Научная теория – логически непротиворечивая система понятий, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта.

ТГП как наука.

Понятие научного знания.

Наука – высокоспециализированная деятельность, ориентированная на постоянный рост информации об окружающем мире и ее использовании с целью преобразования мира.

Признаки:

1. Главная цель научного познания – получение наиболее общих и достоверных знаний об окружающем мире. Наиболее общие знания означают, что эти знания объясняют все формы и виды исследуемого явления.

2. Для научного знания характерна установка на постоянный рост нового знания (ценность – научная новизна).

3. Научное знание – знание рациональное. Рациональное знание – знание, выраженное в теоретическом моделировании реальности при помощи понятий, эти понятия характеризуются однозначностью смысла и определенностью.

4. Научное знание всегда обусловлено существующей в научном обществе научной парадигмой. Научная парадигма (определение Томаса Куна) – образец решения научных задач. Определяет: предмет исследования, методы исследования, направления научного поиска. Организует научный процесс. Иное определение Томаса Куна – система теоретических, методологических и ценностных установок, принятых в качестве образца решения научных задач, и разделяемых всеми членами научного общества.

5. Научное знание представляет собой деятельность научных сообществ (школ). Научное сообщество создается научной парадигмой.

6. Требует особой подготовки субъектов. В ходе подготовки ученый: осваивает методы исследований, знакомится с принятыми стандартами изложении научного знания, знакомится с нормами профессиональной этики ученых.

7. Научное знание всегда осуществляется на основе сознательно избранных ученым научных методов. Метод (древнегреческий) – правильный путь.

8. Для науки характерен специфический язык, определенность и однозначность смыслового содержания.

Наука создает мысленную (теоретическую) модель объекта.

Научная теория – логически непротиворечивая система понятий, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта.

Признаки научной теории:

1.Обоснованность

2.Доказуемость

3.Логическая непротиворечивость

4.Систематизированность

Наука – определяемая научной парадигмой высокоспециализированная деятельность, целью которой является получение при помощи методов новых достоверных знаний о познаваемом объекте, удовлетворяющем существующим в научном сообществе критериям научности.

Особенности социально-гуманитарного знания.

Социально-гуманитарные науки – науки о духе, о культуре.

Неокантианство, конец XIX-начало XX века – последователи Канта.

Различия между естественными и социально-гуманитарными знаниями – различия в объекте научного познания. Виндельбанд и Риккерт провели разлияи по методу.

Естественнонаучное знание

· Номотетический метод (номос – закон, тетический – устанавливать), т.е. законоустанавливающий метод

· Цель – установление закономерностей (в них - причинно-следственные связи).

· Классическая наука в качестве образца использует знания ествественнонаучные. Научно только то знание, которое использует номотетический метод. Это привело к проникновению естественнонаучных методов в социально-гуманитарные науки. Сформировался этатизм и юснатурализм под влиянием методов естественных наук.

Предмет ТГП

Объект науки не равен предмету науки.

Объект науки – то, на что направлено научное познание. В частности, объект ТГП – право (государственно-правовое явление).

Предмет науки – теоретические знания, полученные в результате исследования объекта.

Субъект мысленный образ объект

Предмет

Предмет ТГП в постнеклассическом типе научной рациональности – исторически развивающаяся система знаний о праве, формировавшаяся под влиянием определенных условий.

От чего зависит предмет науки?

1. От научной парадигмы, которая господствует сегодня в научном обществе.

2. От культуры общества, в котором существуют ученые.

3. От методов познания.

4. От господствующей идеологии (не должно так быть!).

5. От уровня уже накопленных знаний.

6. От отношения общества к научной дисциплине.

7. От тенденции развития общества и науки.

8. От личности ученого.

9. От типа правопонимания.

Предмет теории права формируется самими членами научного сообщества в конкретных культурных условиях.

Научный метод

Научный метод – способ познания, основанный на философской либо научной концепции, состоящей из последовательности интеллектуальных действий, применение которых ведет к получению нового знания об объекте.

У юриспруденции нет собственных методов, она заимствует их как из социально-гуманитарных наук, так и из наук естественных. Научные методы необходимо отличать от формально-логических приемов мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Научные методы нужно отличать от технических приемов (соцопрос, интервьюирование) – способы сбора опытного материала.

Правовые принципы

· отраслевые

· универсальные

Правовые принципы:

1) наличие общих правил

2) официальное опубликование

3) футуроспективное действие

4) принцип правовой определенности

5) отсутствие противоречий в законодательстве(нормативны коллизии)

6) исполнимость законов

7) постоянство действия законов во времени

8) соответствие законов судебной практике

Предмет ТПГ — исторически развивающаяся система теоретических знаний о праве, его связи с человеком, обществом, государством, а также о механизме его действия.

Тип правопонимания — совокупность теорий, сходным образом объясняющих сущность права, его связь с человеком, обществом, государством и его механизмы действия.

Каждый тип правопонимания формирует представление о: понятии права, связи права и морали, связи права и государства.

Типы правопонимания

Естественно-правовой подход

Четыре этапа в развитии юснатурализма:

1.Античность

2.Средневековье классический и естественно- ____________________________________________________правовой подход

3.Индивидуалистический (рационалистический) – XVII век

4.Возрожденное естественное право – XIX-XX век, постклассический тип.

Античность.

Стоицизм.

Естественный закон рассматривается как некий универсальный космический принцип, которому подчинялись и люди, и боги, и звери. В римской юриспруденции – Ульпиан (дигесты), естественному праву природа научила всех живых существ, ибо оно присуще не только человеческому роду, но и является общим для всех животных. Сюда относится сочетание мужчины и женщины, рождение детей, их воспитание.

Цицерон: «Мы не можем противостоять естественному закону, мы не можем изменить его. Этот закон универсален, то есть он один для Рима и Афин. Он один и для настоящего, и для будущего. Он неизменен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется естественному праву, отрицает самого себя и свою природу».

Естественное право – идеал для позитивного права. Естественное право всегда рассматривалось как критерий оценки позитивного права. Закон справедлив в той мере, насколько в нем отображен закон естественный.

Средневековье.

Схоластика (средневековая католическая философия – XVIII век, Фома Аквинский).

Апостол Павел: «Естественный закон есть закон, написанный даже в сердцах у язычников.»

Естественный закон – закон совести. Совесть есть в каждом человеке. Совесть – универсальное свойство человеческой природы.

Нормы естественного права извлекаются человеческим разумом из рассмотрения человеческой природы. Нормы естественного права вложены богом в человека.

Рационалистический этап.

Десакрализация (церковь утратила свой авторитет). Естественность естественного права понималась в трех смыслах:

1. Естественность означает, что это право не содержит ничего сверхестественного (Лейбниц, Гуго Гроций). «Естественное право настолько неизменно, что изменить его не может даже бог» - Гуго Гроций.

2. Означает разумность естественного права – право разума; источником естественного права является только человеческий разум. Юридические аксиомы подобны аксиомам физики и, особенно, геометрии. Они составляют содержание естественного права.

3. Термин «естественное» был призван подчеркнуть связи юриспруденции с естественными науками.

Достоинства юснатурализма

1. Естественно-правовой подход впервые обратил внимание на то, что право несводимо к законам государства.

2. Естественно-правовой подход впервые обратил внимание на то, что наряду с изменчивостью праву в праве есть нечто постоянное и неизменное. Переход из одной правовой системы в другую; существуют универсальные правовые принципы.

3. Проблема моральной обоснованности позитивного права. Обратить внимание на связь, существующую между правом и ценностями общества. Право будет действовать в обществе только тогда, когда оно будет согласовано с ценностями общества, в том числе с моралью.

Недостатки юснатурализма

1. Содержание естественного права оказывается субъективным.

2. Естественное право часто отождествлялось с моралью. Для всех вариантов юснатурализма характерен дуализм естественного и позитивного права. Следовательно, естественное право предстает как совершенно отличное (в своей сущности) от права позитивного.

Естественно-правовой подход господствовал в юриспруденции в XVII-XVIII веках.

Историческая школа права

Сформировалась в Германии в 1814 году. Немецкий юрист Савиньи, «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».

Пухта и Г. Гуго, историческая школа права противопоставила себя естественноправовой школе. Право рассматривается как непрерывно развивающееся социальное явление, имеющая собственную историю, определяемая духом народа (wolksgetst)

Право – не создание индивидуального разума. Право – создание народного духа. Народ – субъект правотворчества.

В праве находят выражение особенности национального характера. Следовательно, право различных народов отличается друг от друга.

Естественное право должно быть исторично. Право имеет историю, как любил говорить Г. Пухта.

Отказ юридической науки от антиисторического духа естественного подхода.

В рамках исторической школы формировался исторический метод. Право может быть понято только в историческом рассмотрении. Исторический метод для исторической школы – способ познания современного состояния права.

Юридический позитивизм

Предпосылки его формирования:

1. Формировался в Западной Европе в абсолютических государствах XVI-XVII веков.

2. XIX век – кодификация национальных законодательств. Государство является единственным монополистом в создании права.

Легистская традиция правопонимания – право создания государства. Надо отличать от юридического позитивизма + не имеет собственного метода.

Юридический позитивизм возник в первой половине XIX века когда у него появилась собственная методология исследования права.

В его основе лежит философский позитивизм (он стал методологической основой формирования юридического позитивизма).

Философский позитивизм: Огюст Конт, 30-е годы XIX века.

Образцом научного знания является естественная наука. Научное знание – знание опытное, эмпирическое.

Отказ от использования знаний, которые не получены опытным путем. Конт полагал, что человеческий разум неспособен проникать в сущность вещей, не может претендовать на раскрытие сущности явлений. Разум должен заниматься наблюдением, описанием и систематизацией явлений.

Юридический позитивизм:

· Формировался как противоположность естественно-правовому подходу (главное отличие – метод). Рационалистический и опытный – индуктивный (индуктивный метод = догматический метод).

· Опытным материалом были установлены государством нормы права.

Достоинства этатизма

1. Юридический позитивизм увидел в праве нормативный аспект (ошибка в абсолютизации этого).

Недостатки этатизма

1.Defitio per idem (определение через то же самое) – определяет право (целое) через совокупность частей (правовых норм), - право определяется через право.

Право (X) – норма, созданная в установленной правом (X) форме, образуемая на основе правовых (Х) органов государства, как правового (Х) союза – Х определяется через Х.

2.В рамках юридического позитивизма невозможно доказать принудительный характер права. Норма права (Х) – норма, обеспеченная принуждением, которая предусмотрена другой правовой нормой (Х1), принуждение к которой предусмотрено другой правовой нормой (Х2).

Правовой принцип – общая идея, лежащая в основе совокупности правовых норм. Может быть не сформулирован в норме права, то есть может вытекать из законодательства, совокупности норм путем систематического толкования.

Задача юридической науки - обнаружить правовой принцип на основе анализа совокупности правовых норм и облечь его в языковую норму.

Классификация правовых норм (построение системы норм права)

Нормы права группируются в правовые институты, правовые институты – в подотрасли права, подотрасли права – в отрасли права.

Задача правовой науки – на основании логической обработки совокупности правовых норм превратить ее в систему норм права (логически непротиворечивое целое).

В соответствии с юридическим позитивизмом юридическая наука описывает и систематизирует.

Правила классификации:

1. Должна охватывать всю совокупность правовых норм

2. Не должно быть внутреннего противоречия в классификации

3. Научная классификация не должна противоречить законодательству

4. Классификация не должна быть слишком сложной.

Вопрос Тимошиной: юридический позитивизм = этатизму - ?????

К юридическому позитивизму могут быть отнесены все типы правопонимания, которые основаны на философском позитивизме. Другие типы правопонимания:

Юридический позитивизм:

1. Этатизм (нормы права, законы)

2. Классический социологический тип правопонимания (правоотношения, наблюдаемые в обществе)

3. Психологический тип (эмоции субъектов).

Социологический подход

Вторая половина XIX века. Также основан на философии позитивизме.

Основные положения:

1. Право – не идея разума, не как идея государства; социальные явления, относительно независимые от государства.

2. Право формируется еще в догосударственном обществе (патестарном).

3. Право может существовать и без государства.

4. Право реально существует в обществе. Правоотношения – право = правопорядок.

Главный признак права – его социальное действие.

Е. Эрлих стоит у истоков социологического подхода:

1. Книжное право (законы государства; может и не быть правом, если не возникли правоотношения).

2. Живое право – истинное право в жизни, созданное взаимодействием друг с другом людьми.

Главные источники – правовой обычай и судебный прецедент. В России представителями являются профессор Муромцев, Кистяковский, Коркунов и Гревцов.

Психологический подход

Л.И. Петражицкий, начало XX века.

Существует две реальности: материальная и психическая. Право – не материальное явление, а психическое. Главное содержание психологической жизни – эмоции.

Виды эмоций: императивные (односторонне-обязывающие) и императивно-атрибутивные (двусторонние предоставительно-обязывающие). (первое – к примеру, дать бедняку у церкви денежку, второе – заплатить за «Бестужев» в магазине).

Императивные эмоции – эмоции нравственные, императивно-атрибутивные – правовые. Императивные эмоции – субъект, переживающий их, переживает одностороннюю связанность своего поведения, обязанность при осознании того, что отсутствуют субъекты, имеющие право требовать исполнения данной обязанности. Императивно-атрибутивные эмоции – субъект, переживающий их, осознает связанность своего поведения со взаимными правами и обязанностями с другим субъектом.

Право существует только в силу факта его эмоционального переживания. Существует исключительно в психике субъекта, переживающего правовую эмоцию. Право перестало трактоваться как внешняя деятельность. Если исходить из того, что методология Петражицкого носила позитивистский характер (большинство), то психологический подход следует отнести к классическому типу правопонимания. Есть и обратная точка зрения. Так как психологический подход впервые рассмотрел право в его связи с человеком; сам Петражицкий не считал свой метод позитивистским.

Петражицкий стоит у истоков правового плюрализма; бытие права несводимо только к государству. Существует множество правовых систем.

Интегральное правопонимание

Сформировалось в России в начале XX века.

Синтетическая концепция права – А.С. Ященко.

Плюралистическая концепция права – Б.А. Кистяковский.

Дж. Холл – идея создания интегрального права, 40-е годы.

Г. Дж. Берман (60-е годы) – объединил естественное право, историческую школу, этатистский подход.

Интегральное правопонимание не представляет собой попытки суммировать идеи классических типов правопонимания! Абсолютизация одной стороны права – характерная черта классических правовых подходов, а стремление объединить различные аспекты бытия права в рамках одной концепции характеризуют неклассические типы правопонимания.

Различение права и закона

Различение права и закона. Концепция правового закона.

Правовой закон – закон, выражающий в себе право. Как триединство равенства, свободы и справедливости.

Право – психосоциокультурная система (право – явление, которое опосредуется правовым сознанием субъекта, существует в правовом взаимодействии между субъектами, существует в рамках определенной культуры).

Центральный элемент права – субъект.

Правовой текст превращается в источник правовой нормы благодаря интерпретирующей деятельности субъектов.

Правовая норма становится актуальным правилом поведения в результате того, что субъект обнаруживает заинтересованность в следовании данному правилу поведения. Правопорядок устанавливается не только государственной властью, а является результатом заинтересованного правового общения субъектов.

Понятие права

Правомочие – возможность субъекта свободно действовать либо бездействовать в определенных социально-признанных нормативно-определенных границах и требовать от обязанных лиц поведения, соответствующего правомочию (социально оправданное притязание субъекта, нормативно определенное).

Реализуя свое правомочие в активной или пассивной форме, управомоченный субъект определяет поведение обязанных субъектов. Правомочие – власть определять поведение других субъектов.

От правомочия следует отличать неправомерное притязание (не обладает социальной признанностью, не предусмотрено, а также противоречит нормам права)

Субъективное право – совокупность взаимосвязанных правомочий:

1.Право действовать/бездействовать(право на собственное поведение) ---> обязанность бездействия — пассивная правовая обязанность — воздержание от действий, препятствующих реализации правомочия.

2.Право требовать совершения определенных действий в интересах управомоченного (право на активное действие обязанной стороны). ---> обязанность действовать для реализации правомочий субъекта — активная правовая обязанность

3.Право на защиту. ---> обязанность юридической ответственности, ее претерпевание

Право – основанный на общезначимых и общеобязательных нормах порядок отношений, участники которого взаимодействуют друг с другом путем реализации принадлежащих им прав (правомочий) и обязанностей. Система социально признанных и общеобязательных норм, реализующихся в правах и обязанностях субъектов.

Принуждение в праве

Возможность принуждения в праве обусловлено не фактом существования государства, а притязательным характером субъективного права.

Социальная оправданность правомочий, основанных на социально признанных нормах, определяет возможность возникновения механизма их защиты.

Два вида принуждения:

1. Психическое – такое воздействие на сознание обязанного субъекта, которое определяет выбор требуемого варианта поведения, основание – наличие правомерного социально оправданного притязания. Вследствие этого обязанный психически переживает связанность своего поведения с правомерными требованиями управомоченного. Отличительной чертой психического принуждения является его публичный характер. Управомоченный субъект, требуя исполнения обязанности, выступает не только от себя лично, но и от имени общества, государство признало соответствующее правило в качестве обязательного. В силу публичности, управомоченный вправе обратиться к социальной государственной инстанции и требовать защиты своего нарушенного права.

2. Физическое – это принуждение ограничено и связано со случаями пресечения правонарушений. Физическое принуждение - одностороннее воздействие на субъекта, которое совершается против его воли (в этом отличие от психического принуждения). Ограниченность выражается в том, что государство не может физически принуждать к соблюдению права, а может лишь пресекать правонарушение, карать за его совершение, может восстанавливать уже нарушенное право. Стимулом правомерного поведения является не только угроза наступления нежелательных последствий и поощрения правомочного поведения, но и признание социальной ценности правомочного поведения. Физическое принуждение нельзя считать сущностным признаком права, потому что оно охватывает…. Оля не дописала. Пичалька.

Виды права

Концепция правового плюрализма (в социальном подходе). Основоположник – Г.Гурвич (французская социология права).

П.А. Сорокин – основоположник американской социологии права. наряду с государственно организованным правом сосуществует множество правовых систем.

Наряду с государственно организованным правом сосуществует множество правовых систем, образующих особый вид права – социальное право.

Виды социального права:

1. Публичное (централизованное) – существует в потестарных обществах.

2. Частное (децентрализованное)

Источник социального права – обычай, договор, локальный НПА, священное писание, мифы.

Виды частного права

1. Социально-гражданское – возможность социально-гражданского права вытекает из принципа диспозитивности гражданского права. Субъекты – отдельные индивиды, не представляющие какой-либо социальной структуры. Они действуют исключительно от собственного лица и в собственных интересах. Основной источник – гражданско-правовой договор.

2. Семейное – те правовые правила, которые складываются в конкретной семье.

3. Корпоративное – формируется в определенных социальных структурах. Субъекты – сами социальные структуры, либо члены социальной структуры. Нормы корпоративного права могут быть императивными или диспозитивными. Нормы корпоративного права могут складываться и путем обычая (право крестьянской общаги, гильдейское право)

a. Каноническое

b. Спортивное

c. Игорное

d. Иные

4. Международное – lex mercatoria – обычай делового оборота, сложившийся в предпринимательской деятельности (международной), создается самими предпринимателями.

Право и ценности

Понятие и виды ценности

Право и мораль

Мораль лишена элемента притязательности, не имеет возможности принудительно требовать.

Варианты:

1) разграничение морали и права

· юридический позитивизм — право не имеет собственного содержания, оно есть принуждение

· либертарная теория права (Право имеет собственное содержание, несводимое ни к принуждению, ни к минимуму морали. Это принцип формального равенства, правовая свобода. Только на этой основе, независимой от относительности морали можно создать правопорядок справедливый для всех) Четвернин — правовая свобода за гранью добра и зла, не подлежит моральным оценкам) Право не нуждается в моральной основе и не допускает моральных ограничений

· Чичерин, Алексеев

· Лаптева — нельзя ограничить права человека соображениями морали и нравственности

2) е\пп — право как часть морали — минимум морали — В. С. Соловьев(право и мораль имеют неразрывную связь, право есть принудительное требование внешнего осуществления минимума добра — принуждение к минимуму морали

РЕЗУЛЬТАТ ПРИНУЖДЕНИЕ — НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ

3) превосходство права над моралью Л. Петражицкий

Правосознание

Понятие и структура

Право не существует вне правосознания, но из этого не следует что оно равно правосознанию. Право конструирует право, правовую реальность.

По классической науке: сознание – субъективный образ объективного мира. Правосознание – субъективный образ правовой действительности. Вне классической науки: главное свойство сознания – деятельный характер. Сознание не отражает социальной действительности, а само ее формирует.

Сознание:

1.Рациональный элемент — понимание смысла правовых явлений

2.Эмоциональный элемент (ценностный) — оценка человеком правовых явлений

3.Волевой элемент—формирование варианта поведения, выбор варианта поведения

Структура правосознания

1.Рациональный элемент (правовая онтология):

a. Знание о том, что есть право вообще в его сущности – теоретическая правовая онтология.

b. Знание того, что есть право в конкретном обществе – практическая правовая онтология.

2.Оценочный элемент (правовая аксиология):

a. Правовая идеология – систематизированное представление о правовой действительности, в основе которого лежит определенная ценностная предпосылка.

b. Правовая психология – несистематизированная ценностное восприятие правовой действительности, существующее в виде правовых чувств, эмоций, переживаний.

3.Волевой элемент (правовая праксиология). Обусловлен первыми двумя элементами (что подумал и почувствовал, то и сделал, по сути – следователь в отставке И.К. Мартазов)

a. Представление о том, каким образом можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе с целью ее приближения к правовому идеалу, который определяется господствующей в обществе правовой идеологией – правовая политика.

b. Представление о том, как следует вести себя в конкретной правовой ситуации – правовая установка. Правовые установки делятся:

b.i.неосознаваемые правовые установки – в отношении простейших правовых ситуаций.

b.ii.Сложные правовые установки – регулируют деятельность субъекта на основе ценностной ориентации личности или определенной идеологии.

Правовая установка:

b.ii.1. Индивидуальная

b.ii.2. Групповая

b.ii.2.a. Позитивная

b.ii.2.b. негативная

b.ii.3. этническая

Ментальность – характеризуется особенностями психологического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную этническую целостность. Формируется в процессе этногенеза. Ментальность – часть этнической традиции; иерархия идей, представлений о мире, оценок, способов выражения мысли, культурных канонов, характерных для определенного этноса.

Правовая ментальность отражается во всех элементах структуры правосознания

1. Юридическое мировоззрение (правовой идеализм) – характерен для западноевропейской правовой культуры. Право переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности.

2. Правовой нигилизм - теория и практика отрицания права как позитивного социального явления (представление о праве как инструменте насилия, подавления личности).

3. В России правовой скептицизм (в безграничных регулятивных возможностей права, уверенность в их ограниченности)

Подсознание – неосознаваемые психические процессы, бессознательное воздействует на правовое сознание, поведение, но побудительные причины не осознаются.

Солидаризм

Сформировался во второй половине XIX века, основоположник – Дюги. В России – М.Н. Ковалевский.

Идея социальной солидарности; ее осознание порождает норму социальной солидарности – не делать ничего что нарушает социальную солидарность, и делать все чтобы ее укрепить.

Социальная норма солидарности – высшая ценность, являющаяся основой позитивного права, и ограничивающая возможность произвола государственной власти.

Солидаризм отрицает самостоятельное значение субъективного права.

Субъективное право – производное от первичных обязанностей – укрепление социальной солидарности, выполняя определенную социальную функцию. Например, собственность – это обязанность. Собственник должен использовать собственность чтобы поддерживать социальную солидарность. Пользование собственностью должно приносить пользу другим людям.

Коммунизм

Маркс и Энгельс.

Признание права относительной ценностью. Право – приходящее явление, то есть исчезающее в процессе социального развития.

Существование права обусловлено классовой структурой общества. Право – выражение воли экономически господствующего класса.

Общие социальные функции права отходят на второй план.

Элементы волюнтаризма: право – произвольное установление, но в интересах господствующего класса. Основная идея – ликвидация классового общества. Это возможно только вследствие ликвидации частной собственности на средства производства.

Национализм

Обосновывает идею прав нации.

Расизм

Развитие культуры определенной расой (по принципу крови).

Главная задача права и государства – сохранение и улучшение расы.

Правовая культура

Неокантианство – впервые происходит осмысление специфики культуры.

1.Культура – все созданное человеком, противопоставляется природе. П.А.Флоренский указал на недостатки такого определения.

2.Деятельностный подход к определению культуры: культура – специфический способ деятельности людей.

3.Ценностный подход: культура – система общесоциальных ценностей, создаваемых, воспроизводимых и передаваемых следующим поколениям.Сторонник – П.А. Сорокин: базовые ценности общества сообщают единство и целостность всем явлениям культуры.

4.Современный подход. Семиотическая концепция. Ю.М. Лотман. Культура имеет знаковую и коммуникативную природу. Создание и воспроизводство культуры возможно благодаря присущей исключительно человеку способности создавать тексты, системы знаков; они создаются для хранения, воспроизводства и передачи социально значимой информации в процессе коммуникации.

В качестве текстов культуры:

1. Устные и письменные тексты

2. Живописные полотна

3. Действия самих субъектов культуры

4. …

В текстах культуры воплощается ее основополагающие ценности. В процессе коммуникации происходит интерпретация текстов культуры, происходит в рамках определенного культурного контекста (смыслового пространства). Это смысловое пространство организует базовые ценности культуры. Культурный контекст обуславливает особенности понимания информации, которая заключена в текстах культуры, а, следовательно, отдельные аспекты информации могут актуализироваться, а другие – утратить свою актуальность.

Лотман: культура – механизм, создающий совокупность текстов.

Поляков: культура – система по созданию, хранению, воспроизводству и передаче текстов, содержащих социально значимую информацию (то есть содержащих накопленных социальный опыт).

Понятие правовой культуры

Л.Н. Гумилев «Несколько сакраментальных фраз».

Основные подходы к правовой культуре. В СССР впервые стала изучаться в 70-е годы.

1. Идеальный подход. Представители: С.С. Алексеев, проф. Венгеров. Алексеев: «Правовая культура – достигнутый общество либо конкретным субъектом определенный уровень знания и понимания права»

a. Правовая культура рассматривается как идеальное явление, ограниченное рамками либо индивидуальности, либо общественным сознанием.

b. На рациональном, интеллектуальном уровне правовая культура – знание позитивного права; на эмоциональном уровне правовая культура выражена в вере в право, в его регулирующие возможности.

Правовая культура рассматривается как часть правосознания, положительный компонент правосознания. Венгеров: «Правовая культура – более высокая форма правосознания». Недостатки:

a. Правовая культура не может быть отождествлена с правосознанием или какой-то его частью.

b. Правовая культура не только идеальное явление, существующее в сознании субъекта; она имеет и внешнее выражение – памятники права, источники права, сложившаяся в обществе система юридических учреждений.

Точка зрения Тимошиной: правосознание – часть правовой культуры (именно субъект – главное действующее лицо правовой культуры).

2. Качественный подход. Представители: А.П. Семитко: Правовая культура – обусловленная социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в:

a. Достигнутом уровне развития юридических актов

b. Достигнутом уровне правовой деятельности и правосознании субъекта

c. В степени гарантированности государством свободы поведения личности, в единстве с ее ответственностью перед обществом.

Общий недостаток двух подходов: неясность критерия отнесения явлений к культурным, он обозначен как «уровень развития» (где эталон измерения?). когда появляется этот критерий, неявно присутствует европоцентризм (западная культура – эталон); она и есть критерий оценки всех других правовых культур.

Нерсесянц выделяет три типа правовых культур:

1. Высокоразвитая

2. Среднеразвитая

3. Слаборазвитая

Его ученик Четвернин сказал что есть одна правовая культура (западная), а все другие – не культуры. Только в ней (западной культуре) реализован принцип формального равенства.

3. Деятельностная трактовка. Представитель: И.А. Иванников. Правовая культура – одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженных в правовых нормах, институтах, способности оценки данных явлений.

Недостатки подхода: правовая культура – не только деятельность.

4. Ценностная (аксиологическая) трактовка. Представитель: В.П. Сальников. Правовая культура – система идеальных и материальных правовых ценностей, создаваемых, реализуемых, передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества. «Юридическое богатство». Сальников: «Правовая культура – совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности субъектов права». в понятие правовой культуры включаются исключительно положительные ценности.

5. Семиотическая концепция. Сформировалась в неклассической науке. В центре этой концепции человек, который обладает исключите

Наши рекомендации