Выбор места в поле и получение доступа к нему
Среда или полевая «площадка» — обстановка, в которой происходят события или имеет место деятельность; это социально определенная территория с подвижными границами. Социальная группа может взаимодействовать в нескольких местах. Выбирая площадку, полевой исследователь должен учитывать три фактора: богатство данных, неизвестность, пригодность.
Для исследователя важно установить отношения со «сторожами», т.е. людьми, которые имеют официальную или неформальную власть, чтобы контролировать доступ к «площадке». Полевые исследователи могут вести переговоры с ними по поводу доступа к ней.
СТРАТЕГИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ПОЛЕ
Планирование. Вхождение в поле похоже скорее на очистку лука, чем открывание двери.
Переговоры. Социальные отношения обговариваются и формируются в процессе работы в поле. Переговоры ведутся с каждым новым членом группы до тех пор, пока не разовьются стабильные отношения, позволяющие добиться доступа к полю и, после установления доверия, получить информацию и ослабить враждебность. Предполагается, что исследователю придется снова и снова обговаривать и объяснять, что он делает.
«Открытость» исследователя. Исследователь должен решить, в какой мере он расскажет о себе и об исследовании. Рассказывая о своей личной жизни, хобби, интересах, биографии, он (она) может установить доверительные отношения и открыть информацию о себе (privacy). Необходимо помнить, однако, что внимание должно фокусироваться на событиях в поле.
Что касается исследовательского проекта, то исследователь сам должен решать, насколько он может быть откровенен в этом.
ВХОЖДЕНИЕ В ПОЛЕ
После того как площадка в поле выбрана и доступ к ней получен, исследователь должен досконально изучать связи, развивать дружеские отношения с членами группы, адаптироваться к роли и поддерживать социальные отношения. Прежде всего, исследователь должен задаться следующими вопросами: «Как я представлюсь?», «Что для меня значит быть"измерительным инструментом"?», «Каким образом я могу принять "позицию отстраненности"?»
Самопрезентация. Мы представляем себя окружающим через свою внешность, то, что мы говорим и как мы действуем. Эти характеристики посылают им символические послания («Я серьезный и трудолюбивый ученый», «Я бунтарка и люблю вечеринки» и т.д.).
Исследователь как инструмент. Исследователь — инструмент изучения полевых данных. Это означает две вещи: во-первых, необходимость быть настороже, чувствительность к происходящему в поле и дисциплинированность в ведении регулярных записей. Во-вторых, последствия для исследователя как личности. Полевая работа подразумевает отношения с другими людьми и личные переживания. Полевые исследователи должны проявлять гибкость в отношении того, что включать в качестве данных и что принимать из того, что является их собственными субъективными размышлениями и чувствами, или «эмпирическими данными». Субъективные личные
переживания — часть полевых данных. Они ценны как сами по себе, так и для толкования полевых данных. Вместо того чтобы быть объективным и игнорировать личные реакции, полевые исследователи относятся к своим чувствам , вызванным событиями в поле, как к данным.
Позиция отстраненности. Впривычном мы, как правило, не видим ничего особенного. Столкновение культур, или «культурный шок», имеет два преимущества: позволяет легче понимать элементы культуры, кроме того, способствует самораскрытию. Исследователь занимает позицию отстраненности, чтобы воспользоваться этими преимуществами. Данная позиция подразумевает следующее: ставить под сомнение обычные вещи, замечать обычные детали или смотреть на обычные вещи глазами постороннего. Отстраненность помогает исследователю видеть привычное по-новому, а это обнаруживает те аспекты среды, которые не осознают осведомленные члены группы.
Позиция отстраненности стимулирует исследователя к тому, чтобы пересмотреть свой собственный социальный мир. Погружение исследователя в другую среду нарушает привычный ход мысли и поступков.
Установление дружеских отношений. От понимания — к сочувствию. Шатц-ман и Стросс замечают, что «исследователь верит всему и одновременно не верит ничему».
Обаяние и доверие. Полевому исследователю необходимы навыки общения и личное обаяние, чтобы установить дружеские отношения.
Понимание. Как только полевой исследователь достигает понимания точки зрения члена группы, он (она) переходит к следующему этапу — необходимости научиться думать и действовать исходя из позиции члена группы. Это принятие видения другого человека: «влезаешь в кожу другого человека и ходишь в ней».
ОТНОШЕНИЯ В ПОЛЕ
Вы можете играть множество социальных ролей в повседневной жизни. Одни роли вы выбираете, а другие структурированы для вас (формальные, неформальные). В поле исследователь может принимать существующие рол и, а также создавать новые или модифицировать имеющиеся.
Ограничения, связанные с избранной ролью. Есть характеристики исследователя, которые нельзя изменить, например возраст, пол, привлекательность, раса. Есть черты, которые изменить можно (прическа, одежда).
Уровень вовлеченности. Диапазон ролей в поле охватывает континуум от постороннего наблюдателя до включенного участника и описывается в трех системах: Джанкера (старая Чикагская школа), Ганса (упрощенная система Джанкера) и Адлера, выходящей за рамки Чикагской школы и включающей идеи этнографии и этнометодологии.
Доскональное изучение обстоятельств. Исследователь должен научиться противостоять личному стрессу, нормализовать социальное исследование и действовать как «приемлемо некомпетентное лицо».
НАБЛЮДЕНИЕ И СБОР ДАННЫХ
Наблюдение. Исследователь в поле делает в основном следующее: замечает, наблюдает и внимательно слушает. Он (она) использует все свои чувства, чтобы замечать все, что можно видеть, слышать, осязать, ощущать. Исследователь становится инструментом, который поглощает все источники
информации. Он (она) тщательно исследует пространство, чтобы уловить его «атмосферу» (каков цвет пола, как расставлена мебель, размещены картины, плакаты и т.д.).
Исследователь наблюдает за людьми (возраст, пол, раса, телосложение), деталями внешности (аккуратность, прическа, наличие грима, качество бритья, использование дезодоранта, духов). Никто для него не может быть одетым или выглядеть «нормально». Такое утверждение означало бы, что исследователь не видит социальный мир глазами чужака.
Он наблюдает за действиями людей (где сидят или стоят, как быстро ходят), за невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, как человек сидит или стоит, как люди размещают себя в группе, контакт глазами). Исследователь замечает обстановку, в которой происходит действие: кто пришел, кто ушел, было ли в комнате жарко. Эти детали могут помочь понять смысл и причины событий.
Слушание. Полевой исследователь внимательно слушает, отмечая построение фраз, акцент, ошибки в речи. Например, люди часто говорят: «Вы знаете», «Конечно». Исследователь должен понять значение этих фраз.
Жаргон. Люди, взаимодействующие друг с другом в течение какого-то времени, разрабатывают общие символы и терминологию. Они создают новые слова и приписывают новые значения обычным словам. Новые слова появляются благодаря особым событиям, предположениям или отношениям. Исследователи должны начать с допущения, что слова и символы, используемые в их мире, могут иметь другое значение в мире наблюдаемых субъектов. Они также должны обратить внимание на новые слова и на слова, используемые в обстоятельствах, отличных от тех, которые они знают. Жаргон дает исследователю ключи к тому, что важно для членов группы и как они видят мир.
Заметки. Данные полевого исследования — в основном полевые заметки. Хорошие заметки — это, по мнению Феттермана, «кирпичи и строительный раствор» полевого исследования. Полный объем полевых заметок может содержать карты, диаграммы, фотографии, интервью, магнитофонные записи, видеокассеты, аналитические заметки, предметы, краткие записи и подробные заметки, которые делаются вне поля. Исследователь тратит больше времени на написание заметок, чем на пребывание в поле.
Написание заметок — утомительная, скучная процедура, которая требует самодисциплины. Заметки содержат подробные описания деталей, сделанные по памяти. Исследователь должен иметь ежедневную привычку делать заметки сразу после того, как он покинет поле. Члены группы имеют право оставаться анонимными, исследователь может использовать псевдонимы. На написание заметок влияют состояние ума исследователя, уровень внимания, условия в поле.
ТИПЫ ПОЛЕВЫХ ЗАМЕТОК
Подробные полевые заметки имеют несколько типов или уровней. Мы опишем шесть уровней. Например, 6 часов в поле могут иметь своим результатом 1 страницу кратких заметок, 40 страниц непосредственного наблюдения, 5 страниц выводов исследователя, 2 страницы методологических, теоретических и личных заметок.
Краткие заметки. Почти невозможно сделать хорошие заметки, находясь в поле. В поле делаются краткие заметки. Это короткие, предварительные «спусковые крючки памяти» (слова, фразы или рисунки, сделанные незамет-
но, например на салфетке и т.п.). Они вкрапляются в заметки прямого наблюдения, но никогда не заменяют их.
Заметки прямого наблюдения. Основной источник полевых заметок — те заметки, которые исследователь делает сразу же после того, как покидает поле. К ним он (она) будет возвращаться не раз, чтобы сделать добавления. Заметки выстраиваются хронологически, с указанием даты, времени и места каждого вхождения в поле. Заметки — подробное описание в определенной специфической форме того, что исследователь услышал и увидел. По возможности это должна быть точная запись слов, фраз и действий. Двойными кавычками можно отделять дословную речь от парафраза. Исследователь записывает также «аксессуары диалога» (невербальную коммуникацию, тон, скорость, объем речи, жесты) и то, что он услышал, без подчисток (не исправляя грамматические ошибки, сохраняя слэнг, неверные заявления и т.п.). Исследователь описывает в заметках конкретные детали.
Заметки — заключения исследователя. Исследователь записывает свои заключения в отдельном разделе. Люди видят конкретные действия или слышат слова; затем они применяют свое культурное знание, ключи из контекста, и тому, что сделано и сказано, приписывают социальное значение. Люди постоянно выводят социальное значение, исходя из того, что они видят и слышат, но делают это не всегда правильно. Заключения исследователя должны быть записаны отдельно, так как новые значения могут возникать после повторного чтения прямых заметок.
Аналитические заметки — часть теоретических заметок, где исследователь разрабатывает новые идеи во время работы в поле.
Теория появляется во время сбора данных и кристаллизуется, когда исследователь анализирует свои полевые заметки. В аналитических заметках исследователь размышляет вслух, предполагая наличие связей между идеями, создавая гипотезы и развивая новые концепции.
Личные заметки похожи наличный дневник. Они имеют три функции: это отдушина для исследователя и способ борьбы со стрессом; источник данных о личных реакциях; возможность оценить непосредственные наблюдения или выводы при перечитывании заметок. Например, хорошее настроение может окрасить наблюдаемое соответствующим образом (то же касается плохого настроения).
Карты и диаграммы. Полевой исследователь часто делает карты и рисует диаграммы или картинки, отображающие характеристики поля. Это служит двум целям: помочь организовать события в поле и передать другим ситуацию на «площадках» поля. Существуют три типа карт: пространственные, социальные, временные.
Магнитофонные и видеозаписи делаются в помощь заметкам. Они не могут служить заменой полевых заметок или присутствия исследователя в поле.
Заметки по поводу интервью. Если исследователь проводит интервью, то отдельно он пишет заметки к интервью: отмечает дату, места проведения интервью, характеристики интервьюируемого, содержание интервью и т.д.
КАЧЕСТВО ДАННЫХ
Вколичественном исследовании данные высокого качества — это надежные и валидные данные. Они дают точные сопоставимые измерения одной «объективной» истины для всех исследователей.
Интерпретативный подход предлагает другую разновидность качества данных. Вместо предположения о существовании единой, объективной истины полевые исследователи допускают, что члены группы субъективно истолковывают свой опыт в рамках социального контекста. Член группы считает истиной то, что является результатом социального взаимодействия и толкования. Поэтому полевые данные высокого качества охватывают такие процессы и обеспечивают понимание точки зрения члена группы.
Полевой исследователь не игнорирует субъективные точки зрения, чтобы получить качественные данные. Скорее, качественные данные включают его субъективные реакции, опыт. Качественные полевые данные — детальное описание того, что появилось в результате «погружения» исследователя и достоверного опыта, приобретенного в социальном мире членов группы.
Надежность в полевых исследованиях. Надежность полевых исследований подразумевает ответ на следующий вопрос: «Являются ли наблюдения исследователя о члене группы или о событии в поле сопоставимыми внутренне и внешне?»
Внутренняя сопоставимость означает ответ на вопрос, правдоподобны ли данные, принимая во внимание все, что известно о человеке или событии (исключая распространенные формы человеческого обмана). Другими словами, составляют ли кусочки, собранные вместе, логическую картину? Например, остаются ли действия члена группы сопоставимыми по прошествии какого-то времени и по отношению к другим социальным обстоятельствам?
Внешняя сопоставимость достигается верификацией или перекрестной проверкой наблюдений с другими источниками данных. Иначе говоря, вписываются ли эти наблюдения в общий контекст? Например, могут ли другие проверить то, что отметил в человеке в своих наблюдениях исследователь? Подтверждают ли наблюдения исследователя другие свидетельства?
Надежность в полевых исследованиях также включает то, что не сказано или не сделано, но ожидается и предвидится. Такие пробелы или нулевые данные могут быть важными, но их трудно обнаружить. Надежность в полевом исследовании зависит от видения исследователя, его осведомленности, подозрений и вопросов. Он смотрит на членов группы и события с разных точек зрения (правовой, экономической, политической, личной) и мысленно задает себе вопрос: «Откуда деньги на это?», «Что эти люди делают весь день?»
Полевые исследователи принимают во внимание субъективность и контекст, когда они оценивают надежность. Они знают, что высказывания или действия человека находятся под влиянием субъективных представлений. Вместо того чтобы давать оценку правдивости каждого утверждения, полевой исследователь считает, что все утверждения важны сами по себе. Даже неверное суждение может открывать что-либо с точки зрения исследования. Действия и высказывания формируются в определенном контексте. То, что сказано в одном контексте, может отличаться от того, что сказано в другом.
Другими препятствиями на пути определения надежности являются дезинформация, отговорки, ложь, прикрытие секретной или нелегальной деятельности.
Валидность в полевых исследованиях — это уверенность в том, что данные и их анализ точно представляют социальный мир поля. Воспроизводство результатов исследования — не критерий, поскольку полевое исследование невозможно воспроизвести.
Существуют четыре способа измерения валидности или теста на точность исследования: «экологическая валидность» {ecological validity), «естественная история» {naturalhistory), подтверждение членов группы {member validity), компетентность представления о внутренней жизни группы {competent insider performance).
«Экологическая валидность» — степень соответствия социального мира, описанного исследователем, миру членов поля. Является ли описанная естественная среда действительно не поврежденной присутствием исследователя или выполняемыми им процедурами? Проект имеет экологическую валидность, если события в поле произошли бы и без присутствия исследователя.
«Естественная история» — детальное описание того, как реализовывал-ся проект. Это полное и откровенное изложение действий, допущений, процедур, совершенных и сделанных исследователем, с целью оценки их другими. Проект валиден в данном смысле, если сторонние наблюдатели понимают и принимают «площадку» в поле и действия исследователя.
Подтверждение членов группы. Валидность такого рода имеет место, когда исследователь знакомит членов группы с результатами исследования и они оценивают их. Если члены группы признают и понимают описания исследователя, отражающие их интимный социальный мир, то исследование валидно. Эта разновидность измерения валидности имеет свои ограничения.
Компетентность представления о внутренней жизни группы — это способность нечлена группы эффективно взаимодействовать в качестве ее члена или выдающего себя за такового. Здесь есть ограничения для проверки валидности, поскольку невозможно знать социальные правила для каждой ситуации. Кроме того, члены группы могут из вежливости не указывать аутсайдеру на социальную ошибку.
ФОКУСИРОВКА И ВЫБОРКА
Фокусировка. Сначала полевой исследователь получает общую картину поля, затем он концентрируется на нескольких определенных проблемах. Он принимает решение о выборе проблем и разрабатывает гипотезы только после того, как побывал в поле и получил собственный опыт работы в нем. Сначала ему все кажется подходящим для исследовании. Однако позже внимание избирательно фокусируется на отдельных проблемах и темах.
Выборка полевого исследования отличается от выборки в массовых опросах, хотя в обоих случаях иногда используется метод «снежного кома». Полевой исследователь отбирает из всех возможных объектов наблюдения наименьший объем. Это называется теоретической выборкой, так как она определяется теорией, которую развивает исследователь. Полевые исследователи отбирают время, ситуации, типы событий или контексты интересов.