Процесс, агенты и фазы инновации
Субъект нововведения называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы методом практической реализации авангардной разработки. Другие авторы считают, что инновация — это любая декларированная идея о том, как должно измениться поведение людей в случае, если организации удастся решить стоящие перед ней непростые проблемы выживания. По их мнению, цель нововведения заключается в стремлении к овладению механизмами соединения трудовой деятельности индивида с требованиями новых организационных технологий.
Так, на одном из военных предприятий США — огромном подземном ангаре — ученые отметили падение удовлетворенности трудом. Выяснилось: работникам не хватает воздуха. В цехе функционировали мощные кондиционеры, условия труда близки к образцовым, но субъективное ощущение замкнутого пространства, отсутствие обычных окон тяготило людей. Кто-то подсказал остроумное решение: к потолку подвесили бумажные вертушки, и потоки воздуха ясно показывали, что помещение прекрасно вентилируется.
Рис. 24. Влияние ощущения замкнутого пространства на результаты труда
Другой пример инновационного управленческого решения. На ряде предприятий Франции для укрепления дисциплины и борьбы с невыходами на работу (из-за них в стране ежегодно теряется до 400 млн чел./дней) придумали любопытный способ. Если, например, один из членов бригады отсутствует, то за счет сверхурочной работы бригада обязана выполнить дневное задание. Каждому работнику записывается фактически отработанное время, на основании которого в конце недели начисляется зарплата.
Парадокс инновационной деятельности заключается, в частности, в том противоречии, которое существует между новой идей, творческим озарением и старыми способами их воплощения, почти рутинной организационной работой. Практическое осуществление инновационной концепции всегда связано с использованием стандартных ресурсов: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование); труд, управление и время.
Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов, обеспечивающий организации поступательное развитие, ускоренный или стабильный рост, поэтапное преобразование или, как минимум, сохранение стабильного положения. Она относится к разряду планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Вот почему инновацию неправильно рассматривать как периодически проводимые разовые новшества, заменяющие одни подразделения или формы труда на другие.
Нововведение социологи анализируют не только в терминах динамики организационной структуры. Оно представляет комплексный социокультурный процесс, развивающийся по объективным законам, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностью и кризисными точками.
Инновация (нововведение) является, скорее, социальным и экономическим понятием, чем техническим. Распространение инновации по коммуникационным каналам организации или общества называется процессом
диффузии. Как полагают специалисты, природа инноваций прямо связана со степенью успешности диффузии, т.е. положительным восприятием инновации членами социальной системы. К агентам нововведения относят: профессиональных консультантов по вопросам организационного изменения, директорат и администрацию, собственника компании, специальную группу реализации нововведения (change team). От них исходит инициатива преобразований, они создают инновационную программу и воплощают ее в жизнь. Менеджер, как агент изменений, выступает в качестве фигуры, определяющей логику и направление инновационного развития организации.
В отличие от них персонал выступает стороной страдающей, испытывающей воздействие, влияние, преобразования. Рядовые работники выполняют социально пассивную роль, а потому называются реципиентами инновационного процесса. Работники представляют собой потребителей инновации, а не ее производителей.
Между агентами и реципиентами нововведения складываются непростые взаимоотношения, которые объясняются в первую очередь тем, что от будущих преобразований обе стороны получают разную выгоду. Реципиента, возможно, ожидает прибавление жалования, карьерный рост, некоторое облегчение труда, и то лишь при удачном стечении обстоятельств, например, если этого человека в результате реорганизаций не сократят вовсе. Собственнику, а часто и нанятым им топ-менеджерам, увольнение не грозит. Они тоже рискуют, но иначе. Деньги, выделяемые на нововведение, чаще всего являются как бы лишними. Они заимствуются из капитальных запасов и практически никогда не изымаются из оборотных средств. Рисковать последним, и это предприниматель прекрасно знает, — значит уж точно завалить все дело. Реорганизация в случае успеха обернется для него существенными барышами, при неудаче — некоторыми тратами, которые могут и не сказаться на капиталоемкости фирмы.
По мнению Г. Липпита, основные задачи агентов нововведений, практикующих интервенцию (инновационное вмешательство), связаны с реализацией следующих действий: 1) диагностика проблемы; 2) оценка систем мотивации клиента и его способности к изменению; 3) оценка мотивации агента нововведений и ресурсов; 4) отбор подходящих целей нововведения; 5) выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); 6) установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента; 7) уточнение и ориентация фаз нововведения; 8) отбор приемлемых типов поведения и особенностей планируемой к применению техники. В этом списке, на наш взгляд, отсутствует важное звено. Прежде чем приступить к диагностике или реализации внедренческой программы, собственник фирмы позаботится о проведении мощной пропагандистской кампании. Для него крайне важно заручиться поддержкой снизу, сверху и по горизонтали. Ожидаемые перемены могут негативно сказаться на смежниках, поставщиках, клиентах, покупателях и даже тех, кто покровительствует ему.
Изучая внедрение новшества в организации, социологи установили ряд интересных закономерностей. В частности, чем более стратифицирована структура власти и влияния в организации, тем сложнее идет процесс внедрения снизу; чем выше степень централизации управления, тем ниже инновационная активность. Выявлен феномен инновационного диссонанса — столкновение между установками взрослого человека на самостоятельность и необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти.
Многие исследователи отмечают, что инновация — это процесс превращения неопределенности в риск. Состояние агента принятия решения Дж. Марч и Г. Саймон классифицируют следующим образом: 1) уверенность (функция обладания полной информацией о следствиях принятия решения); 2) риск (функция обладания информацией о вероятном распределении последствий выбора той или иной альтернативы): 3) неопределенность (функция невозможности определения вероятности наступления того или иного следствия решения или сложность в установлении приблизительной вероятности).
Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической (в чем новизна данного объекта?), технической (можно ли это произвести?) имаркетинговой (можно ли будет продать это новшество?). Неопределенность порождает борьбу интересов социальных групп, вот почему фаза инициирования социальных нововведений и инновационного процесса часто связана с феноменами социального конфликта и коллективного торга.
Предсказуемый или непредсказуемый риск вследствие нововведения принимает вид интервальной шкалы, на одном полюсе которой расположены радикальные новшества, вызывающие кардинальные изменения в оргструктуре и максимальное сопротивление персонала, а на другом — рутинные, которые вызывают у людей ощущение малозаметных реформ. На теоретическом плане континуум радикальности-рутинности инновации помогает социологу установить четкую картину социальной обстановки в организации и предсказать возможную реакцию на нее персонала: чем выше степень радикальности и больше новизна предлагаемых изменений, тем выше риск и степень неопределенности в поведении людей после реорганизации. Степень риска принимаемого решения может быть снижена в результате двух мероприятий, проводимых менеджментом: 1) разработки как можно большего числа альтернатив предлагаемому решению и 2) ознакомления с ними персонала. Если выбор одной из альтернатив принимается коллективно, то и ответственность за внедрение становится коллективной.
Чем больше у предлагаемого нововведения похожих случаев, тем более рутинным и обычным оно считается. И наоборот, чем меньше у него прецедентов, тем более радикальным оно является. Степень риска от внедряемого новшества уменьшается, причем не только объективно, но и субъективно (в общественном мнении коллектива), если организация уже имеет опыт внедрения точно такого же или сходного типа новшеств.
Как радикальные, так и рутинные нововведения могут не ограничиваться одноразовым мероприятием, но потребовать дальнейших улучшений. Это тем более вероятно, если первоначальное (базовое) новшество потерпело полный или частичный неуспех. У коллектива обостряется чувство опасности, а у руководства появляется неуверенность в собственных силах. В подобных обстоятельствах включаются механизмы психологической защиты, вынуждающие личность переносить вину за происшедшее куда-то вовне, например сваливать все на несовершенство внедряемой системы, саботаж персонала либо на неблагоприятные объективные условия. Экстернализация вины, став повседневной практикой управления, делает администрацию не только не самокритичной, но и слепой: следующие нововведения пройдут еще хуже предыдущих, а отношение к ним персонала окончательно испортится.
Инновационное решение может вызывать организационные дисфункции, которые влекут за собой ситуации, требующие новых радикальных решений.
Дисфункции происходят тем чаще, чем радикальнее решения, вызывающие нововведения.
Качество реализации нововведения представляет собой функцию от предшествующего опыта в области инноваций, ожидаемой персоналом выгоды от наступающей реорганизации и степени объективной неизбежности изменений.
Рутинное (частичное) нововведение, которое переносится персоналом легче радикального, представляет собой «вариацию на известную тему». Если оно завершается успешно, то персонал рассматривает свое руководство как последовательное, внимательное к людским заботам, разумное. Если оно, напротив, ни к чему не приводит, администрацию считают безвольной, не заботящейся о судьбе людей, неразумной.
Эффективность нововведения измеряется прямой прибылью предприятия, получаемой в результате проведенных реформ, а также непрямыми показателями, к которым относят улучшение трудовой и технологической дисциплины, социально-психологической атмосферы, сокращение текучести кадров, повышение удовлетворенности трудом и др.
Себестоимость нововведения складывается из суммы затрат, исчисляемых в денежной форме. Финансовые издержки — это общая сумма денежных средств, затрачиваемых на разработку, внедрение и рутинизацию инновации. Чем дороже инновация, тем выше ее ожидаемое качество. Кроме них учитываются еще и социальные издержки, представляющие собой совокупность статусных позиций, которые исчезают в результате проведенных реформ, изменяют свой ранг с высокого на низкий. Осознание социальных издержек повышает реакцию сопротивления, которое можно трактовать как поведенческое, вербальное и мо-тивационно-ценностное отторжения инновации индивидом (группой), подвергаемых риску потенциальной утраты своего прежнего социального статуса. В понятие социальных издержек надо также включать социально-психологический ущерб, который наносится реципиентам нововведения, например нервный стресс, уныние, отчаяние, фрустрацию, раздражение, наступающие в связи с ожиданием негативным последствий предлагаемых реформ. Далеко не все инновационные программы предусматривают блок компенсационных мероприятий, призванных снизить социальные издержки. Но именно в зависимости от этого определяется уровень социального доверия, который будет оказан большинством коллектива, претерпевающего инновацию, меньшинству (чаще всего — руководящему), устраивающему ее.
Отдача инвестиций рассматривается как возможность отсрочки возвращения финансовых (прежде всего) и иных материальных ресурсов. Отсрочка возвращения зависит от типа культуры, в которой происходит инновационный процесс, а в контексте культуры — от класса (социальной страты), образования, уровня дохода, мотивации на достижения. Чем современнее общество по критерию технологического развития, чем выше материальный уровень населения и выше удельный вес среднего класса, тем дольше такая отсрочка. Обычно нетерпеливыми оказываются наименее обеспеченные, у которых нет денежных накоплений для того, чтобы переждать неблагоприятный период перестройки или кризисную фазу в инновационном цикле предприятия. К этому стоит добавить и то обстоятельство, что низкостатусные группы получают наименьшие выгоды и дивиденды от проводимых реформ. Таким образом, реципиенты инновации всегда проигрывают от нововведения относительно высокостатусных групп. Как правило, именно они оказываются ярыми противниками нововведений.
Поскольку в широком научном употреблении наряду с терминами «инновация» и «новшество» находится еще один, гораздо более привычный термин, а именно «социальный эксперимент», то в следующем параграфе мы коротко коснемся этой проблемы, а затем перейдем к методологии истинного практического эксперимента, или практического внедрения (нововведения) на предприятии.