Методы, подходы и направления прикладного исследования
Согласно мнению западных специалистов, прикладные социальные исследования [ПСИ] ближе всего стоят к базисным исследованиям и незначительно отличаются от них.
Именно поэтому их часто смешивают. В США, в отличие от нашей страны, редко используется термин «социальная технология», чаще говорят о ПСИ. ПСИ —это приложение социологического знания и исследовательских приемов к получению эмпирически обоснованной информации о практических проблемах. Исследовательские методы здесь мало чем отличаются от базисной науки, но получаемое в ПСИ социологическое знание более специфично и детализировано.
_ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Принято различать, по крайней мере, три разновидности ПСИ: описательное, аналитическое, оценочное1.
Описательное исследование — самый простой и доступный тип изучения реальности. Его предназначение — получить эмпирическую информацию о социальных проблемах. Так, деловые фирмы просят социологов описать моральный климат в трудовом коллективе или провести структурирование социальных позиций потребителей конкретной компании, изучив, какие продукты предпочитают ее покупатели. Не зная тонкостей взаимоотношений людей, взаимодействий социальных групп, бизнесмен, владеющий управлен-
Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 8-9.
ческой практикой и ограниченный экономическим либо инженерным образованием, разумеется, не способен широко взглянуть на ситуацию, увидеть и осмыслить ее в настоящем свете. Ему нужна помощь высококлассного специалиста. Такой консультант, рассмотрев производственную ситуацию под новым углом зрения, позволит ему обнаружить то, что он упустил. Уже одно это помогает принимать правильные управленческие решения.
Однако прикладник — не просто информатор для заказчика, он дает рекомендации по социальной политике, разрабатывает альтернативы действий, обобщает передовой опыт в данной сфере и предлагает практические пути приложения научных знаний2.
Аналитическое исследование трудно отличить от описательного. Его характерная деталь — стремление построить эмпирическую модель социального явления. А любая модель ставит своей целью не просто описать, но объяснить процесс. Так, по заказу общественной организации социолог, описав объект, должен объяснить, почему население оказывает поддержку одному кандидату и не оказывает другому. Причем «предпочтение» нужно определить в терминах социальных групп, партийной принадлежности, со-циоэкономического статуса избирателей. Аналитическое исследование очень похоже на базисное, если проведено по одной и той же теме. Различаются же они типом используемых в модели переменных. Прикладник выбирает из всего множества переменных и индикаторов, относящихся к теме, только те, которые можно затем использовать в практике принятия решений. Академический же социолог ничего такого не делает, он опирается на всю информацию.
Оценочные исследования — это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить — в социальных, экономических или политических терминах — конечный результат (эффект) научно-поискового либо прикладного исследования (целенаправленного вмешательства в социальные процессы). Примером может служить внедренческая программа улучшения стиля руководства в деловой организации. Оценочные исследования призваны не только дать обоснованную критику и коррекцию фундаментальных и прикладных программ, но также рассчитать их себестоимость, определить наиболее рациональную методику проведения и внедрения, то, в какой степени достигнуты поставленные в исследовании цели, т.е. дают эмпирическую проверку запланированных мероприятий и процедур, указывают возможные последствия, к которым может привести данное исследование или программа3. Используемые здесь технологии измерения те же самые, что и в социальной науке в целом. Оценивание практических социальных программ — очень важный вид прикладных исследований. Применяя теорию и методы социальной науки, прикладник оценивает ресурсы, стоимость, сроки, степень выполнимости и последствия внедрения социальной программы, например кадровой политики.
Процедура оценивания начинается с определения мотивов и задач оценки, чтобы обеспечить правильное понимание ее цели и использования, а также параметров (например, объем при оценке политики влияния). Важ-
Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. No. 4. P. 576.
Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R.. Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 79.
ной частью данного этапа является распределение ролей и ответственности каждого участника процесса (органы власти, которым необходима оценка, организационный комитет, группа, проводящая оценку, и т.д.)- Следующая ступень включает подготовку исходных условий оценки, определение ключевых вопросов, критериев оценки и требуемых результатов, а также логистику — бюджет и график. Сама процедура оценки включает принятие решений, основанных на опыте группы, проводящей оценку, а также используемые методологические инструменты. Процесс завершается рассмотрением и использованием результатов оценочной деятельности, сравнением качества проведенной оценки с первоначальными задачами и критериями, такими как надежность, достоверность, ясность и беспристрастность выводов.
В течение первой половины XX в. оценочные исследования активно проводились во многих областях знания и отраслях промышленности. Большой вклад в их развитие внес известный методолог Д. Кэмпбелл, разработавший теорию квазиэксперимента. В сфере промышленности оценочные исследования первыми появились в угольной промышленности США в 1960-е гг. Они проводились по контрактной системе с частными фирмами, которые, как правило, нанимали профессионально подготовленных социологов. Оценочные исследования ныне — основная сфера приложения труда для тысяч специалистов, в том числе социологов. Основным заказчиком и спонсором таких исследований в США выступает Федеральное правительство.
В Германии, Нидерландах, Швеции, Австрии, Ирландии и Великобритании процесс оценки всегда рассматривался как важная часть политики не только на региональном, но и на различных правительственных уровнях. Оценка здесь является частью политического процесса. В конце 1960-х гг. оценочные исследования стали неотъемлемой частью региональной политики в Германии, в начале 1970-х гг. долговременная программа оценки эффективности и результативности всех инструментов региональной политики рассматривалась британским парламентом. Великобритания традиционно считается наилучшим примером хорошо развитой культуры оценки. Политики осознают важность постановки задач, мониторинга и оценки и вкладывают большие инвестиции в оценку эффективности региональной политики за последние 20 лет.
По мнению Ф. Каро, в последние 20 лет оценочные исследования (evaluation research) считаются главной сферой приложения усилий прикладников. Прикладники занимаются научной оценкой правительственных программ в сфере социальной политики. Оценочным исследованиям посвящены специальные журналы: Evolution Review, Evolution and Program Planning, ежегодная серия научных сборников Evolution Studies Review Annual, учебные пособия, хрестоматии, практикумы, учебные курсы, на многих университетских кафедрах открыта соответствующая специализация4.
Оценочные исследования в последней четверти XX в. перекочевали в сферы большой политики и макроэкономики, став там незаменимым инструментом повышения эффективности принимаемых решений. После объединения Германии вся созданная в ГДР исследовательская школа стала
См. например: Саго F.G. (ed.) Reading in Evalution Research. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1977; Guttentag M., Struening E.L. (eds.) Handbook of Evalution Research. Beverly Hills, Calif.: Sage, 1975; Franklin J.L., Thrasher J.H. An Introduction to Program Evalution. N.Y.: Wiley-Intereccence, 1976.
предметом оценивания, результатом которого должно было стать заключение о дальнейшем существовании системы институтов и ученых. Оценочные исследования быстро превратились в «растущую индустрию» (Н. Freeman). На первом этапе своего развития оценочное исследование как отражение политики реформирования, в условиях которой оно возникло, концентрировалось главным образом на росте эффективности (output) государственной политики. Во время же «второй волны», с 1980-х гг., после неолиберальной критики модели экономики благосостояния и консолидированного бюджета, во внимание стали приниматься прежде всего вопросы сокращения расходов (input)5.
Рис. 1. Исследования на тему: «Чем и как питаются россияне»
Под оценочным исследованием Гельмут Вольманн понимает систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладного социального исследования. Под политическим оцениванием (policy evaluation), или иначе — программным оцениванием (program evaluation), следует понимать аналитическую процедуру, направленную на то, чтобы осмыслить и оценить достижение целей и воздействие государственной политики (или политико-административных мероприятий). Ныне оценка выступает составным элементом правительственной политики в Западной Европе и Северной Америке. Европейская комиссия (1999) так обосновывает ее важность: «Целью оценки является проверка истинных причин вмешательства в дела общества, проверка воспроизводимого удачного опыта и провалов политики, чтобы избежать их повторения, и обратный отчет перед гражданами. Если предприятия частного сектора не име-
Wollmann H. Politikevaluierung/Evaluierungsforschung // Nohlen, Dieter (Hrsg.), KJeines Lexikon der Politik. Munchen: Beck, 2001.
ют особой нужды отчитываться за свои действия, так как объективной оценкой их деятельности является рынок, организации общественного сектора обязаны проводить оценку их деятельности». Для оценки экономической эффективности региональной (местной) политики во многих странах разработаны стандартные тесты, позволяющие в короткие сроки дать точные количественные величины. Стандартная оценка учитывает, в частности, уровень региональной безработицы, социально-экономический уровень развития региона, социальную справедливость, стратегические или военные расходы. Сравнительное сопоставление помогает регионам быстро узнавать о развитии соседей, принимать действенные меры по выравниванию региональных различий6.
В области оценочных исследований сегодня используется широкий набор методов, которые разбиты на несколько групп по классификации Комитета региональной политики Европейского союза. Сюда входят средства глобальной оценки программы, включая структурирование оценки (анализ SWOT, концептуальная карта, цветовое голосование), наблюдение за изменениями в оцениваемой области (индивидуальные опросы, фокусная группа, исследование конкретных случаев), анализ данных (GIS, сдвиговый анализ, модели ввода—вывода и макроэкономики) и выводы (экспертные заседания, многопараметрический анализ).
Оценочные исследования распространены буквально во всех сферах жизни общества и используются представителями как социальных, так и естественных наук. Так, Институт питания РАМН постоянно проводит оценочные исследования того, чем и как питаются россияне. Лондонская фирма BDG Consulting, столкнувшись с растущей потребностью в анализе деятельности британского сектора управления ценными бумагами, регулярно проводит оценочные исследования. После длительного и многоэтапного процесса внедрения «Проекта первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде» (НА. Сирота, В.М. Ялтонский, И.Л. Баушева, И.И. Хажилина, О.В. Петунс, И А. Корецкая), длившегося три года, было проведено оценочное исследование, ставившее целью выяснить, насколько эффективным он оказался. Исследование — устный опрос и анкетирование участников (родителей и учащихся) — основывалось на учете динамики факторов устойчивости личности к стрессу и социальному давлению, так называемых протективных факторов или факторов «антириска»7.
М. Скрайвер (1967) различал процессуальные и итоговые оценочные исследования. Процессуальные исследования отвечают на вопросы, позволяющие вмешиваться в ход программы, среди них, например, такие вопросы: принимается ли программа участниками, участвуют ли они в ней с удовольствием или отвергают, в чем сильные и слабые стороны программы, по мнению участников и персонала, что именно дает нужные, запланированные результаты? С целью получения процессуальных оценок проводится устный опрос и анкетирование участников. На этой основе Ф. Тиббитс предлагает различать два вида оценок — формирующую и итоговую. Формирующие
Сокращенный вариант классификации по источнику: СЕС: Evaluation design and man agement. Vol. 1. MEANS Collection: Evaluating socio-economic programmes. Luxembourg: Commission of the European Communities, OOPEC, 1999. Информация с веб-сайта Министерства здравоохранения РФ: http://www.niinop.ru/ressir.html
оценки проводятся на стадии подготовки проекта и на первом этапе его выполнения. Собранная в процессе работы информация поможет организаторам программы сделать ее более эффективной8.
Итоговая оценка делается один раз. Она документально фиксирует результаты работы, определяет степень достижения поставленных целей.
Примером формирующей оценки служат контрольные работы, которые пишут школьники в середине учебного года. Результаты работ обеспечивают обратную связь: школьники узнают свои слабые места и могут над ними больше работать во второй половине года. На занятиях по повышению квалификации педагогов тоже важны промежуточные результаты, они позволяют уже на следующий день перестроить повестку дня. Формирующая оценка, проведенная после первого года выполнения трехлетней программы, дает возможность понять, достижимы ли поставленные цели.
Итоговые оценки выносятся после завершения программы. На их основе эксперты или администрация решают, достигнуты поставленные цели или нет. Таков годовой экзамен у студентов, итоговая оценка подготовки педагога, окончательная оценка результатов трехлетней программы. Без сомнения, итоговые оценки оказывают сильное влияние на аудиторию: результаты экзаменов важны для будущего школьника, спонсоры программы подумают, надо ли финансировать ее дальше9. Оценка позволяет выносить компетентное суждение о нынешнем состоянии объекта, сравнивать его с аналогами или эталоном, делать критические выводы.
Оценочные исследования активно используются в ходе рекламной кампании, помогая не только вовремя измерить эффективность тех или иных рекламных обращений, но и оценить перспективные рынки, скорректировать позиционирование товара. Оценочные исследования — это исследования, направленные на измерение эффективности завершенной или почти завершенной рекламы. Методы оценки рекламы подразделяют на восемь категорий: тесты на запоминание, тесты на убедительность, подсчет непосредственного отклика, коммуникативные тесты, фокус-группы, физиологические тесты, кадровые тесты, внутрирыночные тесты10. Все виды тестов предполагают непосредственный контакт с потребителями. Тестирование могут проводить после запуска рекламы в СМИ и до него. Тест на запоминание позволяет определить, насколько хорошо та или иная реклама отпечаталась в сознании потребителей, установить, запомнили ли они название товарного знака. Полученные в них результаты помогают эффективнее организовать обратную связь между получателями информации и коммуникаторами.
При оценивании эффективности PR-кампаний используются такие критерии, как сложность поставленных задач, оригинальность и нестандартность замысла кампании, соответствие результата поставленным задачам, масштаб проекта, стратегическое планирование кампании, наличие качественных . изменений в результате проведенной работы, удовлетворенность заказчика достигнутыми результатами, оптимальное сочетание затрат и эффективности, общественный резонанс по итогам кампании. Оно предполагает исполь-
Тиббитс Ф. Оценка правового образования. М.: Логос, 1999.
Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: Принципы и практика. СПб.: Питер, 1999. С. 634-635. Комиссарова Т.А. Конкурентные преимущества компании на рынке (исследование оценочных организаций на рынке оценки имущества и бизнеса) // Антикризисное управление. 2001. № 11—12.
зование социологических исследований, фиксацию изменения поведения аудитории на всех этапах кампании. Такой подход к оценке эффективности PR, по мнению специалистов, максимально эффективен, но в то же время — максимально затратен1'.
Согласно точке зрения Е. Попова, директора Маркетингового информационного центра, измерения эффективности PR-кампаний методами социологии делятся на три этапа. Первый — установочные исследования. Их результат — основа для четкого формулирования проблемы, грамотного планирования и разработки программы, ее эффективной реализации. Второй этап — трекинговые исследования аудитории. Стандартный набор критериев оценки эффективности рекламной кампании в СМИ — частота упоминаний о заказчике в рамках кампании, уровень охвата целевой аудитории, состав фактической аудитории данного сообщения. Но этого явно недостаточно. Необходимо оценивать не только уровень реализации кампании, но и степень ее воздействия на целевую аудиторию — какая часть потребителей восприняла суть сообщения, как количественно изменились уровни спонтанной информации о продукции, услуге или компании. Третий этап измерений — оценочные исследования, которые делают PR, с одной стороны, функцией управления, с другой — управляемым процессом12.
Оценочные исследования могут быть самого разного масштаба — от тестирования учеников одного класса до изучения социальных институтов всего общества. Так, например, Межгосударственный статистический комитет стран СНГ в 2001 г. провел оценочные исследования уровня тенизации экономики постсоветских государств. По уровню доли теневого сектора в структуре ВВП «первое» место занял Казахстан. В Казахстане доля теневой экономики в валовом внутреннем продукте страны составляет 30%, сообщает еженедельник «Панорама» со ссылкой на Reuters. В Армении доля теневого сектора составляет 29%, в Узбекистане — 28, в Грузии — 26, в Азербайджане этот показатель составляет 20—22% ВВП, в России теневая экономика занимает 22%, в Туркмении — 16, в Молдавии — 15%. В Украине теневым сектором охвачено, как считают в Статкомитете, 20% ВВП. Минимальные уровни теневой экономики Статкомитет зафиксировал в Киргизии — 9,5% и Беларуси — 9%.
Оценочные исследования проводятся с использованием самых разных методов, известных или распространенных не только в социологии, но и в других социальных науках, в том числе такого экзотического для социологии приема сбора информации, как эксперимент.
Интересный опыт проведения оценочных исследований накоплен американскими социологами в сфере музейного дела. Художественные музеи затрачивают значительные ресурсы и время для развития программ многоразового посещения музеев учащимися. Но исследования на тему образовательной целесообразности таких программ встречаются достаточно редко. Специалистам точно неизвестно, что нового узнают школьники, приобщившись к опыту занятий искусством в музеях. Еще менее известно о длительности воздействия на студентов занятий в художественных музеях. Национальная галерея США заключила договор с Институтом учебных инноваци й
Моисеев А. Проблема оценки эффективности PR-кампаний // http://www.ricn.ru/pr/material/2553/ 12 См. там же.
для изучения результатов многоразовых посещений галереи школьниками округа Колумбия.
Весной 1998 г. завершился четвертый год реализации. Каждый год программа апробировалась на учениках четвертого, пятого и шестого классов. Каждый год в занятиях принимали участие примерно 300 человек. Важным аспектом программы являются оценочные исследования, направленные на сбор следующей информации: как участие в программе «Искусство за углом» влияет на способность подростков интерпретировать и обсуждать произведения искусства, влияет ли участие в программе на отношение школьников к произведениям искусства и художественному музею? Исследование базировалось на качественном подходе, на последнем этапе были применены смешанные методы. Контрольную группу, использованную для сравнения, составили учащиеся школы, не участвовавшей в программе.
Первая часть исследования включала письменное сочинение-обзор, цель которого — установить сопоставимость демографических характеристик экспериментальной и контрольной групп (обе группы из одного социального слоя, у них сопоставимый опыт восприятия произведений искусства и посещения художественного музея), а также определить общую базу познаний по искусству. Во второй части учащимся показывали репродукции картин Национальной галереи и просили дать их письменную интерпретацию.
Письменные ответы имели форму Personal Meaning Mapping (личной сетки оценки). Этот инструмент измеряет знания с помощью четырех критериев: словаря, широты понимания, глубины понимания, всеобъемлемости понимания. В третьей части исследования представители контрольной и экспериментальной групп участвовали в межгрупповых дискуссиях. По итогам исследования было установлено, что программа «Искусство за углом» оказала мощный долговременный эффект на развитие эстетических способностей учеников13.
Г. Фриман и П. Росси14 к методам и видам прикладных исследований относят также:
♦ картирование;
♦ моделирование социальных явлений.
Картирование (mapping) и исследование социальных индикаторов — это описательное по характеру и целям исследование, предназначенное дать оценку масштабов изучаемого явления, его местоположение и распределение в физическом пространстве и социальной среде (по регионам и социальным группам) и тенденции его изменения во времени. Например, кандидат на местных выборах стремится узнать, какие группы населения его поддерживают, т.е. определить электорат. Или торговая фирма изучает сегментирование рынка сбыта своей продукции.
Такого рода описательные исследования по точности должны превосходить даже академические исследования. Но часто клиенту нужна прикидоч-
Даунз Л. Сообщение об анализе долговременной музейной программы «Искусство за углом» // http: //www.rusmuseum.ru/center/tez9.htm 14 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. No. 4. P. 571-580.
ная информация, полученная методом «на скорую руку». Если кандидату на выборах достаточно знать, поддерживают его 40 или 60% электората, то тратить дополнительные средства на выяснение состава электората с точностью до десятых долей процента не имеет смысла. Заказчик сам определяет допустимые границы отклонения. Точность минимизируется и вследствие давления сроков выполнения (от нескольких недель до нескольких месяцев).
Моделирование социальных явлений — этот тип прикладного исследования тесно связан с академическим типом и касается разработки обобщенной модели протекания социального процесса. Например, правительство страны обеспокоено распространением оружия в криминальной среде. Оно ставит задачу выяснить, по каким каналам оружие попадает в частные руки, циркулирует от производителя к посредникам и потребителям, как переходит от одного владельца к другому. В таком случае строится модель распространения оружия, опирающаяся на данные прессы, информацию спецорганов, результаты опроса экспертов и, возможно, собственного эмпирического исследования. Главное здесь — общая модель процесса, а не точность эмпирических данных.
Моделирование социальных явлений в прикладном исследовании не тождественно построению моделей в академическом. Различия заключаются в том, что первое учитывает небольшой круг переменных, на которые можно практически влиять силами заказчика. Клиента не интересует то, решается ли данная проблема средствами социологии, психологии или экономики, ему нужно знать, как ее в принципе решить. Поэтому любое прикладное исследование — междисциплинарное.
Роль социолога в ПСИ считается главным образом технической. Он ставит конкретные проблемы перед политическими деятелями или бизнесменами и переводит их в исследовательскую программу.
Б. Тачфилд выделяет две различные модели ПСИ15. Первая названа им «дисциплинарной перспективой» за то, что в ней внимание сконцентрировано на том, как политика выводится из теории. К примеру, теории отклонения, социальных изменений, расовых отношений, социальной стратификации и организационной структуры содержали в себе полезные знания, применимые в социальном планировании. Данная модель ориентирована на прирост знания внутри дисциплины и обращается к коллегам, а не к клиентам. Вторая модель — «программная перспектива» — включает традиционные оценочные исследования, так как оценивает эффективность конкретной социальной программы. Она включает постановку проблемы, целей и задач программы, методы сбора и анализа данных. Составляемый по окончании исследования научный отчет еще не готов к публикации в профессиональном журнале, поскольку он не содержит серьезных эмпирических находок.
Возможна и такая классификация ПСИ: 1) теоретически обоснованные эмпирические исследования с выходом на социальную политику; 2) проведение социальной политики практическими работниками и консультантами, но с широким использованием теоретической и эмпирической литературы (анализ источников, опрос экспертов, посещение передовых предприятий и т.д.); 3) использование теоретических и эмпирических знаний е крупномасштабных социальных экспериментах.
См.: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings /Ed. by H.E.Freeman, Dyne; R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Социальная диагностика — направление социологической деятельности, связанное с оперативной оценкой состояния или режима работы социального объекта, выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития16. Она используется в прикладной социологии (управленческое консультирование, социально-инженерная деятельность).
Американский Центр опросных исследований (Survey Research Center — SRQ под руководством Ф. Манна провел диагностическое и практическое исследование на шести заводах и в центральном офисе крупной фирмы17. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персонала с целью получить точное описание того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий. В принципе допускалось, что диагностику можно проводить любым способом в зависимости от того, каковы цели ученых и исходная концептуальная модель.
В данном случае цели определялись сотрудниками центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После этого ученые откорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзом.
В конечном счете определились общие цели — то, что интересует каждую из сторон. Компанию интересовало улучшение психологического климата и морали работников, изменение установок людей и их отношения к работе. Профсоюз хотел получить комплекс практических мероприятий, улучшающих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие переменные, как «контроль», «коммуникация», «эффективность», «координация», «процесс устарения технологии», «склонность к риску», «удовлетворенность» и «организационные изменения». В процессе долгих согласований были выработаны взаимоприемлемые цели.
Исследование включало несколько фаз. На первой создали специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в его практической полезности. Оказывается, научные данные могут быть по достоинству оценены компанией в том и только в том случае, если лица, занимающие в компании ключевые посты, будут включены в разработку процедуры исследования в той мере, в какой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить, а затем в ходе интервью с персоналом на самых разных уровнях он несколько раз дополнялся и расширялся. Активное участие в обсуждении принял и профсоюз. Ученые перевели идеи и предложения работников на язык социально-психологических переменных.
социальное управление: Словарь/Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М.: Изд-воМГУ, 1994. С. 155.
Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 25-30.
На второй стадии, обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений с персоналом, ученые составили вопросник и схему основного интервью. Включаемые сюда вопросы просматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Одобрение инструментария и его совместная разработка существенно снизили психологическое сопротивление менеджмента на стадии обсуждения научных результатов. В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциальности ответов респондентов.
Третья фаза — заключительный этап диагноза. Специфику представляет процедура интерпретации данных. Поскольку исследование ориентировано на достижение практического эффекта, интерпретация состояла из серии конференций с персоналом. Подключение персонала к интерпретации данных и анализу выявленных проблем считалось решающим фактором, поскольку предполагалось, что результаты исследования будут использованы именно в этой организации. Желательно, чтобы дискуссию вел руководитель отдела компании. Он нацеливает персонал на практическое использование результатов и участие в принятии решений. Таким образом, устанавливается активная обратная связь ученых с персоналом, она и служит гарантией конечного успеха. Обсуждение выявленных учеными проблем подвигло участников конференции поставить новые вопросы, которые прежде выпали из поля зрения. Работники обвинили менеджеров в том, что они мало делегируют свои полномочия подчиненным, а те, в свою очередь, указали на недостаточно высокую квалификацию персонала и нежелание ее повышать. Другая проблема коллективного обсуждения — условия труда и его оплата.
Оказалось, что никто из сотрудников компании раньше никогда не сталкивался с количественным анализом человеческих проблем, не читал статистических отчетов и никто, естественно, не был обучен тому, как интерпретировать и решать проблемы, выявленные в процессе обобщения ответов респондентов. Ученые помогли менеджерам интерпретировать данные и глубже понять особенности поведения подчиненных.
Если диагноз является важным этапом процесса принятия решений, то его кульминацией служит выбор способа практических действий. Польза участия менеджеров в том, что они помогают ученым найти альтернативные интерпретацию или практическое решение, которые без них никогда не были бы увидены.
Ученые использовали современный арсенал знаний в области социологии, антропологии, психологии, статистики для интерпретации данных, в частности теорию игр, концепцию полевой неопределенности, теорию принятия риска. Разумеется, употреблять их произвольно, кому как вздумается, было бы неправильно. Поэтому степень применимости таких знаний к конкретным условиям устанавливалась специальной экспериментальной процедурой.
Исследование завершилось стадией организационного изменения. Научные результаты высветили для менеджмента те проблемы, на которых ему необходимо было сконцентрировать свое внимание в практической работе, что нужно в ней изменить (например, стиль лидерства или систему поощрения подчиненных). Одноразовых крупномасштабных перестроек организационной структуры может и не происходить. Более того, они не всегда по-
лезны. Важно, чтобы менеджеры учли уроки и изменили свое отношение к порученным обязанностям.
Чаще всего управленцы сомневаются в возможностях и пользе науки. Ученые — всего лишь временные гости, наблюдающие со стороны за происходящим («аутсайдеры»). Менеджеры не верят, что за короткое время они способны хорошо разобраться в делах компании, хотя собственные трудности они воспринимают излишне эмоционально. Если ученому удалось убедить их в надежности и объективности полученных данных, менеджеры начинают иначе смотреть на свои проблемы. Они острее чувствуют свою социальную ответственность и сосредоточиваются не на деталях, а на принципиальных выводах исследования. Помогая менеджерам, специалисты постепенно превратились из обычных социальных ученых или социоинженеров в клиницистов, само исследование переросло в обучение персонала. В результате компания, служившая исследовательским «полем», стала вначале опытной лабораторией, а затем учебным классом18.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'9
Из всего многообразия методов психологического изучения профессиональной деятельности мы рассмотрим основные виды наблюдения — хронометраж, хронографию, алгоритмическую фиксацию деятельности, метод объективной регистрации трудовых операций, а также анализ ошибочных действий.
Хронометраж является методом опосредствованного наблюдения, проводится с применением секундомера. При этом регистрируется время выполнения тех или иных действий работника, на основе чего фиксируются ритмичность, интенсивность и эффективность протекания профессиональной деятельности. Психолог измеряет оперативное время работы, потери на простои, устранение помех и исправление ошибок, а кроме того — затраты времени на изготовление одной единицы продукции, время моторной (двигательной) и сенсорной (зрительной и кинестетической) активности человека в процессе работы.
Метод хронометража применяется и для регистрации затрат времени при исполнении технологических операций, включенных в конкретный трудовой процесс. Такой вид хронометража называется пооперационным. Пооперационный хронометраж выявляет распределение затрат времени между основными (исполнительными и контрольными) и вспомогательными (подготовительными) операциями при изготовлении одной единицы продукции. Благодаря этому мы можем установить рациональность, или оптимальность, того или иного приема, используемого в данной операции. А вот измерение показателей времени в течение рабочей смены выступает надежным основанием уже для анализа изменения работоспособности человека либо оценки рациональности норм труда.
Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 30-38.
Подробнее см.: Герчиков В.И., Кравченко А.И., Крылова Н.В. Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. М.: Наука, 1989. С. 142-145.
Однако надо помнить, что этот, как, впрочем, и любой другой метод, полезен лишь в том случае, если его применение основано на соблюдении некоторых требований. Так, например, принцип адекватности предполагает, что хронометраж следует использовать в тех ситуациях и видах деятельности, где он уместен или определен задачами исследования. Скажем, в изучении деятельности сборщиков и станочников он просто незаменим, а при изучении работы железнодорожных диспетчеров, операторов энергосистем или наладчиков этот метод окажется менее продуктивным потому, что решение задачи здесь протекает в скрытом от глаз наблюдателя виде, т.е. мысленно. Другое условие — выделенные для регистрации единицы деятельности долж<