Научная теория и эмпирическая схема объекта
Как уже было выяснено, научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образовывают относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, иначе говоря, они не проецируются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток»? Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система практических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы в конечном итоге получить такое понятие.
Алексеев И.С, Бородкин Ф.М. Принцип дополнительности в социологии // Моделирование социальных процессов. М., 1970. С. 41. " Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 57. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. С. 38-39. С различных сторон «ситуативную проекцию объекта» изучали В.А. Ядов, О.М. Маслова, Г.С. Ба-тыгин, Г.А. Погосян, И.М. Попова и В.И. Моин.
В методологии различают не один, а два контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых осуществляется построение абстрактной модели. Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше) теоретических обра за, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение. Например, в квантовой теории один и тот же реальный процесс может описываться посредством двух различных идеализированных схем (волновой и корпускулярной). В них используются разные теоретические средства, которые дают противоположные картины реальности, но, тем не менее, обе они являются эквивалентными и истинными. Вследствие этого схемы не могут без остатка проецироваться на отражаемый ими процесс, иначе говоря, они обладают частичной семантической объективностью (неполной истинностью), хотя и приводят к одним и тем же статистическим распределениям.
В ослабленном варианте (учитывая специфику социального познания) данная закономерность проявляется и в социологии. К примеру, одно и то же статистическое распределение ответов — 70% неудовлетворенных и 30% удовлетворенных трудом — можно интерпретировать двумя различными (и в определенном смысле — противоположными) теоретическими схемами. Согласно первой, превышение доли неудовлетворенных толкуется как позитивный факт, свидетельствующий о высокой требовательности рабочих к условиям и организации труда, их социальной активности. Во второй, напротив, этот факт оценивается отрицательно и свидетельствует о слабой работе администрации. отсутствии реальной заботы о человеке. Какая версия правильная? Дополнительный анализ побочных факторов — сравнение с другими заводами, измерение уровня шума и загазованности — не выявит преимуществ ни одной и: них. Обе объяснительные схемы частично истинны, хотя и противоположны Обе схемы, равно как и две эквивалентные и одновременно противоположные модели трудовой активности (формальная и реальная) хотя и конкурентны, но в принципе правильно отражают реальность. В каждой содержится избыточная информация, обусловленная тем, что они построены нг различных алгоритмах практических действий — «стратагемах». Первая модель удовлетворенности не требует никаких улучшений в условиях и организации труда, она ограничивается проведением разъяснительной работы психологической перестройкой персонала. Вторая предполагает комплекс серьезных практических мероприятий по улучшению условий труда (гуманизации труда) и перестановки в административном штате предприятия.
Таким образом, в абстрактных объектах научной теории содержатся н< только идеализированный образ реальности, но и практическая схема ее изменения, средства решения практических проблем.
Основными компонентами естественно-научной теории выступают научная картина мира, эмпирическая схема, теоретическая система знания, мате
матический и концептуальный аппараты, абстрактные объекты, экспериментально-измерительные процедуры. Конечно, не все они присутствуют в социологической теории, в частности, здесь нет математического аппарата. Другие компоненты видоизменяются. Тем не менее, в целом одни и те же компоненты существуют и в естественно-научном, и в социологическом знании.
В научной теории важную роль играют так называемые онтологические схемы. Это собирательное понятие обозначает достаточно широкий и неоднородный по составу класс структурообразующих элементов теории, состоящий по крайней мере из трех компонентов — картины мира, частнотеоретической и эмпирической схем. Под онтологической схемой в узком значении следует понимать совокупность идеальных объектов теории, ориентированных, с одной стороны, на применение математического аппарата, а с другой — на проектирование экспериментальных ситуаций.