развития предприятия. М.: Наука, 1989. С. 94-101.
А. Аеревицкий