Составление концептуальной карты
Самым продвинутым способом концептуализации во втором ее значени] (процедура перевода общей идеи в систему конкретных понятий) выступае сегодня особый метод структурной концептуализации У.Трочима, получив ший название «концептуальное картирование» {ConceptMapping).
Концептуальное картирование — это процесс перевода абстрактных идей посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изобра жений рисуночного типа5.
Академическим ученым оно помогает придать визуальный образ своим тео риям, облегчив тем самым процесс измерения переменных, установления связе]
Trochim W. What is Concept Mapping? // http://www.conceptsystems.com/kb/00000003.htm
между ними, а затем, после окончания сбора эмпирических данных, анализировать результаты. В качественной социологам оно — незаменимый помощник. По выражению У. Трочима, составление концептуальной карты — это количественный метод обработки качественных данных. Для этого нужно: 1) непосредственно ввести свой текст, полученный по итогам фокус-группы или глубинного интервью, в word processor, 2) импортировать ASCII-текст или RTF (Rich Text Format) файлы из другого word processor'a. Социолог может легко кодировать неформализованный текст. Проведя некоторые действия по классификации и ранжированию, подсказанные методологией картирования, социолог достигает того, чего иначе он никогда не получит: качественные данные он превратит в количественные, которые легко обрабатываются, рассчитываются и т.д.
Применяется концептуальное картирование и в прикладных областях. Так, в бизнес-консультировании оно выступает первым шагом в разработке стратегии управления, способом наглядного изображения процесса принятия решений, составления организационного плана практических мероприятий фирмы, атакже эффективным инструментом оценочного обследования (оценка конечных результатов нововведения) и реинжиниринга. Составление концептуальной карты совместных действий и теоретических идей позволяет достичь большего согласия в переговорном процессе с клиентами, проясняя свои цели и задачи, добиваясь взаимопонимания по ключевым проблемам. В практике обучения персонала оно служит стратигемой действий и одновременно выступает стандартом для выработки некого эталона или теста проверки итогов обучения. Наконец, она приучает и ученых и практиков более четко и наглядно мыслить, не витать в облаках, придает социальному мышлению то, что можно назвать инженерной инструментально-стью. В социальной защите картирование хорошо себя зарекомендовало в организации помощи больным и престарелым, улучшении социально-психологического климата в городских и сельских общинах, работе с администрацией общеобразовательных школ и трудными подростками и др.
При составлении концептуальных карт используется несколько методов — от групповых процессов (например, мозговой атаки), фокус-групп, экспертных опросов, наблюдений, анализа документов и неформализованных интервью до многомерного шкалирования, многомерной статистики, иерархического кластерного анализа и компьютерных технологий. Картирование органично сочетает в себе принципы количественной и качественной методологии, строгой науки и гибкого искусства. Находясь на пересечении различных исследовательских стратегий и видов деятельности, картирование приобрело название «мягкой научной стратегии» {softscience). Оно помогает по-новому взглянуть на известную проблему и в то же время обеспечивает исследователя надежными методами обработки данных и стратегией практического внедрения.
Известны несколько способов составления концептуальных карт. Самый простой — создать рисунок своих идей (его называют mindmapping). Самый сложный требует групповых решений и предполагает использование компьютерных технологий, многовариативной статистики и т.п. В зависимости от употребляемых приемов различают: 1) точечные карты {point тар), 2) кластерные карты {clusterтар), 3) кластерные ранжированные карты {clusterrating тар), 4) кластерные структурированные карты {cluster bridging тар)6.
Trochim W. What maps are produced by Concept Mapping? // http://www.conceptsystems.com/kb/00000005.htm
Все они предполагают систематизацию конкретных идей и понятий г обобщенные группы-кластеры, их правильное наименование (понятное заказчику и ученому), в некоторых типах карт — определение удельного весе каждого кластера и т.д.
Рис. 11. Пример кластерной ранжированной карты помощи пожилым гражданам графства Йорк7
На карте (рис. 11) изображены пожилые граждане, отличающиеся по степени здоровья (хорошо себя чувствующие, с плохим здоровьем и находящиеся при смерти) и нуждающиеся в разном типе социального ухода (не нуждающиеся в помощи социальных работников, нуждающиеся в приходящих работниках, требующие стационарного ухода), а также процесс социализации, состояние социальной защиты в графстве, источники финансирования, стоимость социального обслуживания и т.д. Цифры слева показывают средний ранг важности данной темы (кластера) для участников проекта (от 2,75 до 3,75).
Процесс концептуального картирования, как правило, состоит из следующих этапов: составление списка интересов участников проекта (например, местных властей, администрации школы, спонсоров, полиции), выдвижение круга проблем и задач, которые следует решить (сократить преступность, расширить социальную помощь пожилым), содержательное обсуждение проблем и в конечном итоге их ранжирование по степени важности, перевод проблем на социологический язык и концептуализация проблем, проведение дополни-
Trochim William M.K. An Introduction to Concept Mapping for Planning and Evaluation // http:// www. conceptsystems.com/papers/publications/eppl/eppl. htm
тельных обследований (опрос и интервью, наблюдение, работа с документами), составление итоговой карты понятий и практических шагов решения проблемы. Обычно на один проект уходит от 2 до 10 месяцев (в зависимости от сложности решаемой проблемы). При организации мозговой атаки и группового обсуждения проблем на каждого участника выделяется по 10— 15 мин и предусматривается несколько сессий проведения коллективного обсуждения одной проблемы или группы проблем. Концептуальное структурирование проблемы предполагает, что социолог пришел к нему во всеоружии: он собрал демографические, образовательные, социально-экономические и профессиональные данные о контингенте исследуемых, выявил их мнение, ценностные ориентации, поведенческие модели, предпочтение и т.д.
В общем и целом в оргплан концептуального картирования включаются 6 важнейших фаз: 1) подготовительная стадия (включая правильный подбор участников проекта и описание круга изучаемых проблем или выбор главной проблемы); 2) выдвижение практических предложений, направленных на решение проблемы (включая групповую дискуссию); 3) структурирование предложений по тематическим кластерам, группам; 4) концептуализация предложений и рекомендаций, перевод их на теоретический язык и в форму концептуальной карты (используя многомерные шкалы и кластерный анализ); 5) интерпретация концептуальной карты; 6) практическое применение концептуальной карты8.