Формирование тренинговой культуры
Тренинги продаж, тренинги лидерства, управленческие тренинги, тренинги формирования команды, тренинги переговоров и др. проводятся в организациях силами и своих, и привлеченных тренеров. Тренинги становятся оригинальной формой проведения рабочих совещаний и подготовки к работе проектных групп. Тренеры «натаскивают» менеджеров и агентов по продажам, помогают решать конфликтные ситуации между подразделениями на специальных проблемно-ориентированных тренингах, проводят диагностические тренинги для выявления потенциальных лидеров.
Одних руководителей вполне устраивает такой результат тренингов, как сплоченность персонала, обретение чувства команды, хорошее настроение и психологический комфорт. Краткосрочность эффекта таких тренингов аналогична недолгому воздействию других корпоративных мероприятий (праздников, совместных поездок и походов, спортивных соревнований) и компенсируется регулярностью проведения тренингов. Другие руководители ждут вещественных результатов обучения: после тренинга продаж менеджеры должны больше продавать, а после тренинга по обслуживанию клиентов продавцы обязаны Демонстрировать высокий класс сервиса. Одна-ко класс сервиса после сервисных тренингов, как
правило, ощутимо не меняется, объем продаж после тренинга продаж в среднем не повышается (или переживает кратковременный всплеск в течение недели сразу после занятий), люди, посетившие тренинг лидерства, не становятся все поголовно лидерами. Руководители, не получив ожидаемых вещественных результатов, меняют тренера, программу, обучающую фирму, но... Но все-таки наиболее часто встречающийся тип отношения современных «продвинутых» руководителей фирм к тренингам как форме обучения персонала, особенно менеджеров по персоналу, выражается скорее в позитивной оценке тренингов из-за эффектов «встряски» (ломки стереотипов, изменения привычных рамок восприятия работы) и сплочения команды. Эффект «встряски» способствует переосмыслению целей деятельности и дает возможность «приподняться» над повседневной текучкой для стратегического взгляда на собственную работу и на организацию в целом. Руководители видят в тренинге дополнительный канал коммуникации «стратегической верхушки» с работниками, средство воздействия на каждого сотрудника и коллектив в целом. Процесс формирования культуры — процесс медленный. Тренинговая культура в российских фирмах тоже создается медленно. Но создается только там, где для этого существуют предпосылки. Можно назвать, по крайней мере, две предпосылки формирования культуры обучения в фирме.
В рамках этой техники обычно применяются такие сопровождаемые привлечением разнообразных технических средств обучения методы, как лекция, инструктирование, конференция. Эти методы позволяют за короткое время сообщить большому количеству сотрудников необходимую информацию, хотя и ограничивают возможности активного участия слушателей в процессе обучения, характеризуясь слабостью обратных связей. Поэтому в тренинговых целях при обращении к этим методам целесообразно сопровождать их групповыми дискуссиями, позволяющими участникам обсудить интересующие их вопросы и высказать собственное мнение;
2) симуляционной, имитирующей рабочее место, организационную ситуацию и решаемые в трудовом процессе проблемы. На симуляционной технике основывается целый ряд более конкретных методов обучения: игры по принятию решений и по разрешению типичных организационных проблем, кейс-стади, ролевые и другие деловые игры. Важное достоинство этой техники состоит в том, что она позволяет: а) представить самые различные организационные ситуации (управленческие, инженерные, инновационные и т.п.) в многообразии факторов и взаимодействий, влияющих на реальный рабочий процесс; б) выделить и сделать понятными организационные связи, функции и задачи, которые трудноуловимы в многослойном переплетении реальных трудовых процессов; в) найти и отработать оптимальные для типичных ситуаций действия; г) повторять отдельные упражнения и их элементы, уясняя тем самым их суть и развивая практические навыки; д) допус-
руктурное обеспечение обучения — наличие руктурной единицы под выполнение учебных дач (это может быть внутрифирменный учеб-||й центр или должность тренинг-менеджера — |утренняя структурная единица; это может >лъ и партнер — обучающая фирма, выполняйся функции учебного отдела, вынесенного за )аницы организации, — внешняя структурная диница).
Осознанная и оформленная политика обучения — это прежде всего декларируемые ценности и нормы организации, связанные с развитием и обучением персонала. Ton-менеджеры, являю--циеся конечными пользователями эффектов обучения, оплачиваемого компанией, должны сформулировать для себя и для сотрудников ответы на следующие вопросы: «Что есть для нас результат обучения? Что есть критерии оценки
результата обучения?» Как показывает практика, при достижении численности работников в 1000 и более человек в организациях появляется стремление к целенаправленному и результативному обучению персонала. Целенаправленность и результативность предполагают осмысление таких параметров, как диагностика потребности в обучении и оценка результатов обучения. Сейчас российские организации могут быть разделены на три группы по степени сформированное™ в них культуры обучения. Группа 1. Отсутствие политики и структуры обучения в компании. Здесь нет предпосылок для развития тренинговой культуры. Сотрудники могут сами по собственному желанию посещать тренинги в учебных или консультационных заведениях. Результативность таких тренингов оценивается только ими самими на индивидуальном уровне: «Что я получил от этого тренинга?» Часто посещение тренингов становится для сотрудника толчком к уходу из своей компании, поскольку сборные тренинги способствуют включению его в профессиональную сеть и распространению информации о внутренней жизни разнообразных организаций, формированию поля для сравнения.
Группа 2.Структурно функция обучения находится внутри отдела персонала. Политика обучения и развития персонала находится в процессе разработки. Тренинговая культура получила предпосылки для формирования.
кать ошибки, не опасаясь за их негативные последствия; е) повышать интерес, ангажированность и трудовую мотивацию участников; ж) приспосабливать темп подачи материала к возможностям обучаемого, что достигается посредством использования метода программированного занятия, суть которого состоит в расчленении учебного материала на маленькие элементы и их последовательной проработке в учетом особенностей обучаемого;
3) упражнений по практическому выполнению работы, представляющих собой программы производственного обучения учеников и новичков (так называмое ученичество — apprenticeship training — предоставление необходимой информации практического и теоретического характера; инструктаж, проводимый непосредственно на рабочем месте или вне его), переобучения, трудовой адаптации и т.п., которые осуществляются либо непосредственно на рабочем месте, либо в специальных тренинговых центрах. К этой технике принадлежит также метод ротации работы (иногда называемый методом «перекрестного тренинга» — cross training), в том случае, если она служит тренинговым целям (когда обучаемые под началом руководителя в ограниченный период времени знакомятся с работой на различных участках). Эта тренинговая техника имеет целый ряд достоинств, к числу которых относятся: а) отсутствие необходимости имитации ситуации и переноса результатов обучения на реальный трудовой процесс; б) активное участие обучаемого в приобретении знаний, навыков и практического опыта; в) контроль и руководство, позволяющие избежать многих типичных ошибок и ускорить обу-
Тут обучением занимается непосредственно директор по персоналу, менеджер отдела персонала. В его функции входит организация обучения и привлечение преподавателей и тренеров извне. Эту политику можно назвать политикой проб. Фирма пробует разные формы, методы обучения, разных тренеров и партнерство с разными учебными фирмами, знакомясь с разными концепциями и методологиями обучения персонала.
Группа 3.Сформирован определенный уровень тренинговой культуры в компании. Есть структурное обеспечение процесса — внутреннее, внешнее или смешанное. Сформированы и декларированы основные принципы и ценности обучения.
Топ-менеджмент принимает активное участие в организации и проведении обучения в компаниях данной группы. Ряд корпоративных семинаров проводится руководителями. Сами топ-менеджеры учатся как внутри компании, так и за ее пределами, принося плоды своего индивидуального обучения обратно в организацию. Ускорить процессы формирования тренинговой культуры в компании можно, привлекая в нее грамотных тренинг-менеджеров. Сегодня на позиции тренинг-менеджеров идут либо тренеры-психологи, у которых превалирует ориентация на интересы конкретного сотрудника, с связи с чем возникает недопонимание интересов компании и бизнеса в целом,
либо менеджеры, приобретающие статус наставника, которые в свою очередь не всегда учитывают психологические аспекты процесса обучения.
Формирование тренинговой культуры з компаниях происходит одновременно с процессом становления новых профессий на рынке труда России — профессий бизнес-тренера и тренинг-менеджера, — что сопровождается возникновением специальных учебных программ в образовательных учреждениях. Встают вопросы: «Что должен знать и уметь тренинг-менеджер? Какие дисциплины должны войти в учебный план новой специализации?» С нашей точки зрения такого рода учебная программа должна включать в себя:
• блок дисциплин по организационному поведению и управлению персоналом в их традиционном академическом формате;
• блок спецкурсов по организации обучения в фирме активным методам оценки и отбора персонала (ассессмент-подход), по оценке эффективности тренинговых программ, по методикам бизнес-тренинга;
• блок собственно тренерской подготовки (методический социально-психологический тренинг, тренинги продаж, переговоров, лидерства и др.).
Источник: Солтицкая Т. Формирование тренинговой культуры в компаниях // http://personal-mix.ru
чение; г) ярко выраженные обратные связи и максимальная приближенность к реальной ситуации. Вместе с тем данная тренинговая техника, как и любая другая, имеет свои слабости, например необходимость подбора специальных руководителей тренинга и создания учебных центров, что зачастую бывает не под силу маленьким организациям;
4) групподинамических упражнений, призванных формировать и совершенствовать социальную компетентность сотрудников: культуру делового общения, слаженность действий в команде, умение предотвращать или конструктивно разрешать конфликты и т.п. Групподинамические упражнения, в значительной степени ориентирующиеся на свободную импровизацию участников тренинга, их спонтанные действия, способные изменить ситуацию, особенно широко используются для сотрудников, работа которых непосредственно связана с межличностными коммуникациями (руководителей, работников сервиса, дилеров, сотрудников социальной сферы и т.п.). Кдополнительным достоинствам этой тре-нинговой техники принадлежат: широкие возможности импровизации и развития творческих навыков, возможность отработки поведенческой гибкости и адаптивности к изменениям среды, более узкая целевая, непосредственно тренинговая направленность. Некоторые специфические минусы этой техники являются в основном обратной стороной ее плюсов; к ним можно отнести: большую опасность забвения главного назначения игры вследствие непредвиденного изменения ситуации, уводящего участников от первоначальных целей упражнения, меньшую рационализацию тренингового процесса, меньший спектр обучающего воздействия — групподинамические упражнения дают не образовательный, а главным образом тренировочный эффект для той или иной области деловой активности.
Рис. 20. Одна из позиций тренинг-менеджеров
Выбор оптимальной для конкретного тренинга техники зависит от многих факторов и в первую очередь от его целей. Так, например, если сотрудникам необходимо сообщить важные для их работы сведения, то использу-
ются информационные техники; если же речь идет о потребности улучшить групповые взаимоотношения, применяются имитационные игры или груп-подинамические упражнения. Нередко для достижения одной и той же цели используется несколько различных техник.
Другая классификация предлагает делить тренинги на следующие четыре группы: самоорганизация, командная работа, организация других и ориентация на клиента. Особенность тренингов по самоорганизации состоит в том, что они направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих тренингов людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.
Вторая группа тренингов — командная работа — имеет целью научить людей координировать свои действия с деятельностью коллег. Участников таких тренингов учат принципам построения команды, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства. Группа тренингов по «организации других» предназначена главным образом для топ-менеджеров. Руководителям преподают уроки эффективной мотивации подчиненных, делегирования полномочий, обучают технологиям лидерства и контроля. Четвертая группа тренингов — ориентация на клиента — направлена на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, средства массовой информации, властные структуры. Типичный пример — тренинги по привитию навыков эффективных продаж. Проводятся также занятия по формированию правильной психологической установки по отношению к клиенту, работе на выставках, искусству проведения презентаций и проведению переговоров.
Помимо вышеперечисленных оснований тренинги можно классифицировать в зависимости от того, для какого уровня сотрудников они предназначены. Есть тренинги для высшего звена руководства, тренинги для руководителей среднего звена и учебные курсы для специалистов. Однако некоторые тренинги не имеют четкой должностной ориентации, поскольку полезны всем категориям сотрудников (к примеру, многие тренинги по самоорганизации).